Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АЛЕКСАНДР (КРЕМЕНЕЦКИЙ)"

Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 530
Дата регистрации: 13.09.2011
относительно Павловского викариатства (упом. 1925)
10.10.2023 11:26:00

Начало обсуждения здесь: 1) https://drevo-info.ru/forum/topic/5576.html 2) https://drevo-info.ru/forum/topic/20034.html 3) https://drevo-info.ru/forum/21594.html

Относительно Павловского викариатства и престарелого еп. Александра

К середине 1924 года Павловского викариатства ещё не существовало и Белогорский Воскресенский монастырь был закрыт.

Павловский Преображенский собор действовал до 1930 года точно [1], обновленческого раскола в Павловском, Верхнемамонском и Лосевском и их окружающих (всего 8) районах не было [2].

Архим. Александр (Кременецкий), возможно, был в числе братии Алексеево-Акатова монастыря [3] (по логике мирной кончины от брюшного тифа архиеп. Тихона (Никанорова)), в Митрофановом монастыре-концлагере оставаться он не мог, а вероятнее всего, был с архиеп. Владимиром (Шимковичем). Неизвестно, кто был наместником Акатова с августа-сентября 1923 (Шимкович стал управляющим Воронежской епархией) по 1924 год, до назначения казначея того монастыря Тихона (Кречкова) во главе обители, т.е. наместником.

> 12 мая 1924 года Павловский уезд был расформирован (Павловск со слободами Дуванкой, Бабкой, Березовой Лосевской волости, Петровской, Буйловской волостями полностью отнесён к Россошанскому уезду, а также Бобровскому отошли: Воронцовская, Клёповская, Ливенская, Шестаковская волости полностью и Лосевская частично, и Богучарскому уезду - Верхнемамонская, Гнилушенская, Гороховская, Журавская и Нижнемамонская волости).

Летом 1924 года епископ Новохопёрский Митрофан (Русинов) перемещён был, открыв Уразовское викариатство.

  • Беря в расчёт: Павловское викариатство могло быть документально не оформленным ... понятно, каким тогда было время
  • > В связи с административно-территориальными изменениями в государстве

поменялась и территория епископской власти

> о чем были соответствующие определения.

Территориальные изменения и новый уровень епископской власти спутали на довольно продолжительное время церковное подчинение отдельных территорий

> и ввели в замешательство общую систему управления

но поскольку связь епископов друг с другом пока еще поддерживалась с помощью доступности переписки и перемещения отдельных клириков

> эта сумятица была частично преодолена.
> Постоянное давление со стороны власти и риск в любой момент потерять контакт центра с епархиями, призрачные ориентиры церковной субординации в указанное время и попытки церковного руководства в жёстких условиях реализовать ряд постановлений о епархиальном управлении Поместного Собора 1917-1918 гг. - это общие характеристики системы епархиального управления в епархиях.
> В условиях безысходной административной задавленности Церковь выжила.

Волости Россошанского уезда (1926 год)
Волости Россошанского уезда (1926 год)
Для меня актуальный вопрос: Какое епископство могло быть в Павловской и других смежных с ней волостях Россошанского уезда на 1925 год??

В 1925 году упоминается престарелый [4] (сейчас - это ключевые слова). На патриаршую хиротонию вряд ли похоже (хотя, ничего нельзя отрицать), а на местоблюстителя престола Петра (Полянского) вполне (как уроженца Воронежской губернии).

Мало кто задается вопросом, как смог человек в таком возрасте (~ 83 года), в условиях гонений (в т.ч. прекращения печати о Православной Церкви) и занятия обновленцами всех позиций епархии стать викарным епископом?

> К югу Воронежской губернии престарелый Кременецкий имел б`ольшее отношение, чем престарелый Зеленёв (84 года - 31.08.1925) (исчезнувший бесследно из Задонска в октябре 1920), и в связи с этим его значение для этих мест гораздо выше.

Епископ Старицкий Петр (Зверев), мог участвовать в хиротонии архим. Александра, во епископа Павловского, викария Воронежской епархии [5], в одном из храмов, принадлежащих канонической Православной Церкви: в Акатовом и Покровском (Печерская церковь отобрана осенью 1924) монастырях, церквях Воскресенской, Петропавловской и Троицкой на Терновой поляне, вместе с архиеп. Владимиром (Шимковичем) и еп. Новохопёрским Павлом (Крыловым) (... последний срок ... уже в этот период 16 июля - 20 августа 1925) когда первый был возведён в сан митрополита (если всё-таки хиротония была местной - не в Москве) [6]. Епископ Петр стал опорой престарелому владыке Владимиру (хочется сказать престарелым владыкам и Александру). При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ. Осенью 1925 года еп. Петр был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву к Тучкову.



[1]  Есть живой свидетель Мих. Ник. Никитенко (алтарник Павловского Казанского храма), род. 1 ноября 1923, был тогда 7-летним ребенком

[2]  Канцелярия Россошанского обновленческого епископа Григория (Орлова), ГАВО, Ф. 2565, Оп 1, Д. 2, Л. 38.

[3]  В середине 20-х годов XX века Алексеево-Акатов монастырь, в котором служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев), стал духовным центром Воронежа. См. Митрофан (Шкурин), иером., "Православная энциклопедия", Т. 1, с. 370-371 (опубл. 27 марта 2008), https://www.pravenc.ru/text/63812.html

[4]  В случае, если первая и вторая даты нахождения на кафедре архиерея не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. См. Губонин М.Е (коммент. Грюнберга П.Н.) "История иерархии", С. 9, 362.

[5]  Фамилия, а также документы, подтверждающие учреждение Павловского викариатства и свидетельствующие об архиерейской хиротонии викария, не обнаружены. >Историк Сапелкин Н.С., "Православная Энциклопедия", Т. 54. М., 2019, с. 182. > Известно [Кострюков А.А., "Протоиерей Стефан Ляшевский как свидетель исповеднического служения Патриарха Сергия (Страгородского)", https://www.sedmitza.ru/text/1223142.html], например, что историк М.Е. Губонин, собиравший самую разную информацию о жизни Церкви (_Основным трудом было собирание материалов, посвященных патриарху Тихону и истории Русской Церкви в советский период. Он копировал тексты документов, собирал подробные сведения о жизни патриарха, его указы, речи, послания; акты и переписку, посвященные вопросу о каноническом правопреемстве высшей церковной власти; материалы о репрессиях против духовенства. Несмотря на болезнь, он продолжал составлять эту книгу общим объемом около 14 тысяч страниц машинописного текста до последних дней жизни. Все это делалось нелегально и с большим риском. После ареста первая коллекция документов была изъята. Выйдя на свободу, Михаил Ефимович стал собирать материалы заново. Для сохранения максимально полной информации он упоминал документы, тексты которых достать не мог, но имел более или менее надежные сведения об их существовании и времени написания. Провел работу по датировке собранных материалов, раскрытию фамилий иерархов. Стремился к максимальной объективности, отказался от избирательного подхода к документам, их обработки, приводил и тексты подложных посланий и писем, если они оказали влияние на взгляды и поведение определенной группы духовенства), долгие годы близко общался со священномучеником Петром (Зверевым).

[6]  Курсивом выделен мой текст (выборочно взято из статей "Древа") - Андрей Губин.

Ответить