Обсуждение статьи "ДОСИФЕЙ (БАРИЛЭ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1216
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Барилэ vs Хереску
22.03.2017 19:43:54 в ответ на "Re: Барилэ vs Хереску" (Олексій Тре)

О последнем доводе Стефана Чебану. Это "Литературный Сборник" за 1872-1873 гг., в котором числом 500 экз. была издана "Сводная галицко-русская лѣтопись съ 1600 по 1700 годъ" А. Петрушевича.

[ Цитатата:

Митрополитъ Сочавскій Досоѳей преставился въ Жолкви року [1693] Декабр. [13]. Помян. Ставроп. Львовского братства.

Записка приклееная на бумагѣ съ отвратной страны иконы Митрополита Досиѳея на мѣдяной доскѣ надгробной находящейся въ библіотецѣ монастыря чину Св. Василія въ городѣ Жолквѣ. Король польскій Іоаннъ III по взятіи города Сочавы увезъ сначала Сочавскаго Митрополита Досиѳея с съ заграбленнымъ церковнымъ имѣніемъ въ свой замокъ въ городѣ Стрыю, гдѣ насиліемъ введено Унію ...

Конец цитаты ]

[ Цитатата:

Тотъ же С. Барончъ (стр. 63) пишетъ, что въ 1693 году, Іосифъ Шумлянскій епископъ Львовскій говорилъ надгробную рѣчь при погребеніи Митр. Досиѳея въ Жолквѣ.

Конец цитаты ]

Замечание: С одной стороны, по данным указанной записки, опубликованной Антонием Петрушевичем еще в 1873 году, вопрос о дате кончины митрополита Сочавского можно было бы считать закрытым. Но, если принять во внимание то, что приклеенная с тыльной стороны записка была обнаружена в униатском монастыре, а дата ее составления не известна (да и год преставления записан как число "1693", а не как "7702" - это с учетом сентябрьского календарного стиля), то следует рассмотреть вопрос о причинах и условиях заточения митрополита Досифея. Тем более, неизвестно на какие поздние архивы ссылался монах-доминиканец Садок Баронч.

[ Цитаты:

1) Нѣтъ сомнѣнія, что Мазепа былъ головнымъ виновникомъ паденія гет. І. Самойловича, стараясь заняти его мѣсто, чтобы потомъ оторгнути Украину отъ Россіи, въ чемъ пособствовалъ ему король Іоаннъ III, посредствомъ Львовского епископа Іосифа Шумлянского, который въ случаѣ отторженія Малороссіи, надѣялся быти Кіевскимъ митрополитомъ. Тотже честолюбивый епископъ надѣялся, такожъ съ завоеваніемъ Молдавіи королемъ Іоанномъ III, заняти Сучавскую митрополію „изъ которой досталась ему только драгоцѣнная митрополичія митра съ такимиже крестами и заграбленными упомянутымъ королемъ, однако не скорше якъ по кончинѣ упокоившого плѣненного Сучавского митроп.

2) О плѣненіи Молдавского митрополита Досиѳея въ Яссахъ пишетъ Le Сhevalier … король Іоаннъ III захватилъ мощи св. Іоанна Новаго въ Сучавѣ, съ большимъ серебрянымъ ковчегомъ и увезъ съ собою въ городъ Жолковъ, вмѣстѣ съ Сучавскимъ митрополитомъ и со всею того же богатою ризницею и архивами. Большое собраніе молдавскихъ грамотъ привезенныхъ королемъ Іоанномъ III въ Жолковь, было уже за Австрійского правительства, яко тогда находящееся тамже въ архивѣ князей Радивиловъ, по приказу австрійского правительства описано 3 Января 1783 года Іоанномъ Аѳаназіемъ Монавардою, Львовско-городского кассіера. Здѣсь находится описанныхъ 223 документовъ или грамотъ относящихся до Сучавской митрополіи, русскомъ, румынскомъ и греческомъ языкахъ начиная съ 1403 — 1693 года.

3) Письмо Досиѳея митроп. Сочaвского, ко Іоакиму, патріарху Московскому, съ жалобою на Іосифа Шумлянского, епископа Львовского, и съ просьбою прислати бумаги для печатанія Прологовъ, издано „У гради Яси, у Молдавін въ лѣто 7191 августа 29.“ Здѣсь чтется: „знаніе сотворяемъ Святини твоей... яко отцу моему премилостивому, о семъ нашемъ сроднику, именемъ Киріякъ Панара. . прилучися ему упасти у великомъ оскуденіи чрезъ стяжяне уніатства: будучи онъ парафіянинъ у той святой православной церкви у Ливовѣ градѣ, не стерпѣвъ молчати, егда поставляшеся на тую св. епископію Ливовскую сей Шумлянскій епископъ; того ради наведѣ на него многое убожество дѣяніи своими озлобителными; даже бо и до днесь много стужаетъ и пакость творитъ святымъ церквамъ на унію душепагубную усилуючи, часомъ потаемне, а часомъ и явѣ“.

Конец цитат ]

“Сводная галицко-русская лѣтопись съ 1600 по 1700 годъ", с. 664, 648, 621

Выводы: Единственное, что точно известно, так это то, что а) в 1686 году был подписан Вечный Мир между Россией и Польшей; б) в том же году, в ходе молдавской военной компании польского короля Яна III Собеского был разграблен Сочавский митрополичий собор и пленен и вывезен в Польшу молдавский митрополит вместе с дорогой ризницей, архивами и с мощами св. Иоанна Сочавского; в) начале 1694 года польская военная администрация назначила своего церковного администратора на молдавской оккупированной территории. 1 апреля 1694 епископ Львовский Иосиф (Шумлянский) подписывался как "архимандритъ Кіевскій и Сочавской митрополіи администраторъ".

Как пишут на ПЭ [1], первая попытка перехода Львовской епархии в подчинение Римскому престолу была предпринята Львовским епископом на епархиальном собрании, которое датируют 16-м декабря 1694 года. И только, 14 апреля 1700 года (по данным той же статьи) на собрании деканов епархии, прошедшем в Свято-Юрском соборе, Иосифу удалось склонить духовенство к принятию унии...

д) 29 декабря 1700 года из Батурина, из ставки гетмана Мазепы вышла депеша о том, что со дня смерти митрополита "минуло шесть лѣтъ декабря 13 дня".

е) 1 апреля 1702 года графу Толстому (или князю Дм. Голицину) были выданы инструкции, в которых, при встрече с Волошским господарем, рекомендовалось в разговоре помянуть имя Сочавского митрополита, как почившего. Не следует забывать о трениях между Константином Кантемиром и митрополитом Досифеем, а так же о русско-польских договоренностях относительно будущего раздела Молдавии.

ж) Можно, конечно предположить, что митрополит Досифей мог оставаться узником какого-нибудь униатского монастыря и после 1693 года, а затем, в 1696 , после смерти короля Яна Собеского [2], тайно переправлен в Россию и скрытно жил в одном из монастырей, например в Святогорской Лавре. А в 1702, после того как были установлены контакты с володарем Валахии Константином Брынковяну, митрополита Досифея назначают на Азовскую кафедру (сюжет для романа).

Как бы то ни было, последние переводы митрополита Досифея, которые он переслал Киевскому митрополиту Варлааму Ясинскому, относят к концу 1693 года.



[1]  Пидгайко В. Г., Скочиляс И. Я., "Иосиф (Шумлянский)" // Православная Энциклопедия, т. 25, с. 682-694, http://www.pravenc.ru/text/578563.html

[2]  Так, например, согласно архим. Арсению, митр. Досифей "до смерти короля Собесского проживал в галицкой области, а затем прибыл в Россию около 1696 г. и предназначался на кафедру предполагавшейся епархии Азовской..", http://dlib.rsl.ru/viewer/01003592653#?page=677

Ответить