Прмц. Анастасия Римляныня. Греческая икона |
Память 13 июня (Укр. [1]), 12 октября (Греч. [2]), 29 октября, 30 октября
Родилась в знатной римской семье, но в возрасте трех лет осиротела. Ее взяла под свое покровительство настоятельница женской монашествующей общины близ Рима, София. В этом монастыре она и приняла иночество. Анастасии было 20 лет. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города Прову. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.
Пров повелел ей принести жертву идолам, но Анастасия отказалась отречься от Христа. В наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбами и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой. Святая, истекая кровью, стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл, сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили - Пров приказал подвесить Анастасию и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, наконец вырвали язык, которым она непрестанно славила Бога. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу мечем. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.
Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле. Время мучения святой относят к 250 или 256 году [3].
Почитание
Мучение св. Анастасии. Фреска (автор Зорзис Фука, 1547 г.). Монастырь Дионисиат, Афон |
В ряде источников Константинопольского происхождения память святой Анастасии Римляныне отмечается 12 октября [4], но в большинстве византийских календарей память ей содержится под 29 октября [5].
На Руси наиболее раннее свидетельство почитания Анастасии Римляныни - упоминание ее памяти под 29 октября в месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 года [6] и Мстиславова Евангелия конца XI - начала XII века [7]. Однако память ей 29 октября отсутствует в древнейших списках Студийско-Алексиевского Типикона 1034 года [8], она появляется в списках данного устава со 2-й половины XIV века [9]. В Минеи служба преподобномученице Анастасии Римляныне включена была в конце XIV века [10]. В 1-й половине XII века на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в которой краткое житие святой приводится под 12 октября, а 29 октября указывается только память ей [11]. Во 2-й редакции нестишного Пролога, сформировавшейся на Руси к началу XIII века, под 29 окт. вместо жития Анастасии Римляныни содержится краткое житие Анастасии Узорешительницы, а под 30 октября помещено житие Анастасии Солунской, которое тождественно по содержанию житию Римляныни, за исключением указания места кончины мученицы [12]. В Великих Минеях Четьих под 29 октября кроме проложных житий включено пространное житие Анастасии Римляныни [13], озаглавленное как "Житие Анастасии Солунской" [14]. На начало XXI века календарь греческих Церквей указывает память только Анастасии Римляныни 29 октября, тогда как календарь Русской Православной Церкви 30 октября отмечает также память Анастасии Солунской.
Мощи
Прпмц. Анастасия Римляныня, икона |
В 1860 годах архиепископ Волынский Модест (Стрельбицкий) привез в Житомир дар Антиохийского Патриарха Иерофея – главу св. Анастасии Римляныни. По смерти своей он завещал её Житомиру. Заступивший на Волынскую кафедру архиепископ Антоний (Храповицкий) позаботился, чтобы глава святой «явилась открытою для всех христиан Волынского края». И в 1903 году с разрешения Св. Синода глава св. преподобномученицы была торжественно перенесена в кафедральный Житомирский Преображенский собор. В том же году архиепископ Антоний, исполняя волю покойного владыки Модеста, открыл в цокольной части собора Свято-Анастасиевский храм – над могилами архиепископов Модеста и его предшественников Агафангела и Тихона. Именно тут и были положены мощи святой в роскошной кипарисовой раке, оббитой серебром. В 1935 году Свято-Анастасиевскую церковь закрыли и осквернили, а мощи таинственно исчезли. Но в 1941 году, когда храм был открыт опять, глава святой возвратилась. После войны храм снова закрыли, а мощи исчезли при таинственных обстоятельствах. Весной 1999 года в Житомире был открыт женский монастырь Анастасии Римляныни [15].
Гимнография
Согласно разным редакциям Студийского устава [16] 29 октября совершается служба преподобному Авраамию Затворнику и Анастасии Римляныни, причем Евергетидский Типикон указывает службу с Аллилуия, а Мессинский - отпустительные общие тропари обоим святым, то есть службу 2 святым без знака. Первопечатный славянский Типикон 1610 года и Типикон, употребляемый ныне в Русской Православной Церкви [17], также предписывают совершение 29 октября службы 2 святым без знака.
В печатных богослужебных греческих и славянских Минеях, употребляемых в настоящее время, помещена служба Анастасии Римляныни с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах, помещенный в греческой печатной Минее и отличный от стихир в славянской печатной Минее. Общий тропарь мученице «Агница Твоя Иисусе», находящийся в славянской, но отсутствующий в греческой печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греческой печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь Анастасии Римляныни под 12 и 29 октября [18].
Молитвословия
Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)
Де́вства вода́ми очище́на, преподо́бная,/ му́ченичества кровьми́, Анастаси́е, венча́вшися,/ подае́ши су́щим в ну́ждах неду́гов исцеле́ние/ и спасе́ние, приступа́ющим от се́рдца,/ кре́пость бо тебе́ подае́т Христо́с,// источа́я благода́ть приснотеку́щую.
Иконография
В византийском и древнерусском искусстве преподобномученица Анастасия Римляныня и великомученица Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в ряде источников [19]. Преподобномученица Анастасия Римляныня могла изображаться в монашеском облачении: мантии и схиме [20].
В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII века под 29 октяюбя рядом с образом Анастасии Римляныни, держащей в правой руке сосуд, указано: «Ри(з)[а] ла(з)[орь], испод кенова(р)[ь] збелиломъ». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 годов святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках.
Использованные материалы
- П. Б. М., Лосева О. В., Венцель О. В., Герасименко Н. В., Я. Э. З. "Анастасия Римляныня" (исправленая статья от 1 апреля 2009 г.) // Православная энциклопедия, т. 2, 257-258:
- Преподобномученица Анастасия Римляныня // Календарь на портале Православие.RU:
- Анастасия Римляныня, Солунская (Фессалоникийская), преподобномученица // Сайт Русское Православие:
- Минея. Октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 780-781:
[1] Память перенесения честной главы с Волыни в Житомир в 1903 году. Православний календар. 2018. - К.: Українська Православна Церква, 2017. - С. 87, 181.
[2] "Ἡ Ἁγία Ἀναστασία ἡ Παρθένος", страница греческого сайта Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/860/sxsaintinfo.aspx.
[3] Пространные греческие жития святой Анастасии, одно из которых написано Симеоном Метафрастом, относят ее мученическую кончину ко времени императора Диоклетиана (BHG, N 76х-77). Однако краткие жития в составе Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви X века говорят о том, что это произошло в правление императоров Декия и Валериана.
[4] Так в Типиконе Великой церкви X века (Mateos, Typicon, 68-69); Минологии Василия II (PG, 117, Col. 105-106); Синаксаре Константинопольской церкви X века (SynCP, Col. 133-134).
[5] Так в поздних списках Типикона Великой церкви 1063 и 1329 годов (Mateos, Typicon, 83); в разных редакциях Студийского устава - Мессинском Типиконе 1131 года (Arranz, Typicon, 45) и Евергетидском Типиконе 1-й половины XII века (Дмитриевский, Описание, т. 1, 302); в Иерусалимском уставе, начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII века (Дмитриевский, т. 3, ч. 2, 32), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 года (Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 335); в Синаксаре Константинопольской церкви X века (SynCP, Col. 171-173); Петровом Прологе XI века (Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 335); Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI века (Cristoforo Mitileneo, Calendari, 341, 350) и Феодора Продрома начала XII века (Teodoro Prodromo, Calendario, 110).
[6] Л. 137.
[7] Апракос Мстислава Великого, 233.
[8] РНБ. Соф. 1136. и ГИМ. Син. 330, XII в.
[9] РГАДA. Тип. 144. Л. 38.
[10] ЯМЗ. № 154466. Л. 105.
[11] РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. - Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 160, 165.
[12] ГИМ. Син. 244, Син. 247, кон. XIV в.
[13] BHG, N 76z.
[14] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120 (1-я паг.).
[15] История Анастасиевского монастыря на официальном сайте Житомирской епархии - http://zhytomyr-eparchy.org/svyato-anastasievskiy-stavropigi...tml
[16] Евергетидскому Типикону 1-й половины XII века (Дмитриевский, Описание, т. 1, 302) и Мессинскому Типикону 1131 года (Arranz, Typicon, 45).
[17] Типикон, т. 1, 233.
[18] Μηναῖον, ̓Οκτώβριος, 127, 298.
[19] В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 110, 976-1025); Минологии 3-й четверти XI века (Vat. gr. 1156. Fol. 263v;); Минологии 2-й половины XI века (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v); Минологии последней четверти XI века (ГИМ. Греч. 175. Fol. 226v); в церкви Архангелов в Вуларионе, Греция, XII век; в церкви Святой Софии в Охриде, Македония, 1040-е годы; в церкви Созонта в Еракии, Греция, XIII век; на псковской иконе «Святая Анастасия, с избранными святыми», начала XVII века (ПИАМ).
[20] Например в греко-грузинской рукописи XV века (РНБ. O. I. 58. Л. 83об.); в двусторонней таблетке «Минея на октябрь», середины XVII века (НГХМ); на иконе «Преподобная Анастасия, священномученик Власий, мученики Флор и Лавр», XVIII век (ЦМиАР) - хотя в последнем случае возможно представлена прп. Анастасия Патрикия.