Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МАКСИМ (РУБЕРОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Максим (Руберовский), еп. Полонский. Фотография. вторая половина 1910-х - начало 1920-х годов
Максим (Руберовский), еп. Полонский. Фотография. вторая половина 1910-х - начало 1920-х годов
Максим (Руберовский) (1878 - 1937), епископ Полонский, викарий Волынской епархии

В миру Руберовский Михаил Иванович, родился 25 октября 1878 года в с. Пистяки Гороховецкого уезда Владимирской губ. (ныне пос. Пестяки Ивановской обл.). Происходил из старинного потомственного священнического рода.

В 1899 году окончил Владимирскую духовную семинарию по первому разряду. Служил учителем двуклассной церковноприходской школы Архангельского погоста Гороховецкого уезда, потом народного двуклассного училища с. Давыдова Владимирского уезда.

В 1910 году уволился с должности учителя и поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию.

В 1914 году, во время учебы в академии, принял монашеский постриг с именем Максим, был рукоположен во иерея. В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия.

С 12 августа 1914 года - помощник смотрителя Житомирского духовного училища.

С 28 декабря 1916 года - инспектор Волынской духовной семинарии в Житомире (до ее закрытия в 1921).

В 1924 году во епископа Полонского (по мест. Полонное, ныне город в Хмельницкой обл., Украина), викария Волынской епархии. Хиротонию возглавил Волынский и Житомирский еп. Аверкий (Кедров); по другим сведениям, хиротония был проведена в 1923 году викарным Коростенским еп. Леонтием (Матусевичем), управлявшим Волынской епархией во время кратковременного ареста еп. Аверкия.

В это время в епархии происходило противостояние между сторонниками патриарха Московского и всея России Тихона и обновленцами. Не имея достаточной информации о высшей церковной власти, руководство епархии заняло выжидательную позицию. 6 ноября 1924 года еп. Аверкий выехал для выяснения вопроса о церковном управлении в Москву. Покидая Житомир, он предполагал передать временное управление епархией старейшему среди викариев по хиротонии Староконстантиновскому еп. Иакову (Немоловскому), однако тот отказался. Тогда управление Волынской епархией было доверено еп. Максиму, который проявил себя как решительный противник обновленчества.

На состоявшемся 30 декабря 1924 года в Житомире съезде епархиального управления под давлением местных властей большинство делегатов во главе с еп. Иаковом признали юрисдикцию обновленческого Всеукраинского синода в Харькове. Однако еп. Максим отказался поддержать это решение. В своем обращении в Ликвидационный (церковный) комитет губисполкома от 25 января 1925 года он писал:

"Я лично присоединился к резолюции меньшинства, отвергающего современное обновленчество и не признающее Харьковский обновленческий синод как высший орган церковной власти на Украине и, в частности, на Волыни. Так как я сохраняю за собою права по управлению Волынской епархией, переданной мне епископом Аверкием перед отъездом из Житомира 6.XI.1924 года, то в силу вышеизложенного считаю долгом донести до сведения Губликвидкома, что отныне я персонально независимо от избранного съездом епархиального управления, если Бог благословит, буду управлять Волынской епархией, разумеется, в той части ее, которая, держась со мною одинаковой религиозной ориентации, признает меня своим законным епископом и найдет необходимым обращаться ко мне по церковным делам" [1].

30 апреля 1925 года еп. Аверкий (Кедров) вернулся в Житомир и приступил к руководству Волынской епархией. Еп. Максим переехал в Полонное для управления своим викариатством.

В марте 1927 года он был вызван ГПУ в Харьков, где вынужден был остаться под подпиской о невыезде. По версии обвинения, еп. Максим организовывал нелегальные собрания в домах у священников, где обсуждались вопросы борьбы с обновленчеством и допускались враждебные высказывания в адрес советской власти. 26 октября того же года он отправил письмо заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому), в котором поддержал его "Декларацию" 1927 года и высказался за установление "добрых нормальных отношений Православной Церкви со властью при условиях переживаемого времени". При этом еп. Максим призвал митр. Сергия "рассеять нелепое обвинение" в том, что тот будто бы действовал без благословения находившегося в ссылке патриаршего местоблюстителя митр. Петра (Полянского), в чем заместителя местоблюстителя обвиняли его оппоненты [2].

7 июня 1928 года епископу Максиму было разрешено вернуться из Харькова в Полонное, однако 12 августа того же года он был заочно приговорен Коллегией ОГПУ к трем годам ссылки в Уральскую обл. Отбывал ссылку в с. Шеркалы Берёзовского района Тобольского окр. Осенью 1929 г. был досрочно освобожден. Вернулся в Житомир, где, по некоторым сведениям, недолго управлял Волынской епархией во время отсутствия правящего архиеп. Аверкия. Вскоре был вновь арестован по обвинению в "антисоветской агитации" и приговорен к пяти годам ссылки в Западную Сибирь.

После отбытия срока ссылки, с июля 1935 года проживал в Житомире на одной квартире с иером. Спиридоном (Лукичом). В условиях отсутствия в Житомире правящего архиерея еп. Максим, формально пребывая на покое, принимал у себя представителей епархиального духовенства и приходских советов, давал им указания по ведению церковных дел.

13 сентября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Житомире. Проходил по одному делу с большой группой житомирских священнослужителей и монашествующих как "руководитель контрреволюционной группировки церковников". На допросе и при очных ставках отрицал все предъявленные ему обвинения.

17 ноября 1937 года особой тройкой Житомирского УНКВД приговорен к расстрелу.

Расстрелян 23 ноября 1937 года в Житомире. Погребен на Смоленском кладбище Житомира, место захоронения неизвестно.

Литература

  • ГА Житомирской обл. Ф. Р- 5013. Оп. 1. Д. 19980-П.
  • Польский. Ч. 2. С. 90;
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 262;
  • Доненко Н., прот. Еп. Житомирский Максим (Руберовский) // ЕжБК. 2006. Т. 1. С. 172-176
  • Фролова Э. В. Уроженцы Гороховского у. Макарий и Ксенофонт Руберовские // «Да будет время с нами вечно!»: Сб. краевед. работ по итогам II Булыгинских лит.-краевед. чт. Гороховец, 2006. Вып. 1. С. 29-33.

Использованные материалы



[1]  цит. по: Доненко. 2006. С. 172-173

[2]  Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006. С. 347

Редакция текста от: 23.04.2021 20:07:18

"МАКСИМ (РУБЕРОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google