Грузинский экзархат Святейшего Правительствующего Синода Православной Российской Церкви (недейств.)
Учреждён 30 июня 1811 года [1]. В марте 1917 года, когда была провозглашена самочинная автокефалия Грузинской Церкви, Грузинский экзархат был преобразован в Кавказский, который просуществовал до апреля 1920 года.
История
Учреждение
В конце XVIII века, вместе со вхождением Грузинского государства в Российскую империю, Грузинская Церковь также входила в состав Российской. По Георгиевскому трактату 1783 года царь Карталинский и Кахетинский Ираклий II присоединил Восточную Грузию к России в качестве протектората, а Мцхетский католикос, предстоятель Восточногрузинской Церкви, стал восьмым, постоянным членом Святейшего Синода Русской Церкви. В этом же году последний Западногрузинский Имеретино-Абхазский католикос Максим II удалился в Киев, где оставался до своей кончины в 1795 году. Восточная Грузия была аннексированна к Российской империи в 1801 года, а Западная Грузия (Имеретия) стала протекторатом в 1804 и была аннексирована в 1810 годах.
Как пишет Православная Богословская Энциклопедия начала XX века, "с окончательным же присоединением Грузии, а затем и других областей Кавказа к России в них введено было русское гражданское управление, а затем естественно явилась необходимость преобразовать и церковное устройство по российскому образцу..." [2]. Последний католикос Восточной Грузии Антоний II, приглашенный в 1810 году Святейшим Синодом на совещание по церковным вопросам, обратно не вернулся, скончавшись в 1827 году в Нижнем Новгороде [3].
В 1811 году, согласно императорскому распоряжению, вместо него был назначен экзарх Иверии, получивший право быть членом Святейшего Синода. 30 июня 1811 года [4] был учреждён Синодальный Грузинский Экзархат. Первым экзархом Грузии был назначен грузин, архиепископ (позже митрополит) Мцхетский и, с 1814 года, Имеретинский (в связи с упразднением Имеретино-Абхазского (Западногрузинского) Католикосата) Варлаам, кн. Эристави. Последующие Экзархи - из русских архипастырей. Кроме кафедрального наименования правящий архипастырь титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода.
Упразднение
С конца XIX столетия стало набирать силу движение за восстановление грузинской автокефалии, которое поддержали как представители духовенства так и видные миряне. В крайних формах, на фоне политического терроризма тех лет, оно выливалось в убийства. Так, в июне 1895 года лишённый священнического сана за разбой Колмахелидзе в Синодальной Конторе убил архимандрита Николая (Симонова). В тот же день в кустах во дворе был пойман псаломщик-грузин с кинжалом, готовившийся расправится с экзархом Грузии Владимиром (Богоявленским). 27 ноября 1907 года было совершено нападение на игумению "русского" Бодбийского монастыря св. Нины Ювеналию (Марджанову) [5]. Карету в которой сидела игумения, послушница, женщина с дочерями 5-ти и 7-ми лет изрешетило пулями (с Божией помощью никто из них не пострадал), была убита четвёрка лошадей, кучер, верховой стражник с лошадью и тяжело ранены кондуктор и слуга (как потом оказалось стреляли не менее 67 раз). Наконец, 28 мая 1908 года был убит экзарх Грузии Никон (Софийский).
После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной русской политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 году епископ Бакинский Григорий (Яцковский); удалился из Грузии и епископ Дамиан (Говоров). Несколько лучшим было положение епископа Сергия (Петрова), чья кафедра находилась в абхазской части экзархата, но и здесь сепаратистские тенденции и влияние Грузии были сильны. Епископ Сергий занимал кафедру до 1920 года, хотя в последние годы скорее номинально, чем фактически, управлял епархией.
Принимались попытки установить в Грузии Русский экзархат, для русских и абхазских приходов, однако жёсткая позиция грузинской иерархии не позволила этого осуществить.
Сразу после избрания католикоса «грузины приступили к национализации духовно-учебных заведений, состоящих еще в ведении Святейшего Синода. Русские преподаватели, состоящие на службе в Ведомстве Православного Исповедания, предназначены грузинским церковным управлением к увольнению. Для проведения в жизнь национализации в каждом учебном заведении образованы из грузинского преподавательского персонала, состоящего еще на службе у Святейшего Синода, ячейки: в Тифлисской духовной семинарии во главе с ректором протоиереем Кекелидзе, в Горийском духовном училище — священником Пхаладзе, в Телавском — Миминашвили, в епархиальном женском училище — Горгадзе и начальницей Тавгеридзе. Известно, что из епархиального училища уволены 107 девочек негрузинок» [6].
В марте 1917 года в связи с провозглашением грузинами самочинной автокефалии и отложением от канонического священноначалия Русской Церкви и отказе участвовать в Всероссийском Поместном Соборе Экзархат Грузии преобразовывается в Кавказский. С 13 августа 1917 года последний экзарх Грузии Платон (Рождественский) именовался Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. Следующий экзарх, назначенный 19 марта (1 апреля) 1918 года патриархом Тихоном с правом ношения белого клобука и митры с крестами Кирилл (Смирнов), смог по условиям военного времени добраться только до Баку. Месяц проведенный там он использовал для устройства церковных дел и организации системы церковного управления, сохранением и организацией той паствы и приходов которые остались. Не сумев добраться до Грузии он возвратился в Москву на 3 сессию Поместного Собора, где сделал доклад о "Об устроении Православной Церкви в Закавказье". Мнения Собора по этому поводу разделились и этот вопрос решили передать на рассмотрение ВЦУ.
В апреле 1920 года не дождавшись нормализации сложившегося положения, патриарх Тихон назначает митрополита Кирилла на Казанскую кафедру. С этого времени Грузинский Экзархат перестал существовать.
Расторгнутое грузинами в 1917 году молитвенно-каноническое общение с Православной Российской Церковью восстановилось в конце 1943 года.
Состав
При первоначальном формировании церковно-административной структуры Экзархата произошло слияние старых местных епархий с центральной Мцхетской. 30 июня 1811 года в нее вошли епархии Никозская, Руисская, Самтавийская, Самтавросская, Тифлисская, Урбнисская и Вилканская. Вместо 13 старых были созданы две епархии: Мцхетская и Карталинская, порученная митрополиту Варлааму (Эристави) с титулом члена Синода и Синодального экзарха в Грузии, и Алавердская и Кахетинская, порученная митрополиту Сигнагскому Иоанну [7].
Однако, вскоре же последовала дальнейшая реорганизация нового Экзархата. 30 августа 1814 года "...повелено быть одному Экзарху Святейшего Синода в Грузии и именоваться митрополитом Грузинским и Имеретинским, а в 1818 году оставлена в Грузии одна епархия с наименованием Карталинской и Кахетинской. Такой порядок духовного управления Грузинской Церкви оставался до 09/21.04.1856 г. ..." [8]. Кроме кафедрального наименования правящий архипастырь титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода. 3 апреля 1875 года было учреждено Владикавказское викариатство Карталинской кафедры, которое стало самостоятельной епархией в стоставе Экзархата 23 апреля 1885 года, а 10 сентября 1894 года было выделено из его подчинения.
К началу XX века Экзархат состоял из четырёх епархий и двух викариатств:
- Карталинская и Кахетинская [9]
- Имеретинская
- Гурийско-Мингрельская (с 1885)
- Сухумская (древняя Абхазская) (с 1885)
Кафедра экзархов - в Тифлисе (Тбилиси), столице Грузии.
В марте 1917 года в связи с провозглашением грузинами самочинной автокефалии Грузинский Экзархат был преобразован в Кавказский, и последние экзархи Платон и Кирилл именовались Тифлисскими и Бакинскими, Экзархами Кавказскими.
Изменения названия экзаршей епархии
- Мцхетская и Карталинская (с 1811)
- Мцхетская, Тифлисская и Карталинская (с 30 августа 1814)
- Карталинская и Кахетинская (с 28 декабря 1818)
- Тифлисская и Бакинская (упом. 13 августа 1917 - 1920)
Архипастыри
- Варлаам (Эристави) (8 июля 1811 - 14 мая 1817)
- Феофилакт (Русанов) (14 мая 1817 - 19 июля 1821)
- Иона (Васильевский) (1 октября 1821 - 5 марта 1832)
- Моисей (Богданов-Платонов) (12 марта 1832 - 13 июля 1834)
- Евгений (Баженов) (1 сентября 1834 - 12 ноября 1844)
- Исидор (Никольский) (12 ноября 1844 - 1 марта 1858)
- Евсевий (Ильинский) (1 марта 1858 - 8 декабря 1877)
- Иоанникий (Руднев) (8 декабря 1877 - 27 июня 1882)
- Павел (Лебедев) (6 июля 1882 - 29 сентября 1887)
- Палладий (Раев) (29 сентября 1887 - 18 октября 1892)
- Сщмч. Владимир (Богоявленский) (18 октября 1892 - 21 февраля 1898)
- Флавиан (Городецкий) (21 февраля 1898 - 10 ноября 1901)
- Алексий (Опоцкий) (10 ноября 1901 - 1 июля 1905)
- Николай (Налимов) (1 июля 1905 - 9 июня 1906)
- Никон (Софийский) (9 июня 1906 - 28 мая 1908)
- Иннокентий (Беляев) (7 декабря 1909 - 9 сентября 1913)
- Пимен (Пегов) (1912) в/у
- Григорий (Яцковский) (9 сентября 1913 - 4 октября 1913) в/у, еп. Бакинский
- Алексий (Молчанов) (4 октября 1913 - 20 мая 1914) [10]
- Пимен (Пегов), 2-й раз (20 мая - 26 июня 1914) в/у, еп. Эриванский
- Питирим (Окнов) (26 июня 1914 - 23 ноября 1915)
- Платон (Рождественский) (5 декабря 1915 - 13 августа 1917)
Кавказский Экзархат
- Платон (Рождественский) (13 августа 1917 - 22 февраля 1918)
- Сщмч. Кирилл (Смирнов) (1 апреля 1918 - апрель 1920)
Монастыри
По состоянию на 1913 год: [11]
Грузинская (Карталинская и Кахетинская) епархия
- Мужские:
- Ахтальский Успенский монастырь
- Бетанийский Богородице-Рождественский монастырь (с XII в.)
- Вирдзийский Успенский монастырь
- Давидо-Гареджийский монастырь (с VI в.)
- Зармзский монастырь (с XI в.)
- Иоанно-Зедазнийский монастырь (с VI в.)
- Иоанно-Крестителева пустынь (с V в.)
- Квабтохевский Успенский монастырь (с XI в., возрождён в 1849 г.)
- Кобенский Успенкий монастырь (существовал в XII в., возрождён в 1903 г.)
- Маркобский Антониев монастырь (с VI в.)
- Сафарский святого Саввы монастырь (с X в., возрождён в 1893 г.)
- Тифлисский Спасо-Преображенский монастырь (с 1822 г.)
- Хирский Стефановский монастырь
- Шио-Мгвимский монастырь (с VI в., до 1877 г. приписной к Тифлисскому Преображенскому)
- Шуамтинский Рождество-Богородицкий монастырь (с VI в., возрождён в XVI в.)
- Женские:
- Бодбийский святой Нины монастырь (с IV в., до упразднения в 1837 г.: Георгиевский, мужской; возрождён в 1889 г.)
- Агинский Богородице-Рождественский скит (приписной к Бодбийскому, с 1910 г.)
- Свято-Георгиевский монастырь близ деревни Мамкоды (с 1900 г. – община, приписная к Бодбийскому; с 1903 г.) Гурийско-Мингрельская епархия
- Мужские:
- Джумантский Архангельский монастырь
- Иоанно-Крестительская пустынь в селе Амаглеба
- Мартвильский Успенский монастырь (с VII в. [12])
- Саирмский монастырь (приписной к Мартвильскому)
- Нахаребовский Благовещенский монастырь
- Шемокмедский Спасский монастырь (с XII-XVI вв.)
- Женские:
- Теклатский Богородице-Рождественский монастырь (с 1884 г. – община; с 1897 г.)
- Джихетская община (с 1893 г.) Имеретинская епархия
- Мужские:
- Гелатский (Гаенатский) Рождество-Богородицкий монастырь (с 1106 г.)
- Джручский Георгиевский монастырь (с XI в. [13])
- Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь (с 1027-1073 гг.)
- Моцаметский Давидо-Константинов монастырь (с VIII в. [14])
- Намарневский Иоанно-Крестителев монастырь (с 1822 г.)
- Цагерский монастырь (приписной к Намарневскому)
- Цаишский монастырь (приписной к Намарневскому)
- Челишский Успенский монастырь
- Схавский монастырь (приписной к Челишскому, известен с XVII в.)
- Женские:
- Мгвинский Спасский монастырь (с XII в.) Сухумская епархия
- Мужские:
- Драндский Успенский монастырь (с 1885 г.)
- Всесвятский скит (Драндского монастыря)
- Пантелеймоновский скит (Драндского монастыря)
- Новоафонский монастырь (с 1875 г., отделение Афонского Пантелеимоновского)
- Свято-Троицкий монастырь близ города Туапсе (с 1902 г.)
- Женские:
- Василиско-Златоустовский монастырь близ села Михайловского
- Моквинский Успенский монастырь (с 1904 г.)
- Иверско-Алексеевская община в деревне Георгиевке (с 1910 г.)
В другое время в составе экзархата также действовали: [15]
Учебные заведения
- Тифлисское духовное училище
- Горийское духовное училище
- Кутаисское духовное училище
- Мингрельское духовное училище [16]
- Озургетское духовное училище
- Телавское духовное училище
- Имеретинско-Гаврииловское епархиальное женское училище (г. Кутаиси)
- Иоанникиевское епархиальное женское училище (г. Тифлис) [17]
Периодические издания
См. также
Грузинская Православная Церковь
Библиография
- Список благочинных Грузинской епархии с указанием приходов, входящих в благочиннические округи, и адресов благочинных..., Тифлис, 1915, 16 с.
- Кондаков, Н. П., Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии, Санкт-Петербург, 1890, [2], II, 179 с.: ил.
- Иосселиани, П. И., Описание древностей города Тифлиса, Тифлис, 1866, 315 с.
- Кирион (Садзагелов), еп., Краткий очерк истории Грузинской Церкви и экзархата в XIX столетии, Тифлис, 1901.
- Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей, «Глава I. Грузинская Православная Церковь»:
Использованные материалы
- Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955 гг.)
- Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей, «Глава I. Грузинская Православная Церковь»:
- Булгаков, С. В., «Грузинские монастыри в 1913 году (краткая история, описание)»:
- «Абхазский (Западногрузинский) Католикосат», Православная энциклопедия, том 1, Москва, 2000, 67-72:
- http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?rpc3_1922
[1] по др. свед.: 11.06.1811 г.
[2] Православная Богословская Энциклопедия, т. 4, 718-719.
[3] По Истории Грузинской Иерархии, "...С увольнением последнего Католикоса Антония от управления Грузинскою и Имеретинскою Церковью в 1809 году, перестало быть звание Католикоса...", Истории Грузинской Иерархии, 19.
[4] По другим сведениям - 11.VI.1811.
[5] http://www.mbrsm.ru/article/132-historyofchurchkazanskiy1.html
[6] Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М., 1917.
[7] История Грузинской Иерархии, 22.
[8] Дурново, Девятисотлетие..., 27. Здесь, как и во многих документах XIX века, под Грузией имеется ввиду Восточная Грузия (Карталиния и Кахетия), тогда как в Западной Грузии (Имеретия) продолжали существовать несколько епархий.
[9] В её состав также вошли митрополии Ахтальская (в 1824 г.), ранее подчинявшаяся Константинопольскому Патриархату, и Аксисская (в 1829 г.), ранее подчинявшаяся Антиохийскому Патриархату.
[10] По "ПЭ" - с 2 ноября 1913.
[11] Булгаков, С. В., «Грузинские монастыри в 1913 году (краткая история, описание)», http://georgia.orthodoxy.ru/articles7.htm.
[12] По статье «Абхазский (Западногрузинский) Католикосат», Православная энциклопедия, том 1, Москва, 2000, 67-72, http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=419&did=15167&p_comment=history. По Булгакову – с X в.
[13] По статье «Абхазский (Западногрузинский) Католикосат», Православная энциклопедия, том 1, Москва, 2000, 67-72, http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=419&did=15167&p_comment=history. По Булгакову – с V в.
[14] По статье «Абхазский (Западногрузинский) Католикосат», Православная энциклопедия, том 1, Москва, 2000, 67-72, http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=419&did=15167&p_comment=history. По Булгакову – с XI в.
[15] По http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_1922
[16] Лопухин А. П., "Грузинский Экзархат", гл. IV. Духовно-учебные заведения, Богословский энциклопедический словарь, т. 4, https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovska...321
[17] Епархиальные училища Грузинского Экзархата, https://www.petergen.com/bovkalo/pr/zhuch1910.html