Полоцкая духовная семинария (недейств.)
Униатская Белорусская духовная семинария
Указом императора Александра I, подписанном 16 декабря 1806 года, в городе Полоцке предписывалось открыть Белорусскую духовную семинарию для обучения детей униатского белого духовенства и содержалась за счёт имений и части денежных средств епархии. Этот указ был результатом долгой и напряженной работы униатского митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Ираклия (Лисовского). Семинария должна была располагаться при Полоцком кафедральном Софийском соборе, но поскольку соборные здания были заняты военным госпиталем, то Ираклию (Лисовскому) пришлось разместить её в своем архиерейском имении Струнь, примерно в 6 километрах от Полоцка. Занятия в новооткрытой семинарии начались в январе-феврале 1807 года. Преподавание всех предметов (за исключением библейской истории) велось на русском языке; преподавательский штат при открытии семинарии включал всего одного преподавателя богословия. В октябре 1807 года семинарию посетил император Александр I. В 1808 году митрополитом Ираклием были утверждены правила учебно-воспитательного процесса и штат семинарии. А в ноябре того же года семинария из имения Струнь была перемещена в здание Софийского собора в Полоцке.
В 1812 году семинария была разорена французскими войсками и по распоряжению униатского архиепископа Иоанна (Красовского) была переведена в село Судиловичи Лепельского уезда. Занятия возобновились в 1813 году, а обратно в Полоцк семинария возвратилась в 1821 году.
Как правило, семинария располагалась в неприспособленных для образовательного процесса ветхих старых зданиях. Лишь в 1830-1833 годах было построено новое двухэтажное здание, которое также оказалось не вполне подходящим для занятий.
Сведения о преподавательской корпорации собирались с 1824 года, и с этого времени число преподавателей было в пределах 8-13 человек. Большей частью преподавали выходцы из Высшей униатской Виленской семинарии, но с 1829 года на преподавание русской гражданской истории и русской словесности стали назначать выпускников православных духовных академий. Материальные трудности заставляли преподавателей искать возможность дополнительного заработка: преподаватели в сане священника становились настоятелями сельских приходов, другие искали приработок на государственной службе. Большинство учащихся было на фундушевом (епископском) содержании. Фундушевые учащиеся проживали в семинарском здании, а своекоштные (на собственном содержании) - на квартирах в городе.
В 1820-е годы преподавание в семинарии осуществлялось на польском языке, не изучались ни греческий, ни церковнославянский языки; богословским предметам уделялось недостаточное внимание, вместо них делался упор на изучение естественных наук, математики и латинского языка. Чёткий учебный план отсутствовал: в старшем классе наряду с богословием могли преподавать метафизику, физику, химию, высшую математику. Предметы преподавались по учебникам и конспектам лекций из Высшей Виленской семинарии. Курс обучения был шестилетний, после чего выпускники могли углубить образование в Полоцкой академии. В 1823-1824 годах и 1828-1829 годах семинария подвергалась реформированию, причём во второй раз преобразование было совершено на основании устава духовных семинарий православного исповедания. Введение устава православных семинарий 18 сентября 1828 года повлекло изменение плана преподавания предметов. В частности, из него были исключены минералогия, химия, астрономическая география. Особое внимание было уделено изучению русского языка, на котором теперь надо было преподавать всеобщую и русскую историю. В учебный план теперь входили следующие предметы: христианская религия, польская религия, пастырское богословие, Писание, догматическое богословие, каноническое право, церковная история, математика, всеобщая история, российская история, география, русский язык и его словесность, логика, естественная история, красноречие, немецкий, французский, латинский, еврейский и греческий языки. К 1830 году в семинарии было 5 отделений (курсов), а в духовном училище при ней - 4.
Православная Полоцкая духовная семинария
По итогам воссоединительного Полоцкого Собора в 1839 году семинария стала православной. В этой связи в 1840 году семинария была переименована в Полоцкую духовную семинарию.
В 1842-1843 годах семинария была переведена на полное казённое содержание, и ее внутреннее устройство было приведено в соответствие с действующим уставом православных духовных семинарий. Во главе семинарии стоял ректор, он же был и председателем правления семинарии, в состав которого входили ректор, инспектор и эконом. Семинария разделялась на три класса, или отделения, с двухгодичным курсом в каждом: низшее (риторика), среднее (философия) и высшее (богословие).
Распорядок в семинарии был примерно следующий: в учебные дни ученики вставали в 6 часов по звонку, в 7 часов собирались в столовый зал для утренней молитвы. В день проходило по три урока, каждый урок продолжался 2 часа, в 2 с половиной часа начинался обед. Время после обеда до 5 часов посвящалось частично свободным занятиям: хоровому пению, музыке или гимнастике, рисованию, игре в шахматы и шашки, в мяч и т. п., частично отдыху, прогулке, чтению дозволенных книг. Желающие могли попить чаю в столовой или в буфете, в указанных местах разрешалась игра на музыкальных инструментах. Потом следовала подготовка уроков, ужин, вечерние молитвы и отход ко сну в 23.00. По свидетельству современников:
В 1851 году митрополит Иосиф (Семашко), ревизовавший Полоцкую епархию, нашёл семинарию в плохом состоянии. Здания, где размещались воспитанники, грозили обвалом. Их ремонт обошелся бы дороже, чем постройка нового здания, в связи с чем было рекомендовано перенести семинарию в Витебск. Поэтому в 1852 году ректор семинарии архимандрит Поликарп (Пясецкий) констатировал аварийное состояние семинарского здания и ходатайствовал перед архиепископом Василием (Лужинским) о перемещении семинарии в Витебск. Но поскольку здание бывшего базилианского монастыря, на тот момент было занято губернскими присутственными местами, переезд был временно отложен. Тем временем, по предписанию Святейшего Синода в 1853 году для лучших воспитанников было открыто миссионерское отделение. Здесь не изучались латинский, греческий и еврейский языки, но добавлялись следующие предметы: история и статистика русского раскола, практические наставления миссионерам, обозрение сочинений, написанных как раскольниками, так и против них. Эти предметы преподавались два раза в неделю, одновременно с основным учебным курсом.
Семинария смогла переехать в Витебск в 1856 году. Новое помещение не в полной мере соответствовало требованиям учебного процесса. С 1867 года начался большой ремонт главного корпуса семинарии, но многие недостатки устранены не были: очень небольшое помещение для семинарской больницы в главном корпусе, отсутствие изолятора, неудобные спальные помещения и учебные комнаты. Семинария располагалась в трёхэтажном здании около Успенского собора. На третьем этаже были оборудованы спальные комнаты студентов с гардеробной, которая использовалась еще как чайная. Учебные классы находились на втором этаже. На первом этаже располагались комнаты инспекции, столовая, буфет и медпункт. В двухэтажной пристройке находилась семинарская церковь во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия и библиотека. Церковь была достаточно просторная и красивая, в ней хранились подаренные великим князем Сергеем Александровичем вышитые серебряными и золотыми нитями хоругви. Фундаментальная библиотека формировалась постепенно, в ее состав вошли книги следующих библиотек: Жидичинской, Радомышльской, Полоцкого Софийского собора, архиепископа Иоанна Красовского, иезуитской Ужвалдской, Лядунского духовного училища, Поддубийского базилианского монастыря, Мархировской Покровской церкви; много книг было приобретено из суммы, ежегодно выделяемой на содержание семинарии. Большинство книг было богословского содержания и на латинском языке, было очень мало книг на русском и почти не было книг на греческом. При семинарии были также физический и минералогический кабинеты, читальный зал, с 1861 года - воскресная школа в которой преподавали семинаристы, впоследствии преобразованная в образцовую. В 1869 году при семинарии был открыт класс иконописи.
С 1867 года в состав правления семинарии по педагогическим делам входили: ректор, инспектор, один профессор и члены из духовенства. С 1870 года все преподаватели семинарии вместе с тремя членами от духовенства составляли педагогическое собрание, а распорядительное собрание состояло из ректора, инспектора, преподавателя и двух членов от духовенства.
Воспитание нравственного поведения учащихся возлагалось на инспектора. Он следил за поведением учеников через своего помощника. Основными методами воздействия были увещание, убеждение и возбуждение стыда. Случаи исключения учащихся почти не встречались. Из наказаний практиковались: внушение, предупреждение, внесение в книгу поведения, порицание в присутствии всей семинарии. В семинарии сложилась традиция безукоризненного поведения учащихся, иногда в течение целого года не было нарушений дисциплины.
Семинария продолжала называться Полоцкой до 1872 года, когда указом императора Александра II она была переименована в Витебскую духовную семинарию (см. далее).
Статистика
- 1807 - к началу занятий уездными протопресвитерами было доставлено 15 юношей, впоследствии к ним присоединилось еще 6 юношей из архиерейского хора
- 1808 - по штату семинарии: 50 воспитанников
- 1809 - по распрояжению униатского епископа Полоцкого Иоанна (Красовского) число учащихся было доведено до 80 человек
- 1829 - книг в семинарской библиотеке: 1803 экземпляров
- 1833 - 118 учеников
- 1834 - 208 учеников
- 1869 - книг в семинарской библиотеке: 6000 экземпляров
- 1870 - книг в семинарской библиотеке: 5000 экземпляров
Ректоры
Униатская Белорусская духовная семинария
- Аврелий Сумятыцкий (1806/1807 - ?)
- Василий Лужинский (упом. 1821)
- Михаил Шелепин (1823 - 1839)
Православная Полоцкая духовная семинария
- Михаил (Шелепин) (1839 - 28 января 1840 [1])
- Филарет (Малышевский) (13 февраля 1840 - 15 апреля 1849)
- Павел (Доброхотов) (15 июля 1849 - 21 августа 1851)
- Поликарп (Пясецкий) (31 августа 1851 - 11 сентября 1853)
- Фотий (Романовский) (28 октября 1853 - 10 ноября 1855)
- Митрофан (Стеженский) (10 ноября 1855 - 8 декабря 1856)
- Сергий (Оссовский) (1856 - 1860)
- Анатолий (Станкевич) (5 августа 1860 - 5 ноября 1865)
- Никанор (Бровкович) (5 ноября 1865 - 1868)
- Арсений (Иващенко) (1868 - 1872)
Известные выпускники
- 1814 - Василий (Лужинский), архиеп. Полоцкий
- 1809 - Антоний (Зубко), архиеп. Минский
- 1820-е - Филарет (Малышевский), еп. Нижегородский
Использованные материалы
- "Витебская православная духовная семинария", официальный сайт Витебской епархии:
- Материалы для истории Витебской духовной семинарии. Ректоры (с 1839 года) // Полоцкие епархиальные вельные ведомости, 1884, №21 отд. неофиц. (1 ноября 1884), с. 695-696.
- Страница сайта Русское Православие:
[1] Иоанн (Пщолко), архим., Архимандрит Михаил (Шелепин). Некролог (перепечатан из Литовских епархиальных ведомостей, № 5, 1867) // сайт Успенского женского монастыря, http://www.uspenie.by/архимандрит-михаил-шелепин/