Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЛЕУТСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Алеутская и Северо-Американская епархия Американского экзархата Русской Православной Церкви (недейств.)

От Аляскинской епархии до Северо-Американской митрополии

Епархия поименованная по Алеутским островам была учреждена 10 июня 1870 года, когда Новоархангельская епархия была переименована в Алеутскую. Изначально эта паства епархии проживала преимущественно на Аляске, но с конца 1860-х годов стали образовываться православные приходы на остальной территории Северной Америки, и епархия стала распространять на них своё попечение. В 1872 году кафедра епархии была перенесена в Сан-Франциско, в Александро-Невский собор. При епископе Несторе (Зассе), в конце 1870-х-начале 1880-х годов, Святейший Синод официально подтвердил перевод кафедры и консистории в Сан-Франциско.

В 1891 году епископ Алеутский Владимир (Соколовский-Автономов) воссоединил с Церковью униатского священника праведного Алексия Товта и его прихожан в Миннеаполисе, штат Миннесота, что вызвало массовое возвращение выехавших из Австро-Венгрии славян-униатов в Православие. Одновременное национальное самоопределение этих эмигрантов во многом определялось выбором веры, причём Православие соответствовало принадлежности к русскому народу.

Росту епархии способствовало также увеличение с конца XIX века притока православных иммигрантов в Америку. Разнородная паства стремилась организовать приходы по этническому признаку. При этом, если сербы (первый сербский приход в Америке образован в 1892 году) и арабы (первый арабский приход - в 1895 году) как правило входили в состав епархии, греки обычно отстранялись от "русской" церковной власти. В 1895 году состоялся первый епархиальный съезд духовенства в Вилкс-Бэрри, штат Пенсильвания. С 1896 году регулярно издавался "Американский православный вестник". С участием церковных деятелей появлялись печатные издания на русском, возникали братства, сестричества, общества взаимопомощи. 1 октября 1897 года открылась миссионерская школа в Миннеаполисе.

Епархия вышла на новый уровень развития во время архиерейства святителя Тихона (Беллавина), с 1898 по 1907 год. Переименованием епархии в Алеутскую и Северо-Американскую 9 февраля 1900 года признавался факт распространения Православия по всему континенту. В 1901 году был воздвигнут первый православный храм в Канаде. Появились викарные кафедры - в 1903 году Аляскинская, в 1904 году - Бруклинская, для окормления арабов. В 1904 году в Нью-Йорке был сооружен величественный Никольский собор, а в 1905 году сюда была перенесена архиерейская кафедра. В том же году, на основе миссионерской школы, была открыта первая в Америке православная семинария для подготовки духовенства; устроен первый православный мужской монастырь во имя Тихона Задонского; учреждена Сербская духовная миссия. По почину владыки был издан расширенный православный служебник на английском языке в переводе И. Ф. Хапгуд. В 1906 году святитель Тихон в докладе Предсоборному Присутствию Русской Церкви рекомендовал предоставить Американской епархии автокефалию, объясняя свое предложение многонациональным характером епархии. 20-23 февраля 1907 года состоялся 1-й Всеамериканский церковный Собор (съезд) в Мэйфилде, штат Пенсильвания, на котором епархия определила своим официальным названием "Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке".

В последующее десятилетие епархия продолжала расти в основном за счет возвращения из унии в Православие русинов. В 1909 году была создана Болгарская духовная миссия. В 1916 году были учреждены еще два новых викариатства - Канадское и Питтбсургское, для карпатороссов. Наконец, в марте 1918 года была учреждена Албанская православная миссия.

Смута и размежевание с Московским священноначалием

С началом революционной смуты в Россия в 1917 году, различные нестроения и беды поразили и церковную жизнь в Америке. Связь с Россией стала крайне неверной. Если ранее епархия получала от российского правительства ежегодную финансовую субсидию, теперь поток средств прекратился и епархия оказалась в тяжелейшем материальном положении. Дошло до массового заклада приходской собственности, что обострило и так накалившиеся бунтарские и националистические настроения во многих приходах. С 1922 года вновь прибывшие из Советской России раскольники-живоцерковники во главе с Иоанном Кедровским начали безпринципную борьбу за паству и собственность епархии. В церковную жизнь Америки стали активно вмешиваться и втягиваться другие Поместные Церкви - в первую очередь Константинопольская и Элладская, а к 1924 году также Сербская и Антиохийская Церкви. Объявление Константинопольского Синода "об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры" вызвало 20 мая 1922 году специальное заседание архиереев Алеутской епархии, на котором они единодушно отвергли притязания Константинопольского Патриархата и выразили сыновнюю благодарность патриарху Тихону за его решение о назначении митрополита Платона (Рождественского) патриаршим представителем "с полными церковно-административными правами" в Северной Америке. В том же году митрополит Платон принял от правящего архиепископа Александра прошение о принятии на себя управления епархией и был избран правящим архиереем на Всеамериканском Соборе. 29 сентября 1923 года патриарх Тихон назначил его управляющим епархией 29 сентября 1923 года. Однако, уже 16 января 1924 года патриарх уволил его за публичные политические выступления против советской власти.

Митрополит Платон не подчинился этому решению. Собравшийся в связи с этим конфликтом 2-4 апреля 1924 года в Детройте IV Всеамериканский Собор объявил Алеутскую епархию "временно самоуправляющейся" и призвал считать это шагом на пути к автокефалии. Это решение на деле прервало отношения между обособившейся "Американской митрополией" и Московским Патриархатом, хотя только в 1933 году размежевание было выяснено окончательно. В марте 1933 года митрополит Сергий (Страгородский) поручил отправлявшемуся в США архиепископу Вениамину (Федченкову) выяснить ситуацию. Нежелание митрополита Платона выполнять решения Московского священноначалия привело к его повторному отстранению от управления епархией. Решением Русской Православной Церкви от 22 ноября 1933 года правящим архиереем с титулом Алеутского и Североамериканского в звании экзарха Московского Патриархата в Америке был назначен архиепископ Вениамин. Жизнь основной массы русских православных верующих в Америке в последующие годы протекала в составе "Северо-Американской митрополии", но небольшая группа собралась вокруг владыки Вениамина и составила епархию верную Московскому престолу. В результате, между 1934 и 1946 годом в существовало две русские православные "Алеутские епархии" - одной была епархия в пределах Аляски (см.) в ведении "митрополии", другой стала патриаршая епархия простиравшаяся на всю Америку.

Епархия Московского Патриархата

С 1933 года Алеутская кафедра расположенная в Нью-Йорке являлась экзаршей кафедрой Американского экзархата Московского Патриархата. Со временем в составе экзархата возникли новые викариатства и самостоятельные епархии, его территория распространилась также и на Центральную и Южную Америку. При этом, к первой половине 1960-х годов из экзаршей епархии выделились Канада, Запад США и Южная Америка, где существовали самостоятельные епархии. В 1963 году Алеутская епархия была переименована в "Нью-Йоркскую и Алеутскую" (см.). Последняя была упразднена вместе с остальными епархиями Московского Патриархата в пределах Северной Америки в связи с учреждением Православной Церкви в Америке 10 апреля 1970 года.

Статистика

  • 1912 [1] - 60 церквей, 74 часовни и молитвенных дома; 1 монастырь; 3 двухклассные миссионерские школы.
  • кон. 1917 [2] - 31 благочиния, 271 храм и 51 часовня, 257 священнослужителей, до 300 тыс. прихожан

Исторические названия

  • Алеутская и Аляскинская (10 июня 1870 - 9 февраля 1900)
  • Алеутская и Северо-Американская (9 февраля 1900 - 22 февраля 1963)

Архиереи

Литература

  • Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, Н.-Й., 1944-1945.
  • Григорьев, Д., прот., "Исторический очерк Православия в Америке," Saint Vladimir's Theological Quarterly, 1961, vol. 5, № 1/2.
  • Tarasar, Constance J., Orthodox America 1794-1976 Development of the Orthodox Church in America, Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975.
  • Gregory (Afonsky), Bish., A History of the Orthodox Church in Alaska, 1794-1917, Kodiak, 1977.
  • Григорьев, Д., прот., "Русская Православная Миссия в Северной Америке," ЖМП, 1990, № 12, 56-60; 1991, № 1, 59-60; № 3, 62-64.

Использованные материалы



[1]  http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_127

[2]  Согласно статье "Алеутская епархия" Православной энциклопедии, http://www.pravenc.ru/text/115924.html.

[3]  Так согласно статье "Алеутская епархия" Православной энциклопедии, http://www.pravenc.ru/text/115924.html. По другим данным - с 17 декабря.

[4]  Избран правящим архиереем на Всеамериканском Соборе.

[5]  Принял управление по просьбе уходящего от дел архиеп. Александра (Немоловского).

Редакция текста от: 22.08.2013 20:33:58

"АЛЕУТСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google