Борис Тихонович Дикарёв (1890-е - после 1965), протоиерей, один из руководителей обновленческого раскола на Украине (1922-1924)
Родился в 1890-е годы в Воронежской губернии в семье сельского священника Тихона Дикарева [1].
По информации ОГПУ, "в 1919 году был у Деникина в студенческом отряде, а после сделался попом в Токмаке, а затем в “Закс” в Ялте, и здесь был выгнан за надменное обращение и подозрение во взяточничестве".
Священник Таврической епархии.
В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. О его начальной деятельности в расколе в сводке ГПУ УССР сообщалось, что он был прислан в июле 1922 года в Симферополь из Запорожской губернии и смог добиться организации там обновленческой группы и нового епархиального управления. Член обновленческого ВЦУ. В связи с утверждением состава "Таврического епархиального управления" его имя было впервые упомянуто и в официозе раскольников "Живая Церковь" постановлении ВЦУ от 30 августа 1922 года Возведен в сан протоиерея.
С января 1923 года - член обновленческого ВЦУ в Москве. Следующий раз Дикарев встречается в журнале «Живая Церковь» в последнем номере, в документе от 1 февраля 1923 г. - уже в списке членов самого ВЦУ из 15 человек.
Первыми месяцами 1923 года датируются содержащиеся в ЦА ФСБ донесения Дикарева с отчетами о его деятельности в расколе и возникавших трудностях. Главным его деянием стало проведение 13-16 февраля 1923 года в Киеве "Всеукраинского церковно-обновленческого съезда духовенства и мирян" из 32 человек и учреждение на нем "Всеукраинского ВЦУ" из 15 членов (при шести в президиуме). Себя он тогда выдвинул на должность управляющего делами нового органа.
На состоявшемся в мае 1923 году обновленческом Соборе в Москве он вошел в президиум, а затем был избран в состав заменившего ВЦУ "Высшего Церковного Совета" (всего в этот орган вошло 18 членов). 8 августа того же года Совет был преобразован в "Священный Синод Российской Православной Церкви", в котором места ему уже не нашлось. В украинском обновленчестве он еще продолжил играть видную роль.
В октябре 1923 года вместо ВУВЦУ, перебравшегося из Киева в Харьков, был учрежден «Всеукраинский Священный Синод» под председательством «митрополита» Пимена (Пегова). С 27 октября - член и секретарь обновленческого Всеукраинского Священного Синода в Харькове, и как представитель белого духовенства, с ним вошел и прот. Петр Фомин.
Поначалу "Всеукраинский Синод" включал в себя всего лишь пять-семь членов, а Дикарев был в нем секретарем. Сыграл одну из главных ролей в украинском обновленчестве на этапе его организационного оформления. Впоследствии, однако, состав Синода существенно расширился, а Дикарев из него без каких-либо официальных объяснений выбыл. Исчезновению Дикарева предшествовал доклад в ОГПУ другого видного раскольника - Владимира Шаповалова - «Положение Украинской Церкви», в котором сообщалось: «В Украинском Синоде “ровно никакой работы нет” (буквально слова членов Синода): “Дикарев связывает нам руки, сам ничего не делает и нам не дает. Вызов архиереев на пленум заминается. Он заявлял несколько раз, что уходит, но пока сидит у дел, и когда уйдет, неизвестно. Он говорил, что нужно наметить ему преемника. Квартиры для Синода до сих пор нет. Дикарев говорит, что квартиру он будто бы нашел и сам туда мостится. Он говорит, что ему дана будет ответственная советская должность без снятия сана".
В феврале 1924 году он был смещен и отозван в Москву. В мае 1924 года, когда шли переговоры о примирении главы «Живой Церкви» Владимира Красницкого с патриархом Тихоном, Тучков попытался провести включение Дикарева в воссоздаваемый обновленческий Высший Церковный Совет. Однако из этого ничего не вышло. После этого имя Дикарева пропало из документов, касающихся событий церковной жизни. Можно предположить, что он реализовал свое желание, о котором писал еще в феврале 1923 года Тучкову и Горожанину, сокрушаясь, что "вместо положительной активной деятельности в Советских рядах ушел в церковное стоячее болото". "Болото" от его исчезновения много не потеряло, хотя, даже по меркам богатой патологиями обновленческой "кунсткамеры", фигура Дикарева была весьма колоритной. Впоследствии, по всей видимости, он снял с себя сан.
В сентябре 1924 года выведен из состава Всеукраинского обновленческого Синода.
В 1964-1965 годах состоял управляющим делами Украинского экзархата при митрополите Иоасафе (Лелюхине). Из-за недовольства значительной части духовенства Киевской епархии, помнившей Дикарёва как одного из руководителей обновленчества на Украине, был уволен с должности [2].
Литература
- Мазырин А., свящ. Новые сведения из документов Центрального архива ФСБ РФ по истории обновленческого раскола на Юго-Западе России. Взлет и падение всеукраинского церковного диктатора «протоиерея» Бориса Дикарева // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: вопросы источниковедения и историографии: Материалы VII Международных Свято-Игнатиевских чтений. Вып. 1. Ставрополь: Издат. центр СтДС, 2017. С. 333–351:
Использованные материалы
- Александр Мазырин свящ., «Линию на сокрушение всей церковной черной сотни веду беспощадную». Донесения в ГПУ члена обновленческого ВЦУ «протоиерея» Бориса Дикарева // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 109–112:
- Всеукраинский церковный обновленческий съезд духовенства и мирян; Протокол № 1 Заседания от 13 Февраля 1923 года, с.119
- Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей (Материалы по истории Русской Церкви. Книга 54), М.: Общество любителей церковной истории, 2016, с. 225.
[1] Окончил Воронежскую духовную семинарию в 1892 г. сын псаломщика, из Успенской слободы Бирюченского уезд. См. Николаев А.И. Списки выпускников Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1780-1880) с. 285.
[2] Еп. Климент (Вечеря), Пидгайко В. Г., "Киевская епархия", 1964-1988 гг. // Православная энциклопедия, т. 33, с. 151-290: http://www.pravenc.ru/text/1684527.html