АДАМОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дмитрий Александрович Адамов (1883 - 1937), б. священник, обновленческий протопресвитер

Родился 15 мая 1883 года в городе Острогожске Воронежской губернии в семье почтальона.

В 1897 году окончил Задонское духовное училище по II разряду [1], в 1903 году - Воронежскую духовную семинарию по II разряду [2].

Вступил в брак с Татьяной Алексеевной Адамовой.

8 августа 1903 года рукоположен в сан диакона к церкви вмч. Димитрия Солунского села Димитриевского Коротоякского уезда [3].

С 27 сентября 1903 года служил в Никольской церкви села Тресорукова Коротоякского уезда.

10 октября 1906 года был рукоположен во священника к Казанской церкви села Никольско-Сергиевского Бобровского уезда [4].

Долгие годы служил сельским священником.

С 1918 по 1921 год работал бухгалтером Воронежского губернского земельного отдела.

На 1922 год был священником Ильинской церкви города Воронежа.

В обновленчестве

С 1922 года уклонился в обновленческий раскол. Возведён в сан протоиерея.

Вошёл в «группу поддержки» «Живой церкви», вновь образованную из числа белого духовенства, членом ВЦУ, в качестве уполномоченного - прот. Михаилом Постниковым, в которую, кроме него, вошли профессор-прот. Тихон Попов, прот. Петр Сергеев. В настоящее время известно, что он и двое последних были секретными осведомителями ЧК-ОГПУ-НКВД.

При обновленцах стал настоятелем кафедрального Благовещенского собора. Развелся со своей женой и венчался в Благовещенском соборе с молодой вдовой, сестрой священника Григория Орлова, впоследствии обновленческого епископа Россошанского.

В августе 1922 года на «Всероссийском съезде белого духовенства» в Москве выступил с докладом «Об ученом монашестве», в котором утверждал: "засилье ученого монашества – величайшее зло, язва, разлагающая церковный организм".

По его докладу была принята резолюция о снятии сана с патриарха Тихона.

С 29 апреля 1923 года являлся членом обновленческого "II Поместного" собора. С 8 мая 1923 года входил в состав обновленческого Высшего церковного совета. 8 августа 1923 года был избран членом Всероссийского обновленческого Синода.

В 1924 году переизбран членом Всероссийского обновленческого Синода.

Протоиерей Дмитрий был весьма энергичным проповедником идей обновления не только в Церкви, но в быту и в семейных отношениях. Об этом свидетельствует дошедший до нас конспект лекции «Женщина и революция», прочитанной им 7 апреля 1924 года в Тамбове:

"Культивируя в женщине инстинкты самки, царская государственность вбивала ей в голову понятие о мужчинах только как о самцах. Плод этой идеологии – раздельное обучение мальчиков и девочек, закрытые учебные заведения. Вожди церкви подлаживались под самодержавную политику в женском вопросе: воспрещали женщине входить в алтарь. Каноническое требование – длинные юбки. Длинная юбка – догмат старого русского быта... старый брак в деревне – могильный склеп для женщины. Старый церковный брак – электрический стул – аппарат для лишения женщин всех гражданских прав... Проституция как результат царско-церковной политики в женском вопросе. Исповедь проститутки у монаха. Уничтожение «Живой церковью» монастырей за бессердечие, за непригодность и вредность их для жизни живых людей. Программа обновленческой церкви благословляет ленинскую революцию, давшую нам свободу и в религиозных делах".

Эта и подобные ей лекции выходили тогда отдельными брошюрами. В 1925 году в Воронеже увидела свет работа Адамова «Политическое обоснование церковного обновления». На всех ее 30 страницах он нападал на почившего патриарха Тихона примерно такими перлами:

"Тихон – патриарх 1924-1925 годов – это политическое затмение оказалось возможным в Советской республике ввиду ее культурной отсталости и очень резкой политической прослойки между различными кругами населения".

В 1925 году - настоятель Троице-Смоленского кафедрального собора г. Воронежа.

В октябре 1925 года участвовал во втором обновленческом Соборе («III Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви на территории СССР»), на котором рассчитывалось покончить с "тихоновцами", лишившимися со смертью патриарха своего лидера. Там же избран членом Всероссийского обновленческого Синода.

24 ноября 1927 года избран членом президиума Всероссийского обновленческого Синода, заведующим хозяйственно-финансовым отделом. 30 января 1928 года утверждён заведующим финансово-хозяйственной частью (отделом) обновленческого Синода Православных Церквей в СССР. 9 февраля 1928 года принял дела. Помощник митрополита Виталия (Введенского) [5].

7 июня 1929 года возведён в протопресвитера, член обновленческого Синода.

29 апреля 1935 года освобождён от должности члена Синода, в связи с "самороспуском".

С 11 мая 1935 года заведующий хозяйственной частью при митрополите Виталии (Введенском), первоиерархе Православных Церквей в СССР.

11 марта 1937 года арестован. Обвинялся в даче взяток советским должностным лицам.

27 июня 1937 года приговорён к пяти годам тюремного заключения. 14 июля того же года распоряжением 10-го отдела ГУГБ НКВД СССР под особым конвоем, в отдельной камере вагонзака и изолированно от других заключенных, этапирован в Вологодскую тюрьму. Содержался в особых условиях.

Расстрелян в 1937 году.

Реабилитирован в 1990 году.

Сочинения

  • Политические обоснования церковного обновленчества // Доклад на Всероссийском съезде Священного Синода. Воронеж, 1925.

Использованные материалы

  • Сапелкин Н. С., "Реформистские потуги: Обновленческое движение в Русской православной церкви. Взгляд из Воронежской епархии", сайт Историческая правда, от 15.02.2015:
  • Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей (Материалы по истории Русской Церкви. Книга 54), М.: Общество любителей церковной истории, 2016, с. 41.



[1]  "Разрядный список выпускников Задонского духовного училища после испытаний, проведённых летом 1897 года", Воронежские епархиальные ведомости, 1897, № 16, с. 337.

[2]  "Выпускники Воронежской духовной семинарии 1903 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., - http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/voronezsem.html

[3]  "Распоряжения епархиального начальства", Воронежские епархиальные ведомости, 1903, № 17, с. 313.

[4]  "Распоряжения епархиального начальства", Воронежские епархиальные ведомости, 1906, № 21, с. 386.

[5]  Страница сайта Русское Православие: http://ortho-rus.tk/articles/beloe-duhovenstvo-8061.html

Редакция текста от: 04.11.2018 21:29:24

"АДАМОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google