Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БОГОЛЮБСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, ОБНОВЛЕНЕЦ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прот. Николай Иванович Боголюбский, обновленец
Прот. Николай Иванович Боголюбский, обновленец
Николай Иванович Боголюбский (1856 - 1926), б. протоиерей, богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества

Родился в 1856 году в Самарской губернии в семье протоиерея.

В 1876 году окончил Самарскую духовную семинарию, в 1880 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 30 июня 1880 по 10 апреля 1883 года преподавал греческий язык в Подольской духовной семинарии.

10 марта 1883 года избран, а 10 апреля того же года рукоположен во иерея к Скорбященской тюремной церкви города Самары. С 24 мая этого же года преподавал греческий язык в Самарской духовной семинарии.

5 июня 1884 года назначен настоятелем Самарского Казанского собора. С 24 октября этого же года года - законоучитель в женской гимназии.

В 1885 году защитил магистерскую диссертацию: "Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством".

17 февраля 1887 года был утвержден магистром богословия.

В 1892 году был возведен в сан протоиерея [1].

С 10 - 20 июля 1893 года являлся председателем совета Самарского епархиального женского училища.

С 16 - 18 июля 1897 по 1902 год был ректором Самарской духовной семинарии и главным редактором "Самарских епархиальных ведомостей", в которых регулярно публиковал проповеди и статьи.

С марта 1902 по 1909 год состоял профессором богословия в Московском сельскохозяйственном институте. В 1902 году участвовал в публичных общеобразовательных чтениях для рабочих в Московском историческом музее.

С сентября 1905 по январь 1908 года - председатель отдела публичных богословских чтений Московского общества любителей духовного просвещения, в 1917 стал его председателем этого общества.

С 1907 года являлся членом Московского духовного цензурного комитета, в 1909 - 1911 годах - профессором богословия Московского коммерческого института. Участвовал в собраниях Златоустовского кружка при церкви свт. Николая Явленного.

В 1911 - 1918 годах - ординарный профессор богословия Московского университета, с 14 ноября 1911 года - последний настоятель университетского храма во имя мц. Татианы перед его закрытием.

8 марта 1917 года избран товарищем председателя Исполнительного комитета объединённого духовенства Московской епархии.

В марте 1917 года избран в Московский епархиальный совет. В 1917 году избран заведующим женским Богословско-педагогическим институтом в Москве.

1 июня 1917 года был избран председателем Всероссийского съезда духовенства и мирян. На заседаниях съезда, посвященных выборам Московского митрополита, провел положение о необязательности монашеского пострига для кандидатов в епископы.

17 января 1918 года председательствовал на заседании совета Союза духовенства и мирян (создан для защиты московских монастырей и приходов от посягательств советской власти).

В 1918 году был ректором Православной народной академии богословских наук, в которой читал курс "Христианское миропонимание (догматика и апологетика)".

После закрытия университетского храма назначен в Богоявления Господня собор в Елохове, затем настоятелем храма Большого Вознесения на Большой Никитской улице.

В 1922 году уклонился в обновленческий раскол, вошел в состав обновленческого Высшего церковного управления. В мае 1923 года участвовал в обновленческом "2-м Всероссийском поместном соборе", где был избран в состав Высшего церковного совета. Председатель этического подотдела Предсоборного отдела (1923).

Скончался 1 октября 1926 года, без покаяния, в обновленческом расколе. Похоронен на Семёновском кладбище в Москве.

Сочинения

  • Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством (магистерская диссертация, изд.: Самара, 1885). Диссертация представляет собой популярно изложенное введение в богословскую проблематику ислама с христианской апологетической точки зрения, много места уделено в ней сравнению христианства с исламом.
  • О свойствах сердца Божия и Дело искупления рода человеческого, совершенное Иисусом Христом (1903), написанные под сильным влиянием "юридической теории" спасения.
  • Об административно-воспитательном строе в духовных семинариях (1907, журнал "Богословский вестник"), статья была основана на личных наблюдениях и отличалась критическим отношением к духовному воспитанию в семинариях.
  • Богословие в апологетических чтениях (курс лекций, 1913), основной целью которого была критика господствовавших в то время материализма и рационализма. Недостатки сочинения заключаются в схоластическом изложении православного вероучения, редком обращении к святоотеческому наследию.

Документы, литература

  • ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 367 [Личное дело]
  • Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 295,
  • Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. М., 1999. С. 21, 24.

Использованные материалы

  • Матюшин Сергий, диак. Боголюбский Николай Иванович // Православная Энциклопедия, Т. 5, с. 464-465:
  • Владимир Сорокин, прот. "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). - СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 513-514.



[1]  По данным прот. Владимира Сорокина, протоиереем стал 5 июня 1884 года.

Редакция текста от: 23.08.2015 19:57:36

"БОГОЛЮБСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, ОБНОВЛЕНЕЦ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google