Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КАЛИНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сергей Владимирович Калиновский (1886 - 1930-е), бывший священник, один из идеологов обновленческого раскола, автор термина "Живая Церковь", лектор-атеист

Родился в 1886 году [1] в Москве, в семье священника.

После окончания духовных семинарии и академии [2], в 1910 году был рукоположен во священника и служил в одной из московских церквей.

Обладая некоторым литературным и проповедническим даром, вскоре попал в ближайшее окружение митрополита Владимира (Богоявленского) и протоиерея Иоанна Восторгова, известного своими правыми взглядами. Таким образом, иерей Сергий Калиновский, если и не был непосредственным участником черносотенных организаций, то, во всяком случае, примыкал к наиболее правым кругам дореволюционного духовенства.

С 28 марта 1912 года - священник, прикомандированный к лагерной церкви на Ходынском поле в Москве. С 27 апреля этого же года - штатный священник той же церкви.

С декабря 1913 года - священник церкви 6-го Донского казачьего полка.

Во время наступления Керенского служил в частях армии, действовавших в западной части Псковской губернии, где пламенно призывал солдат идти в бой.

После октябрьского переворота 1917 года быстро и незаметно исчез из армии.

В 1918 году находился в Москве, где получил от патриарха Тихона назначение настоятелем одной из центральных московских церквей - храма Гребневской Божией Матери, что на Лубянке.

В 1919 году пытался создать "Рабоче-Крестьянскую христианско-социалистическую партию". Опубликовал широковещательную программу; однако партия была запрещена органами власти, как вредная, после чего священник на время отошел в тень.

В 1921 году, во время голода в Поволжье, организовал бесплатную столовую при храме, активно участвовал в сборе пожертвований в пользу голодающих.

В 1922 году выступил как сторонник изъятия церковных ценностей и один из идеологов надвигающегося раскола.

В том же году становится главным редактором обновленческого журнала "Живая Церковь", для которого он сам придумал название. Редакция помещалась у него на квартире: Москва, угол Лубянской площади и Мясницкой ул., 2/4 (у Гребневской церкви). Первый номер журнала, подписанный к печати ещё до церковного переворота, открывался передовой статьёй Сергия Калиновского, выдержанной в необычайно воинственном тоне:

"Довольно молчать! - восклицает редактор. - Наступил момент, когда православный русский народ ждет решающего голоса Церкви. По вине старого бюрократического и иерархического строя [курсив Калиновского] взаимоотношения между ставленниками бывших правящих классов и Советским государством стали абсолютно невозможными. Обнаружено моральное банкротство церковных, ныне существующих порядков. Всякий дальнозоркий сын церкви должен собственными усилиями иметь гражданское мужество и решительность принять меры к торжеству и спасению православной церкви". [3]

Являлся автором документа под названием "Проект докладной записки во ВЦИК, исходящей от некоторой части духовенства и мирян православной церкви", опубликованном в № 2 журнала "Живая Церковь". Подтекст этого, очень плохо, канцелярским языком написанного документа таков: надо выделить группу духовенства, которая должна стать частью государственного аппарата.

Вскоре был отстранен от редакторства. Как отмечал Анатолий Краснов-Левитин, Калиновский, будучи одержим всю жизнь карьеристским зудом, не имел, однако, главных качеств, необходимых для крупного карьериста: таланта, энергии и силы воли. "Мелкий человек", - лаконично характеризовал его Александр Введенский. Вполне естественно, что в первые же дни раскола он был оттеснён на задний план и в организации "Живой Церкви" не играл роли.

В августе 1922 года подал в обновленческое ВЦУ заявление о своём выходе из его состава, а еще через несколько месяцев в газете "Безбожник" появилось его краткое заявление о снятии им с себя сана. Этот свой шаг он мотивировал тем, что под влиянием контрреволюционных выступлений духовенства разочаровался в Церкви.

С 1923 года - на антирелигиозной работе [4]. На этом поприще никаких успехов не снискал. Молва сохранила лишь один анекдот из этой эпохи его жизни, который запечатлел профессор Кузнецов:

"Рассказывают, что на одной из фабрик Калиновский старался доказать, что Бога нет. "Каким же образом вы долгое время были священником?" - спросил его один из верующих рабочих. Калиновский не нашёл ничего лучшего, как сказать: "Да, я обманывал народ". Тогда рабочий, обращаясь к присутствующим, остроумно заметил: "Вот видите, граждане, он много лет нас обманывал; может быть, - он обманывает нас и сейчас, утверждая, что Бога нет?" [5]

Умер в полной безвестности в 1930-х годах.

Использованные материалы

  • Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. В 3 т. Т. 1. - INSTITUT GLAUBE IN DER 2. WELT, 1978, с. 125-130.
  • Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX - начала XX веков. Справочные материалы. - М.: "Летопись", 2008, с. 364.



[1]  Год рождения по ист.: Религиозные диспуты в Москве в 1923 году // "Вестник ПСТГУ", 2006. Вып. 2 (19), с. 224: http://pstgu.ru/download/1167045957.Reldisputy_2_2.pdf

[2]  Согласно "Очеркам по истории русской церковной смуты". По Капкову - окончил гимназию.

[3]  Живая Церковь, 1922, №1, с.1.

[4]  Религиозные диспуты в Москве в 1923 году // "Вестник ПСТГУ", 2006. Вып. 2 (19), с. 224: http://pstgu.ru/download/1167045957.Reldisputy_2_2.pdf

[5]  См.: Кузнецов. Церковь и государство. По поводу послания митрополита Сергия. Лекция, прочитанная 3 января 1927 года в Москве, с. 251.

Редакция текста от: 04.12.2013 01:59:55

"КАЛИНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google