Византийская крепость в Кесарии Каппадокийской |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Согласно легенде, Кесария была одним из первых городов, основанных Иафетом, внуком Ноя.
В древности город назывался Мазака и был столицей царей Каппадокии, затем, после обращения Каппадокии в римскую провинцию, переименован Тиверием в Кесарию и служила местом чеканки римских монет в Азии.
По преданию, в Кесарии проповедовали апостолы Петр и Павел [1]. С названием города, как одним из величайших центров Христианства, связаны имена многих святых, особенно периода гонений на христиан II-III в.в., когда им приходилось скрываться в пустынных скальных и подземных жилищах Каппадокии. В Кесарии существовала епископская кафедра, самым известным архиереем которой был свт. Василий Великий.
Фрагмент городской стены Кесарии Каппадокийской |
В Византийскую эпоху город был крупнейшим религиозным, экономическим, культурным и образовательным центром в Каппадокии. Свт. Григорий Богослов называл Кесарию «гордым» городом. Она отличалась особенно высокими куполами церквей.
В 363 г. Юлиан Отступник незадолго до того, как стать императором, построил в Кесарии вместе со своим братом прекрасную церковь мч. Маманта.
В 370 г. свт. Василий Великий основал за пределами старого города Василеаду – религиозный и социальный центр для нуждающихся, ставший новым центром города.
В 535 г. в Кесари располагалась резиденция анфипата (ανθύπατος, проконсул). В VI в. император Юстиниан I окружил Василеаду и образовавшийся вокруг нее новый город крепостной стеной.
В 611 г. город был разрушен вторгшимися в Каппадокию персами, а в 646 г. – разграблен арабами.
Кейсария Каппадокийская. Гора Аргеос |
В 1067 году город был разрушен сельджуками, Василеада разграблена, население города истреблено.
В начале XX века в городе имелась церковь св. Николая (резиденция митрополита) и церковь св. Василия. Христианская община города имела приют для сирот, дом престарелых, общественную больницу, лепрозорий и ремесленное училище. В 1923 г. в ходе принудительного обмена населением православные христиане вынуждены были покинуть город.
Окрестности Кесарии Каппадокийской |
Святые
- Мч. Иакинф Римский (+ 108) - родился в городе, впоследствии сюда были принесены его мощи
- Мчч. Асклипиодот, Диомид, Евлампий, Феодот, мцц. Голиндуха и Феодотия (+ 108) - пострадали в городе
- Мч. Евпсихий старший (+ 117-138) - родился в городе
- Мчч. Александр, Венуст, Гиссин, Иокунд, Карел, Кирилл, Примол, Тредентий и Финод (+ 253-259) - пострадали в городе
- Мч. Мамант (+ 275) - пострадал в городе
- Мч. Феофил, мцц. Дорофея, Христина и Каллиста (+ ок. 288-300) - жили и, вероятно, пострадали в городе
- Вмч. Меркурий (+ III в.) - пострадал в городе
- Мч. Феодот и мц. Руфина (+ III в.) - пострадали в городе
- Исп. Власий (+ III в.) - уроженец города
- Мч. Сергий (+ 301/304) - пострадал в городе
- Сщмч. Картерий (+ 304) - служил и, вероятно, пострадал в городе
- Мц. Иулитта (+ ок. 304) - жила и пострадала в городе
- Мч. Полиевкт (+ 309) - пострадал в городе
- Мч. Феодул (+ 309) - пострадал в городе
- Мч. Гордий Каппадокийский (+ ок. 320) - уроженец города
- Свт. Григорий Просветитель (+ 326) - крещен и воспитан в городе
- Мч. Евпсихий младший (+ 362) - родился и пострадал в городе
- Мч. Василий Анкирский (+ ок. 362) - растерзан зверями в городском амфитеатре
- Свт. Василий Великий (+ 379) - епископ Кесарийский, возможно также родился поблизости
- Свт. Амфилохий Иконийский (+ после 394) - уроженец города
- Свт. Андрей (ок. VI-VII) - архиепископ Кесарийский
Использованные материалы
- Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
- Καισαρεια, публикация сайта Ассоциации Каппадокийских греков «ΟΙ ΤΡΕΙΣ ΙΕΡΑΡΧΕΣ» (греч.):
[1] Однако новозаветные упоминания Кесарии относятся обычно к Кесарии Палестинской, либо Кесарии Филипповой