Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Военное духовенство - священнослужители, приписанные непосредственно к воинским частям для духовного окормления военнослужащих.

Уже Карл Великий заботился о том, чтобы при войске находилось достаточное число духовных лиц. С возникновением регулярных армий военное духовенство получило прочную организацию и образовало самостоятельное ведомство.

Военное и морское духовенство в России

Хотя священнослужители с древности сопровождали русские войска в походах, институционально военное и морское духовенство в России стало оформляться лишь в начале XVIII века.

В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или непосредственным распоряжением царя. При Петре Великом с 1706 года с приходов стал взиматься особый сбор – подможные деньги в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. По Воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, в военное время подчиненный полевому обер-священнику действующей армии, а по Уставу морской службы 1720 года на каждый корабль назначался иеромонах (иногда назначались бессемейные священники из белого духовенства), а во главе морского духовенства ставился обер-иеромонах флота. В мирное время духовенство сухопутных войск находилось в подчинении архиерея той епархии, где был расквартирован полк, т.е. не было объединено в особую корпорацию.

Положение военного духовенства стало постепенно улучшаться после того как Екатерина II повелела строить специальные церкви для гвардейских полков, а также предоставила военным священникам право получения побочных доходов от треб для гражданского населения.

По Воинскому уставу 1797 года во главе всего военного и морского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота которому было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Первый обер-священник армии и флота протоиерей П. Я. Озерецковский имел право прямого доклада императору, минуя Синод, а также право непосредственного сношения с епархиальными архиереями.

В 1801 году, по смерти императора Павла I, военное и морское духовенство было лишено автономии и подчинено Синоду. Для военного духовенства было установлено регулярное жалованье с начислением пенсии после 20 лет службы, что значительно повысило уровень содержания военного духовенства по сравнению с приходским.

С 1801 по 1819 год существовала особая армейская семинария для подготовки военного и морского духовенства.

В 1816 году была учреждена должность 2-го обер-священника для Главного штаба Его Величества и гвардии (с 1844 года - Главного штаба, гвардии и гренадеров), в 1840 году – 3-го обер-священника Особого Кавказкого корпуса, которому с 1846 года подчинялись также церкви казачьих линейных войск на Северном Кавказе1867 году последние перешли в ведение епископа Ставропольского и Кавказского).

В соответствии с именным указом Николая I от 6 декабря 1829 года должность полкового священника приравнивалась к чину капитана. Правовое положение военного и морского духовенства оставалось достаточно неопределенным до конца царской России: неоднократно законодательно прописанное двойное подчинение военных и морских священников своему духовному начальству и военному командованию, в ведении которого состояло окормляемое конкретным священником подразделение, не было разъяснено ни в одном из нормативных документов.

В 1853 году обер-священники по своим административным полномочиям были фактически уравнены с епархиальными архиереями: им была предоставлена известная дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священно- и церковнослужителей военного ведомства без особого разрешения Синода. Ведомство обер-священников расширялось путем присоединения к нему значительною числа неподвижных церквей, прежде состоявших в ведении епархий. В 1858 году все обер-священники были переименованы в главных священников.

В 1883-1888 годах произошло объединение военного и морского духовенства под управлением одного главного священника.

Правовое и материальное положение военного и морского духовенства регулировалось высочайше утвержденным 21 декабря 1887 года Положением о новых служебных правах и окладах содержания военному духовенству. Главный священник (протопресвитер) был приравнен к генерал-лейтенанту, протоиерей – к полковнику (до этого времени они имели права генерал-майора и майора соответственно). Полковой священник получил практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, не считая других видов довольствия. За выслугу устанавливались прибавки к жалованью: за 10 лет службы в военном ведомстве – 25 % от жалованья, за 20 лет – половина жалованья. Военному и морскому духовенству предписывалось безвозмездно совершать все требы для чинов своего полка.

12 июня 1890 года высочайше утверждено Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Учреждалось звание протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением Сибири, где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям. При протопресвитере учреждалось духовное правление, которое играло ту же роль, что духовная консистория при епархиальном архиерее, в подчинении правлению стоял разветвленный управленческий аппарат, существенно усложнившийся в годы Русско-Японской и Первой Мировой войн. Таким образом, протопресвитер был во многих отношениях уравнен в правах и функциях с епархиальными архиереями. Однако, его ведомство, в отличие от епархий, не имело постоянной и обозримой территории, а представители военного и морского духовенства были поставляемы в сан ближайшими епископами, поскольку протопресвитер, не будучи архиереем, не имел права совершать хиротонию, он лишь избирал кандидатов. Также епархиальные архиереи имели право надзора за военным и морским духовенством, служившим в пределах их епархий, осуществляли церковный суд над военными священниками.

В 1899 году был введен образовательный ценз для Военного и морского духовенства – в ведомство протопресвитера брали лишь лиц с академическим образованием или окончивших семинарию по первому разряду.

Обособленные военные храмы получили особое распространение после издания в 1901 году Высочайшего повеления об обязательном строительстве при военных казармах отдельных зданий для полковых храмов [1]

1-11 июля 1914 года в Санкт-Петербурге проходил 1-й Всероссийский съезд военного и морского духовенства с участием 49 священников. В июле 1917 года на 2-м съезде был утвержден принцип выборности всех лиц управленческого аппарата.

В случае необходимости в царской России в воинские части назначались римо-католические священники (капелланы, состоявшие в ведении адм. декана), евангелические пасторы, мусульманские муллы (особенно в казачьих землях) и представители буддийского духовенства.

16 января 1918 институт военного и морского духовенства в русской армии был ликвидирован приказом Народного Комиссариата по военным делам. Из армии было уволено 3700 священников.

14 апреля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви призвал "государство, общество и все традиционные религии России совместными усилиями воссоздать институт военного духовенства". В начале 2007 года при Отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви открыта «Начальная школа военного духовенства» (10-ти месячные курсы по катехизации военнослужащих и гражданских лиц мужского пола).

С 1 декабря 2009 года директивой начальника Генштаба в штат воинских частей введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими, на которую будут назначаться священнослужители в качестве гражданского персонала. В феврале 2010 года министр обороны России утвердил положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных силах РФ.

К середине 2011 года в военных частях на штатной основе служили шесть православных священнослужителей и один мулла. К концу 2013 года в штат Вооруженных сил России зачислено около 120 православных священников.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года было утверждено Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации.

Статистика

1891

Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства включало:

  • соборов – 12; цервей – 806 полковых, 12 крепостных, 24 госпитальных, 10 тюремных, 6 портовых, 3 домовых, и 34 при разных учреждениях. Всего – 907 храмов.
  • Протопресвитер – 1, протоиереев - 106, иереев – 337, протодиаконов – 2, диаконов – 55, псаломщиков – 68. Всего– 569 духовных лиц, из которых 29 закончили духовные академии, 438 - духовные семинарии, а 102 имели училищное и домашнее образование.

Периодические издания

  • «Вестник военного духовенства», журнал (с 1890 года; в 1911-1917 годах – «Вестник военного и морского духовенства», в 1917 году – «Церковно-общественная мысль. Прогрессивный орган военного и морского духовенства»).

Главенство

Обер-священники армии и флота

Главные священники армии и флота

Протопресвитеры военного и морского духовенства

Литература

  • Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи: Царствование государя императора Николая I, Пг., 1915, т. 1.
  • Положение об управлении церквами и духовенством воен. и мор. ведомств, СПб., 1890.
  • Приказы по военному ведомству, СПб., 1890, № 208.
  • Приказы Народного комиссариата по военным делам, Пг., 1918, № 39.
  • СВП. 1859 г., СПб., 1859, ч. I, кн. I.
  • Невзоров Н., Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России, СПб., 1875.
  • Барсов Т. В., Об управлении русским военным духовенством, СПб., 1879.
  • Барсов Т. В., Новое положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств, СПб., 1893.
  • Боголюбов А., Очерк из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 г., СПб., 1901.
  • «Управление церквами и православным духовенством военного ведомства: Исторический очерк», Столетие военного министерства. 1802-1902, СПб., 1902, т. 13.
  • Ласкеев Ф., К 50-летнему юбилею священнослужения протопресвитера военного и морского духовенства А. А. Желобовского, СПб., 1909.
  • Цитович Г. А., Храмы армии и флота: Историко-статистическое описание, Пятигорск, 1913.
  • Смирнов А. В., История флотского духовенства, СПб., 1914
  • Шавельский Г. И., протопр., Воспоминания последнего протопресвитера армии и флота, Нью-Йорк, 1954 (репринт М., 1996), т. 1-2.
  • История флотского духовенства: Сборник статей, М., 1993.
  • Православие, армия и флот России: Сборник статей, СПб., 1996.
  • Байбаков А. В., Православное духовенство русской армии и флота: Вторая половина XIX - начало XX века, М., 1997.
  • Нечаева М. Ю., сост., Христианская периодика России конца XVIII-XX вв.: Каталог изданий, Екатеринбург, 2000.
  • Государственность России: Словарь-справочник, М., 2001. кн. 4, с. 291-292, 331.

Использованные материалы



[1]  Петрушко В. И., "ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 7, 8-13, http://www.pravenc.ru/text/Варшавская епархия.html

Редакция текста от: 31.12.2013 15:18:40

"ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google