Хорепи́скоп (греч. χωρεπίσκοποι, сельские епископы, индоевроп. хор - круг, округа). Исторически - лица имевшие пресвитерскую, а иногда епископскую степень; уполномоченные от епископа города. Ныне титул хорепископов используется в некоторых Поместных Православных Церквах и схож по значению с саном викария.
Хорепископы в древней Церкви
Спорный вопрос о иерархической степени хорепископов удовлетворительно разрешен в книге преосв. Павла: "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (1858, стр. 24—28).
Первоначально хорепископами были пресвитеры, имевшие только большие полномочия от епископов; впоследствии в ряд хорепископов низводимы были и действительные городские епископы, или, по особым обстоятельствам, на должности хорепископов назначаемы были лица, рукоположенные по чину епископскому.
Происхождение должности хорепископов относят к самым древним временам, даже ко времени первоначального появления христианства в селениях. В должность хорепископов не было особого рукоположения, а только производство (προβοκη). Это довольно ясно выражено уже в 8 правиле I Вселенского Собора. Епархиальному епископу здесь предписывается, что в случае обращения к церкви раскольнического епископа (кафаров или новациан) для сопричисления к клиру он должен приискать место хорепископа.
Многие соборы, начиная с IV в., постановляли относительно хорепископов ограничительные определения, имевшие целью сосредоточить около городского епископа возможно больший географический район в видах большего единства в управлении церковном. Этому содействовало и то, что политическая организация Римской империи, с которой вообще при христианских императорах стала сообразоваться церковная организация, не знала каких-либо самостоятельных, независимых от городов сельских административных округов. Так, напр., Анкирский собор запрещает хорепископам поставлять пресвитеров и диаконов. Сардикийский собор 347 г. запретил на будущее время поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, а Лаодикийский собор (между 343 и 381 г.) определил вместо хорепископов ставить периодевтов, поставленным же раньше хорепископам ничего не делать без воли епископа городского. Однако запретительные каноны не могли положить конца существованию хорепископов. Василий Великий в послании к хорепископам упрекает их в том, что они совсем "отвергли епископа и, не восхотев даже извещать его, всю власть заключили в самих себе". И в позднейшее время встречаются следы института хорепископов. Между членами III Вселенского собора 431 г. наряду с епископами заседают и хорепископы. Даже в конце VIII в. VII Вселенский собор упоминает еще о хорепископах, предоставляя им, по древнему обычаю, возводить в чтецы с дозволения епископа.
Впоследствии хорепископы были переименованы в экзархов и, наконец, в протопопов (в России - благочинные). Имея в своем заведовании известный округ сельских церквей, хорепископы управляли ими, подобно епископу города, с помощью клира и мирян. На хорепископах лежала также обязанность заботиться о бедных и смотреть за благотворительными заведениями.
На Западе существование института хорепископов не подтверждается историческими свидетельствами. Только в VIII в. появились хорепископы во франкском государстве, и притом как институт, отличный от восточного: имея епископский сан, западные хорепископы не были должностными церковными органами для определенного округа, но действовали как помощники и представители главных епископов в священнодействии и в управлении то в одной, то в другой местности епископского округа.
Если в Северной Африке, которая по языку, по миросозерцанию и по всему строю церковной жизни должна быть причисляема к западным странам, существовало громадное число епископских кафедр (в IV и V вв. около 500), то это, вероятно, объясняется тем, что значительную часть общего числа североафриканских епископов составляли хорепископы.
Титул хорепископа в современной Православной Церкви
В настоящее время титул хорепископа в Кипрской Православной Церкви используется в значении викария. В Грузинской Православной Церкви хорепископы назначаются для оказания помощи католикос-патриарху, однако при этом нередко являются правящими архиереями самостоятельных кафедр.
Литература
- Проф. Н.Заозерский, Формы устройства восточной православной церкви, ("Правосл. обозрение", 1890, т. III).
- Е. Смирнов, "История христианской церкви" (изд. 7, СПб., 1901, стр. 145—46).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.