Духовная миссия - общество духовенства, посылаемое для проповеди к иноверцам или для поддержания веры среди оторванных от своей среды единоверцев.
Институт и понятие "миссий" - регулярно высылаемых специальных церковных посольств для обращения иноверцев - возник в римо-католической среде в ордене иезуитов в конце XVI века. В Русской Православной Церкви это понятие стало распространяться в XVIII веке, в эпоху бурного заимствования с Запада, хотя подобные учреждения уже существовали в Русской Церкви и ранее (например см. Даурская духовная миссия). Для различия с дипломатической миссией, церковный институт стали именовать "духовной миссией". Первой нарочито учрежденной русской духовной миссией стала Китайская (Пекинская) в 1713 году, согласно указа царя Петра I от 1700 года. Однако, в XVIII веке институт миссии не получил широкого развития в Русской Церкви, а термин "миссия" в церковной среде не вполне устоялся. Так, в отношении к Китайской миссии, было принято каждую новую партию миссионеров направляемых в Пекин именовать особой "миссией" и вести им счёт; учрежденная в 1743 году миссионерская организация для Северного Кавказа получила название Осетинской духовной комиссии.
Понятие о "духовной миссии" как о специальном проповедническом институте вполне закрепилось лишь в XIX веке, благодаря созданию образцовой Алтайской духовной миссии и широкому распространению духовных миссий как внутри так и за пределами России под эгидой Православного миссионерского общества. Наряду с этим, причты при некоторых заграничных посольских церквах, составляемые исключительно из монашествующих под начальством архимандрита, также именовались "духовными миссиями."
Революция 1917 года и последующий распад империи уничтожил структуру духовных миссий внутри страны, а зарубежные духовные миссии развивались разными путями, так что к концу XX века только Русская духовная миссия в Иерусалиме - разделенная между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью - сохраняла своё дореволюционное наименование и, отчасти, функцию. При этом в XX веке был учрежден ряд новых миссий как в составе Русской Церкви, так и в других поместных Церквах. В ходе Второй мировой войны на оккупированных землях действовали Псковская миссия Московского Патриархата и Заднестровская миссия Румынской Церкви для возрождения церковной жизни в данных территориях; в разное время составе Русской Зарубежной Церкви были образованы миссии Индийская, Корейская и другие; к концу века подобные образования - как Православная Восточная Миссия - появились и в Константинопольской Православной Церкви.
Исторический список
В землях Российской империи
- Алтайская духовная миссия
- Анадырская духовная миссия (см. ст. Чукотская духовная миссия)
- Даурская духовная миссия
- Енисейская духовная миссия
- Забайкальская духовная миссия
- Заднестровская Православная миссия
- Иркутская духовная миссия
- Кадьякская духовная миссия
- Камчатская духовная миссия
- Киргизская духовная миссия
- Обдорская духовная миссия
- Осетинская духовная комиссия
- Псковская духовная миссия
- Сургутская духовная миссия
- Чукотская духовная миссия
В зарубежной Азии
- Корейская (РПЦЗ)
- Русская духовная миссия в Иерусалиме
- Русская духовная миссия в Индии
- Русская духовная миссия в Китае
- Русская духовная миссия в Корее
- Русская духовная миссия в Урмии
- Русская духовная миссия в Японии
В зарубежной Америке
- Американская духовная миссия
- Канайская духовная миссия
- Квикпахская духовная миссия
- Нушагакская духовная миссия
В зарубежной Европе
- Офенская духовная миссия
- Русская духовная миссия в Афинах
- Русская духовная миссия в Голландии
- Русская духовная миссия в Константинополе
Использованные материалы
- "Миссионерские общества," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: