Вселенная (слав. калька с греч.: οἰκουμένη, от слова οἰκέω, "населяю, обитаю") - мир, заселенная земля, совокупность всех вещей.
Термин "вселенная" был введен древнегреческим географом Гекатеем Милетским (VI-V вв. до н. э.) для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе. В географической мысли античного греко-римского мира "вселенной" называли земли хорошо известные, преимущественно населенные и управляемые самими греками и римлянами, – т. е. Македонская, а затем Римская империя. Схожими понятиями были "круг земель" (orbis terrarum) или "Римский круг" (orbis Romanus). В противоположность вселенной, области чуждых и, зачастую менее развитых народов – "варваров", – именовались "варварскими". Так, слово "вселенная" в Новом Завете иногда обозначает Римскую империю (Лк 2, 1; Деян 17, 6), а иногда - всю Землю или даже весь мир (Мф 24, 14).
С утверждением Христианства в имерии прежнее употребление не исчезло, хотя и получило параллельно более глубокое и глобальное осмысление. В богословском отношении, вселенскость как свойство Церкви стало указывать на ее потенциальную всемирность, всеобщность, но не было отождествлено с Соборностью. По разъяснению В. Н. Лосского вселенскость есть материальное выражение соборности Церкви:
Приблизительное совпадение границ распространения Церкви и границ империи времен святого царя Константина обусловило введение термина в церковный обиход. Вселенским считалось то, что касалось всей церковной территории в целом, в противоположность местому. Так:
- Вселенскими Соборами (см. подробнее) были названы общецерковные Соборы, призванные выразить сознание всей Церкви
- Вселенскими учителями и святителями стали почитать, установив их единую соборную память, святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, как величайших святых отцов.
- Вселенскими патриархами стали почетно титуловать епископов двух столиц империи, предстоятелей Римской и Константинопольской Церквей, а Александрийский первосвятитель получил титул судии вселенной. Первым из Константинопольских патриархов титул «вселенского» стал употреблять святитель Иоанн Каппадокиец, а окончательно он вошел в обиход к концу VI века при преподобном патриархе Иоанне Постнике, что вызвало нарекание со стороны Римского святителя Григория Великого. Акцент на особых властных полномочиях вселенского патриарха вылился в лжеучение папизма, основоположном аспекте римо-католицизма (см. подробнее). Патриархи Русской Православной Церкви никогда не использовали это наименование, причём в России долго бытовал обычай «вселенскими» называть не только патриархов Константинопольской, но и Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей, – т.е. всех православных предстоятелей древней пентархии.
- Вселенской панихидой было названо поминовение всех усопших православных в общецерковный родительский день (см. подробнее).
Несмотря на умаление Римской империи, она продолжала именовать себя "вселенской" (οικουμενικός) до своего конца, хотя к XV веку вместо наднациональной (православной, вселенской, ромейской, имперской) принадлежности, в верхах Восточной Римской империи начинало крепнуть более узко-национальное самоопределение (как греков, эллинов). Однако, Московское государство, затем Российская империя, хотя нередко также выступала единственным и всемирно-значимым православным царством как наследница традиций Восточно-Римской империи, формально не переняла название "вселенской". Понятие "вселенная" укрепилось в русском языке как относящееся ко всему миру. Так, на рубеже XIX-XX веков "вселенский" обозначало "имеющий значение и силу для всех мест, времен и народов" [2].
В XX веке произошло повторное заимствование в русский язык того же слова в форме ойкумена и экумена. Первое обыкновенно указывает на обитаемый мир определенной цивилизации, подобно античному использованию. Второе используется в названии экуменизма (дословно "вселенчества", см. подробнее) – движения с конца XIX века за "объединение церквей", продукта протестантской среды, получившего немалую огласку и значимость в Православной Церкви.
Литература
- ЖМП,1968, № 8, 74-75.
Использованные материалы
- Воронов Л. А., прот., "Лекция XXVII Кафоличность (или Соборность) Церкви", Догматическое богословие:
- Дьяченко Григорий, свящ., "Вселенскiй," Полный церковнославянский словарь, 103:
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- http://gatchina3000.ru/big/023/23616_brockhaus-efron.htm - Вл. С., "Вселенная"
- http://gatchina3000.ru/big/077/77358_brockhaus-efron.htm - "Патриарх в церковной иерархии"
- Рубан Ю. И., "После Троицы. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех Святых":
[1] ЖМП,1968, № 8, 74-75.
[2] Дьяченко, Григорий, свящ., "Вселенскiй," Полный церковнославянский словарь, 103, http://www.slavdict.narod.ru/_0103.htm