Митрополит Виталий (Устинов) |
В миру Устинов Ростислав Петрович, родился 18 марта 1910 года в Петербурге в семье русского офицера Черноморского флота Петра Константиновича Устинова и генеральской дочери Лидии Андреевны урожденной Стопчанской. Имя Ростислав он получил в честь одного из кораблей Черноморского флота, с детства ему была уготована военная карьера. В 1920 году поступил кадетом на военные курсы, учреждённые генералом Врангелем в Феодосии. В том же году кадеты были эвакуированы в Константинополь, а затем в Югославию - вначале в Стрнище, а затем в Белу Цркву.
В 1923 его мать из Константинополя переехала в Париж и с осени поместила сына в колледж имени святого Людовика, короля Франции, в городе Ле-Ман (Le Mans), Франция. Учась в школе, которой руководили иезуиты, не проникся симпатиями к римо-католицизму. По окончании обучения присоединился к матери в Каннах.
В 1934 отбывал воинскую повинность во французской армии, и был зачислен в 9-й конный (кирасирский) полк, где дослужился до чина капрала. Полковник де Мюлэн предлагал ему остаться на сверхсрочной службе, обещая офицерство, но его стремления уже находились в сфере духовного.
Ладомировский монах
В 1936 году ушёл в монастырь преподобного Иова Почаевского в Карпатах [1]. В 1938 году настоятелем обители архимандритом Серафимом (Ивановым) был пострижен в рясофор с именем Виталий, "чтобы монастырь не остался без Виталия" ввиду отъезда в Америку основателя обители - архиепископа Виталия (Максименко). Во время Великого поста 1939 года был пострижен в малую схиму. 17 июля того же года епископом Мукачевским Владимиром был рукоположен во иеродиакона. В 1940 году в Братиславе был рукоположен архиепископом Берлинским и Германским Серафимом в сан иеромонаха.
Начал служить на приходах Зарубежной Церкви в деревнях Порубки и Медвежье на границе Чехословакии и Польши. В последней была возведена новая деревянная церковь в ходе Второй мировой войны.
Окормление перемещенных лиц в Германии
Наступление советских сил побудило Ладомировскую монастырскую братию эвакуироваться в Германию. Иеромонах Виталий окормлял массы русских беженцев в Берлине и в близлежащих лагерях, еженевно обслуживая сотни умирающих страдальцев. В 1944 году был возведен в достоинство игумена.
С приближением советских войск к Берлину вновь отбыл - на этот раз, вместе с архимандритом Нафанаилом (Львовым), перебрался в Гамбург. Стал пастырем "перемещенных лиц" не желавших возвращаться в сталинское государство. Вместе с архимандритом Нафанаилом спас от выдачи сотни людей, поручившись перед британской администрацией, что они являются гражданами Польши, а не СССР. Вёл активную миссионерскую работу в среде русских беженцев и военнопленных. Устроил суточные богослужения в лагере Фишбек (Fischbek), собрал малую монашескую братию, основал типографию где печатал Великие сборники и молитволсловы для лагерных церквей Восточной Германии, ежемесячный журнал "Почаевские листки". Организовал псаломщицкие курсы и преподавал семинарское богословие для двенадцати молодых людей.
В 1946 году был возведен в достоинство архимандрита.
В Великобританской епархии
В 1947 году был переведен временным заведующим Великобританской епархией. Будучи настоятелем Лондонского прихода в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей с 1947 по 1951 год он ездил по всей Англии и устраивал приходы в Манчестере, Престоре и Брэдфорде. На его энергию и распорядительность обратило внимание церковное начальство, лестные рекомендации ему дал и бывший соратник по работе с "перемещенными лицами", теперь уже епископ Нафанаил.
Викарий Бразильской епархии
12 июля 1951 года был хиротонисан во епископа Монтевидеоского, викария Сан-Паульской епархии и отбыл в Бразилию [2]. Своим кафедральным храмом он сделал Троицкий в Вилла-Альпина, пригороде Сан-Паулу. Тут он устроил монастырь во имя преподобного Иова Почаевского, устроил приют для мальчиков, открыл типографию где издавал церковные книги и журнал "Православное обозрение". Владыка Виталий со своей монашеской братией посещали православных в отдалённых уголках Бразилии. Их трудами были образованы два новых прихода - в Гоянии (Goiania) в глубинке страны, и в пригороде Сан-Паулу Педрейра (Pedreira).
Архиеп. Монреальский Виталий (Устинов). Фото не позднее 1968 г. |
Канадский архипастырь
В 1954 году был назначен епископом Эдмонтонским и Западно-Канадским. В апреле 1955 года, вместе со своей монашеской братией, отбыл к месту нового служения. Основал к северу от Эдмонтона Успенский скит близ Гранада-джанкшн (Granada junction).
В августе 1957 года назначен правящим архиереем вновь объединенной Канадской епархии с титулом Монреальского и Канадского и переехал в Монреаль. В 1958 году был возведен в достоинство архиепископа.
Канадская епархия при нём была одной из самых благоустроенных в Русской Зарубежной Церкви: поддерживавшийся в отличном состоянии кафедральный собор, трехэтажное архиерейское подворье, хороший хор. Вскоре по назначении в Монреаль приобрел землю в Мансонвилле и начал устравать тут Преображенский скит. В 1965 году основал Покровский приход в Оттаве. Обустроил перевезенную из Бразилии типографию, как и там выпускал журнал, а также многочисленные книги и брошюры. Устроил несколько молодежных конференций в Канаде, принимал участие в таких же собраниях в США, и инициировал организацию общеобразовательных молодежных курсов при Синодальном управлении в Нью-Йорке.
На Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви в 1967 году сделал доклад где определил экуменизм всепроникающей ересью своего времени, оказав большое влияние на общую точку зрения Русской Православной Церкви Заграницей по этому вопросу.
Первоиераршество в Зарубежной Церкви и отход от неё
В 1986 году Архиерейский собор РПЦЗ избрал его первоиерархом с титулом митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского, причём владыка сохранил за собой и Канадскую епархию.
В октябре 2001 года состоялся Архиерейский собор РПЦЗ на котором была принята отставка владыки Виталия. Новым первоиерархом избрали архиепископа Лавра (Шкурлу), в течение последних лет бывшего "человеком № 2" в РПЦЗ. Однако сторонники Виталия, которыми руководила секретарь митрополита Людмила Роснянская, вызвали во время Собора к зданию Синода полицию, утверждая, что там захвачен человек - Виталий. Полиция приехала, разобралась и уехала. Недовольный происходящим владыка Виталий тоже покинул Собор и перебрался в Мансонвилль, на территорию своей бывшей Канадской епархии. Теперь уже Синод направил по следу беглецов полицию. Тут случилась история с психиатрическим освидетельствованием митрополита - в Синоде полагали, что престарелым иерархом манипулируют запрещенный епископ Варнава, Роснянская и другие. Психиатр, впрочем, дал заключение скорее в пользу владыки, заявив, что "нет никаких ограничений для продолжения его нынешних занятий или профессии".
В Мансонвилльском Преображенском ските владыка Виталий провозгласил себя первоиерархом новой организации - Русской православной церкви в изгнании (РПЦИ), впоследствии переименованной в РПЦЗ(В) - "витальевцы". "Изгнанники" противопоставили себя абсолютному большинству православных, причем не только русских. Они подчеркнуто отказались от общения не только с Московским Патриархатом, но и с РПЦЗ, со всеми "экуменистами", в том числе и с Сербской Церковью.
Сначала в РПЦИ были два иерарха - владыки Виталий и Варнава (Прокофьев). Но в течение ноября уже совершено три новых архиерейских рукоположения. Под юрисдикцию владыки Виталия переходят некоторые приходы РПЦЗ, в том числе и в России - те, что наиболее враждебно относятся не только к Московской Патриархии, но и вообще к малейшим проявлениям модернизма или примиренчества с ним. Таким образом, на склоне лет митрополит Виталий, известный своей приверженностью церковной дисциплине, фактически пошел на раскол и оказался во главе секты.
Так владыка Виталий ставший изгнанником в возрасте десяти лет, закончил свои дни тоже в изгнании - вдали не только от Родины, но и от Церкви, которой служил почти всю свою жизнь.
Скончался 25 сентября 2006 года, около 19:45 по московскому времени в больнице канадского города Мансонвилль.
Литература
- Чуваков, В. Н., сост., Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 томах, М., 2004, т. 4, 42.
Использованные материалы
- "His Eminance Metropolitan Vitaly. A short biographical sketch, Parish Life, September, 1986:
- Страница сайта Русское Православие:
- Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
- Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. II, 804-805, 808-809, 1226-1227.
[1] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4640 указывает что в Карпатский монастырь он ушёл лишь в 1938 году.
[2] Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. II, 1226, указывет что уже в 1949 году он прибыл в Бразилию.