"Церковная история" Евагрия Схоластика, одно из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви
"Церковная история" была завершена в 594 году в Антиохии (ныне Антакья, Турция). Сочинение состоит из 6 книг, охватывает более 160 лет, от возведения Нестория на Константинопольский престол в 428 году до 593/4 г., и представляет собой продолжение "Церковной истории" блж. Феодорита, еп. Кирского, написанной в 450-х годах.
"Церковная история" Евагрия Схоластика сохранилась в четырех рукописях: Laurent. LXIX 51 (XI в.); LXX 23 (кон. XII в.); Patm. 688 (XIII в.); Baroc. 142 (XIV в.). Наиболее ценными считаются два древнейших кодекса, которые и используются как основа для изданий. "Церковная история" была известна свт. Фотию Константинопольскому и описана им в «Мириобиблионе» [1]. В Византии ею пользовались автор Жития прп. Симеона Столпника (Младшего) (VII-VIII вв.) и историк начала XIV века Никифор Каллист Ксанфопул.
Первое печатное издание «Церковной истории» было подготовлено Р. Стефаном и появилось в Париже в 1544 году [2]. На русский язык "Церковная история" впервые была переведена и издана в 1853 году (переводчик неизвестен), новый комментированный перевод опубликован И. В. Кривушиным (СПб., 2006).
Источники
Источники, использованные в сочинении Евагрия Схоластика, многочисленны. Он опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в т. ч. на исторические произведения Прокопия Кесарийского, Приска Панийского, Зосима; на истории Церкви Сократа Схоластика, Захарии Ритора; на хроники Иоанна Малалы, Евстафия Епифанийского; на Жития прп. Симеона Столпника (Младшего), мц. Голиндухи Персидской; на многочисленные официальные послания церковных деятелей (напр., св. Кирилла, архиеп. Александрийского, св. Льва I Великого, папы Римского, Нестория, Петра III Монга, патриарха Александрийского, Севира, патриарха Антиохийского); на постановления императоров (Льва I, Василиска Флавия, Зинона, Юстина II); на акты Соборов (в т. ч. III, IV и V Вселенских).
Евагрий Схоластик считал себя продолжателем многовековой традиции античной и ближневосточной историографии, основателем которой, по его мнению, был прор. Моисей (V 24). В рамках этой традиции он особо выделял историков Церкви. Основную цель своей работы он видел в том, чтобы раскрыть главные направления жизни Церкви в Византийской империи за 150 лет, с 430-х годов до современных ему событий. Наибольшее внимание он стремился уделять жизни христианских общин империи, важнейших церковных кафедр, наиболее известных подвижников и богословов. Однако в отличие от более ранних церковных историков Евагрий подробно описывал и общеполитическую историю, деятельность императоров, их личные качества, войны, политическую борьбу и т. п. Интерес Евагрия к светской истории столь велик, что современными исследователями его сочинение оценивается как свидетельство секуляризации церковной истории, означающее частичный разрыв с традицией, основанной Евсевием Кесарийским [3].
Содержание
1-я книга (события 428-450 годов) посвящена правлению имп. Феодосия II Младшего и представляет собой введение в "Церковную историю". Евагрий Схоластик начал повествование с восшествия Нестория на Константинопольскую кафедру, описал конфликт в Церкви, возникший из-за ереси Нестория, его осуждение на III Вселенском Соборе (I 3-5) и примирение Александрийской и Антиохийской Церквей в 433 году (I 5-6). Подробности богословских споров и интриг вокруг дела еп. Нестория автора интересуют мало. Стиль его рассказа официозен, содержит риторические обличения еретиков и славословия отцам Церкви. Наибольшее внимание Евагрий уделяет не конфликту в Церкви из-за учения Нестория, а его преодолению в 433 году и демонстрации общецерковного единства. Дело архим. Евтихия и Диоскора, еп. Александрийского, II Эфесский Собор 449 года описаны кратко (I 9-11). «Торжество монофизитства» в 449 году воспринимается автором как историческая ошибка. Ее обсуждение стало предметом историософского отступления, в котором Евтихий Схоластик показывает, что зло отвергнутой христианами мифологии язычества с ее многочисленными "глупостями" и нечестием многократно превосходит все христианские споры и церковные нестроения (I 11). Имп. Феодосий II и его супруга августа Евдокия представлены как образцы благочестия (I 12, 20-22), а их эпоха - как время процветания различных ученых и писателей, подвижничества прп. Симеона Столпника Старшего (I 13).
2-я книга (события 450-474 годов) открывается описанием IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года (II 2-4), который установил догматы христологии. Его решения явились камнем преткновения для дальнейшего развития единой Церкви. Важность этого Собора подчеркивается тем, что Евагрий Схоластик в конце книги приводит эпитому актов Собора (II 18). Основное внимание автора обращено на историю борьбы за сохранение халкидонского вероисповедания в Восточных Церквах: описаны антихалкидонское движение в Палестине и Сирии (II 5), противостояние в Александрии сторонников ересиарха Тимофея II Элура, патриарха Александрийского, и православных патриархов Протерия Александрийского и Тимофея II Салофакиола Александрийского (II 5, 8-11). Имп. Маркиан изображен автором как благословенный правитель, чей приход к власти предвещали знамения и чье благочестие неизменно защищало империю от бедствий (II 1, 6). Личность имп. Льва I вызывает сочувствие историка, Евагрий уделяет большое внимание усилиям императора по поддержанию церковного единства, содержанию его «Окружного послания» (468), которым подтверждались определения Халкидонского Собора (II 9-10; приведен текст документа). Отдельная тема книги - падение Западной Римской империи: убийство Флавия Аэция, имп. Валентиниана III и разграбление Рима вандалами в 455 году, история последних римских императоров 460-70-х годов (II 7, 16).
3-я книга (события 474-518 годов) повествует о времени правления императоров Зинона и Анастасия I, о борьбе между сторонниками и противниками Халкидонского Собора за влияние в Церквах Востока, в основном в Александрийской и Антиохийской. В связи с деятельностью ересиархов Тимофея Элура, Петра Монга, Севира изложена история принятия «Энотикона» имп. Зинона, приведен текст этого документа. Освещается история возникновения Акакианской схизмы (III 17-21). Евагрий Схоластик описал события войны между императорами Зиноном и Василиском в 474-476 годах (III 3-8), восстания Теодориха Скифа, Маркиана, Илла против Зинона (III 25-27). Правление имп. Анастасия освещается автором кратко, но есть упоминание об отмене налога с городского населения (хрисаргира) (III 39). Евагрий доброжелательно относится к этому императору, в то же время сочувствует низложенным имп. Анастасием патриархам Македонию II Константинопольскому и Флавиану II Антиохийскому, правда признавая, что в целом император стремился к сохранению мира в Церкви и был противником нововведений (III 30, 32). Евагрий касается событий Исаврийской войны (III 35), византийско-персидской войны 502-506 гг. (III 37), мятежа Виталиана (III 43), восстания в Константинополе в 512 году (III 44). В этой части повествования Евагрий Схоластик впервые подробно обращается к событиям светской истории. В следующих книгах светская история начнет преобладать над церковной. Отдельное отступление посвящено полемике Евагрия с языческим историком начала VI века Зосимом (III 40-41).
4-я книга (события 518-565 годов) посвящена правлениям императоров Юстина I и св. Юстиниана I. Объем церковно-исторической тематики продолжает сокращаться; значительная часть книги представляет собой эпитому «Историй войн» Прокопия Кесарийского, где описываются сражения византийцев с готами, персами и вандалами. Евагрий не пытался разобраться в хитросплетениях церковной политики имп. Юстиниана I, вслед за Прокопием Кесарийским повторил недостоверные сведения о том, что имп. Юстиниан поддерживал православных, в то время как его жена имп. св. Феодора выступала на стороне монофизитов (IV 10; ср.: Прокопий. Тайная история. X 13-15). Евагрий фрагментарно представил историю правления иерархов на основных патриарших кафедрах, дал описание Константинопольского Собора 553 года, но не связал его созыв с борьбой за признание Халкидона (IV 38). Историк оценил личность имп. Юстиниана очень критически: он обвинил императора в систематическом присвоении чужого имущества, в сребролюбии, в недопустимом пристрастии к партии венетов (IV 30, 32). В довершение всех грехов под конец жизни имп. Юстиниан впал в ересь афтартодокетизма. Ему мужественно противостоял патриарх Анастасий I Синаит (IV 39-40). Среди др. важных сюжетов книги - строительство собора Св. Софии (IV 31), эпидемия чумы в империи (IV 29), подвижничество христианских святых на Востоке - Симеона Юродивого, Фомы из Апамеи (IV 34-35).
5-я книга (события 565-582 годов) посвящена правлению императоров Юстина II и Тиверия, преимущественно византийско-персидской войне (571-591), Е. С. лишь изредка фиксирует смену предстоятелей на наиболее значимых церковных кафедрах (V 5, 16). Он поместил полный текст объединительного послания, изданного имп. Юстином II около 570 года (V 4), но не привел сведений об обстоятельствах появления этого документа. В конце книги (V 24) даны краткое описание античной и ранневизантийской традиции историографии, краткий перечень древних историков, который завершается именами современников Прокопия Кесарийского, Агафия Схоластика Миринейского и Иоанна Епифанийского. Своими предшественниками в жанре церковной истории Евагрий Схоластик назвал Евсевия Кесарийского, блж. Феодорита, еп. Кирского, Созомена и Сократа Схоластика.
В 6-й книге (события 582-594 годов) описано правление имп. Маврикия, который удостоен высоких похвал автора как образец разумного и успешного государя (VI 1), события церковной жизни практически отсутствуют. Евагрий повествует в основном о византийско-персидской войне, закончившейся восстанием Бахрама Чубина и междоусобицей в Персии. В этих сюжетах как действующее лицо неоднократно появляется патриарх Григорий I Антиохийский. Он усмиряет бунт солдат на восточной границе, встречает шаханшаха Хосрова II, изгнанного из Ктесифона и просящего поддержки ромеев в борьбе за престол. Евагрий завершает историю повествованием о смерти прп. Симеона Столпника (Младшего) и патриарха Григория I.
Историческая концепция Евагрия Схоластика
Основным сюжетом "Церковной истории", вокруг которого построено изложение истории Церкви в узком смысле, является описание IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года. Ход Собора и различные связанные с ним обстоятельства - наиболее подробно раскрытое историком событие. Евагрий считал, что именно Халкидонский Собор - важный элемент его сочинения, поэтому он ввел специальное приложение ко 2-й книге, где представил эпитому всех деяний Собора (II 18). В связи с этим повествование Евагрия о церковной жизни 2-й половины V - начала VI века (книги 3 и 4) в основном посвящено описанию последствий Халкидонского Собора для жизни Восточной Церквей. Подобно тому как у церковных историков V века Сократа, Созомена и блж. Феодорита главной темой повествования была борьба за признание I Вселенского Собора 325 года (Никейского), для Евагрия такой темой становится борьба за признание Халкидонского Собора. Она продолжается на протяжении долгих десятилетий в церковных общинах Александрии, Палестины, Антиохии, захватывает Константинополь и императорский двор, в нее так или иначе включились все крупнейшие церковные престолы и иерархи Востока и Запада. Постоянные обращения автора к описанию стихийных бедствий и варварских нападений на империю создают некий мистический ореол вокруг церковно-политических событий.
Другая важная особенность концепции Евагрия Схоластика - представление об окончательной победе православного вероисповедания, которая связывается историком с несколькими событиями. Во-первых, имп. Юстин I в начале правления приказал низложить и покарать патриарха Севира Антиохийского, однако в 519 году тому удалось бежать в Египет (IV 4). Во-вторых, имп. Юстиниан I низложил патриархов Феодосия I Александрийского и Анфимия Константинопольского за монофизитские взгляды, тем самым уничтожив антихалкидонскую иерархию в Церкви. Он издал новеллу об анафеме всех монофизитствовавших архиереев и о полном признании Халкидонского Собора (IV 10-11). Эти события относятся к 535-536 годам, однако в тексте Евагрия они представлены как первое и важнейшее деяние императора Юстиниана I для Церкви. "С того времени все Церкви избавились от расколов, ведь и патриархи всех диоцезов находятся в согласии друг с другом, и епископы городов следуют за своими экзархами" (IV 11). Подведя т. о. итог повествованию о Соборе, Евагрий утратил интерес к церковной истории. В последних книгах церковные события возникают лишь эпизодически - это созыв V Вселенского Собора, представленного изолированно от общей политики имп. Юстиниана I, принятие «Энотикона» имп. Юстина II, деяния патриарха Григория I Антиохийского, в которых участвовал сам историк.
Полтора века истории в труде Евагрия Схоластика осмыслены по некой циклической модели. Начало истории он описывал как "золотой век" Церкви и империи (благочестие имп. Феодосия II, осуждение Нестория, развитие искусств и слава прп. Симеона Столпника Старшего). Затем эта эпоха процветания прерывается возникновением ереси Евтихия и ее кратковременным успехом. На Халкидонском Соборе и в дальнейшем ведется борьба за восстановление изначального единства Церкви. После описания победы Православия при имп. Юстиниане I внимание Евагрия переключается на судьбу империи. Если историк оценивал деятельность Юстиниана отрицательно, то правление каждого последующего императора (Юстин II, Тиверий, Маврикий) оказывалось лучше предыдущего. Наконец, правление имп. Маврикия Евагрий стремился описать как возвращение "золотого века": благочестивый и разумный правитель, единство и успехи Церкви при таких архиереях, как патриарх Григорий I Антиохийский, и почитание св. столпника прп. Симеона (Младшего). Такая модель вполне вписывается в традиции более ранних церковных историков. В сочинениях Сократа, Созомена и блж. Феодорита изначальный успех реформ имп. св. Константина I Великого и I Вселенского Собора также прерывался интригами еретиков и длительной борьбой за утверждение Православия, которая завершилась процветанием при имп. Феодосии II Младшем.
Литература
- PG. 86. Col. 2405-2906;
- The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia / Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. Amst., 1964r;
- Церк. история Евагрия, схоластика и почетного префекта. СПб., 1853;
- Церковная история / Пер.: И. В. Кривушин. СПб., 1999-2003. 3 т.; То же (в 1 кн.). СПб., 2006.
- Шестаков С. П. Иоанн ритор церк. истории Евагрия // УЗ Имп. Казанского ун-та. 1890. Т. 57. Сент./окт. С. 97-132;
- Krumbacher. Geschichte. S. 245-247;
- Thurmayr L. Sprachliche Studien zu den Kirchenhistoriker Euagrios. Eichstätt, 1910;
- Higgins M. J. Chosroes IÍs Votive Offerings at Sergiopolis // BZ. 1955. Bd. 48. S. 89-102;
- Downey G. The Perspective of the Early Church Historians // GRBS. 1965. Vol. 6. P. 57-70;
- Irmscher J. Geschichtssreibers der justinianischen Zeit // WZUR, GSWR. 1969. Bd. 18. S. 469-474;
- Удальцова З. В. К вопросу о мировоззрении визант. историка VI в. Евагрия // ВВ. 1969. Т. 30. С. 63-72;
- Удальцова З. В. Историческая мысль // Культура Византии. 1984. Т. 1. С. 202-212;
- Allen P. Evagrius Scholasticus the Church Historian. Leuven, 1981;
- Caires V. Evagrius Scholasticus: A Literary Analysis // ByzF. 1982. Bd. 8. S. 29-50;
- Chesnut G. F. The First Christian Histories: Eusebius, Socrates, Sozomen, Theodoret and Evagrius. Macon (Ga.), 19862. P. 214-229;
- Кривушин И. В. Ранневизант. церк. историография. СПб., 1998. С. 201-213;
- Кривушин И. В. Евагрий Схоластик и его «Церковная история» // Евагрий Схоластик. Церковная история. СПб., 1999. Т. 1. С. 5-86;
- Лебедев А. П. Церк. историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб., 2000п. С. 240-249;
- Trompf G. W. Early Christian Historiography: Narratives of Retributive Justice. L.; N. Y., 2000.
Использованные материалы
- И. Н. Попов. "Евагрий Схоластик" // Православная энциклопедия, т. 16, с. 581-584
[1] Phot. Bibl. 29
[2] Последующие издания осуществили: Ж. Христофорсон (Лувен, 1570), А. де Валуа (П., 1673; воспроизведено в издании Д. Ридинга (Кембридж, 1720), PG. 86/2 (1865). Col. 2405-2906), Ж. Биде и Л. Пармантье (Л., 1898)
[3] Кривушин. 1999. С. 202-214