Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГРИГОРИЙ I АНТИОХИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Григорий I (+ 593), патриарх Антиохийский (с 570), святитель

Память 20 апреля

Происходил из Палестины, о его рождении, детстве и юности ничего не известно.

Был сначала монахом, затем игуменом нескольких обителей: монастыря Византийцев (греч. τῶν Βυζαντίων) в Иерусалиме, Фаранской лавры в Палестине недалеко от Синайской горы и монастыря вмц. Екатерины на Синае.

Достаточно рано Григорий стал принимать активное участие в византийской политической жизни, проявив себя талантливым дипломатом. Он был послан имп. Юстином II (565-578) в монастырь вмц. Екатерины для урегулирования отношений с арабскими кочевыми племенами, угрожавшими обители. Церковный историк и друг Григория Евагрий Схоластик отметил, что результаты этой миссии впечатлили как императора, так и персидского шаха Хосрова I, который подарил Григорию золотые кресты и церковную утварь.

В 570 году Григорий занял патриаршую кафедру Антиохийской Церкви, сменив низложенного Юстином II Анастасия I Синаита. Иоанн Мосх в «Луге духовном» рассказывает, что за 6 лет до патриаршества, в бытность игуменом Фаранской лавры, Григорий очень хотел посетить отшельника по имени Сергий, который в это время пребывал в пустыне у Мёртвого моря. Сергий тепло принял Григория и омыл ему ноги. В течение дня они беседовали о спасении души, и лишь на следующий день пустынник отпустил Григория. Позже Сергий рассказал ученику, что видел перед собой патриарха в полном облачении и с Евангелием в руках.

Патриаршество Григория I было омрачено военными столкновениями с арабами и клеветой монофизитов на патриарха. В 579 году против него было выдвинуто обвинение в идолопоклонстве (обвинение поддержал правитель пров. Осроена и Месопотамия Анатолий, сам обвиненный в совершении жертвоприношений). По сообщению церковного историка Иоанна Эфесского, жители Антиохии усмотрели связь происшедшего землетрясения со слухами об идолопоклонстве патриарха и потребовали изгнания Григория, который был вынужден скрываться, пока его дело рассматривалось в столице.

Спустя некоторое время комит фемы Анатолик Астерий, у которого был личный конфликт с Григорием, снова стал настраивать народ против патриарха. Когда Астерия сменил Иоанн, по характеристике Евагрия Схоластика человек слабый и бесхарактерный, патриарха Григория публично обвинили в подстрекательстве к беспорядкам и в сожительстве с собственной сестрой. В ответ патриарх потребовал, чтобы его дело рассмотрел сначала императорский суд, а затем Константинопольский Собор. С этой целью Григорий в сопровождении Евагрия отправился в Константинополь.

В 588 году Константинопольский патриарх Иоанн IV Постник созвал поместный Собор, где присутствовали император, патриарх Александрийский Евлогий и патриарх Иерусалимский Иоанн IV. На Соборе была доказана невиновность патриарха Григория, а клеветники были приговорены к бичеванию и ссылке. Этот судебный процесс сыграл важную роль в отношениях Рима и Константинополя: оправдательные документы по делу патриарха Григория были отправлены в Рим, при этом в них Иоанн IV Постник именовал себя Вселенским патриархом. Это вызвало сильное недовольство папы Пелагия II (579-590) и привело к конфликту, который продолжался и при его преемнике - Григории I Великом (590-604).

В конце мая 589 года патриарх Григорий вернулся в Антиохию, недавнее сильное землетрясение усилило недовольство среди жителей и спровоцировало мятеж в войсках. Прикованный к постели патриарх встретился с зачинщиками мятежа в окрестностях Антиохии и убедил их подчиниться командованию. В успехе этой миссии оказался важен высокий авторитет Григория в солдатской среде, основанный на постоянной материальной помощи войскам со стороны Патриархата в предыдущие годы.

Свт. Григорий хотел встретиться c прп. Симеоном Столпником, но не успел сделать это до кончины Симеона.

Патриарх Григорий вернул в лоно православной Церкви множество монофизитов и обратил в христианство большое количество язычников. Кроме того, все историки упоминают щедрость Григория и постоянные милостыни нуждающимся. Особое место в числе добродетелей патриарха, отмечаемых Евагрием, занимает его умение понимать специфику любой сложной ситуации и действовать сообразно обстоятельствам.

Патриарх Григорий скончался в 593 году [1].

В современном календаре Греческой Церкви память святителя Григория отсутствует.

Основными источниками о его жизни служат подробные сведения, сохранившиеся в «Церковной истории» Иоанна Эфесского и в одноименном произведении Евагрия Схоластика. Оба автора, будучи современниками патриарха Григория, не скрывают личного отношения к нему. У Евагрия кончиной патриарха Григория завершается «Церковная история», доведенная автором до 594 года, приводится пространная речь патриарха, обращенная к восставшим войскам, о подлинности которой судить достаточно сложно. Кроме того, в заключение Евагрий говорит о том, что им написана и другая книга о судебных процессах, которая состоит из речей и донесений, бо́льшая часть из них принадлежит Григорию. Это сочинение Евагрия не сохранилось, однако факт переписки патр. Григория с Константинополем по вопросам военного и политического характера представляется вполне вероятным. Евагрий писал, что в период военного противостояния Юстина II и Хосрова I и осады г. Нисибина (Сирия) патриарх Григорий переписывался с императором, сообщая ему диспозицию войск противника и положение в осажденном городе.

Иоанн Эфесский работал над «Церковной историей», находясь в ссылке, вызванной его монофизитскими взглядами. Он был крайне негативно настроен против имп. Маврикия, оправдавшего патриарха Григория. В изложении Иоанна Эфесского патриарх предстает человеком хитрым и коварным. Рассказ об обвинении в идолопоклонстве передан со всеми подробностями, нигде не говорится о том, что оно было ложным, а оправдательное решение императора связывается исключительно с подкупом и лестью, к которым якобы прибегал Григорий. Кроме того, Иоанн выдвигал еще одно обвинение против патриарха Григория: по его словам возвращаясь из Константинополя с благоприятным решением своего дела, патриарх пообещал возвести в Антиохии ипподром и специально выписал для этого из столицы труппу мимов.

Сочинения

По сообщениям историков, патриарх Григорий являлся автором многих сочинений на разные темы. Однако известно всего три гомилии, с большой долей вероятности принадлежащие святителю: Слово на Богоявление, Слово о женах-мироносицах и толкование Мф 3:17. В рукописной традиции эти произведения нередко приписывали более известным богословам, в т. ч. святителям Иоанну Златоусту и Григорию Чудотворцу, что приводило к ошибкам при издании памятников. Так, Слово на Богоявление было включено в сборник сочинений свт. Григория Чудотворца XVII в. [2] и с этой же ошибочной атрибуцией было воспроизведено в Patrologia Graeca [3], но в другой том того же собрания был помещен лат. перевод этой же гомилии, взятый из более раннего издания А. Маи, с правильным указанием на авторство Г. [4].

Публикации:

  • Homilia in Sancta Theophania sive de Christi baptismo [с указанием на Григория Чудотворца] // PG. 10. Col. 1177-1189;
  • Oratio in mulieres unguentiferas // Ibid. 88. Col. 1847-1866;
  • Sermo de baptismo Domini Nostri Jesu Christi (latine) // Ibid. Col. 1865-1872;
  • in illa verba «Hic est Filius meus dilectus…» // Ibid. Col. 1871-1884.

Литература

  • Evagr. Schol. Hist. eccl. Lib. 5-6;
  • Joannis Episcopi Ephesi Historia Ecclesiastica. Lib. 3 (изд. на сир. яз.: Iohannis Ephesini Historiae Ecclesiasticae pars tertia / Ed. E. W. Brooks. P., 1935. (CSCO; 105. Syr.; 54); лат. пер.: Iohannis Ephesini Historiae Ecclesiasticae pars tertia / interpr. est E. W. Brooks. Lovanii, 1936. (Ibid.; 106. Syr.; 55));
  • Joannis Moschi Pratum Spirituale. Cap. 139-140 // PG. 87. Col. 3001-3004;
  • ЖСв. Апр. С. 307-308.
  • Лебедев А. П. Спор о титуле «вселенский патриарх» и спор между папою Григорием Великим и к-польским патриархом Иоанном Постником // ЧОЛДП. 1889. № 1. С. 67-93;
  • Haidacher S. Zu den Homelien des Gregorius von Antiochia // ZKTh. 1901. Bd. 25. S. 367-369;
  • Gelzer H. Sechs Urkunden des Georgsklosters Zografu // BZ. 1903. Bd. 12. S. 498-532;
  • Παπαδόπουλος Σ. Γ. Γρηγόριος ὁ Α´ // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 748-750;
  • Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 399.

Использованные материалы

  • Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова. "Григорий I" // Православная энциклопедия, т. 12, с. 606-607



[1]  25 марта 593 года уже последовала гомилия Анастасия I о вторичном восшествии на престол - М. В. Грацианский. "Анастасий I Синаит" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 243 - http://www.pravenc.ru/text/114860.html

[2]  S. Gregorii Thaumaturgi Homiliae Quattuor // S. Gregorii Neocesariensis Opera omnia. P., 1622. P. 9

[3]  PG. 10. Col. 1177-1190

[4]  PG. 88. Col. 1865-1872

Редакция текста от: 03.03.2017 06:53:13

"ГРИГОРИЙ I АНТИОХИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google