Диоскор I (+ 454), патриарх Александрийский (444 - 451), монофизит.
Евтихий, осужденный за ересь на константинопольском "домашнем" соборе 448 года нашел сильных покровителей в лице всемогущего министра Хрисафия и самого императора Феодосия Младшего. К ним примкнул и Диоскор.
Евтихианство выродилось из крайностей александрийского воззрения, а Диоскор, как представитель Александрийской Церкви и богословской школы, счел нужным принять его под свое покровительство в борьбе с противоположной антиохийской христологией. Кроме того, к борьбе за мнения примешивалась борьба за иерархическое первенство. Епископы Константинопольские, пользуясь близостью к императору, приобрели первенство чести между всеми епископами Востока и имели большое влияние на все церковные дела. Александрийская Церковь, как более древняя и притом апостольского происхождения, могла считать за собой более прав на такое первенство, и потому у некоторых Александрийских епископов замечалось соперничество с епископами Константинопольскими. К их числу принадлежал и Диоскор. Он знал, что Александрийский епископ Феофил I судил епископа константинопольского св. Иоанна Златоуста, а св. Кирилл Александрийский - Нестория.
Дело Евтихия для него представлялось удобным случаем повести интриги против константинопольского патриарха Флавиана и явиться его судьей. Побуждаемый сильной придворной партией, император созвал в 449 г. собор в Эфесе для обсуждения дела Евтихия. Председательство на соборе было предоставлено Диоскору, явно злоупотреблявшему своим положением: противники Евтихия от собора были устранены, его явные приверженцы и противники Флавиана были приглашены на собор, хотя бы они по канонам и не имели на то права. Флавиан перед собором явился подсудимым; его осудили за введение новых догматов, низложили и сослали, после чего он скоро умер [1]. Вместе с ним осудили Евсевия Дорилейского, обвинявшего Евтихия на константинопольском соборе, и Домна, патриарха Антиохийского. Евтихий был оправдан. За несогласие с собой Евтихий отлучил и папу Льва I Великого.
Торжество Диоскора было непродолжительно. Слабые протесты против собора на Востоке были усилены папой Львом. Он собрал собор в Риме и осудил "разбойничий эфесский собор", Диоскора и Евтихия, о чем и написал в Константинополь послание к клиру, сенату и народу. Между тем Феодосий умер и престол занял Маркиан, женившийся на Пульхерии, сестре Феодосия, почитательнице Флавиана. По распоряжению нового императора собрался собор в Халкидоне, 451 года. На первом же заседании этого собора, четвертого вселенского, происходил суд над "разбойническим собором". Свидетельскими показаниями были установлены неправды и насилия, к которым прибегал Диоскор на соборе в Эфесе, и он был осужден и за насилие, и за ересь, в которой он продолжал упорствовать. Несколько дней спустя собор судил Диоскора по частным обвинениям против него, выставлявшим его в самом мрачном свете. Диоскор лишен епископства и священства и сослан в заточение в Пафлагонию, в Гангры (Γάγγρα, ныне Чанкыры, Турция), где и умер 17 сентября 454 года.
Антихалкидониты, наследники монофизитов, и в XXI веке почитают его святым, причисляя к папам (патриархам) Коптской Церкви.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Березин, И. Н., Русский энциклопедический словарь.
- http://en.wikipedia.org/wiki/Pope_Dioscorus_I_of_Alexandria
[1] Житие св. Флавиана упоминает о жестоком избиении Диоскором Флавиана, на третий день после которого тот скончался.