Антоний (Георгадзе). епископ Горийский |
В миру Георгадзе [груз. გიორგაძე, Гиоргадзе] Алексей Лукич [1], родился 17 марта 1866 года в Кутаиси в семье псаломщика Луки и его супруги Натальи.
В 1882 году окончил Кутаисское духовное училище.
В 1888 окончил Тифлисскую духовную семинарию по первому разряду. Вернулся в Кутаиси, где женился.
12 февраля 1889 года рукоположен во диакона, 19 февраля того же года - во священника к Кутаисской Архангельской кладбищенской церкви.
25 июня 1889 года определен настоятелем церкви при Кутаисском женском училище.
С 2 ноября 1889 года преподавал церковное пение в Кутаисском духовном училише.
15 января 1892 года возведен в сан протоиерея.
12 февраля 1892 года назначен настоятелем Кутаисской Архангельской кладбищенской церкви.
6 октября того же года назначен настоятелем церкви и законоучителем при Кутаисской женской гимназии им. св. Нины.
9 декабря 1893 года назначен учителем пения в Кутаисское женское епархиальное училище.
В 1895 году назначен членом Имеретинского епархиального училищного совета.
В 1899 году назначен председателем Кутаисского уездного отделения Имеретинского епархиального училищного совета.
Кроме того занимал должности помощника благочинного Кутаисских городских церквей, духовного следователя по городу Кутаиси и директора Кутаисского общества попечительства о тюрьмах.
В 1903 году овдовел. В том же году поступил в Киевскую духовную академию.
В 1904 года продолжил обучение в Санкт-Петербургской духовной академии. Параллельно поступил в Санкт-Петербургский императорской институт археологии.
В 1906 году пострижен в иеромонахи с наречением имени Антоний.
В 1907 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
9 мая 1907 года удостоен звания действительного члена Императорского археологического института.
26 июля 1907 года определен на должность инспектора Вятской духовной семинарии [2]. В Вятке духовно окормлял большую грузинскую диаспору.
5 ноября 1907 года перемещен на должность инспектора в Смоленскую духовную семинарию [3]. Временно исполнял обязанности ректора семинарии.
29 января 1910 года был назначен настоятелем Иоанна Крестительской пустыни в Давид-Гаредже [4].
17 февраля того же года возведен в сан архимандрита и отбыл в Грузию.
24 февраля 1910 года назначен благочинным Картли-Кахетинских монастырей.
26 мая 1911 года переведен на должность настоятеля Тбилисского Спасо-Преображенского монастыря [5].
19 декабря 1911 года решением Св. Синода избран епископом Горийским, третьим викарием Мцхетско-Карталинской епархии Грузинского экзархата [6].
14 января 1912 года наречен, а 15 января того же года хиротонисан во епископа Горийского. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
26 января 1912 года избран членом Грузино-Имеретинского синодального управления [7].
Вел активную общественную и преподавательскую деятельность. Входил в состав общества по распространению грамотности среди грузин, выделяя из собственных средств стипендии для неимущих учеников.
С 1915 по 1917 год был главным редактором Духовного вестника Грузинского экзархата [8].
Был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской православной церкви (ГПЦ).
8 марта 1917 года по его инициативе на квартире священника Никиты Талаквадзе состоялась встреча представителей части духовенства и лидеров политических движений Грузии, на которой было решено объявить 12 марта 1917 года в патриаршем соборе Светицховели о восстановлении автокефалии ГПЦ.
После этого акта активно участвовал в разработке проекта об управлении грузинской церковью и подготовке созыва Поместного Собора Грузинской Православной Церкви.
Иеромонах Леонид (Антощенко), архимандрит Амвросий (Хелая), епископ Антоний (Георгадзе) и протоиерей Калистрат Цинцадзе. Петербург, август 1917 г. |
9 июля - 2 августа 1917 года находился в Петрограде во главе делегации ГПЦ и встречался с представителями Государственной Думы и правительства, а также с А. Ф. Керенским. Делегация отвергла предложение российских гражданских властей иметь в Грузии двух иерархов - католикоса-патриарха ГПЦ (для грузин) с резиденцией в г. Мцхета и митрополита Тифлисского РПЦ (для православных негрузин) с резиденцией в Тифлисе, так как таким образом грузинская церковная диаспора оставалась без иерарха.
По его инициативе и настоятельным просьбам в Грузию прибыл находившийся до этого в России епископ Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили), вышедший 1 августа 1917 года на покой. 17 сентября того же года он был избран католикосом-патриархом Грузии на Поместном Соборе ГПЦ.
17 сентября 1917 года Антоний был назначен на Кутаисскую кафедру.
14 октября 1917 года возведен в сан митрополита.
18 сентября 1918 года был отравлен. По одной из самых распространенных версий, отравителем был его зять, муж дочери Александры, Анатолий Николаевич Ридигер.
Похоронен при огромном стечении народа в кутаисском кафедральном соборе, разрушенном в 1930-х годах, вследствие чего точное место захоронения неизвестно.
Награды
- скуфья (6 мая 1896)
- камилавка (15 мая 1900)
- золотой наперсный крест (6 мая 1909)
- орден св. Владимира II ст. (6 мая 1914)
Сочинения
- Монашество в Грузии до начала XIII века (кандидатское сочинение). (1907)
- Пшаво-Тушети-Хевсуретий: Религиозно-этнографический очерк // Духовный Вестник Грузинскаго Экзархата, Тифлис, 1914. №№ 1-8.
- Очерк о хевсурских деканозах и Хевис-берах // Духовный Вестник Грузинскаго Экзархата, Тифлис, 1916. № 8/9. с. 277-288.
Литература
- Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной Академии за 1906-1907 учебный год. Санкт-Петербург, 1907. с. 8-9, 324, 325, 327, 328.
- ჟვანია ზ. საჟართველოს კათალიკოს-პატრიარჟნი და მღვდელმთავარნი 1917 წლიდან. ჟუთაისი, 1994;
- ვარდოსანიმე ს. საჟართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია 1917-1927 წლებში. თბილისი, 2000.
Использованные материалы
- Хроника: Наречение и хиротония архимандрита Антония во епископа Горийского // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912. №3 (21 января), с. 104-106:
- Вардосанидзе С., მთავარეპისკოპოსი დავითი (ტიკარაძე). Из книги ქართველი მღვდელმთავრები (XX-XXI საუკუნეები), Тбилиси, 2010 // Библиотека портала CHURCH.GE:
- Вардосанидзе С., "Антоний (Гиоргадзе Алексей Лукич)" // Православная энциклопедия. т. 2, с. 625-626:
[1] В официальных документах, в том числе списках выпускников С.-Петербургской ДА и Церковных ведомостях за 1907, 1911 и 1912 годы его фамилия указана как "Георгадзе".
[2] Определение Св. Синода от 26–31 июля 1907 года за №4664 // Церковные ведомости. 1907. №47 (24 ноября), с. 300.
[3] Определение Св. Синода от 5-7 ноября 1907 года за №7154 // Церковные ведомости. 1907. №47 (24 ноября), с. 406.
[4] Определение Св. Синода от 29-30 января 1910 года за №759 // Церковные ведомости. 1910. №7 (13 февраля), с. 33.
[5] Определение Св. Синода от 26 мая - 7 іюня 1911 года за № 3812 // Церковные ведомости. 1911. №25 (13 февраля), с. 238.
[6] Высочайшее повеление //Церковные ведомости. 1912. №1 (1 января), с. 3
[7] Высочайшие повеления // Церковные ведомости. 1912. №6 (11 февраля), с. 41.
[8] Шакиашвили Т., Н. Т.-М. "Духовный вестник Грузинского Экзархата" // Православная энциклопедия. т. 16, с. 429-432 : http://www.pravenc.ru/text/180680.html