Епископ Полтавский Иларион (Юшенов) |
Память 29 апреля (Полтав.)
В миру Юшенов Иван Ефимович, родился 22 февраля 1824 года в с. Новом Вяземского уезда Смоленской губернии, в семье священника. В 9 лет был отдан в Вяземское духовное училище, в 14 лет поступил в Смоленскую духовную семинарию, которую окончил в 1844 году.
Иван Ефимович тогда не думал о пастырстве, желая получить высшее образование, однако вышло иначе. Епископ Смоленский Тимофей (Кетлеров) имел в то время на своем попечении двух племянниц, которые по его воле воспитывались в женском монастыре. Задумав выдать замуж старшую, архиерей потребовал список воспитанников, только что окончивших курс семинарии. Внимание его остановилось на фамилии студента Ивана Юшенова, потому что он хорошо помнил еще отца его - Евфимия. В скором времени Иван был вызван в Смоленск из родительского дома. Уже на месте епископ Тимофей объявил смущенному юноше, что желает определить его на священническое место и подругой жизни избирает ему свою племянницу. Иван Ефимович не осмелился перечить воле архипастыря. Пред самым браком епископ Тимофей напомнил жениху о русском обычае перед венцом делать невесте подарок и, зная крайнюю бедность Ивана, велел ему написать для нее проповедь на текст: “много званных, но мало избранных”.
5 ноября 1844 года Иван Ефимович был рукоположен во священника и определен в село Колковичи Духовщинского уезда - захолустный, отдаленный и бедный приход, где священствовал и умер отец его жены. При отъезде архиерей так наставлял о. Иоанна: "там шесть лет не было священника; тот был за штатом, тот пьяница, но ты не смущайся и не падай духом... Говори поучения, без молитвы за перо не берись... Говори поучения и присылай их ко мне, да и вообще описывай, что будешь делать..."
Приход его оказался до крайности распущенным. Народ потерял всякую охоту посещать храм, и при первых своих служениях молодой пастырь видел в церкви не более пяти прихожан. В праздничные дни он ходил со двора на двор по всему селу и убеждал своих прихожан идти к богослужению, эти усилия не были бесплодны. Первые опыты его проповеднической деятельности были, разумеется, неудачны; епископ Тимофей, к которому он пересылал на просмотр свои поучения, сначала делал на них неблагоприятные рецензии. Но с течением времени о. Иоанн постепенно настолько стал совершенствоваться, что получал одобрительные отзывы даже от своего строгого критика.
В 1846 году переведен в Смоленский Вознесенский женский монастырь, где проводил катехизаторские беседы. Составил около 80 поучений, одобренных цензурным комитетом, которые использовались как образец в храмах Смоленской епархии. Епископ Тимофей не оставлял своего наставничества. Так, в 1852 году он вызвал к себе о. Иоанна и предложил ему повторить семинарский курс, если не в полном его объеме, то по крайней мере богословские науки - “догматику” Антония, Библейскую историю, Церковную историю и другие. “Повтори, говорил он, да повтори хорошенько, с толком и не спеша”.
В 1856 году отец Иоанн овдовел, ему было 32 года, а в следующем году, во время холерной эпидемии, потерял и семилетнюю дочь.
Глубоко потрясенный этим горем, он думал найти для себя утешение в Боге и науке; с этой целью в 1857 году он отправился в Киев. Там он представился Киевскому митрополиту Филарету (Амфитеатрову). Добродушный старец ласково принял удрученного горем иерея, сочувственно отнесся к его заветному желанию и поручил ректору академии, архимандриту Антонию (Амфитеатрову), устроить поступление о. Иоанна в Академию. Однако на попечении о. Иоанна оставались два малолетних сына, которых он поручил заботливому вниманию свояченицы. Последняя явилась с детьми к архиепископу Тимофею, настоятельно требуя возвращения к ним родителя. Архиепископ Тимофей немедленно известил об этом митрополита Филарета, и тот вынужден был возвратить о. Иоанна на родину со словами: “иди, воспитывай детей, а то перед Богом дашь ответ”.
В 1859 году отец Иоанн был назначен настоятелем Смоленского кафедрального собора и благочинным церквей города Смоленска. В это же время был штатным членом духовной консистории, председателем совета женского епархиального училища, членом епархиального семинарского правления.
В 1868 году получил известие из Петербурга о смерти старшего сына, который только что окончил курс университета. О. Иоанн стал готовиться к принятию монашества.
4 марта 1873 года был пострижен в мантию с наречением имени Иларион, 11 марта был возведен в сан игумена, а через два месяца назначен настоятелем Смоленского Троицкого монастыря с возведением в сам архимандрита. Одновременно утвержден в должности благочинного Рославльского Преображенского монастыря и Городищенской пустыни.
Братия Троицкого монастыря при нем умножилась, богослужение получило стройный и благолепный вид, и монастырь обновился в своих постройках: отремонтирована была церковь с колокольней, обновлен иконостас, переделан настоятельский корпус.
В 1876 году, после смерти последнего сына (по окончании курса в морском корпусе, тот поступил на службу во флот и во время Турецкой кампании был уже помощником капитана на пароходе “Голубчик”), отец Иларион отправился на богомолье в Киев, где познакомился с Киевским митрополитом Филофеем (Успенским).
24 декабря 1878 года по представлению митрополита Филофея, указом Святейшего Синода о. Иларион был назначен наместником Киево-Печерской Успенской лавры. На посту наместника отец Иларион активно занялся благоустройством Лавры. Построил корпус отеля, устроил иконописную школу, восстановил сгоревшую типографию, отремонтировал колокольню и Большую церковь.
Ревностное служение архимандрита Илариона на посту наместника Киево-Печерской Лавры привлекло к нему внимание церковного начальства, и ему стали предлагать епископские кафедры.
30 марта 1884 года был назначен, 25 апреля наречен, а 29 апреля - хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии, с пребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский), в сослужении митрополита Московского Иоанникия, архиепископа Варшавского Леонтия, архиепископа Тверского Саввы, архиепископа Ярославского Ионафана, и епископа Ладожского Арсения.
3 июля 1886 года назначен временным управляющим Полтавской епархией, из-за болезни Полтавского архиепископа Иоанна (Петина).
14 ноября 1887 года назначен епископом Полтавским и Переяславским.
Епископ Иларион улучшил в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре хозяйственную часть, обновил храмы, построил каменную теплую церковь (трапезная), устроил дом для странников, обустроил усыпальницу святителей Амвросия (Серебренникова) и Афанасия (Волховского).
Икона свт. Илариона, епископа Полтавского |
При своем большом трудолюбии и строгом отношении к подчиненному духовенству епископ Иларион отличался смирением и глубокой молитвенностью.
Скончался 18 января 1904 года, оставив пастве завещание такого содержания:
Решение о канонизации епископа Полтавского и Переяславского Илариона было принято Священным Синодом Украинской Православной Церкви 16 сентября 2014 года [1]. 12 мая 2015 года в Крестовоздвиженском женском монастыре в Полтаве состоялся чин прославления в лике местночтимых святых.
Использованные материалы
- "У сонмі святих прославлено святителя Іларіона Полтавського" // Сайт Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] Журнал № 47