ПАВЕЛ (ЛЕБЕДЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Павел (Лебедев), архиеп.  Казанский и Свияжский
Павел (Лебедев), архиеп. Казанский и Свияжский
Павел (Лебедев) (1827-1892), архиепископ Казанский и Свияжский

В миру Лебедев Петр Васильевич, родился 12 декабря 1827 года в Тверской губернии в семье причетника.

В 1843 года по окончании Тверской семинарии поступил в Петербургскую академию, которую окончил в 1853 году первым по списку.

28 июня 1853 года пострижен в монашество, 5 июля возведен в сан иеродиакона, 26 сентября - во иеромонаха.

29 апреля 1855 года получил ученую степень магистра.

6 ноября 1857 года назначен инспектором Петербургской семинарии.

14 сентября 1858 года возведен в сан архимандрита.

С 15 октября 1859 года - инспектор и профессор догматического богословия Петербургской академии. На него обратил внимание святитель Филарет (Дроздов), который был очень высокого мнения о его способностях и нравственных качествах, несколько раз в письмах рекомендовал его высокопоставленным лицам.

23 августа 1861 года назначен ректором Смоленской семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. Здесь он оказался под началом у епископа Антония (Амфитеатрова), который высоко оценил молодого архимандрита. Позже, когда владыка Антоний стал Казанским архиепископом, он предсказывал отцу Павлу, что тот будет одним из его преемников в Казани.

С 20 декабря 1866 года - ректор Петербургской семинарии.

8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Петербургской епархии.

С 29 августа 1869 года - епископ Ладожский, первый викарий той же епархии.

С 23 июня 1871 года - епископ Кишиневский и Хотинский.

1 апреля 1879 года возведен в сан архиепископа.

С 16 июля 1882 года - архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Св. Синода.

Должность экзарха Грузии была очень высокой, вполне вероятно, владыка Павел стал бы столичным или московским митрополитом. Но произошел трагический случай. Во время посещения Тифлисской духовной семинарии на архиепископа Павла бросился с ножом семинарист и тяжело его ранил, позднее семинарист был признан невменяемым. Об этом эпизоде не писали в газетах, но он стал широко известен на Кавказе и вызвал немало кривотолков. В результате обер-прокурор Синода Победоносцев принял решение удалить владыку Павла с Кавказа.

С 29 сентября 1887 года - архиепископ Казанский и Свияжский.

И в Кишиневе, и в Тифлисе владыка Павел служил в епархиях с многонациональным составом населения, многоязычной была и паства православных церквей. Он проявил себя как деятельный администратор, проявлявший заботу о духовных учебных заведениях, о порядке в консисториях, дисциплине среди духовенства. Сам он много служил и часто ездил по епархиям. При этом в национальном вопросе до приезда в Казань он не проявлял гибкости: "На Кишиневской кафедре он поставил задачей своего служения возможно большее обрусение Бессарабского края, жившего доселе изолированной жизнью от русской национальности" [1]. Его служба на Кавказе тоже "…была посвящена проведению православно-русских начал среди разнородных племен и народностей этого края" [2]. Жесткая ломка древних традиций грузинского православия, введение обязательных богослужений на славянском языке вызывали недовольство духовенства и прихожан. Так, в древнейшем кафедральном Сионском соборе Тифлиса половина богослужений теперь совершалась по-славянски. По слухам, именно национальные чувства стояли за покушением на владыку Павла в Тифлисе.

Но в Казани владыка Павел проявил себя иначе. Он полностью поддерживал Николая Ивановича Ильминского и его систему инородческого образования. В церковно-приходских школах Казанской епархии обучение официально продолжали вести по системе Ильминского, рукополагалось много священников из инородцев. Владыка поддержал открытие в 1889 году миссионерских курсов при Казанской духовной академии. С 1890 года инородцев, имевших педагогическое образование и хорошо показавших себя в земских школах, стали принимать сразу в четвертый класс Казанской духовной семинарии.

По воспоминаниям чувашского просветителя Ивана Николаевича Яковлева, владыка Павел так и не оправился от раны, полученной при покушении, и часто болел. При этом в Казани мало кто знал об этом, потому что свое состояние владыка Павел скрывал и очень много служил.

Видимо, из-за состояния здоровья архиепископ Павел, известный в прежних местах своего служения многочисленными поездками, за пять лет служения в Казани лишь один раз выезжал в приходы: 8-9 сентября 1891 года он посетил села Елышево Мамадышского уезда, Старая Икшурма, Шармаши, Янцовары, Русские Казыли, Русская Серда, Кулаево Лаишевского уезда. Не случайно, очевидно, три из посещенных сел были татарско-кряшенскими, еще в двух приходах кряшены составляли большинство жителей.

По воспоминаниям владыки Никанора (Каменского), тогда викарного епископа Чебоксарского, владыка Павел уже осенью 1891 года болел так тяжело, что сдал все дела Никанору [3]. Зимой его состояние здоровья улучшилось, но в середине апреля 1892 года Павел тяжело заболел воспалением легких (именно легкие были сильно повреждены в результате удара ножом в Тифлисе). Испытывая тяжелые боли, владыка неустанно молился.

Скончался 23 апреля 1892 года, в четыре утра, с чтением молитвы Богоматери. Погребен в правом Борисоглебском приделе кафедрального Благовещенского собора г. Казани. В Благовещенском соборе сохранилась надгробная плита. Скорее всего, цело и само захоронение.

Был беспристрастным, доступным, в делах церкви непоколебимым, строгим и справедливым администратором, не допускавшим протекции, пристрастия и лести. Бескорыстный, нестяжательный, щедрый к неимущим и бедным. Требовательный в делах, строгий к нарушителям своих обязанностей. Однако никогда не оставлявший наказываемых на произвол судьбы, помогая им стать на ноги, и поддерживая невинную семью. Был иногда вспыльчив, но милосерд.

Ревностно трудился на поприще духовно-просветительной деятельности. При 15 монастырях им были учреждены школы для малолетних сирот духовенства.

Сочинения

  • О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней Восточной Церкви. СПб, 1857 (магистерская диссертация).
  • Православный разбор иноземного приветствия новому году. СПб, 1859.
  • Биография Констант. патр. Фотия и его переписка с разными лицами (Ду. беседа, 1859, № 3-5, 7, 11-13, 19-20, 22-23, 26, 29, 31, 34).
  • Значение и задачи Епарх. ведомостей (Пам. книжка Смол. губ. на 1864 г., ч. II, отд. 2, с. 43-55).
  • Слова и речи. Тифлис, 1885.
  • Слова и речи, т.3. Кишинев, 1881.
  • Слова и речи. Казань, 1889.
  • Речь, произнесённая при открытии научно-промышленной выставки в г. Казани 15 мая 1890 года // Руководство для сельских пастырей. - 1890. - Ч. 2. - С. 1-6.
  • Речь, при водружении в крепостной стене, над Спасскими воротами Казанского кремля, св. Казанской иконы Божией Матери, произнесённая 3 июня 1890 года // Руководство для сельских пастырей. - 1890. - Ч.2. - С. 7-8.
  • Речь, при вручении посоха настоятельнице Казанского Богородицкого монастыря монахине Серафиме, по возведении её в сан игумении, в Николаевском монастырском соборе 15 апреля1890 года // Руководство для сельских пастырей. - 1890. - Ч.2. - С. 3-8.

Литература

  • Чистович И. История СПб дух. акад. СПб, 1857, с. 456.
  • Его же СПб дух. акад. за последние 30 лет. СПб, 1889, с. 14, 15, 22, 40.
  • Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 21, 335, 336.
  • Богословский Истор. очерк Кишинев. еп. Казань, 1893, с. 119.
  • Пархомович И. Архипастыри Кишинев. еп. Кишинев, 1910, введение, с. 15, 16, 17.
  • Строев, с. 268, 269, 553, 594.
  • Булгаков, с. 1399, 1401, 1402.
  • Толстой Ю., № 404.
  • Каллистов Н., свящ. Приезд на Кавказ высокопреосвящ. экзарха Грузии Павла и первые шаги служения его Грузии. Тифлис, 1882.
  • Никанор (Бровкович), архип. Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 131.
  • Никанор (Каменский), архип. Казанский сборник статей. Казань, 1909, с. 489-491, 493, 504.
  • Списки архиереев, № 404.
  • Член Св. Синода высокопреосвящ. Павел, архиеп. Казанский и Свияжский (Краткий очерк жизни и деят. архиеп. Павла, последние дни и кончина. Погребение высокопреосвящ. Павла).
  • Юбилейный сборник, с. 591.
  • Церк. вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 84, 86, 89, 90, 96, 97.
  • Труды К. Д. А., 1874, апрель, с. 125, 1875, март, с. 649, 650, 1877, март, с. 651-654, 1879, февраль, с. 250, 273, 276, 1884, октябрь, с. 249, 1888, март, с. 516, 1890, июль, с. 494.
  • Изв. Казан. еп., 1870, № 3, с. 72, 1873, № 16, с. 492, 1882, № 16, с. 409, 1886, № 1, с. 8-10; № 24, с. 623, 1887, № 20, с. 489, 1888, № 12, с. 290-293; № 17, с. 434-437, 1889, № 15, с. 375-379, 1892, № 9, с. 210, 1894, № 12, с. 364-374; № 13, с. 391-406, 364-374, 1903, № 16, с. 16, 1907, № 42, с. 1313, 1909, № 42, с. 1207.
  • Прав. обозрен., 1871, т. III, январь-декабрь, с. 618, 619, 1873, т. III, январь-декабрь, с. 66, 1874, т. III, январь-декабрь, с. 240, 1876, март, с. 566-569, 1877, май, с. 183-187, 1880, ноябрь, с. 699, 700, 1882, т. I, январь-апрель, с. 609-612, 1885, сентябрь-декабрь, с. 426-434; 625-633, 1886, январь-апрель, с. 3-17,225-236, 814-817, 1887, январь-апрель, с. 832, 833, 1888, май-август, с. 487-492, 1891, май-август, с. 168-185, 578-602.
  • Христ. чтен., 1874, январь-март, с. 231, 1894, сентябрь-октябрь, с. 39, 1869, июнь, с. 980, 1870, январь, с. 49, февраль, с. 354-358, 1872, февраль, с. 337-339, июнь, с. 347-352.
  • Самар. еп. вед., 1873, № 3, с. 53, 1900, № 18, с. 543.
  • Рус. старина, 1888, т. 57, с. 458.
  • Истор. вестн., 1896, апрель, с. 175.
  • Рус. архив, 1910, кн. 1-я, № 1, с. 102, 108.
  • Приб. к Ц. В., 1903, № 5, с. 163.
  • Церк. вестн., 1890, № 49, с. 1652, 1891, № 8, с. 113; № 20, с. 169, 1892, № 41, с. 651.
  • Прав. собес., 1892 (некролог), 1897, июнь, с. 197; октябрь, с. 239, 1899, январь, с. 1, 1900, июль-август, с. 54.
  • Кишинев. еп. вед., 1871, № 22 и 23, 1872, № 7, 8, 9, 16, 1881, № 17, 1882, № 16.
  • Север, 1892, № 18.
  • Моск. Церк. вед., 1892, № 18.
  • Новое время, 1892, № 5802 и прилож. 68 к № 5809.
  • Церк. вед., приб. 1892, № 17, с. 638, 639; № 19, с. 694-700.
  • Правит. вестн., 1892, № 89.
  • Моск. листок, 1892, № 14.
  • Моск. илюстр. газета, 1892, № 113 и 117.
  • Библиогр. записки, 1892, № 8, с. 569, 570.
  • БЭЛ, т. IV, с. 730, 731; т. VII, с. 722; т. X, с. 528.
  • БЭС, т. I, с. 686; т. II, с. 1140, 1321, 1730.
  • ЭС, т. XXII-а (кн. 44), с. 546, 547.
  • РБС, т. XIII, с. 69.
  • Н. Д., с. 21, 22, 50, 72, 84.

Использованные материалы



[1]  Богословский Г. Краткий исторический очерк Казанской епархии. – Казань, 1892. – С.123.

[2]  Богословский Г. Краткий исторический очерк Казанской епархии. – Казань, 1892. – С.124.

[3]  Архиепископ Никанор (Каменский). Казанский сборник статей. – Казань, 1911. – С. 502.

Редакция текста от: 26.12.2019 07:37:11

"ПАВЕЛ (ЛЕБЕДЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google