Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПОЛОЦКИЙ СОБОР 1839

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Собор греко-униатских епископов Российской империи в городе Полоцк 12 февраля 1839 года в неделю Торжества Православия – постановил просить о принятии униатов Российской империи в Православие. В результате, в пределах империи униатство упразднялось, а к Русской Православной Церкви присоединялось более полутора миллионов человек из состава бывших Белорусской и Литовской униатских епархий.

Предпосылки

Второсортное положение униатов по отношению к римо-католикам латинского обряда и народная память о насильственном обращении в унию определяло неустойчивый характер униатства в Польском государстве. По вхождении части польских земель в Российскую империю при Екатерине II по ним прошла волна массовых возвращений в Православие. Также позиция Униатской церкви в этих землях ослаблялась подчинением ее римо-католической духовной коллегии в России, где доминировали иезуиты, что грозило полным поглощением латинством. Униаты под водительством митрополита Ираклия (Лисовского) стали бороться против латинизации путем административного обособления от латин и возрождения православных богослужебных традиций, что поставило их на курс воссоединения с Православной Церковью.

Воцарение императора Николая I, занимавшего определенную позицию в отношении к римо-католицизму, изменило курс политики в западных губерниях России. Теперь российское правительство стремилось укрепить свое влияние на землях, присоединенных от Речи Посполитой, не уступками господствующему в крае польскому или ополяченному дворянству, а стеснением польской культурной и этнической силы и восстановлением здесь «русских начал», – в частности Православия. В 1830-1831 годах произошло польское восстание, не получившее особенной поддержки на белорусских землях. При этом в восстании деятельно участвовали базилианские монахи, которые не только словом поддерживали повстанцев, но иногда и сами возглавляли повстанческие отряды. Это подстегнуло государственную политику, и в религиозном отношении выразилось в ограничении независимости базилианского ордена и закрытии более 60 базилианских монастырей, чьи имения были отданы на содержание униатских духовных училищ и белого духовенства.

Ведущее положение в движении за восстановление самобытности униатства по отношению к латинству, а затем и к присоединению к Православной Церкви занял униатский протоиерей, затем епископ, Иосиф Семашко. В 1827 году он составил докладную записку о мерах к оживлению униатского исповедания, которая определила курс государственной политики. Вехами в переустройстве Униатской церкви в России стали: учреждение в 1828 году независимой униатской коллегии России; открытие в том же году Жировицкой униатской семинарии и запрет на поступление униатских духовных в римо-католическую семинарию при Виленском университете; сведение в 1831-1834 годах четырех униатских епархий на западе России в две (Белорусскую и Литовскую); записка епископа Иосифа (Семашко) о вреде частных и принудительных обращений униатов в Православие; восстановление с 1834 года богослужения по московским православным служебникам с указанием восстановить иконостасы в течение года во всех униатских церквях; рукоположение в том же году в униатские епископы Василия (Лужинского) и Антония (Зубко), давно сочувствовавших Иосифу (Семашко) и делу воссоединения униатов.

Подготовка

В 1835 году был образован Секретный комитет по делу униатского исповедания, который должен был подготовить общее воссоединение униатов мирным способом. В него вошли несколько старейших членов Российского Святейшего Синода, среди которых наибольшим авторитетом пользовался святитель Филарет (Дроздов); униатский епископ Иосиф (Семашко); обер-прокурор Синода Степан Нечаев; министр внутренних дел Дмитрий Блудов. Состав комитета был формально шире, включая напримпер и противника воссоединения униатского митрополит Иосафата Булгака, но главными деятелями были только четыре вышеназванных лица. На совещаниях этого комитета был подготовлен план, предполагавший составление Соборного акта от лица высшего духовенства Униатской церкви с приложением подписей бо́льшего числа священнослужителей с выражением желания подчиниться Святейшему Синоду Русской Православной Церкви. По воссоединении допускалось сохранение некоторых местных обычаев, не противоречащих учению Православной Церкви.

В 1837 году униатская духовная коллегия была выведена из подчинения департаменту иностранных исповеданий и передана ведению графа Николая Протасова, обер-прокурора Святейшего Синода. В это время Синод издал определение, которое разрешало православным священникам преподавать таинства униатам при их желании. В 1838 году скончались противники воссоединения, униатский митрополит Иосафат Булгак и его викарий Иосафат Жарский.

Начался сбор подписей среди униатского духовенства. Обычно он происходил при посещении местного храма епископом, который в частной беседе выяснял настроение священника в отношении общего воссоединения. В Литовской епархии из 1057 священников свои подписки дали 760; но в Белорусской – из 680 только 186. В последней был предпринят даже обратный сбор подписей, и 111 униатских священников выразили свое несогласие с воссоединением и просили императора сохранить Униатскую церковь или, в случае отклонения прошения, предоставления права принять латинский обряд. Расследование дела показало, что большая часть этих священников действовало по принуждению помещиков-римо-католиков. Меньшая часть подписавшихся продолжала настаивать на своей просьбе и испытала на себе административные меры воздействия со стороны епархиального начальства. 8 священников выдержали давление, остались при своем, и были отосланы во внутренние области России.

Власти предполагали возможность беспокойств, почему 8 января 1838 года генерал-губернаторы западного края империи были наделены чрезвычайными полномочиями, а в январе 1839 года в Витебскую губернию был направлен 29-й казацкий полк. 13 января из Санкт-Петербурга в Полоцк выехал член Секретного комитета по делу униатского исповедания камергер Скрипицын, который должен был наблюдать за состоянием униатского духовенства. 24 января в Жировичи к униатскому епископу Антонию (Зубко) из столицы прибыл фельдегерь с подготовленным актом о воссоединении и письмом епископа Иосифа (Семашко), с тем чтобы Антоний подписал акт и убедил духовное руководство епархии, а затем привез акт в Полоцк. 3 февраля епископ Иосиф предписал Белорусской униатской консистории, чтобы священников, которые не подписали прошение, выслали в монастыри.

Ход собора и последствия

12 февраля 1839 году в неделю Торжества Православия в Полоцке состоялся собор всех трех униатских епископов, – Иосифа (Семашко), Василия (Лужинского) и Антония (Зубко), – и 21 человек других высших духовных лиц. Собор принял акт из двух пунктов. В первом провозглашалось единство с Православной Церковью и прошение о подчинении Униатской церкви Святейшему Синоду Русской Православной Церкви, во втором соборяне просили императора Николая I содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. К Соборному акту были приложены обязательства 1305 священников и монахов, после принятия акта их количество выросло до 1607. После подписания Соборного акта епископ Иосиф совершил торжественную обедню в Полоцком Софийском соборе. Во время литургии он поминал вместо папы Римского всех православных патриархов. После литургии все епископы отслужили благодарственный молебен.

Затем епископ Иосиф отвез Соборный акт в Санкт-Петербург, и 26 февраля передал его обер-прокурору Синода Протасову. 1 марта акт поднесли императору, который передал его на рассмотрение Синоду. 13 марта Синод принял решение: «Епископов, духовенство и верующих Греко-католической церкви объединить с Православною Церковию Всероссийской». 25 марта Николай I дал согласие, написав на документе, сообщающем о решении Синода: «Благодарю Бога и принимаю». 30 марта при полном собрании Синода о согласии императора было объявлено епископу Иосифу (Семашко) и выдана грамота к воссоединенным епископам, духовенству и народу. По этому случаю была отлита памятная медаль с надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовию (1839)».

Тем временем епископы Василий и Антоний выехали в Витебск, куда 12 марта прибыл казачий полк. Обнародование акта Полоцкого собора началось с апреля 1839 года и шло на протяжении весны и лета. Новообращенные епископы совершили объезд паствы с колокольным звоном и торжественными богослужениями. Обнародование прошло спокойно: воссоединение униатов с Православием, в значительной степени проведенное «сверху», не встретило сопротивления «снизу», найдя широкий отклик не только среди духовенства, но и среди простого народа. Так произошло присоединение 1607 униатских приходов и более 1.6 миллионов человек к Православию. Уния в пределах Российской империи перестала существовать. Совместные богослужения бывшего униатского духовенства с православным, когда общее число священников доходило до 50, 80 и даже до 150 человек, соединили некогда разделенную паству западных губерний страны.

Ватикан безрезультатно пытался дипломатическим путем предотвратить упразднение унии в Российской империи. 22 ноября 1839 года папа Григорий XVI издал аллокуцию с обвинением униатского епископата в отступничестве, но без критики Российского правительства, так как опасался последствий для римо-католиков в империи.

Литература

  • Грыгор’ева, В. В., Завальнюк, У. М., Навіцкі, У. І., Філатава, А. М., навук. рэд. Навіцкі, У. I., Канфесіі на Беларусі (канец ХVІІІ – ХХ ст.), Мн., 1998.
  • Кірэеў, В., «Полацкі царкоўны сабор 1839», Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т., т. 5, Мн., 1999, 540-541.
  • Стрельбицкий, И., Униатские церковные соборы с конца ХVI века до воссоединения униатов с православною церковью, Вильна, 1888.
  • Opacki, Z., «Likwidacja Unii kościelnej na „ziemiach zabranych” w 1839 roku», Polska – Ukraina: 1000 lat sąsiedztwa. – T. 2: Studia y dziejów chreścijaństwa na pograniczu kulturowym i etnicznym/ Pod. Red. S. Stępnia, Przemyśl, 1994, 119–130.

Использованные материалы

  • Хотеев, Алексий, свящ., «Полоцкий собор 1839 года», Православие на Беларуси (на сайте Минского Скорбященского храма):
  • Марозава, Святлана Валянцінаўна, «Полацк. царк. сабор», сайт Хрысціянства ў гістарычным лёсе беларускага народа:

Редакция текста от: 31.03.2013 11:31:49

"ПОЛОЦКИЙ СОБОР 1839" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google