Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЛЕКСИЙ (КУЗНЕЦОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Алексий (Кузнецов) (1875 - 1938), архиепископ Сарапульский и Елабужский

О тезоименитом священномученике см. статью Кузнецов Алексей Николаевич

В миру Кузнецов Николай Николаевич, родился 31 августа 1875 года в Царском Селе в семье священника Н. К. Кузнецова.

Учился в Александровском лицее, затем в 1891-1898 годах - в Александро-Невском духовном училище и Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия по представлении сочинения «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впоследствии в магистерскую диссертацию.

20 июля 1902 года назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии.

23 августа 1903 года назначен преподавателем русского языка Устюжского духовного училища.

20 февраля 1904 года назначен помощником смотрителя Белозерского духовного училища.

Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха.

23 сентября 1904 года назначен преподавателем гомилетики Новгородской духовной семинарии.

С 30 июля 1906 года - преподаватель гомилетики Ярославской духовной семинарии.

В Ярославле во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия (6 декабря 1906 года председатель Союза А. И. Дубровин требовал лишить сана митр. Антония (Вадковского)) о. Алексий выразил несогласие с деятельностью местного Союза и начал полемику в местной прессе. По сведениям митр. Мануила (Лемешевского), о. Алексий увлекся "социал-демократическими идеями, стал писать статьи в партийную газету, выступал с революционными речами перед семинаристами".

Ректор Ярославской духовной семинарии сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на о. Алексия губернатору, который вызвал его для объяснения. В феврале 1907 года ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке о. Алексия из вверенной ему губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиеп. Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиеп. Ярославским Тихон (Беллавин), стремясь, очевидно, прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митр. Антонию (Вадковскому) о назначении о. Алексия настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской духовной семинарии усиленно просил о переводе о. Алексия преподавателем гомилетики в Пензенскую семинарию. Сам о. Алексий хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода № 1758 от 20-22 марта он был оставлен в Ярославской духовной семинарии, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении № 3099 председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля о. Алексия, "оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении".

В мае 1907 года [1] о. Алексий был уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение вологодского архиерея и помещен в Вологодский Свято-Духов монастырь.

28 августа 1907 года подал в Синод прошение о назначении его членом Урмийской миссии. В январе 1908 года [2] он был назначен членом Урмийской миссии и прибыл в Урмию в конце марта. Независимое поведение о. Алексия по отношению к его бывшему сокурснику по духовной академии начальнику миссии архим. Сергию (Лаврову) вызвало недовольство последнего и привело к тому, как вспоминал об этом эпизоде о. Алексий, что и "там обстоятельства жизни моей сложились так, что пришлось после семимесячного пребывания в Персии снова возвратиться на север России и в Вологодской губернии искать себе на жительство монастырь, где примут".

14 октября 1908 года [3] он был уволен из миссии с возвращением в распоряжение вологодского архиерея и 8 ноября уехал в Россию.

24 февраля 1909 года [4] перемещен в Яблочинский монастырь, где жил с середины марта до середины октября 1909 года.

15 октября 1909 года [5] назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской духовной семинарии.

28 июля 1911 года назначен смотрителем Лысковского духовного училища.

Имеющиеся в печати сведения о назначении о. Алексия в 1912 году благочинным уездных монастырей Московской епархии не подтверждаются архивными документами.

29 мая 1913 года назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря в сане архимандрита, с 9 июля 1913 по 7 января 1914 года исполнял обязанности смотрителя Коломенского духовного училища.

В 1913 году представил в Санкт-Петербургскую духовную академию на соискание степени магистра богословия соч. «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование» (СПб., 1913), удостоенное искомой степени по отзывам проф. А. А. Бронзова и Н. И. Сагарды.

12 марта 1916 года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии.

С 26 сентября 1916 года - вновь назначен настоятелем коломенского Богоявленского монастыря.

26 декабря 1916 года был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.

С 20 марта 1917 года - епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии.

С 5 сентября 1918 года - епископ Слободской, викарий Вятской епархии, и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря.

11 ноября 1918 года назначен временно управляющим Вятской епархии.

20 мая 1919 года назначен епископом Сарапульским и Елабужским.

В сентябре 1919 года был арестован в Сарапуле, но затем освобожден без предъявления обвинения.

В 1924 году был вновь арестован и выслан из Сарапула в административном порядке.

В 1925 году был арестован и приговорен к шести месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере.

После освобождения в 1927 году возведен в сан архиепископа.

В декабре 1928 году арестован в Сарапуле, после полутора месяцев заключения сумел доказать свою невиновность и был освобожден.

В декабре 1931 года назначен временно управляющим Свердловской епархией.

9 февраля 1932 года был арестован и обвинен в том, что "создал контрреволюционную организацию из священнослужителей, монашествующих и кулаков", приговорен к трем годам заключения в концлагерь, которые отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. 28 мая 1933 года амнистирован.

По сведениям митр. Мануила (Лемешевского) (не подтвержденным архивными документами), с 22 ноября 1933 года занимал Пензенскую кафедру, а с 27 марта 1934 года - Тобольскую.

В 1935 году был назначен архиепископом Сарапульским и Елабужским.

До своего последнего ареста 18 декабря 1937 года жил и служил в Сарапуле. Виновным себя не признал и не подписал фальсифицированные протоколы допросов. 15 ноября 1938 года постановлением Тройки УНКВД по Удмурдской АССР приговорен к высшей мере.

Расстрелян 18 ноября 1938 года в городе Ижевске.

Реабилитирован в 1989 году.

Сочинения

  • Сирийцы Урмии и Индии // Монастырь. 1908. № 8. С. 24-26;
  • Тяжелые дни в Урмии: (Корреспонденция) // Там же. С. 65-67;
  • Мечеть Мар-Геваргиз // Там же. № 9. С. 57-58;
  • Горе тяргяварцев: (Корреспонденция) // Там же. С. 77-79;
  • Жизнь современных Сирохалдейцев // Там же. № 11. С. 21-29. № 12. С. 22-30;
  • Адербейджанская революция // Там же. № 11. С. 78-79;
  • Несторианство и современное движение его в Урмии среди сирийцев // Там же. № 12. С. 30-44;
  • По селам Урмии // Там же. С. 93-96;
  • Статистика и свобода воли // Там же. 1909. № 1. С. 4-9;
  • Церковная школа по воззрению С. А. Рачинского // Там же. № 1. С. 67-77. № 2. С. 149-154;
  • По обителям Вологодской епархии: (Путевые наброски и впечатления) // Там же. № 2. С. 103-106. № 3. С. 200-205. № 4. С. 295-299. № 5. С. 362-365. № 7-8. С. 542-549. № 9-10. С. 627-631;
  • Персидская революция (1907-1908 г.) // Там же. № 3. С. 161-169. № 4. С. 304-308. № 5. С. 373-381;
  • Из записок урмийского миссионера // Там же. № 3. С. 181-183;
  • Архимандрит Платон [Мансветов] (Некролог) // Там же. № 4. С. 308-309;
  • К съезду монашествующих // Там же. № 6. С. 395-404;
  • Сущность монашества // Там же. № 6. С. 426-432. № 7-8. С. 519-522. № 9-10. С. 610-616;
  • Задачи современного пастырства // Там же. № 7-8. С. 531-534;
  • Жизнь праведника по Псалтири // Там же. № 9-10. С. 622-627. № 11-12. С. 683-691;
  • Рождество Иисуса Христа // Там же. № 11-12. С. 691-697.

Награды

  • право ношения креста на клобуке (17 марта 1936)

Литература

  • Патриарх Тихон и история русской церковной смуты / Сост. М. Е. Губонин. СПб., 1994. Кн. 1. С. 260, 406-407, 430-438;
  • За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 59-60;
  • Стефан (Садо), иером. Российская православная миссия в Урмии: (1898-1918) // ХЧ. 1996. [№] 13. С. 109;
  • Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. [СПб.,] 1996. С. 197-201.

Использованные материалы



[1]  Определение Синода № 2898 от 12-30 мая

[2]  Определение Синода от 12-16 янв.1908 г. № 121

[3]  Определение Синода № 7139 от 11-14 окт.1908 г. (указ № 13020 от 14 окт.)

[4]  Определение Синода № 419 от 22 янв.- 24 февр. 1909 г.

[5]  Определение Синода № 8108 от 10-15 октября 1909 г.

Редакция текста от: 01.10.2015 22:36:59

"АЛЕКСИЙ (КУЗНЕЦОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google