Паисий Лигарид (Παΰλοζ ό Σιλεντιάριοζ) (1610-1678), б. митрополит Газский.
В 1623 отправлен в Рим, где получил образование в греческой коллегии; окончил курс в 1635 со степенью доктора богословия.
В это время папой был Урбан VIII, который был очень заинтересован в распространении католицизма на Востоке; еще во время своего пребывания в Риме Паисий Лигарид издал две книги в интересах латинства: произведения Аркудия и Родина, двух миссионеров латинства в Польше и Греции.
В 1641 Паисий Лигарид был отправлен на Восток, но уже в 1644 должен был уехать из Константинополя, так как на патриарший престол взошел Парфений II, энергично боровшийся с иезуитским влиянием на Востоке.
Паисий Лигарид отправился в Молдавию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища; кроме того, занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги.
Отсюда он уехал в Иерусалим с иерусалимским патриархом Паисием, который прибыл сюда проездом из Москвы. В 1651 посвящен в Иерусалиме в монахи, а в 1652 в митрополита Газского, но в своей митрополии Паисий Лигарид так и не появился; в 1657 он жил опять в Валахии, где принимал участие в дворцовых заговорах.
Тут застает его предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но только в 1662 Паисий Лигарид прибыл в Россию в самый разгар распри между Алексеем Михайловичем и Никоном.
Паисий Лигарид принял сторону царя и бояр – врагов патриарха. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у Паисий Лигарид ответа. Паисий Лигарид ответил полным осуждением Никона; подлинное заглавие его ответа: «Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита Газского Паисия на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 171 г.».
Паисий Лигарид приобрел влияние на царя благодаря своей учености. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном; сам же он не принимал явного участия в соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию.
Своим влиянием Паисий Лигарид пользовался для выпрашивания у царя подачек, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Все это время Паисий Лигарид незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишен кафедры и даже анафематствован как еретик патриархами Константинопольским и Иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой он выступил в защиту папской власти. Известие об этом пришло в Москву в 1668, но не испортило отношений между Паисий Лигарид и Алексеем Михайловичем; напротив, последний ходатайствовал о прощении Паисий Лигарид перед патриархом Иерусалимским Нектарием, который исполнил просьбу царя и прислал разрешительную грамоту.
Умер Паисий Лигарид в Киеве в 1678, потеряв всякое влияние в Москве. Ученик иезуитов, Паисий Лигарид, по некоторым известиям, даже был посвящен в Риме в священнический сан и получал от папы ежегодное содержание, что не мешало ему в Москве притворяться православным.
Ему принадлежат еще изъяснение Божественной Литургии, написанное в духе латинства историческое сочинение о патриаршествовавших в Иерусалиме, история о-ва Хиоса и история осуждения патриарха Никона, вошедшая в третий том книги Palmer'a «The patriarch and the tsan».
Литература
- Каптерев, Характер отношений России к православному Востоку, М., 1885;
- статья Лавровского в ХЧ, 1889, №№ II, 12;
- А.В. Горский, П. Л. до приезда в Россию.
Источники
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.