Корнилий I (+ 1656), митрополит Казанский и Свияжский (1650-1656)
Происхождение, мирское имя митр. Корнилия, дата и место его пострижения неизвестны. В 1647 году Корнилий стал игуменом Макариева Желтоводского монастыря (не исключено, что он был пострижеником этой обители).
В 1649 году поставлен игуменом московского Богоявленского монастыря за Торгом в Китай-городе.
Избрание Корнилия на Казанскую кафедру (в то время третью по значимости после патриаршей и Новгородской) состоялось на рубеже 1649 и 1650 годов. По указу царя Алексея Михайловича для решения этого вопроса был созван Собор во главе с патриархом Иосифом. В ходе заседания были определены три кандидатуры на вакантную должность: Чудова монастыря архим. Ферапонт, Андроникова монастыря архим. Селивестр и Корнилий. Решение Собора было доложено государю, по указу которого 10 января 1650 года был избран Корнилий [1].
13 января 1650 года был хиротонисан во митрополита Казанского и Свияжского.
5 апреля 1652 года возглавил встречу мощей св. патриарха Иова у с. Тушина. В церемонии также участвовали архиеп. Рязанский Мисаил, игумены и духовенство, члены Боярской думы [2].
15 апреля в Москве скончался патриарх Иосиф. За день до кончины первосвятитель благословил, а царь пожаловал митр. Корнилию "по прежнему в саку [саккосе] служить, а воздели на него сак в светлое воскресенье"; кроме того, патриарх велел митр. Корнилию возглавлять службу в Великий четверг [3]. Последующие несколько дней организацией похорон вместе с митр. Корнилием, старшим по чину архиереем, занимался царь Алексей Михайлович, оставивший подробное изложение (статейный список) обстоятельств смерти и погребения патриарха. В день погребения митр. Корнилий совершал заупокойную службу и читал разрешительную грамоту над телом патриарха Иосифа [4].
Царь и митр. Корнилий занимались разбором дел и имущества патриаршей канцелярии, раздали милостыню, организовали поминовение усопшего первосвятителя. Митр. Корнилий, в частности, раздавал милостыню "посельским старцам", патриаршим детям боярским (1200 р.) [5], по 10 р. было выдано съехавшимся из дальних деревень патриаршим людям. Митр. Корнилий обратился к ним с речью о необходимости поминовения патриарха Иосифа.
В последующие несколько месяцев, вплоть до июля 1652 года, когда в Москву прибыл будущий патриарх Никон, митр. Корнилий фактически выполнял функции местоблюстителя патриаршего престола. Вероятно, он участвовал и в обсуждении кандидатуры будущего патриарха. По мнению А. В. Морохина, митр. Корнилий еще в Макариевском монастыре "свел знакомство" с Никоном и в дальнейшем активно его поддерживал [6]. Однако, согласно "Житию" протопопа Аввакума, вскоре после погребения патриарха Иосифа ряд московских протопопов "о патриархе, да же даст Бог пастыря ко спасению душ наших, и с митрополитом Казанским Корнилием, написав челобитную за руками, подали царю и царице о духовнике Стефане [Вонифатьеве], чтоб ему быть в патриархах. Он же не восхотел сам и указал на Никона митрополита" [7].
6 июля 1652 года митр. Корнилий вместе с Вологодским архиеп. Маркеллом возглавил встречу в с. Воздвиженском мощей св. митр. Филиппа II (Колычева), привезенных Новгородским митр. Никоном [8]. 22-23 июля проходили выборы нового патриарха и его наречение: в первый день по поручению царя Собор избрал 12 кандидатов на патриаршество, среди них был и митр. Корнилий [9]. 23 июля патриархом Московским был наречен Никон, а 25 июля он был поставлен "рукоположением преосвященного Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского" [10].
Вероятно, последующие полтора года митр. Корнилий провел в своей епархии. Косвенно об этом свидетельствует его отсутствие на Земском соборе 1 октября 1653 года. Состояние источниковой базы не позволяет реконструировать деятельность митр. Корнилия в епархии в этот период.
Митр. Корнилий был участником начавшегося в феврале 1654 года церковного Собора, на котором обсуждались первые реформы, предложенные Никоном. Митрополит покинул Москву до подписания 12 июня соборного деяния [11]. 15 мая царь Алексей Михайлович отправил митр. Корнилия и с ним более десятка представителей московского и подмосковного духовенства в Вязьму сопровождать дар Константинопольского патриарха Парфения II - чудотворную Иверскую икону Божией Матери [12]. 6 и 12 января в Вязьму были посланы царские грамоты об отведении митр. Корнилию и сопровождающему его духовенству достаточного количества дворов [13].
На протяжении следующих четырех месяцев митр. Корнилий сопровождал Алексея Михайловича в его походе во время войны с Речью Посполитой. 29 июня митрополит упоминается в разрядах "под Смоленском на стане на Богдановой околице" по случаю взятия Полоцка; 25 июля "под Смоленском на стану на Девичье горе" он указан в связи с именинами царевны Анны Михайловны, когда до царского стола были допущены запорожские черкасы, приехавшие от гетмана; 15 августа митр. Корнилий был при государе на празднике Успения Пресвятой Богородицы [14].
Сфера деятельности митр. Корнилия во время царского похода представляется весьма обширной: во-первых, он участвовал в принятии текущих решений; во-вторых, он руководил церковными делами в самом войске и на присоединяемых территориях (так, митр. Корнилий 25 сентября 1654 года, через два дня после взятия Смоленска, освятил тафтяную (палаточную) церковь в честь Воскресения Христова перед царским станом напротив Молоховских ворот Смоленской крепости). Освобождение Смоленска и освящение новой церкви можно считать первым шагом на пути восстановления Смоленской епархии, вполне очевидно, что митрополит принимал в этом непосредственное участие. С именем митр. Корнилия связывают строительство каменного храма в честь иконы Смоленской Божией Матери в Седмиезерной пустыни Казанской епархии [15].
Спустя год в государев поход вместо митр. Корнилия будет взят Тверской архиеп. Лаврентий [16].
Окончание архиерейского служения митр. Корнилия совпало с проведением церковной реформы. Подпись митр. Корнилия стоит под соборными решениями о протопопе Иоанне Неронове [17], о рассмотрении и об одобрении кн. "Скрижаль" и о подтверждении проклятия на крестящихся двоеперстно (23 апреля - 2 июня 1656 [18]).
В конце июня 1656 года в Казани началась эпидемия чумы. Вероятно, одной из ее жертв стал митр. Корнилий, вернувшийся в епархию после Московского Собора. Он скончался 17 августа 1656 года в Казани.
Погребен в кафедральном Благовещенском соборе Казани у северной стены, рядом с архиеп. Вассианом (+ 1575), митрополитами Матфеем (+ 1646) и Симоном (+ 1649).
Литература
- РГАДА. Ф. 210. Столбцы Новгородского стола. Д. 156. Стб. 136, 148;
- РНБ. Тит. № 3970-3972;
- Диев М. Я., прот. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами. 1857. Ркп.;
- ААЭ. Т. 4. № 57. С. 75-87;
- Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 303, 305, 320-322, 410, 433, 436, 441, 450, 451;
- Юрьевецкого протопопа Аввакума Петрова Житие, им самим составленное // МДИР. 1879. Т. 5. С. 17;
- Белокуров С. А. Мат-лы: 1. Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патр. Никона. 2. Список с настольной грамоты патр. Московскому Никону // ХЧ. 1882. № 7/8. С. 287-318, 318-320 (отд. отт. С. 1-34);
- Малов Е. А. Древние грамоты и разные документы: Мат-лы для истории Казанской епархии // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском ун-те. 1902. Т. 18. Вып. 1-3;
- 1649/1650 гг. Два доклада царю Алексею Михайловичу об избранных Освященным собором кандидатах на архиерейские кафедры // ЧОИДР. 1905. № 3. Смесь. С. 25;
- Скрижаль: Акты соборов 1654, 1655, 1656 гг.: [Сб. док-тов] / Сост.: Т. Сидаш. СПб., 2013. С. 253, 259, 281, 319-320;
- Платон (Любарский), архим. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 77;
- Строев. Списки иерархов. Стб. 176, 288, 613;
- Горталов Н. К. Краткие биогр. сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555-1885). Каз., 1888;
- Д[урново] Н. 900-летие рус. иерархии 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 49;
- Богословский Г. К. Краткий ист. очерк Казанской епархии: С прил. биогр. сведений о казанских архипастырях. Каз., 1892. С. 63;
- Георгиевский Г. П. Никон, Свят. патриарх Всероссийский и основанный им Новый Иерусалим. СПб., 18992. С. 28, 29, 32, 33;
- РБС. Т. 9. С. 258;
- Покровский И. М. Казанский архиерейский дом. Каз., 1906. С. 220, 317;
- ПБЭ. Т. 7. С. 705-706;
- Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. С. 1401;
- Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 17-20, 55, 58, 81, 105, 113, 395;
- Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 74-80;
- Морохин А. В. Казанский митр. Корнилий и поставление на патриарший престол Никона в 1652 г. // Патриарх Никон: история и современность: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Саранск, 2007. С. 165-170;
- он же. К истории ранней деятельности "ревнителей древнего благочестия" // Рос. история. 2010. № 6. С. 118.
Использованные материалы
- И. А. Устинова. "Корнилий, митр. Казанский и Свияжский" // Православная энциклопедия, т. 38, с. 120-122
[1] Два доклада царю Алексею Михайловичу... // ЧОИДР. 1905. № 3. Смесь. С. 25
[2] Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 304; ААЭ. Т. 4. С. 77
[3] ААЭ. 1836. Т. 4. С. 86
[4] ААЭ. Т. 4. С. 77, 78, 80-82
[5] ААЭ. 1836. Т. 4. С. 84
[6] Морохин. 2010. С. 118
[7] МДИР. 1879. Т. 5. С. 17
[8] Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 320
[9] Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 18, 395. Примеч. 3
[10] Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 322
[11] Скрижаль. 2013. С. 253, 259
[12] Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 410
[13] РГАДА. Ф. 210. Столбцы Новгородского стола. Д. 156. Стб. 136, 148
[14] Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 433, 436, 441
[15] Покровский. 1906. С. 220
[16] Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 470
[17] Собор янв.-февр. 1656, см.: Соборное деяние на протопопа Ивана Неронова, в иночестве старца Григория, 1656 г. // МДИР. 1875. Т. 1. С. 124, 131
[18] Скрижаль. 2013. С. 281, 319-320