МАКАРИЙ (КАРМАЗИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Макарий (Кармазин)
Еп. Макарий (Кармазин)
Макарий (Кармазин) (1875 - 1937), епископ Екатеринославский, священномученик

Память 20 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соборе новомучеников и исповедников Екатеринославских (Укр.) и в Соборе Костромских святых

В миру Григорий Яковлевич Кармазин, родился 1 октября 1875 года в Подольской губернии в семье землемера.

23 августа 1893 года был рукоположен во иерея, служил в селе Витковец Каменецкого уезда Подольской губернии.

В 1898 году окончил Каменец-Подольскую духовную семинарию.

21 апреля 1900 года переведен в село Бандышевка Ямпольского уезда той же губернии.

С 1902 по 1918 год служит военным священником, сначала в 8-м запасном кавалерийском полку, затем в 152-м пехотном Владикавказском полку, и, наконец, в 729-м пехотном Новоуфимском полку. В 1915 году он был контужен, через несколько месяцев вторично контужен и ранен. По излечении, осенью 1915 года он вернулся в полк в сане протоиерея (награда за пастырские труды и личное мужество, проявленное на войне).

С 1918 года служил в различных приходах Киевской епархии.

В 1922 году был пострижен в монашество с именем Макарий.

В том же 1922 году был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Михаил (Ермаков).

В скором времени в силу замечательных административных и организаторских способностей, неиссякаемой энергии и всепоглощающей преданности церковному делу епископ Макарий стал пользоваться авторитетом не только в Киевской епархии, но и за ее пределами. В период с 1922 г. по 1925 г. епископу Макарию как правопреемнику епископа Михаила (Ермакова) приходилось решать проблемы, выходящие за пределы Киевской епархии, что делало его фигуру в церковной ситуации на Украине во многих отношениях ключевой. Вокруг него стали консолидироваться сторонники Патриаршей Церкви на Украине. Епископ Макарий в то время был фактическим главой Православной Церкви на Украине. К нему обращались с Полтавщины и Черниговщины, и с Волыни, и с Подолья, и даже из Одессы и Днепропетровска. Объем церковных проблем был так велик, что епископ Макарий пришел к выводу о необходимости рукоположения новых архиереев, которые смогли бы понести тяготы архипастырского служения в новых, неблагоприятных для Церкви обстоятельствах. В 1923 г. после Пасхи в Киеве были арестованы все киевские епископы. Осенью 1923 г., под руководством епископа Макария произошли тайные собрания духовенства Киева, на которых обсуждался вопрос о необходимости поставления новых (тайных) епископов на случай арестов, а также об отношении к обновленчеству. Тогда же епископы Макарий и Парфений (Брянских) совершили хиротонии наиболее твердых и верных сторонников Святейшего Патриарха Тихона, не сообразуясь с мнением и пожеланиями представителей советской власти и втайне от них. Епископ Макарий поставил епископов Сергия (Куминского), Филарета (Линчевского), Феодора (Власова), Афанасия (Молчановского), Варлаама (Лазаренко). Первые четверо должны были руководить частями Киевщины и примыкающими к ней Подолией, Волынью, Черниговщиной, а епископ Варлаам - Полтавщиной. В работу новых посвященных епископов был посвящен лишь круг доверенных лиц на местах, с которыми они и поддерживали связи. Так же тайно совершали они свои поездки по вверенным им округам, являясь лишь к определенным посвященным лицам. Епископу Феодору (Власову), жившему в Киеве, владыка Макарий назначил особую роль - приступить к своим обязанностям лишь в случае ареста остальных епископов.

В 1923 году епископа Макария арестовали, несколько месяцев он провел в Киевской тюрьме.

В это время шла кропотливая и напряженная работа по созданию жизнеспособных церковных групп, состоящих из духовенства и мирян, действующих независимо от безбожной власти. Ближайшей верной и преданной помощницей епископа Макария в самых трудных и ответственных обстоятельствах была его двоюродная сестра Раиса Александровна Ржевская. Во время его арестов и ссылок у нее хранились вещи, бумаги и адреса людей, с которыми был связан владыка. Она поддерживала нужные церковные связи, передавала ему в ссылку необходимую информацию о положении дел в Церкви. Связь с административно высланным епископом Парфением епископ Макарий вел через М. Н. Бурую из Киева. Врач Георгий Александрович Косткевич также был близким, но, как выяснилось впоследствии, менее твердым помощником епископа Макария. Он выполнял различные его поручения, переписывал бумаги, разносил его письма. Бумаги состояли из различных обращений, посланий, открытых писем и пр. Письма должны были попадать прямо в руки адресатам и притом через доверенное лицо.

В это время в Киеве происходил церковный раскол. Большой Софийский собор в это время был захвачен украинскими самосвятами. Малософиевский собор в Киеве оставался у православных, сторонников патриарха Тихона, и там формировался сильный приход, руководимый епископом Макарием. Собрания членов прихода происходили обычно на квартире у вдовы ротмистра Юлии Васильевны Давыдовой. В Софиевскую общину, существовавшую при малом Софиевском соборе, входили священники Е. Капранов, И. Златоверхников, протоиерей отец Иоанн Церерин, протоиерей малого Софийского собора отец Хрисанф Григорович, А. Г. Хадзицкий, Брайловский, протоиерей Феодор Поснеровский и архимандрит Филадельф. Связь с епископом Макарием поддерживал настоятель собора отец Александр Должанский. Им помогали прихожане храма: А. С. Чернявский, Л. А. Мороз, председатель Софиевской общины А. Ф. Щербак, М. И. Шкаруба, А. М. Будовский, Н. Н. Кривицкий, Д. Д. Неверович, Н. Н. Додонов и др. Именно они играли решающую роль в принятии того или иного решения среди мирян. Благодаря их стараниям и трудам до православных Киева своевременно доходила нужная информация, формировались и вырастали новые достойные кандидаты для рукоположения, осуществлялась связь с селами, которую контролировал архимандрит Аверук, с Чернобыльским и Радомысльским округами отношения поддерживал председатель И. Волков и т. п. Под руководством владыки Макария осуществлялась помощь арестованному духовенству. По его благословению специально собирались средства для ссыльных епископов. Для этого владыка выдавал Н. Е. Недзвядовской специальное письмо-разрешение, чтобы проводить сборы по всем киевским приходам. Были и отдельные люди, специально назначенные для сбора средств для архиереев, когда они были в ссылке или в тюрьме.

В 1924 году еп. Макарий был временным управляющим Киевской епархии.

В начале 1925 года последовал новый арест епископа Макария. Он провел в тюрьме почти год, и во время его отсутствия его обязанности принял на себя архиепископ Георгий (Делиев) и Косткевич стал выполнять его поручения. Косткевич по поручению архиепископа Георгия ездил в Москву, чтобы сообщить архиепископу Парфению, административно высланному в Москву, об аресте епископа Макария, и о том, что он вступает в исполнение его обязанностей. Епископы Сергий (Куминский), епископ Филарет (Линчевский), епископ Афанасий (Молчановский) стали помогать архиепископу Георгию, как раньше они помогали епископу Макарию.

Выйдя из тюрьмы, епископ Макарий получил отказ от архиепископа Георгия передать ему дела. В это время у архиепископа Георгия наметилась явная тенденция к соглашательской политике с Советской властью. Под влиянием епископа Макария, а оно было неизменно большим - многие архиереи стали с недоверием относиться к архиепископу Георгию, он утратил свой авторитет и остался в одиночестве.

В 1925 году епископ Макарий был назначен на Екатеринославскую кафедру, но в декабре того же года был вновь арестован. После 10 месяцев в тюрьме в Днепропетровске владыка был выслан в Харьков без права выезда.

В 1926 г., когда возник григорианский раскол, епископ Макарий благословил священника отца Николая Пискановского строго секретно объехать украинских епископов в Киеве, Харькове, Полтаве, Житомире и др. городах, чтобы те высказали свое суждение, и результаты опроса отвезти в Москву. Одновременно по почте из Харькова епископ Макарий высылал Косткевичу рукописные обращения, воззвания и прочие документы, направленные против раскольничьего григорианского ВВЦС. В Киеве эта литература размножалась на пишущих машинках и распространялась епископом Сергием (Куминским) и Косткевичем среди духовенства и мирян через группы, организованные ранее епископом Макарием. В 1926 г. вместе с другими архиереями Украины владыка Макарий возвысил свой голос против григорианского раскола, подписав "Обращение Украинских православных иерархов к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) по вопросу об осуждении организаторов ВВЦС":

"...С великой скорбью узнали мы о появлении нового церковного раскола ВВЦС, который, по нашему мнению, является одним из средств разрушения устоев нашей Святой Православной церкви... Познакомившись с каноническими мероприятиями Вашего Высокопреосвященства... в отношениии к раскольничьему ВВЦС, мы считаем эти мероприятия вполне правильными... ".

В течение осени 1926 г., предвидя возможность арестов на Украине, обдумывался и обговаривался вопрос о необходимости тайно рукоположить новых епископов, как и в 1923 г. Избрание кандидатов происходило в Харькове, и акты, подписанные епископами Украины, утверждались митрополитом Сергием (Страгородским). Архиереев объезжал, как и прежде, доверенный епископа Макария протоиерей Николай Пискановский. Как избрание, так и хиротонисание совершались конспиративно, без предварительного оповещения властей. В результате были рукоположены во епископы Аркадий (Остальский), Феодосий (Ващинский), Стефан (Проценко), Варлаам (Козуля). По мере арестов и высылок одних епископов их места занимали другие. Во время пребывания епископа Макария в ссылке в Харькове, в 1927 г. Днепропетровщиной, Полтавщиной и Черниговщиной ведал владыка Константин (Дьяков). Связи осуществлялись посредством курьеров и переписки по условленным адресам.

Из воспоминаний Косткевича:

«В конце февраля 1927 г. я получил от епископа Макария предложение приехать в Харьков ввиду предстоящего ему ареста и отправления в ссылку. В Харькове я узнал от него, что целью моего вызова является вопрос о привлечении архиепископа Василия (Богдашевского) к работе центра ввиду того, что с отъездом епископа Макария остаются люди малодеятельные, и, главное, не способные проводить достаточно твердо церковную линию... По этому поводу мне пришлось участвовать в двух совещаниях, одном на квартире епископа Макария на ул. М. Панасовской, где присутствовал архиепископ Борис (Шипулин) и случайно проезжавший через Харьков архимандрит Гермоген (Голубев) и другом - на квартире епископа Константина (Дьякова)... На обоих совещаниях обсуждался вопрос об участии архиепископа Василия (Богдашевского), и это было признано желательным... Я также должен был сообщить архиепископу Василию мнение о [новых] кандидатах в тайные епископы... Наконец, на этих совещаниях обсуждался вопрос о желательности установить связь с заграницей, передать туда сведения о происходящих арестах епископов в СССР с просьбой выступить в защиту Церкви...».

В 1927 году епископ Макарий был арестован и отправлен в ссылку на три года в Томскую область. В 1930 году владыка освободился, до 1933 года проживал в Смоленской области, в городе Вязьма, затем в Костроме. Он неустанно проповедовал, боролся с обновленчеством, создавал домовые церкви, где подготавливал кандидатов для рукоположения.

Еп. Макарий (Кармазин), 1934 г.
Еп. Макарий (Кармазин), 1934 г.
1 октября 1934 года он был вновь арестован в селе Селище в Ивановской Промышленной области, как "вдохновитель и руководитель оперативно ликвидированной церковно-монархической к/р группой организации "ИПЦ", которая проводила развернутую а/с агитацию, распространяла провокационные слухи о голоде в СССР". В постановлении об аресте говорилось:

"Кармазин материалами предварительного следствия достаточно изобличается в к/р агитации и пропаганде, направленной против Советской власти, в связях с контрреволюционной ссылкой, в устройстве антисоветских сборищ... "

Из обвинительного заключения:

"Был идеологом Православной Церкви... Вел активную антисоветскую работу: объединял реакционно-враждебные части духовенства для активной борьбы с Советской властью... Насаждал нелегальные домовые церкви с целью подготовки церковных кадров; восстанавливал идейные связи с единомышленниками, находящимися в ссылке и в других городах... Устраивал у себя на квартире тайные моления и антисоветские сборища"

На допросе 1 ноября 1934 г. епископ Макарий сказал:

"Переживаемый Русской Церковью и православным духовенством период мы считаем временным, признав незаконным актом Октябрьскую революцию, осужденную Поместным Собором 1917-18гг., мы ... с самого начала встали на платформу непримиримой борьбы с советской властью и неизменно стоим на этой позиции и по настоящее время".

17 марта 1935 года был приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. Местом ссылки была станция Уш-Тобе, здесь родственники и близкие помогли купить маленький домик для епископа, в котором вместе с ним поселились также сосланные двоюродная сестра владыки, его верная помощница Раиса Александровна Ржевская и священник Королев. Через некоторое время на станции Уш-Тоб прибыл высланный из Симферополя епископ Порфирий (Гулевич). Он с радостью был принят епископом Макарием и по его настоянию остался жить у него в доме. Взгляд на происходящее, пройденный путь архипастырского служения, любовь к молитве и аскетической жизни сроднили двух святителей.

20 ноября 1937 года были арестованы епископы Макарий (Кармазин) и Порфирий (Гулевич), через два дня арестовали Раису Александровну Ржевскую и племянницу еп. Макария - Анну Петровну Михо. Еп. Макария обвинили в "антисоветской деятельности, антисоветской пропаганде и дискредитации Советской власти; группировании вокруг себя к/р и а/с элемента и систематическом получении от него материальной помощи"

Икона святителя Макария Днепропетровского
Икона святителя Макария Днепропетровского
Во время следствия все заключенные содержались в Алма-Атинской городской тюрьме. Несмотря на то, что состряпанные обвинения не подтвердились и обвиняемые не признали своей вины, епископ Макарий, епископ Порфирий и Раиса Александровна Ржевская были приговорены к расстрелу, Анна Михо - к десяти годам ИТЛ.

Епископ Макарий (Кармазин) был расстрелян 3 декабря 1937 года, владыка Порфирий (Гулевич) и Раиса Александровна расстреляны днем ранее, 2 декабря.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

В календаре Русской Православной Церкви на 2013 год, выпущенном Издательством Московской Патриархии, память сщмч. Макария 20 ноября/3 декабря отсутствует, в отличие от календаря 2012 года. Игумен Дамаскин (Орловский) в ходе конференции «Прославление и почитание святых», прошедшей в рамках Рождественских чтений, подтвердил, что исправления в календарь внесены по инициативе Синодальной комиссии по канонизации святых и с благословения патриарха Кирилла [1]

Литература

Использованные материалы



[1]  Игумен Дамаскин (Орловский) объяснил исправления в церковном календаре на 2013 год, портал ПравМир.Ru, 29 января 2013 года: http://www.pravmir.ru/igumen-damaskin-orlovskij-obyasnil-isp...od/

Редакция текста от: 20.04.2016 13:48:19

"МАКАРИЙ (КАРМАЗИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google