ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Василий (Богдашевский), архиеп. Каневский. Фотография. 30-е гг. XX в.
Василий (Богдашевский), архиеп. Каневский. Фотография. 30-е гг. XX в.
Василий (Богдашевский) (1861 - 1933), архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии.

В миру Богдашевский Дмитрий Иванович, родился 19 октября 1861 года в селе Завидов Волынской губернии, в семье священника.

Окончил Мелецкое духовное училище (1876), Волынскую духовную семинарию (1882), богословское отделение Киевской духовной академии (1886) со степенью кандидата богословия; оставлен в академии для приготовления к профессорскому званию.

В 1885-1887 годах в "Волынских Епархиальных Ведомостях" опубликовал первые работы: "Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII-XIV вв." и "Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием".

В 1887 году назначен исполняющим должность доцента по кафедре истории древней и новой философии Киевской духовной академии.

17 ноября 1890 года удостоен степени магистра богословия за представленную 17 августа 1889 года диссертацию "Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна" (К., 1890). Вскоре назначен доцентом Киевской духовной академии.

В 1897 году по собственному прошению переведен с кафедры истории философии на кафедру Священного Писания Нового Завета, с 1902 года являлся экстраординарным профессором. В 1904 году удостоен степени доктора богословия за сочинение "Послание ап. Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование" (К., 1904). С 1905 года занимал должность сверхштатного ординарного профессора КДА, с 1907 года - должность штатного ординарного профессора по кафедре Священного Писания Нового Завета, с 1909 года - инспектор КДА.

В 1909 году овдовел.

С 1910 года являлся главным редактором "Трудов Киевской Духовной Академии".

В 1910 году рукоположен во диакона, затем во пресвитера, вскоре возведен в сан протоиерея.

В 1912 году в связи с 25-летием научной деятельности удостоен звания заслуженного ординарного профессора КДА.

24 сентября 1913 года в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Василий. В том же году возведен в сан архимандрита.

29 июля 1914 года назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря. Состоял членом Комиссии по научному изданию славянской Библии.

6 августа 1914 года в Софийском соборе Киева был хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевской епархии.

В том же году избран почетным членом Московской духовной академии, в 1915 году - почетным членом Петроградской и Казанской академий.

С 1914 года являлся товарищем председателя Киевского религиозно-просветительского общества.

После Февральской революции 1917 года епископ Василий от лица профессоров и преподавателей Киевской духовной академии направил на имя главы Временного правительства князя Г. Е. Львова поздравительную телеграмму, от себя лично - приветствие новому обер-прокурору Синода В.Н. Львову. Несмотря на изменения в духе революционного времени, происходившие в КДА в то время (разрешение преподавания ряда предметов и написания диссертаций на украинском языке, обсуждение проекта открытия богословских курсов для женщин), возглавляемая епископом Василием академия ориентировалась в своей деятельности на политику Временного правительства России и демонстрировала неприятие украинизаторских проектов Центральной рады и ее сепаратистского курса. Из-за тяжелого материального положения было прекращено издание «Трудов КДА», в сентябре 1917 года вышел последний выпуск, где были опубликованы статья епископа Василия "Неповрежденность четвертого Евангелия" и его перевод с латыни творения блаженного Августина "Две книги Евангельских вопросов".

После Октябрьской революции 1917 года КДА была вынуждена искать компромисс с Центральной радой, епископ Василий обратился в Генеральный секретариат Украины с просьбой о государственном финансировании академии. В это время был принят ряд мер по украинизации КДА. Епископ Василий просил Синод РПЦ дать благословение на открытие 3-х новых кафедр: истории Украины, украинского языка и украинской литературы, планировалось также открыть кафедру западнорусского права. В проекте нового устава академии, который был представлен Совету 14 января 1918 года, содержался пункт, предусматривавший разработку и последующее использование в учебном процессе украинской богословской терминологии. Ряд профессоров, несогласных с курсом на украинизацию духовных школ, вышли из преподавательской корпорации КДА. Во время ожесточенных военных действий в районе Киева в январе 1918 года занятия в академии не проводились, они возобновились после установления на Украине режима гетмана П.П. Скоропадского. В 1918 года из-за переживаемых лишений епископ Василий болел, но продолжал руководить академией.

Он отказался от предложения националистически настроенной т. н. Всеукраинской православной церковной рады возглавить Киевскую митрополию вместо законного митрополита Киевского и Галицкого священомученика Владимира (Богоявленского). Епископ Василий не участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, но принял участие во Всеукраинском церковном Соборе, открывшемся в январе 1918 года в Киеве, возглавил сформированную Собором Учебную комиссию. Ввиду наступления большевиков на Киев, Собор вскоре после открытия был вынужден прекратить заседания.

29 января 1918 года епископ Василий участвовал в отпевании в Софийском соборе Киева убиенного митрополита Владимира.

22 февраля того же года Патриарх Московский и всея России святитель Тихон (Белавин) принял решение о назначении епископа Василия управляющим делами Киевской митрополии, но тот отказался принять назначение. В мае вместе с другими архиереями епископ Василий не поддержал предложение министра исповеданий гетманского правительства В.В. Зеньковского отложить выборы Киевского митрополита до Всеукраинского церковного Собора. 19 мая 1918 года на Киевскую кафедру был избран Харьковский митрополит Антоний (Храповицкий).

2-3 июня того же года епископ Василий принял участие в совещании епископов, проведенном по инициативе В.В.Зеньковского, на котором высказался против созыва новой сессии Всеукраинского Собора, однако по настоянию гетмана Скоропадского летом 1918 года Собор продолжил свою деятельность, епископ Василий принял участие в его работе.

Проблема финансирования деятельности КДА и других духовных школ заставляла епископа Василия ориентироваться на Министерство исповеданий, что послужило причиной осложнения его отношений с митрополитом Антонием.

16 августа 1918 года, несмотря на протесты митрополита Антония, гетман Скоропадский подписал новый т. н. Временный устав КДА, который предусматривал ее автономию (свободные выборы ректора, профессоров и преподавателей), а также административную зависимость от Министерства исповеданий. По новому уставу в КДА были введены обязательные курсы украинского языка, украинской литературы, права, истории Украины и Украинской Церкви, предполагалось открытие новых кафедр, однако из-за отсутствия средств эти нововведения не были осуществлены полностью. Также Министерство исповеданий предложило КДА разработать программу теологических факультетов, которая была утверждена на Совете КДА 13 июля 1918 года, однако на 3-й сессии Всеукраинского Собора митрополит Антоний в резкой форме выступил против нового устава КДА и других инициатив Министерства исповеданий, в частности против открытия богословских факультетов при университетах Украины.

В 1918 году по решению Всеукраинского Собора епископ Василий был назначен председателем переводческого комитета при Киевской митрополии, организованного для работы над переводом Священного Писания и богослужебных текстов на украинский язык. Работа владыки в этой области не удовлетворила националистов, о чем свидетельствуют многочисленные упреки участников «самосвятского» лжесобора 1921 г., адресованные архиерею и возглавляемому им комитету.

На 3-й сессии Всеукраинского Собора Учебная комиссия во главе с епископом Василием выступила с предложениями реформировать образование в семинариях. Первые 4 класса ДС должны быть преобразованы в отдельные мужские школы с преподаванием общеобразовательных дисциплин, после их окончания выпускники получали право продолжить обучение в светских учебных заведениях. 5-е и 6-е классы ДС должны были стать пастырско-богословскими школами с более сложной, чем в семинарии, программой, включающей в себя специальные богословские дисциплины. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора не успели рассмотреть, заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти Директории, которую вскоре возглавил Симон Петлюра.

После ареста и высылки в Галицию митрополита Антония и архиепископа Евлогия (Георгиевского) 20-21 декабря 1918 года в Киеве по инициативе Херсонского и Одесского митрополита Платона (Рождественского) был собран Собор украинских православных архиереев, на котором постановили образовать Контору Священного Собора епископов Украины для решения церковных дел между сессиями Собора. Контору возглавил Дионисий (Валединский), епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии, ее членами были избраны Киевские викарии - епископ Василий (Богдашевский) и Уманский епископ Димитрий (Вербицкий). Однако реальным органом высшей церковной власти Контора так и не смогла стать, поскольку 1 января 1919 года Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев автокефалии во главе с Екатеринославским архиепископом Агапитом (Вишневским) была сформирована т. н. Украинская высшая освященная церковная рада.

В период развития на Украине раскольнических движений, закончившийся образованием в 1921 году самосвятской Украинской автокефальной православной церкви, епископ Василий твердо придерживался принципа канонической верности украинских епархий Патриарху святителю Тихону. 14 июля 1921 года вместе с другими православными архиереями епскоп Василий подписал Обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского Украинского церковного собора Киевщины. 18 августа 1921 года вместе со всем епископатом Украинской Церкви во главе с управляющим Киевской епархией Гродненским и Брестским архиепископом Михаилом (Ермаковым) епископ Василий подписал Обращение Собора епископов Украины, направленное против самосвятского лжесобора и автокефалистского раскола, возглавляемого Василием Липковским. Епископ Василий был готов к диалогу с раскольниками, его целью было убедить их прекратить антицерковную деятельность. Так, 26 феврале 1920 года он присутствовал на литургии в трапезном храме Софийского собора (Малой Софии), совершаемой на украинском языке приверженцами Липковского, затем отслужил панихиду по Т. Г. Шевченко. На лжесоборе 1921 года также сообщалось, что в том году на Пасху приверженцы Липковского приходили к епископу Василию, и он принял их, христосовался с ними со слезами на глазах, однако негативного отношения к автокефалистскому движению не изменил.

Видя, как нелегко уже немолодому епископу в сложившейся ситуации, друзья и ученики предлагали выехать ему за границу. В письме от 15 января 1922 года, переданном через профессора Познанского университета В. П. Клингера, митрополит Георгий (Ярошевский) писал:

"Зная Вас, как своего профессора, по кафедре которого я получил магистерскую степень, и, почитая Вас как ученого, я с удовольствием готов исполнить Ваше желание, — и, тем более что знаю, как тяжело теперь живется на Украине, где и по различным бедам прибавилось еще несчастье — церковные смуты. Здесь Вы могли бы стать или во главе проектируемого богословского православного факультета или получить епархию." [1]

На чистой странице этого же письма сохранился ответ в виде черновика:

"Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка, сердечно благодарю Вас за Вашу заботливость о мне в нынешнее время. Передвигаться мне куда-нибудь, я думаю, не следует, ибо я всеми силами сросся с Академией и Киево-Братским монастырем, желаю сложит здесь свои кости. Молю Господа, чтоб Он укрепил меня и я мог сказать с Апостолом: "мне, еже жити — Христос, а еже умрете — приобретение". Теперь, только, тот пережить это может, кто решился на всякое мучение." [2]

В одном из донесений осведомителя ГПУ от 16 января 1923 года имеется следующее свидетельство:

"Необходимо всех Епископов г. Киева обязать, чтобы они, кроме своих церквей, монастырей, не служили нигде, а то, получается, от их службы летучие митинги, где они имеют возможность собираться и решать дела; так было в Покровском монастыре, где кроме Епископа Василия собралось до 20 попов и получилось сборище, где они решали дальнейшую тактику" [3].

5 февраля 1923 года был арестован митрополит Михаил (Ермаков). Незадолго до этого, 22 января 1923 года он составляет "Послание Киевским викарным епископам о порядке управления Киевской епархией в случае своего ареста" [4]. Епископ Василий (Богдашевский) в этом Послании указан последним из всех викариев.

4 апреля 1923 года, в ночь на Великий четверг, епископ Василий был арестован вместе с архиепископом Михаилом и епископом Димитрием.

Накануне ареста ему был прислан указ Всеукраинского Высшего Церковного Управления (ВУВЦУ), — высшего руководящего органа обновленческого движения, датированный 3 апреля 1923 года, следующего содержания:

"Согласно постановлению Президиума ВУВЦУ от 15 января, Вы, за непризнание ВУВЦУ, противодействие церковно-обновленческому движению и церковную контрреволюцию, уволены на покой. При этом ВУВЦУ предупреждает Вас, что оно снимает перед гражданской властью всякую ответственность за дальнейшую Вашу деятельность. Председатель ВУВЦУ митрополит Тихомир." [5]

Епископу Василию инкриминировалась, что он ”агитировал против советской власти, путем проповедей” [6]. Сам епископ своей вины не признал и в показаниях указывал, что «в своих проповедях никогда не касался политических тем, никогда не был контрреволюционером» [7].

Содержался в Бутырской тюрьме в Москве. 12 апреля 1924 года патриарх Тихон безрезультатно ходатайствовал о его освобождении [8].

Епископ Василий был приговорен к ссылке и с мая 1923 по август 1924 года находился в с. Ижма Коми (Зырян) автономной области. По окончании ссылки вернулся в Киев, был назначен епископом Прилукским.

В 1925 году [9] возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке.

В конце 1925 - начале 1926 г. вновь назначен на Каневскую кафедру.

В марте 1926 года шесть епископов Украинской Православной Церкви подписали общее сообщение экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) против григорианского раскола в РПЦ. Вскоре после этого, 12 марта 1926 года было принято общее обращение украинских православных иерархов к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) по вопросу осуждения организаторов нового церковного раскола ВВЦУ. Среди подписавших эти два документа, был и архиепископ Каневский Василий (Богдашевский) [10]

Скончался 10 марта 1933 года в Киеве, по некоторым сведениям - от голода.

О смерти архиепископа Василия (Богдашевского) его современник В. П. Рыбинский говорит в следующих словах:

«Кончина его была трогательна и такая, которая, по мнению верующих людей, посылается только праведникам: будучи тяжело больным, несмотря на запрещение врача, он все-таки пошел служить всенощную, сказав, будто бы: “хочу умереть в церкви”. И, действительно, по дороге в церковь, около Успенского собора упал и моментально скончался. Сейчас же его перенесли в Братский монастырь, облачили, и всенощную, которую он хотел служить, ему пришлось слушать уже во гробе. П. П. Кудрявцев писал мне, что кончина арх. Василия произвела сильное впечатление и воспринята была подолянами именно как кончина праведника. Последнее место упокоения он нашел в церкви Братского монастыря, у ближайшего ко входу столба с правой стороны» [11].

После разрушения Киево-Братского монастыря останки епископа Василия перенесли на Лукьяновское кладбище в Киеве.

Труды

Архиепископ Василий является одним из значительных представителей дореволюционной русской богословской науки. Основную часть его наследия составляют труды по изучению Священного Писания Нового Завета - это магистерская и докторская диссертации, исследование Евангелия от Матфея [12], посвященное экзегетическому разбору текста с 8 главы, также несколько десятков журнальных статей (в основном в ТКДА) и брошюр по различным проблемам изучения Нового Завета и толкованию отдельных новозаветных книг. Во введении к докторской диссертации владыка Василий так определил свой метод исследования:

"Экзегесис должен утверждаться на филологии, носить... критический характер… При внимательном изучении обширной западной литературы о рассматриваемом послании нашими всегдашними руководителями в решении труднейших исагогических и экзегетических вопросов были отцы и учители Церкви" (Послание к Ефесянам. С. 1-2).

Владыка Василий тщательно следил за развитием библейской науки на Западе, о чем свидетельствуют регулярно публиковавшиеся им "Экзегетические заметки" [13]. Но его современники [14] отмечали, что он уделял излишнее внимание разбору гиперкритических гипотез западных библеистов, в т. ч. и не имевших серьезного научного значения, зачастую в ущерб изложению собственных взглядов или церковного учения. Анализ в его работах всегда преобладал над синтезом. По мнению К. Попова, в полемике с западной наукой владыка Василий во многом оказывался зависимым от господствовавшей в ней проблематики.

В ходе полемики с западными библеистами проявился апологетический характер трудов владыки. Так, например, несмотря на указание 1 Кор 5, 9, епископ Василий отрицает возможность того, что некоторые послания апостола Павла могли не сохраниться, на том основании, что это означало бы признать, что "некоторые писания Апостолов оказались бы бесполезными для жизни Церкви, или что последняя отнеслась к ним небрежно". Придерживаясь ранней датировки книги Деяния святых апостолов и доказывая историческую и литературную достоверность речей апостолов (Деян 2 и сл.), он отвергает возможность использования ее автором, евангелистом Лукой, письменных источников. Он защищал тезис об аутентичности Послания к Евреям, при этом он в решении вопроса об авторстве не основывал своих выводов на анализе языковых особенностей этого послания, его отличий от других посланий апостола Павла и специфических черт богословия этого текста. Исследуя Евангелие от Матфея, он настаивал на том, что все притчи 13-й гл. произнесены в один день и евангелист не мог их редактировать, объединяя относящийся к разному времени материал в тематические блоки (напр., Мф 5-7; 8-9; 13).

К наиболее сильным сторонам его экзегетических трудов относят филологический анализ текстов. Его толкования основываются на максимально точном выяснении значения отдельных слов и выражений и определении их синтаксических связей. Такое внимание к мельчайшим нюансам текста приводило в ряде случаев к несогласию исследователя не только с современным ему западным комментаторами, но и с православными толкователями, как древними, так и новыми. Он всегда учитывал варианты текста, известные из рукописей и святоотеческих произведений, пользовался критическими изданиями своего времени и обращал особое внимание на разночтения в славянских памятниках. Тон его сочинений, несмотря на полемическую остроту отдельных мест, всегда спокоен и уравновешен, литературный стиль отличается ясностью и точностью выражения мысли.

Ряд его сочинений посвящен проблемам философии (греческой, философии И. Канта) и патрологии, актуальным религиозным (теософия, учение Л. Н. Толстого) и социальным (благотворительность, воспитание) проблемам. Он перевел и опубликовал несколько сочинений Тертуллиана и блаженного Августина.

Сочинения

  • Объяснительные замечания к наиболее трудным местам Соборного послания ап. Иакова. К., 1894;
  • Из истории греч. философии. К., 1898;
  • Закон и Евангелие. К., 1898; Философия Канта // ТКДА. 1898. Февр. С. 181-203; Май. С. 54-74; Июнь. С. 201-228; Июль. С. 389-431; Сент. С. 24-68;
  • О евангельских чудесах (против Л. Толстого) // Там же. 1900. Авг. С. 473-493;
  • К изучению книги Деяний Апостольских. К., 1902;
  • Действительность воскресения мертвых, по учению св. ап. Павла // ТКДА. 1902. Янв. С. 61-98;
  • О христ. единстве // Там же. 1902. Апр. С. 576;
  • О 2-м послании св. ап. Павла к Коринфянам // Там же. 1902. Июль. С. 349-375;
  • О Церкви // ТКДА. 1904. Февр. С. 167-196;
  • О духовной брани // Там же. 1904. Март. С. 359;
  • Неповрежденность Послания св. ап. Павла к Римлянам // Там же. 1904. Июнь. С. 178-189;
  • Послание св. ап. Павла к Евреям // Там же. 1905. Март. С. 325-359;
  • О личности св. ап. Павла // Там же. 1906. Янв. С. 1-16;
  • Тайная Вечеря Господа нашего Иисуса Христа // Там же. 1906. Окт. С. 1-28;
  • О Евангелиях и евангельской истории. К., 1907;
  • Евангелие как основа жизни. К., 1907;
  • Первое послание св. ап. Павла // ТКДА. 1907. Март. С. 303-335;
  • Послание св. ап. Иакова // Там же.1907. Окт. С. 181-210. Нояб. С. 439-462;
  • Критические этюды по НЗ // Там же. 1908. Апр. С. 477-511;
  • Второе соборное Послание св. ап. Петра // Там же. 1908. Июль. С. 355-393;
  • Послание св. ап. Иуды // Там же. 1908. Нояб. С. 361-389;
  • Блаженства Господни // Там же. 1909. Февр. С. 203-236;
  • Ист. характер книги Деяний Апостольских // ТКДА. 1909. Нояб. С. 381-425;
  • К изъяснению четвертого Евангелия. К., 1910;
  • Об источниках книги Деяний Апостольских // Там же. 1910. Окт. С. 169-202;
  • Опыты по изучению Свящ. Писания НЗ.
    • Вып. 1: Из посланий св. Ап. Павла. К., 1909;
    • Вып. 2: Книга Деяний Апостольских. К., 1911;
  • О духовной христ. борьбе // ТКДА. 1911. Март. С. I-IX;
  • К изъяснению 1-го Послания св. ап. Павла к Коринфянам // Там же. 1911. Апр. С. 459-482; Май. С. 1-15;
  • Христос Спаситель как Чудотворец // Там же. 1911. Окт. С. 243-274; Нояб. С. 377-404;
  • Хронология книги Деяний Апостольских // Там же. 1911. Янв. С. 1-29;
  • О значении Церкви // Там же. 1913. Дек. С. 457-466;
  • Происхождение Евангелия от Матфея // Там же. 1915. Окт.-нояб. С. 205-218;
  • К изъяснению Ин. 3, ст. 1-16 // Там же. 1917. Март-авг. С. 153-182;
  • Неповрежденность 4-го Евангелия // Там же. С. 273-294.

Переводы

  • Догматические творения Тертуллиана, еп. Карфагенского: (Пер. с предисл. и примеч.) // ТКДА. 1908. Янв. С. 1-16; Февр. С. 17-31; 1909. Май. С. 67-80; Март. С. 33-48; Апр. С. 49-59; 1910. Апр. С. 81-84;
  • Блаженного Августина, еп. Иппонского, «Две книги евангельских вопросов» // Там же. 1917. Сент.-дек. С. 1-16.

Награды

  • орден св. Владимира 4-й степени (1910)
  • орден св. Владимира 3-й степени (1913),
  • св. Анны 3-х степеней (1897, 1906, 1916),
  • св. Станислава 3-й (1894) и 2-й (1902) степени.

Литература

  • Протоколы заседаний Совета КДА за 1882-1883 учеб. год. К., 1883. С. 87-88 (отд. изд.);
  • Попов К. Отзыв о соч. проф. КДА Дм. Ив. Богдашевского «Послание св. Ап. Павла к Эфессянам». К., 1904;
  • Киево-Могилянский сб.: (По случаю 25-летия ученой деятельности проф. прот. Д. Ив. Богдашевского). К., 1913;
  • Липкiвський В. Вiдродження Церкви в Украïнi. Торонто, 1959;
  • Сосуд избранный. Вып. 1. С. 156-157, 208-209, 242-243, 263-264, 278-280, 283-284, 286-288, 289-291, 292-294;
  • Акты свт. Тихона. С. 445, 965;
  • Перший Всеукраïнський Православний Церковний Собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 року: Док-ти i мат-ли. К.; Львiв, 1999;
  • ЖМП в 1931-1935 годы. М., 2001. С. 174.
  • Жураковский А., свящ. Мат-лы к житию. П., 1987. С. 224;
  • Мануил (Лемешевский). Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 77-84;
  • Ульяновський В. Церква в Украïнськiй Державi, 1917-1920 рр. (доба Украïнськоï Центр. Ради). К., 1997;
  • он же. Церква в Украïнськiй Державi, 1917-1920 рр. (доба Гетьманату Павла Скоропадського). К., 1997;
  • Андрусишин Б. Церква в Украïнськiй Державi, 1917-1920 рр. (доба Директорiï УНР). К., 1997;
  • Фотиев К., прот. Попытки Украинской церк. автокефалии в ХХ в. // Правосл. Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст., 1917-1950 гг. М., 1997;
  • Власовський I. Нарис iсторiï Украïнськоï Православноï Церкви. К., 1998. Т. 4. Ч. 1.

Использованные материалы

  • О. В. Косик, А. С. Небольсин, В. И. Петрушко Василий (Богдашевский)Православная Энциклопедия, Т. 7, С. 75-78
  • Казьмирук Степан Игоревич Архипастырская деятельность архиепископа Василия (Богдашевского) в 1920-1930 гг. Портал Богослов.RU:



[1]  Институт Рукописей национальной Библиотеки Украины им. Вернадского. Ф. 191. Д. 551. Л. 1-2. Цит. по Казьмирук С.И. "Архипастырская деятельность…"

[2]  Институт Рукописей национальной Библиотеки Украины им. Вернадского. Ф. 191. Д. 551. Л. 2 об. Цит. по Казьмирук С.И. "Архипастырская деятельность…"

[3]  Центральный государственный архив общественных объединений Украины (ЦГАООУ). Ф. 263. Оп. 1. Д. 45504. Л.14. Цит. по Казьмирук С.И. "Архипастырская деятельность…"

[4]  Отраслевой государственный архив СБУ (ОГА СБУ). Ф. 6. Д. 38183. Л. 7. Цит. по Казьмирук С.И. "Архипастырская деятельность…"

[5]  Институт Рукописей национальной Библиотеки Украины им. Вернадского. Ф. 191. Д. 21. Л. 18. Цит. по Казьмирук С.И. "Архипастырская деятельность…"

[6]  Отраслевой государственный архив СБУ (ОГА СБУ). Ф. 6. Д. 38183. Л. 30. Цит. по Казьмирук С.И. ”Архипастырская деятельность…”

[7]  Отраслевой государственный архив СБУ (ОГА СБУ). Ф. 6. Д. 38183. Л. 29. Цит. по Казьмирук С.И. ”Архипастырская деятельность…”

[8]  По другим сведениям 24 августа 1923 года, по докладу начальника 6-го отделения СО ГПУ Е. А. Тучкова, Комиссия НКВД по административным высылкам приняла постановление: "гр. Богдашевского, высланного в Зырянский край сроком на два года, во изменение постановления Комиссии НКВД от 16.5.23 г. от ссылки освободить" (Отраслевой государственный архив СБУ (ОГА СБУ). Ф. 6. Д. 38183. Л. 49. Цит. по Казьмирук С.И. "Архипастырская деятельность…") При этом, что митрополит Мануил (Лемешевский), пользуясь данными своего архива, приводит данные о том, что по поводу ареста и высылки епископа Василия (Богдашевского) подавала протест Французская Академия наук (Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи 992-1892. Т. I. М. 2002. С. 62. Цит. по Казьмирук С.И. "Архипастырская деятельность…"), однако в следственном деле владыки таких данных нет.

[9]  Точную дату возведения владыки Василия в сан архиепископа установить пока не удалось. Митрополит Феодосий (Процюк) приводит данные о соборном осуждении раскольничьей деятельности Феофила (Булдовского) и Сергия (Лабунцевского) 25 марта 1925 года, где в числе подписавших епископов указан и "Епископ Каневский Василий (Богдашевский)" (Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 369.). Декабрем 1925 года датируется "Решение православных епископов автономной Украинской Православной Церкви об епитимии главарям «Лубенского раскола» в Полтавской епархии, распространяющегося и по другим епархиям", под которым стоит подпись: "Смиренный Василий, архиепископ Каневский, г. Киев" (Лубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии // Вестник церковной истории. №1 (9). М., 2008. С. 67. Цит. по Казьмирук С.И. "Архипастырская деятельность…")

[10]  Преловська І. Документи органів безпеки УСРР щодо життя та діяльності Екзарха України митрополита Михаїла (Єрмакова) (1862-1929) // Український археографічний щорічник. Вип. 15. К., 2010. С. 63.

[11]   Рыбинский В. П. К истории Киевской Духовной Академии. Машинопись. Б/м., б/ г. С. 33. Цит. по Казьмирук С.И. "Архипастырская деятельность…"

[12]  Евангелие от Матфея: (Крит.-экзегетич. исслед.). К., 1915

[13]  К., 1904-1905

[14]  Попов. Отзыв. С. 167

Редакция текста от: 20.05.2014 17:03:35

"ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google