ВИКТОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Виктор (Богоявленский)
Архиепископ Виктор (Богоявленский)
Виктор (Богоявленский) (ок. 1854 - 1928), архиепископ Омский и Павлодарский.

В миру Богоявленский Всеволод Семенович, родился около 1854 года.

В 1875 г. окончил Псковскую духовную семинарию, в 1879 г.- Санкт-Петербургскую духовную академию, со степенью кандидата богословия за диссертацию «Киприан, митр. Киевский» с правом получения степени магистра. Определен помощником смотрителя Мстиславского духовного училища.

В 1881 г. назначен инспектором народных училищ Виленской губернии, в 1887 г.- директором Молодечненской учительской семинарии, в 1891 г.- директором Виленского учительского института и окружного Педагогического музея. В 1913-1918 гг. окружной инспектор Казанского учебного округа (в 1913-1914 заведовал промышленными, техническими, ремесленными и учебными заведениями округа, впоследствии - мужскими и женскими гимназиями и реальными училищами), редактировал научно-педагогический журнал «Вестник образования и воспитания» для средней школы. Имел чин действительного статского советника.

В феврале 1918 г. был отстранен от службы захватившими власть в городе на короткое время большевиками. В начале сентября того же года бежал из Казани во время осады города Красной Армией. Оказался в Уфе, где познакомился с проф. В. В. Сапожниковым, входившим в состав Временного Сибирского правительства в качестве министра народного просвещения. По приглашению Сапожникова переехал в Омск и был принят в Министерство народного просвещения (29 октября 1918 зачислен временно исполняющим обязанности помощника делопроизводителя отдела высших народных училищ, с 7 мая 1919 заведующий отделением женских гимназий Центрального управления). 28 мая 1919 г. переведен в Министерство торговли и промышленности Российского правительства А. В. Колчака окружным инспектором по учебной части. С 21 июля по 13 сентября 1919 г. исполнял обязанности управляющего учебным отделом в Министерстве торговли и промышленности, с 1 октября того же года заведовал делами учебного отделения Канцелярии министра, 4 января 1920 г. числился в Министерстве торговли и промышленности в должности окружного инспектора по учебной части.

Ок. 10 ноября 1919 г. эвакуировался из Омска с отступавшими частями Белой Армии, добрался до Красноярска, где оставался до мая 1920 г., затем из-за болезни жены переехал в Томск, там его супруга скончалась.

В сентябре 1920 г. в Иркутске принял монашеский постриг, через некоторое время рукоположен во иерея; в декабре того же года был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем московского Знаменского монастыря, но по месту назначения выехать не смог.

Барнаульский епископ, управляющий Томской епархией

В 1919 г. [1] в Томске был хиротонисан во епископа Барнаульского, викария Томской епархии.

В ноябре 1921 г. ему было поручено временное управление епархией Томской епархией до прибытия назначенного на Томскую кафедру еп. Андрея (Ухтомского). Еп. Андрей на кафедру не прибыл, и епископ Виктор управлял епархией до ареста в июне 1922 г.

В Томской епархии с 1922 г. большое распространение получило обновленчество, о чем еп. Виктор сообщил в письме Патриарху Тихону. Получив ответ Патриарха: «Новшеств не допускайте, это дело Собора», - владыка отстранил от богослужения настоятеля томской Преображенской церкви Макария Торопова. Другого деятеля обновленчества - настоятеля томской церкви Иоанна Лествичника свящ. Петра Блинова, подчинившегося требованиям епископа,- оставил на прежней должности, строго указав ему не допускать никаких отступлений от устава (впрочем, вскоре Блинов отпал в обновленчество и занял в расколе видное положение). В проповедях еп. Виктор называл обновленцев сектой.

Из материалов дела:

"В пределах Томской губернии Управляющий Томской епархией Виктор, в миру гр.Богоявленский Всеволод, контрреволюционную линию поведения, по указанию Патриарха Тихона, проводил с самого появления своего во главе Томской епархии с июня 1921г...

Приехав в Томск по назначению Патриарха Тихона, вопреки декрету об избрании духовенства верующими, Богоявленский, под именем епископа Виктора, осуществляет здесь, по приказаниям свыше, обход декрета об отделении Церкви от государства. Он присвоил себе право назначения, смещения и увольнения членов Епархиального управления, настоятелей церквей, членов причта, производя это помимо воли верующих, руководствуясь только своими контрреволюционными симпатиями...

Духовенство либеральное, стремящееся к реформе Церкви в духе современности,преследуется епископом Виктором..."

Архиерей стремился упорядочить жизнь епархии: преобразовал епархиальный совет в епархиальное управление, намеревался созвать епархиальный съезд, священнослужителям рекомендовал вести в церквах метрические записи (согласно циркуляру НКЮ 1919 г., это не было запрещено), совершать разводы только в случае, если прилагалась выписка о расторжении брака из народного суда. При храмах преподавался Закон Божий, о чем был поставлен в известность губернский отдел народного образования.

В марте 1922 г. в Томске началась кампания по изъятию церковных ценностей. Председатель местного трибунала Макаренко вызвал еп. Виктора для беседы и рекомендовал архиерею разъяснить священнослужителям необходимость отдавать в помощь голодающим все сколько-нибудь ценное, а также выступать с такого рода призывами на митингах. Стремясь к тому, чтобы изъятие прошло мирно и без попрания святынь, владыка распорядился провести 13 марта епархиальное собрание духовенства, на котором прот. Иаков Галахов, настоятель кафедрального собора, бывш. проф. богословия Томского университета и настоятель университетской церкви, прочитал опубликованное в «Известиях ВЦИК» заявление Патриарха Тихона с призывом сдавать церковные ценности, не употребляемые за богослужением. На прошедшем на следующий день собрании благочинных владыка сказал, что «изъятие ценностей не противоречит христианству», и предложил провести изъятие всех ценностей, которые не являются необходимыми при богослужении. 4 апреля в епархии прошли приходские собрания, на которых также обсуждалось предстоящее изъятие церковных ценностей.

Несмотря на лояльную позицию епископа Виктора по отношению к декрету об изъятии, в томской печати началась кампания против архиерея. Газ. «Красное знамя» опубликовала ряд материалов, в которых «разоблачалась» «контрреволюционность» В. [2]. Изъятие церковных ценностей использовалось как повод для судебного преследования и уничтожения духовенства.

После первого произведенного у него обыска еп. Виктор в мае 1922 г. обратился с письмом к членам епархиального управления о преемстве церковной власти в Томской епархии. Он писал, что в случае его смерти «или еще каких-либо обстоятельств» управление епархией должно перейти к Бийскому архиеп. Иннокентию (Соколову), 2-му Томскому викарию, и призывал «никого другого епископом не признавать». Однако после ареста еп. Виктора церковная власть в Томске была захвачена группой обновленцев во главе с Блиновым.

Арест, тюремное заключение

Еп. Виктор был арестован 12 июля 1922 г., определен в томский дом заключения. 15-20 июля томский губернский революционный трибунал по военному отделению рассматривал «дело томских церковников» в открытом судебном заседании. Владыка Виктор в числе других обвиняемых был признан виновным в «идейном руководстве томской группой контрреволюционной организации духовенства «Православная церковь»... противодействии органам власти при изъятии церковных ценностей», а также в том, что он

«фактически злостно нарушал и не исполнял декрета советской власти об отделении церкви от государства, сохранял конструкцию прежней епархиальной консистории (вопреки декрету об избрании духовенства верующими присвоил себе право назначения, смещения, увольнения членов епархиального управления, настоятелей церквей), совместно с Поповым Ильей Константиновичем (архимандритом Ираклием) скрыл от изъятия церковные ценности путем раздачи по частным квартирам: ценности храма Томского мужского монастыря (7 икон в серебряных ризах около 30 ф. весом), домовой церкви при бывшей семинарии (5 риз)... возбуждал население к массовым волнениям и к невыдаче церковных ценностей в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции» [3].

Еп. Виктор и еще 7 человек были приговорены к расстрелу. Осужденные направили кассационную жалобу в Сибирское отделение Верховного трибунала ВЦИК. 29 июля в Новониколаевское отделение Верховного трибунала поступила телеграмма от председателя новоучрежденного обновленческого Сибирского церковного управления А. Авдентова и секретаря М. Торопова, в котоой они писали, что «утверждение приговора создаст ореол мученичества осужденным и явится непреодолимым препятствием в деле успокоения и устроения Живой церкви», и просили смягчения приговора [4].

Определением кассационной коллегии Сибирского отделения Верховного трибунала ВЦИК РСФСР от 6 окт. 1922 г. приговор от 15-20 июля был отменен и дело передано для нового рассмотрения в судебную коллегию Сибирского отделения Верховного трибунала. 31 окт.- 4 нояб. 1922 г. выездная сессия судебной коллегии повторно рассмотрела дело и признала В. и еще 11 священников виновными в том, что, «являясь членами иерархии православной церкви, занимая... должности в Томской епархии, использовали эту легальную организацию в целях свержения завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских советов и существующего на основании Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства» [5]. Епископ Виктор, архим. Ираклий (Попов) и неск. священников вновь были приговорены к расстрелу без права обжалования приговора. Сразу после оглашения приговора с особым мнением выступил член суда Т. Ф. Карелов, оспоривший решение суда.

О приговоре телеграфировали в Верховный трибунал в Москву. В тот же день была получена ответная телеграмма за подписью секретаря ВЦИК А. Енукидзе с приказанием - исполнение приговора немедленно остановить, направить дело в Москву для рассмотрения. 2 дек. 1922 г. судебная коллегия Сибирского отделения Верховного трибунала рассматривала вопрос о возможности применения к приговоренным по «делу томских церковников» амнистии в связи с 5-летней годовщиной Октябрьской революции и решила к приговоренным к высшей мере наказания амнистии не применять. Решением Президиума ВЦИК от 2 марта 1923 г. высшая мера наказания епископа Виктора и 2 др. осужденным была заменена 10 годами лишения свободы, через полгода срок сократили до 6 лет, в феврале 1924 г.- до 5 лет. По данным М. Е. Губонина, в 1924 г. еп. Виктор числился епископом Нижнеудинским, однако известно, что в январе 1925 г. архиерей находился в тюрьме в Иркутске [6].

Омский архиепископ

Был освобожден досрочно, в марте 1925 г., после возведения в сан архиепископа назначен управляющим Омской епархии, к тому времени почти целиком перешедшей в обновленчество (за раскольниками числилось 111 приходов с 81 священником).

В Омске в то время проживал архиеп. Анатолий (Каменский) (+ 20 сентября 1925), с которым архиеп. Виктор нередко сослужил.

Архиеп. Виктор начал объезжать приходы епархии, проповедуя и объясняя вред раскола. В результате активной деятельности архиерея в лоно Церкви ежемесячно возвращалось ок. 15-20 приходов. К середине 1925 г. в Омске из 19 храмов только 3 принадлежали обновленцам: Успенский собор, Воскресенский военно-крепостной собор, Никольская казачья церковь, все они в скором времени были закрыты, потому что люди не посещали их. Архиеп. Виктор неоднократно предпринимал попытки добиться от властей возвращения Никольской церкви, которую хотел сделать кафедральной, однако безуспешно. Власти всячески препятствовали поездкам владыки по епархии. Ему не разрешили въезд в Акмолинск (ныне Астана), из Семипалатинска власти выдворили архиерея через день после приезда. При поездке в город Тара ему запретили заезжать в населенные пункты, расположенные по пути следования, хотя поступало множество приглашений посетить приходы.

В середине 1925 г. омский обновленческий епархиальный совет прислал к архиеп. Виктору депутатов с предложением принять участие в обновленческом соборе 1925 г. и с материалами по вопросу об объединении, предложения об объединении были посланы также многим православным приходам. Через 2 дня во время проповеди в храме архиеп. Виктор назвал обновленцев еретиками и предостерег верующих от сближения с ними. Под влиянием архиерея большинство православного духовенства и мирян (в Семипалатинске, Павлограде и др.) отказались от переговоров с обновленцами. 13 декабря 1925 года архиепископ Виктор и Петропавловский епископ священномученик Иоанн (Троянский) хиротонисали во епископа Семипалатинского Иннокентия (Никифорова), ставшего помощником владыки Виктора в управлении епархией.

28 января 1926 г. под председательством вл. Виктора состоялось собрание приходов Омска, которое должно было определить свое отношение к Временному высшему церковному совету (ВВЦС), образованному Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) после кончины Патриарха св. Тихона и ареста Местоблюстителя Патриаршего Престола Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) и претендовавшему на высшую власть в Церкви. Собрание постановило:

«Считать ВВЦС канонически незаконным. Ввиду прекращения каноническо-законнопреемственной власти в лице Митрополита Петра Крутитского просить Архиепископа Виктора управлять епархией самостоятельно, не подчиняясь ВВЦС, впредь до восстановления церковной власти в лице ли заместителей покойного Патриарха, указанных им при жизни, или в виде особого учреждения, канонически избранного и уполномоченного на управление церковными делами всей староканонической Церкви. Поминовение на богослужении Митрополита Петра прекратить. Настоящее постановление сообщить викарным епископам Омской епархии: Петропавловскому и Семипалатинскому, и всем благочинным епархии, дабы они поставили в церквях в известность все православные общины» [7].

5 апреля того же года состоялось 2-е собрание омского духовенства и мирян для обсуждения проблем высшего церковного управления. Был заслушан доклад о церковной жизни в Москве. Собравшиеся просили вл. Виктора и его викариев управлять Омской епархией самостоятельно, не присоединяясь ни к каким группировкам, и ожидать установления законной церковной власти. В начале лета в церкви Илии Пророка состоялось 3-е собрание духовенства и мирян Омска во главе с архиеп. Виктором, присутствовали более 50 делегатов от храмов города и близлежащих приходов. Собравшиеся обсуждали выпущенное 18 апреля 1926 г. митр. сщмч. Агафангелом (Преображенским) обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам РПЦ, в котором он объявил, что вступает в права Патриаршего Местоблюстителя. Собрание постановило послать в столицу делегата от Омской епархии для ознакомления с состоянием церковных дел, а также вновь осудило ВВЦС и архиеп. Григория. В августе 1926 г. на 4-м собрании представителей от омского духовенства и мирян был заслушан доклад вернувшегося из Москвы благочинного Омских церквей прот. Василия Инфантьева. В следующем году духовенство и прихожане Омска во главе с архиеп. Виктором обратились к властям с ходатайством о регистрации Омского епархиального управления в подчинении у Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского).

Несмотря на противодействие властей, находившихся в тесном контакте с остатками обновленцев, жизнь православных Омска оживилась. В 1927 г. была восстановлена дореволюционная традиция проводить в храмах после богослужений религиозно-нравственные беседы (на каждую беседу нужно было запрашивать разрешение властей, конспект беседы утверждался представителем исполкома). За 3 года управления Омской епархией архиеп. Виктор сумел сплотить вокруг канонической Церкви почти все духовенство и мирян.

Скончался 2 ноября 1928 года в Омске. Погребен около алтаря Богородице-Братской церкви, где располагалась кафедра и резиденция Омских архиереев.

В 2001 году был реабилитирован Прокуратурой Томского облсуда по 1922 году репрессий.

Сочинения

  • Книга для чтения в народных училищах сев.-зап. края России: Год обучения 1-3. Вильна, 1896;
  • Книга 1-я для чтения в церк.-приход ских школах и школах грамоты: Год 1-й обучения. СПб., 1899, 1902 (совм. с Н. Ф. Одинцовым);
  • Книга 2-я...: Годы 2-й и 3-й обучения. СПб., 1899, 1903.

Литература

  • ГАРФ. Ф. 199. Оп. 1. Д. 297 [Личное дело Богоявленского В. С.];
  • ГА Томской обл. Ф. Р-236 [Томский губ. рев. трибунал]. Оп. 2. Д. 96;
  • ГА Омской обл. Ф. 1326. Оп. 4. Д. 38;
  • Д. 39. Л.101;
  • Губонин М. Е. Современники о свт. Патр. Тихоне / ПСТБИ. Ркп.
  • «Прошу Ваших молитв…»: (Письма Патр. Тихона Томскому еп. Виктору) // Сибир. старина. 1995. № 9.
  • Чистович И. А. СПбДА за последние 30 лет (1858-1888). СПб., 1889;
  • Дмитриенко Н. М. «Дело томских церковников» 1922 г. // Социально-полит. развитие Сибири (ХIХ-ХХ вв.). Томск, 1993;
  • Исаков С. А., Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: Биогр. слов., 1834-2002. Томск, 2002.

Использованные материалы



[1]  По электронной версии ПЭ - 3 августа 1921

[2]  Гражданин. Контрреволюция под церковным флагом // 1922. № 119, 3 июня. С. 2; Макаренко. Отделение православной Церкви от контрреволюции // № 120, 6 июня; он же. К суду над церковниками // № 152, 13 июня (также публикации от 6 мая, 21, 22, 25 июля, 2, 4, 7 нояб.)

[3]  ГА Томской обл. Ф. Р-236. Оп. 2. Д. 96. Л. 13

[4]  ГА Томской обл. Ф. Р-236. Оп. 2. Д. 96. Л. 131

[5]  ГА Томской обл. Ф. Р-236. Оп. 2. Д. 96. Л. 148/273 об.

[6]  Дамаскин (Орловский), игум. Житие мц. Татианы (Гримблит; 1903-1937) // Моск. ЕВ. 2003. № 4-5

[7]  ГА Омской обл. Ф. 1326. Оп. 4. Д. 11. Л. 124

Редакция текста от: 11.10.2016 18:18:02

"ВИКТОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google