Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Омский Никольский войсковой казачий собор, 14 июля 2009. Фото с сайта sobory.ru
Омский Никольский войсковой казачий собор, 14 июля 2009. Фото с сайта sobory.ru
Омский войсковой казачий собор во имя святителя Николая Чудотворца Омской епархии

Самый старый храм в Омске, единственный уцелевший в годы советской власти войсковой храм города.

Церковь была заложена 15 мая 1833 года на площади Казачьего форштадта, напротив войскового казачьего училища. Строилась на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и старанием разных войсковых командиров.

26-27 мая 1840 года протоиереем Димитрием Пономарёвым были освящены приделы теплой церкви - Георгиевский и Симеоно-Аннинский.

16 сентября 1843 года главный престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1840 году причт был назначен в составе священника, диакона и причетника. С 13 марта 1861 года причт должен был состоять из двух священников, диакона, дьячка и пономаря. По ходатайству епархиального начальства, в 1900 году Св. Синодом был открыт третий штат из одного священника и псаломщика.

В сентябре 1897 года при храме была открыта четырёхклассная школа для девочек. По сведениям 1900 года, школа помещалась, за неимением собственного здания, в доме казака Константина Федорова. Здание для школы было построено в 1903 году из леса бесплатно отпущенного Войсковым хозяйственным управлением Сибирского казачьего войска. В начале 1910-х годов при школе было две учительницы, пение преподавал бесплатно псаломщик.

Омский Никольский войсковой казачий собор, фотография нач. XX в.
Омский Никольский войсковой казачий собор, фотография нач. XX в.
В приходе церкви находился также войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (мужское и женское), Никольское мужское училище и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом.

11 декабря 1903 года было открыто церковно-приходское попечительство.

Прихожанами храма были казаки Омска и окрестных сел. В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович, П.А. Столыпин, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л.Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева.

Протоиерей Павел Подбельский и священник Леонид Покровский в 1907 году обращались с просьбой о возведении церкви в статус собора, но получили отказ.

В 1914 году при храме открыли Никольский детский приют для горожан и казаков. В нем оказывали помощь и приходящим детям.

24 октября 1915 года, при епископе Сильвестре (Ольшевском), было учреждено Приходское Братство во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца.

В 1916 году храму был присвоен статус соборного.

В советское время

Вывоз колоколов Омского Никольского войскового казачьего собора, январь 1930 г. Газета "Рабочий путь", фотогр. Горохов
Вывоз колоколов Омского Никольского войскового казачьего собора, январь 1930 г. Газета "Рабочий путь", фотогр. Горохов
В 1920 году имущество собора было национализировано. Был арестован и расстрелян священник собора о. Сергий Дмитревский.

3 ноября 1921 года с "Общиной христиан православного исповедания при Омском Никольском соборе" был заключен договор на пользование зданием церкви. В этом же году государством производились конфискации храмовых ценностей.

Уже на следующий год возникли проблемы с регистрацией общины и предоставлением ей помещения, так как группа "Живая церковь" пыталась взять в аренду все церкви города и местное политическое руководство поддерживало живоцерковников.

В 1923 году было произведено очередное "изъятие ценностей в пользу голодающих" - серебряные ризы и другие предметы. Упоминается церковная библиотека из 500 книг. Знамена воинских частей, находившихся в храме, были переданы музею. В октябре того же года убили двух прислужниц-монахинь.

28 марта 1924 года "излишки" изымались милиционером I отделения Грабежовым.

18 апреля того же года договор с общиной был расторгнут, а церковные облачения и другие предметы переданы во временное пользование в Ильинскую церковь.

В мае собор был передан живоцерковникам.

Архиепископ Омский Виктор (Богоявленский) неоднократно предпринимал попытки добиться от властей возвращения церкви, которую хотел сделать кафедральной, однако безуспешно.

Архив Никольского собора в 150 томах и библиотека находились в подвале церкви, они почти полностью утрачены. Серебро было сдано в Омгубфинотдел. Разграбленный храм пустовал, а община, состоящая в 1927 году из 31 человека, не имела помещения.

В сентябре 1928 года выяснилось, что в церкви устроен притон: все изорвано, поломано, разбросано, разграблено.

В ноябре того же года городской совет принял решение передать здание под "культурные нужды".

16 января 1929 года это решение было подтверждено Окрисполкомом.

10 января 1930 года Омский окружной административный отдел получил сообщение, что ВЦИК утвердил закрытие Никольского казачьего собора. В середине января того же года были сняты церковные колокола. Имущество, в первую очередь, иконы, бесследно исчезло. Кровля купола и колокольня разобраны, а над трапезной и притвором надстроен третий этаж.

Здание Омского Никольского войскового казачьего собора, занятое кинотеатром "Победа". Фотогр. 1940-х гг.
Здание Омского Никольского войскового казачьего собора, занятое кинотеатром "Победа". Фотогр. 1940-х гг.
В разные годы здесь размещались клуб "Строитель", управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр "Победа".

В 1960 году собор хотели снести - спасли его протесты интеллигенции.

С 1966 года здание находилось в запустении.

В 1970 году появилось решение горисполкома о сносе здания Никольской церкви. Председателем горисполкома тогда был В.И. Бухтияров, а его заместителем Н.Г. Грицевич. Они опирались на заключение научных работников СибАДИ, утверждавших, что здание в аварийном состоянии и эксплуатировать его невозможно. Против разрушения храма выступили художник К. Щекотов, заведующий отделом культуры горисполкома В. Чернышев, управляющий трестом Б. Карасиков и архитектор М.М. Хахаев.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов были проведены реставрационные работы.

С 1983 года в храме находился орга́н.

Новейшая история

С 1991 года здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омской епархией. В нем проходили миротворческие, межкофессиональные и другие конференции, благотворительные концерты, круг Сибирского казачьего войска, работала воскресная религиозно-нравственная школа. 28 марта 1992 года в соборе состоялось учредительное собрание Омского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.

В 1998 году по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орга́н переместили в здание бывшего кинотеатра.

В июне этого же года собор передали Омскому епархиальному управлению.

Архитектура и внутреннее убранство

В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова, автора многочисленных построек в Санкт-Петербурге и Москве. В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев.

Храм кирпичный, одноэтажный, в форме "корабля". Высота до основания шпиля колокольни - 24 м, до креста - 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Колокольня - двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане с арочными проемами, верхний ярус звона восьмигранный с арочными проемами. Венчает колокольню высокий шпиль с крестом.

Новый иконостас собора выполнен по проекту В.Н. Гульченко бригадой резчиков под руководством В.Л. Малых. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Д.Н. Фофиных, Т. Голубевой, А. Костылёвым, В. Ходыкиным, Д. и Н. Непобедимы.

Статистика

  • 1840 - 2184 человек
  • 1895 - 4 поселка, 4200 человек в приходе (1975 м.п., 2225 ж.п.)
  • 1900 - 3 поселка (Захламинский, Новый и Черемуховский), 1786 прихожан (868 м.п., 918 ж.п.), старообрядцев беспоповского толка - 9 человек, "население относится к ним безразлично, а со стороны самих раскольников никаких поползновений к пропаганде не замечается" [2]
  • 1914 - 3538 человек в приходе (1637 м.п., 1901 ж.п.), из них в городе - 2594 человека, в пос. Новом - 613 человек, в пос. Черемуховском - 349 человек; старообрядцев беспоповского толка - 3 человека.
  • 1922 - 119 человек
  • 1927 - 31 человек
  • 1928 - 50 человек

Святыни и древности

Святыни

в синодальный период

в настоящее время

Знамя Ермака

Копия одной из сторон легендарного знамени Ермака. Никольский казачий войсковой собор г. Омска.
Копия одной из сторон легендарного знамени Ермака. Никольский казачий войсковой собор г. Омска.
В 1883 году из собора города Березова Тобольской губернии в храм было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков.

С виду знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен вмч. Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных "батыров". Вид всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.

В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию. Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Никольского собора боевые святыни: знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях, с развивающимся знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску знамя дружины Ермака. Реликвия была перенесена из войсковой управы в Никольский собор. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.

К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском войсковом казачьем соборе.

Настоятели

Приписные храмы и часовни

Литература

  • Циммерман Э. По великой Сибирской железной дороге // Вестник Европы. – 1903. - № 1. - С. 126.
  • Правительственный вестник. - 1918. – июль; 1919. – июль.
  • Заря. – 1918. – 26 окт.
  • Заря. – 1919. - 13 мая.
  • Рабочий путь. – 1930. – 11 янв., 2 марта.
  • Новый путь. – 1934. – 8 сент.
  • Шухов И. Картины старого Омска // Омский альманах. Кн. 5. - Омск, 1945. - С. 82-87.
  • Лебедева Н.И. Никольская войсковая казачья церковь // Вестник культуры: Пресс- бюллетень. – 1991. - № 1. – С. 1, 7.
  • Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. - 1993 г. - № 2. - С. 99-102.
  • Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XVIII - начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. - Омск, 1995. - С. 99-100.
  • Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (На материалах Омского Прииртышья). дисс. на соиск. ученой степени кандидата исторических наук. – Омск, 2000.

Использованные материалы



[1]  По сведениям дореволюционных источников

[2]  Скальский, с. 46.

Редакция текста от: 30.03.2013 16:39:22

"ОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google