ИРАКЛИЙ (ПОПОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Ираклий (Попов), 1930 г.
Еп. Ираклий (Попов), 1930 г.
Ираклий (Попов) (1875 - 1938), епископ Пензенский

В миру Попов Илья Константинович, родился 13 июля 1875 года в с. Дуброво Улейминской волости Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника.

В 1897 году окончил Ярославскую духовную семинарию.

В 1903 году поступил послушником в скит Св. Параклита Троице-Сергиевой лавры.

В 1904 году пострижен в монашество.

12 февраля 1905 года возведен в сан иеродиакона.

5 сентября 1910 года возведен в сан иеромонаха.

Заведывал лаврскими школами и типографией.

В 1919 году послан в Томск патриархом Тихоном, поступил в число братии Томского Алексеевского монастыря.

В 1922 году возведен в сан архимандрита.

В начале лета 1922 году был арестован в Томске в ходе кампании по "изъятию церковных ценностей" в составе группы 33 человек духовенства и мирян во главе с епископом Виктором (Богоявленским). В период следствия содержался в Томском доме лишения свободы, затем в Александровском изоляторе спецназначения.

Из томской газеты "Красное Знамя":

"...Установлено, что "епископ Виктор (Богоявленский) и архимандрит Ираклий хотели скрыть от изъятия (не значащиеся по описи) 7 икон в серебряных ризах и 5 риз домовой церкви при бывшей семинарии. Все эти предметы были розданы на хранение через Марию Лекуб по частным квартирам (иконы найдены при обыске)..."

"Добрая" комиссия разрешила сдать ризы с икон не до Пасхи, а после праздника, а "церковники" не спешили. К 30 апреля только три церкви сдали ризы, а остальные не исполнили своих обязательств... Наместник монастыря архимандрит Ираклий не сдал 2 ризы...".

Сначала дело было рассмотрено Томским трибуналом, который вынес крайне суровые приговоры, из 33 человек обвиняемых по делу 9 человек, в том числе архимандрит Ираклий, были приговорены к расстрелу.

По кассации Сибирский Верховный Трибунал 4 ноября 1922 г. пересмотрел дело. Архимандрит Ираклий получил 3 года принудительных работ со строгой изоляцией и конфискацией имущества. Известно, что все обвиняемые по этому делу впоследствии получили дальнейшее смягчение, а в ряде случаев и отмену наказания.

В 1924 г. был досрочно освобожден.

С июля 1924 года служил в Иркутске, а с 1925 года - в Канске Енисейской губернии (ныне Красноярский край) настоятелем церкви и благочинным церквей Канского округа.

В 1925 г. состоял под следствием Иркутского Губотдела ГПУ по ст.73 за "распространение ложных слухов и антиправительственную агитацию".

27 сентября 1925 года хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии.

В 1925-1926 гг. временно управлял Иркутской епархией.

С момента своего приезда епископ Ираклий незамедлительно продолжил дело архиепископа Анатолия (Каменского), трудившегося там прежде. Он был вдохновителем общества, деятельность которого была связана с оказанием помощи безработному и сосланному духовенству, возобновлением деятельности касс взаимопомощи. В церквах устраивались тарелочные и кружечные сборы с целью усиления материального фонда помощи "староцерковному" духовенству. Общество также "оказывало сопротивление изъятию церковных ценностей".

Хотя он пробыл в Иркутской епархии всего несколько лет (1924-1928 гг.), но среди старожилов Киренска, Н. Удинска оставил по себе память как о праведнике. Он был очень почитаем за свою смиренномудрую жизнь, за участие в горе ближнего, он был целитель болящих, которых привозили к нему с разных сторон.

12 апреля 1927 года был арестован в Иркутске по обвинению в антисоветской агитации, проходил по групповому делу "епископа Ираклия (Попова) и духовенства г.Иркутска". В период следствия содержался в Иркутском ИЗО спецназначения.

Арестованные обвинялись в том, что они

"после ликвидации в 1925г. нелегального комитета, в начале 1926г. вновь организовали нелегальный комитет взаимопомощи безработному и сосланному духовенству, преследовавший антисоветские цели, представлявший из себя "Антисоветский желтый крест", который оказывал помощь разному антисоветскому элементу, содержащемуся в тюрьмах и находящемуся в ссылке за контрреволюционные деяния, как то: ...Архиепископу Гурию Степанову, отбывающему ссылку в Якутской АССР, иркутскому ссыльному духовенству и многим другим. Создали антисоветского характера группировку, которая устраивала нелегальные собрания духовенства и мирян. В распускании разных провокационных слухов о скором падении Советской власти в связи с осложнениями на Дальнем Востоке, приходе "освободителей" Семенова... и др. белогвардейских авантюристов...".

В заявлении самого епископа Ираклия о цели церковных собраний сказано:

"Я полагал и теперь полагаю, что я имел право приглашать и просто принимать приходивших для беседы по церковным делам... Беседы устраивались по моему приглашению и имели характер частного (с угощением) салона. За чашкой чая велись беседы о животрепещущих церковных делах, но отнюдь политики не касались"

1 июля 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к трем годам ссылки в Сибирь (Туруханский край). По отбытии срока наказания постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР лишен права проживания в Москве, Ленинграде и областях, Харькове, Киеве, Одессе и округах, Северо-Кавказском крае, Дагестане, Иркутском округе с прикреплением на 3 года к определенному месту жительства. По другим данным, был освобожден без всяких ограничений и в течение 3 лет считался административно высланным в Красноярск.

С 1930 года [1] - епископ Камышинский, викарий Саратовской епархии.

С 16 сентября 1931 года по лето 1933 года - епископ Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии.

С 19 октября 1933 года - епископ Курганский.

С 5 декабря 1934 года - епископ Сергачский, викарий Горьковской епархии.

С 30 сентября 1935 года - вновь епископ Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии.

С ноября 1936 года по 21 января 1937 года епархией не управлял, после чего снова был определен Бугурусланским викарием.

С 22 февраля 1937 года - епископ Пензенский. Фактически это было управление не епархией, а одной церковью во имя свт. Митрофания Воронежского. Кладбищенскому храму, когда-то стоявшему на окраине города и приписанному в Введенской церкви, было суждено на долгие годы стать кафедрой православного епископата. Маленький храм, который никак не мог вместить всех молящихся города, был единственным местом, где совершалось каноническое богослужение. На Пасху в 1937 г. собралось столько верующих, что многим пришлось стоять на улице, а в храме от тесноты и удушья люди теряли сознание. Общество православных христиан города обратилось в горсовет с просьбой открыть хотя бы еще одну церковь, но власти посчитали прошение безосновательным. Связь епископа с огромной епархией была вынужденно прервана: любой контакт при желании органов мог обернуться контрреволюционным заговором. Власти буквально сковали действия епископа Ираклия. Штатные священники Митрофаньевского храма постоянно менялись в связи с арестами, часто епископу сослужили священнослужители, прибывавшие из закрытых сельских приходов. Из-за сложившейся обстановки многим священникам приходилось бывать на богослужениях тайно, в качестве обычных прихожан.

22 декабря 1937 года еп. Ираклий был арестован вместе с другими священнослужителями, которые проходили по делу как члены одной "контрреволюционной церковно-монархической организации" во главе с обновленческим архиепископом Сергием (Сердобовым).

Расстрелян 14 февраля 1938 года во дворе пензенской тюрьмы. Вместе с епископом Ираклием расстреляли священников Митрофаньевской церкви П.И. Ремизова, С.И.Ключникова, заштатного священника П.И.Боголюбова и преподавателя Веселовской неполной средней школы, сына бывшего пензенского архитектора С.В. Семечкина. В тот же день были расстреляны обновленцы: архиепископ Сергий (Сердобов), протоиерей И.И.Андреев и священник Н.Д.Виноградов. По преданию, перед смертью два архиерея примирились друг с другом и отошли в вечность с молитвой "Господи, приими души наши с миром".

Литература

  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.40.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.977.
  • Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.37-42,135-136,357,385.
  • ФМП № 31, с. 13.
  • ФПС I, с. 8.
  • ФПС IV, с. 4
  • ФРС V, № 100
  • ФАМ I, № 131, с. 10.
  • Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 23, 47, 79, 82.
  • Regel's son 556: 1937 verhaftet.

Использованные материалы



[1]  Основная версия. По другим данным - с 1928 года, что противоречит сведениям о пребывании на Камышинской кафедре владыки Петра Соколова).

Редакция текста от: 28.09.2013 23:52:09

"ИРАКЛИЙ (ПОПОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google