АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Праведный Авраам
Праведный Авраам
Авраам (евр. 'abraham - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ первоначально Аврам, евр. 'abram- великий отец), библейский патриарх, родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его "отцом всех верующих" (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6).

Память 9 октября и в Неделю праотец

Родился в Уре Халдейском (нижняя Месопотамия), сын Фарры (Быт 11, 26), родословие его восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), при рождении назван Аврамом. С него начинается новый этап "священной истории" послепотопного времени, который противопоставляется прежнему ходу домостроительства Божия (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2).

Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Аврама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; Быт. 25:26; Быт 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках Аврама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными историческими личностями. Археологические находки (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религиозные представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половины II тысячел. до Р.Х.; Авраам жил прим. с 2000 до 1800 г. до н.э.

У Аврама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена Аврама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей (Быт 11:29 и след.), была его сводной сестрой (Быт 20:12).

Призвание Божие и переселение в Ханаан

Путешествие Авраама
Путешествие Авраама
Еще живя в доме своего отца, Аврам получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему (Быт 12:1, Деян 7:2-4, Евр 11:8). Это Божие повеление сопровождалось обещанием, что ею потомство сделается великим народом, и что в нем благословятся все племена земные (Быт 12:3).

Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он отправился в землю Ханаан (Быт 11, 31). На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Здесь умер Фарра (Быт 11, 32), который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2).

По смерти отца (Деян 7:4) 75-летний Аврам был призван Господом идти дальше. Призывая Аврама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем - "все племена земные" (Быт 12:3). Вероятно, Аврам следовал из Харрана через Дамаск (примечатательно, что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За исключением Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура.

В Ханаане Аврам дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины (Быт 12:6). Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Авраму эту землю (Быт 12, 7). Аврам находился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. Он отправляется в местность, расположенную между Вефилем и Гай, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет.

В местах явления Господа Аврам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями - в Сихеме (Быт 12, 7, в Вефиле Быт 12, 8 и позднее - в дубраве Мамре близ Хеврона) Быт 13, 8.

Переход в Египет и возвращение в Ханаан

Авраам и Лот
Авраам и Лот
В Египте он выдал Сару за свою сестру, чтобы египтяне, увидев красоту Сары, не убили его. Целомудрие Сары было сохранено Богом, поразившим фараона и дом его; Аврам же с семейством вернулся в Ханаан, получив большие дары от фараона (Быт 12, 10-20).

Между пастухами Аврама и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, которые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, Аврам же оставил за собой землю Ханаанскую. После этого Господь повторил обетование отдать Авраму и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство Аврама как «песок земной» (Быт 13, 14-17). Аврам расположился на жительство у дубравы Мамре в Хевроне (Быт. 13:18) и заключил союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13).

Во главе вооруженного отряда Аврам нанес поражение эламскому царю и его союзникам, напавшим на царей долины Сиддим и захватившим его племянника Лота (Быт 14, 13-16). В этом рассказе об Авраме впервые в Ветхом Завете появляется слово «еврей» (Быт 14, 30). По возвращении с войны произошла встреча Аврама и Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который вынес Авраму хлеб и вино и благословил его, Аврам же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт 14, 17-24).

Обетование о наследние и заключение завета

Бездетному, состарившемуся Авраму, готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, которое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт 15, 5). Аврам поверил в это обетование, и Господь вменил это ему в праведность.

Господь заключил с Аврамом завет, который сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханаан из египетского рабства, и определил границы будущего израильского государства - «от реки Египетской до великой реки Евфрата...» (Быт 15, 7-21).

Рождение Измаила

Авраама в Ханаане
Авраама в Ханаане
Аврам пытается собственными усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету престарелой Сары, производит на свет сына от ее служанки египтянки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); таким образом, когда Авраму было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и след.).

Повторение завета, изменение имени, установление обрезания и обещание рождения сына от Сарры

Через 13 лет Господь вновь явился Авраму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17, 1). Он заключил с Аврамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Аврама и его потомкам, рожденным от Сары (Быт 17, 8).

Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов - Быт 17, 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который однако также получил благословение (ст. 16-21).

Явление трех странников. Переселение в Герар

Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт 18), которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18, 22-33).

Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама Лот был спасен (Быт 19). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом. Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Обманутый Авимелех взял Сарру от мужа, но, получив во сне откровение, устрашился, отпустил ее с богатыми дарами и позволил Аврааму жить на своей земле, где тот пожелает (Быт 20). По молитве Авраама, Бог исцелил Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать (Быт 20:17-18). Впоследствии в Вирсавии ("колодец клятвы") Авраам и Авимелех заключили союз (Быт 21:22-32). Авраам еще долгое время оставался в этих местах (Быт 21:33-34).

Рождение Исаака

Авраам приносит в жертву Исаака, Е. Рейтен, 1849 г.
Авраам приносит в жертву Исаака, Е. Рейтен, 1849 г.
Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры Сарры и столетнего Авраама родился Исаак (Быт 21, 5). По просьбе Сарры и по Божию повелению Авраам изгнал Исмаила и Агарь (Быт 21, 9-21).

Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: "Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения" (Быт 22, 2). Авраам повиновался, в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19), но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). После этого Авраам вернулся в Вирсавию и жил там (Быт 22:19).

Смерть Сарры. Женитьба Исаака

Сарра умерла в возрасте 127 лет в Хевроне (Быт. 23:1-2). Авраам купил у Ефрона хеттеянина поле Ефроново и пещеру Махпелу и похоронил ее там. Описание этого события напоминает по форме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой. Этот участок был единственной земельной собственностью, приобретенной Авраамом. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, полученной во владение праотцем израильтян.

После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба, вероятно, Елиезера, в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Слуга нашел в городе Нахора (Быт 24:10), расположенном вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой.

Женитьба на Хеттуре и кончина Авраама

Авраам пережил Сарру на 38 лет. Он женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха (Быт 25, 1-4). Были у Авраама сыновья и от наложниц, он отослал их с подарками на восток (Быт 25:6).

Умер Авраам в возрасте 175 лет, "в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]" и был погребен Исааком и Измаилом в пещере Махпела - месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10).

У Авраама было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23, 27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к "князю Божию" (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22-32). Учитывая происхождение и богатство Авраама, можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена Авраама. Не исключено, что письменные свидетельства людей из окружения Авраама могли стать источником для книги Бытия.

Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51, 2), напоминает о любви Бога к Аврааму (Авраам - «друг Божий»: 2 Пар 20, 7; ср. Ис 41, 8 [1]) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству Авраама землю (Исх 32, 13; Исх 33, 1; Втор 1, 8; Втор 6, 10; Втор. 7, 2 и др.), об избрании Авраама (Неем. 9, 7-8). Для эллинизированных иудеев Авраам остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44, 20; 1 Мак 2, 52; Юб 6. 19; 4 Мак 16, 20 и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10, 5; 4 Мак 16, 20; Philo. De Abrahamo. 52-54).

Значение Авраама в свете Нового Завета

В Новом Завете Авраама вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Писатели Нового Завета признают значение Авраама в истории спасения Израиля (Мф 8, 11; Мк 12, 26; Лк 16, 22-24; Лк 19, 9]]; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с Авраамом (Лк 1, 55, 73) и то,что Израиль есть семя Авраама (Лк 13, 16; Лк 16, 24; Лк. 19, 9 и др.), но эта причастность к детям Авраама отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8, 33; Мф 3, 9; Лк 3, 8), ибо Господь Иисус больше Авраама (Ин 8, 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком Авраама по плоти («семя Авраама», Ин 8, 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела Авраама, суть подлинные дети Авраама.

Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3, 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф 1, 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф 1, 1), на котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9, 7; Рим. 11, 1; 2 Кор 11, 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9, 7-9; Гал 4, 22-31), т. е. за теми, кто принял веру.

Именно вера Авраама имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. Авраам - прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование Аврааму и его веру: еще необрезанный Авраам оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4, 13-15). Согласно Гал 3, благословение Авраама народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3, 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя Авраама и наследники обетования (Гал 3, 29).

Подчеркивается спасительное преимущество обетования Авраама перед Законом Моисея (Гал 3. 17-18), ибо обетование Авраама рассматривается как «завет о Христе», а под «семенем» ап. Павел понимает Самого Христа (Гал 3. 16), но тем самым и всех верующих во Христа, являющихся членами единого Тела Христова(1 Кор 6. 15; 12. 27). Иак 2. 21-24 называет Авраама, получившего оправдание по его делам, образцом покорности воле Бога [2].

Значение Авраама в христианском богословии

В последующей христианской традиции идеи новозаветного богословия нашли свое развитие: ветхозаветные патриархи познали тайну Закона, заключающуюся в том, что обетование Авраама исполнилось во Христе [3], и христиане т. о. вправе называть Авраама своим отцом, а себя - избранным народом [4].

Отцы Церкви и христианские писатели использовали историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видят в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства. Вера в то, что в событиях жизни патриархов предвещалось буд. таинство Христово, выражена и в богослужебных песнопениях: "Во отцех Боже предвозгласил еси таинственно хотящее быти на земли Бого явление таинственне, превечнаго Сына Твоего от Девы, во Аврааме, Исааке и Иакове, Иуде и прочих, Иессеи и Давиде, и пророцех всех, Духом предвозвещая в Вифлееме Христа явльшася, сущыя в мире вся взывающа" [5]. По мнению церковных писателей, Бог призвал Авраама благодаря его личному благочестию, засвидетельствованному прежде в борьбе с халдейским идолопоклонством [6], Авраам при этом должен был стать охранителем и учителем веры и нравственности среди окружающих язычников [7].

Завет с Авраамом не исключал прежних заветов с родом человеческим, и язычники, т. о., не были лишены участия в завете Божием [8]. Обетование об умножении потомства и благословении всех племен земных (Быт 12) относится ко всему человечеству, на которое через Потомка патриархов должно снизойти благословение Божие [9].

Переселение Авраама, Й. Мольнар, 1850 г.
Переселение Авраама, Й. Мольнар, 1850 г.
Описание пути Авраама из Харрана в землю обетованную (Быт 12) давало материал для аллегорического истолкования его как указания на путь, по которому должен идти человек в познании Бога [10], и как восхождения падшей души человека на путь добродетели [11], ср.: Тропарь 3-й песни Великого канона Андрея Критского: "Авраама слышала еси душе моя, древле оставльша землю отечества, и бывша пришельца сего произволение подражай" [12]

В 318 домочадцах Авраама (Быт 14, 14) святые отцы - составители богослужебного чина Православной Церкви усматривали прообраз числа участников I Вселенского Собора - указанный отрывок читается в день памяти Собора [13].

В хлебе и вине, поднесенных Мелхиседеком Аврааму (Быт 14), многие видели прообраз Евхаристии[14].

В согласии с учением ап. Павла святые отцы в своих комментариях к Посланию к Римлянам понимают веру Авраама как прообраз новозаветной веры в искупительное событие спасения во Христе (Рим 4, 22-25). В богослужении Господь Иисус Христос, как потомок Авраама по плоти, сопоставляется с христианами как потомками Авраама по вере "Христа родив по плоти, верою родоначальниче отче Аврааме, явился еси языков духом отец яве" [15].

Оправдание (необрезанного) Авраама верою остается постоянным аргументом в полемике с иудеями с целью доказать превосходство христианской веры над обрядовым законом Моисея [16].

В назидательной проповеди вера Авраама, его покорность Богу и готовность пройти испытание веры остаются образцом для подражания [17].

Прообраз новозаветного таинства Крещения усматривался некоторыми толкователями в обрезании Авраама [18].

В явлении Аврааму трех странников (Быт 18) многие видели тайну откровения всей Св. Троицы в Ветхом Завете [19]; «Видите ли... Авраам встречает трех, а поклоняется единому?.. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедовал Единого Бога в трех Лицах» [20]; такое понимание этого события отразилось и в православных богослужебных текстах: "Видел еси, яко же есть мощно человеку видети Троицу, и Тою угостил еси яко друг присный преблаженне Аврааме: темже мзду приял еси страннаго гощения, еже быти тебе безчисленных языков отцу верою" [21], "Древле приемлет Божество едино триипостасное священный Авраам" [22].

Авраам и три ангела, Гюстав Доре, 1852 г.
Авраам и три ангела, Гюстав Доре, 1852 г.
Нужно, однако, заметить, что многие отцы и учители Церкви считали, что у дубравы Мамре Аврааму явились Господь, а именно Второе Лицо Троицы, и два сопровождавших Его ангела [23]; о явлении Аврааму Сына Божия говорится в византийской гимнографии: "В сени Авраам узре, еже в Тебе Богородице, таинство, Сына бо Твоего безплотнаго прият" [24].

Преимущественно западные отцы видели в трех странниках явление ангелов, в которых присутствовал и был познан Бог, как в своих пророках [25], некоторые богослужебные тексты Православной Церкви поддерживают это толкование "дуба мамврийскаго учредив [26] патриарх Ангелы, наследствова по старости обетования ловитву" [27], "ко страннолюбивии древле Авраам боговидец, и Лот славный, учредиша Ангелы, и обретоша общение со Ангелы, зовуще: свят, свят, свят еси Боже отец наших" [28].

Прообразовательный смысл усматривался в сцене приношения в жертву Исаака (Быт 22). Уже для св. Мелитона Сардийского[29] овен прообразует Христа, освобожденный от цепей Исаак - искупленное человечество. Древо символизирует Крест, место жертвоприношения сравнивается с Иерусалимом. Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий. Св. Ириней Лионский[30] сравнивает Авраама, готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, который посылает Христа для искупления человечества. Это толкование Исаака как прообраза Христа становится общим мнением отцов [31].

По мнению святых отцов, Сам Господь засвидетельствовал прообразовательное значение жертвоприношения Исаака в отношении к голгофской Жертве, когда сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин 8. 5-6) [32]. О прообразовательном значении этой жертвы свидетельствуют песнопения православного богослужения: "Авраам убо иногда сына жряше, заклание предвоображая вся Содержащаго, и ныне в вертепе тщащагося родитися" [33], "Твое заколение предъизобразуя Авраам Христе, егоже роди сына, на горе повинуяся Тебе Владыко, якоже овча, взыти пожрети хотяй верою: но возвратися радуюся с ним, и славя и превознося Тя избавителя мира" [34], "Образ Христовы страсти был еси яве Исааче, возводимь отчим благопокорением еже закалатися" [35].

Жертва Авраама часто трактуется как прообраз Агари в анафорах Евхаристической жертвы Литургий Востока и Запада - напр., Литургии ап. Марка [36], римской мессе [37].

В христианских евхологических и гимнографических текстах встречается образ «лона», или «недр», Авраама как синоним рая (ср. Мф 8. 11; Лк 16. 22-26): «Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова…» [38], "Сладок рай: Авраамова бо недра патриарха греют вас в селех вечных, мученицы четыредесяте" [39] и др.

Имя Авраама часто употребляется в иудейских и христианских молитвах как составная часть обращения к Богу («Боже Авраамов», «Боже Авраама, Исаака и Иакова», «Боже Авраамов и Израилев» и т. д.) ср. начало молитвы Манассии "Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов и Исааков и Ияковль, и семене их праведнаго" [40].

Библейская критика

Переселение Авраама, Гюстав Доре, 1865 г.
Переселение Авраама, Гюстав Доре, 1865 г.
Западные исследователями XIX в. библейские повествования об Аврааме были подвергнуты рационалистической оценке. Согласно историко-эволюционной схеме Ю. Велльгаузена, все рассказы об Аврааме представляют собой проекцию исторических реалий из жизни Израиля периода плена на древность. Критическая традиция, отвергавшая в основном историчность библейского рассказа об Аврааме, продолжала развиваться представителями лит. критики (Г. Гункель) и школы анализа жанровых форм, последователями А. Альта и М. Нота, уделявшими большое внимание сложной истории возникновения текста кн. Бытия и предшествовавшей ей устной традиции, длившейся многие столетия.

Наряду с этим в апологетической традиции XIX-XX вв., защищавшей свидетельства Свящ. Писания от возражений отрицательной критики, зап. и правосл. ученые приводили аргументы в пользу историчности повествований о ветхозаветных патриархах [41].

У историков в большинстве случаев не вызывает сомнения историчность персон ветхозаветных патриархов. В пользу историчности Авраама говорит то, что имя Авраам не вымышленное имя мифического персонажа и не эпоним этнической группы, но встречающееся и в др. внебиблейских источниках личное имя [42]. Имя Аврам (от Быт 11, 26 до Быт 17, 5), вероятно, краткая форма имени Авирам (евр. , - [мой] отец высок, возвышен) и встречается в 3 Цар 16, 34, по своему значению, возможно, является теофорным эпитетом, подчеркивающим величие Господа.

Имя Авраам - диалектный вариант к Аврам, который встречается в егип. текстах XVIII в. до Р. Х. в форме Aburahana. Имя Авраам сравнивали с аккад. личными именами: напр., Aba(m) rama (времен первой вавилонской династии) или ассир. Aba-rama (люби отца; VII в. до Р. Х.) - имя невестки царя Синахериба. Согласно У. Олбрайту [43], значение имени Авраама - «он велик в том, что касается его отца» (т. е. имя указывает на знатное происхождение его носителя). Теофорное значение западносемит. имени А. подчеркивал М. [44]: «[мой] Отец (т. е. Бог покровитель) возвышен».

Исторический анализ библейских рассказов о религии ветхозаветных патриархов (с привлечением археологического и эпиграфического материала) показал, что библейские сообщения о ней отражают древнейшую догосударственную традицию Израиля и, след., в случае ветхозаветных патриархов речь идет о реальных исторических личностях, независимо от того, как конкретные историки представляют себе их образ и связь с последующей историей Израиля.

Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени [45] и т. о. подтверждают сообщения Библии [46].

Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х.[47]; между XX и XVI вв. [48]; XIX/XVIII в. [49].

Иконография

Сюжет жертвоприношения Авраама (Быт 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехрист. искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб [50], рельефах саркофагов, украшает евхаристические сосуды. Иногда Авраам изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер [51]), но обычно Авраам - муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос - с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми).

Среди вариантов изображения жертвоприношения Авраама чаще всего встречается композиция, где Авраам левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке - занесенный нож; слева от Авраама у дерева - овен, в небесном сегменте - десница Божия. Иногда позади Авраама изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) - ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве.

С IX в. Авраам начинает изображаться с нимбом [52]. Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. [53]); фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313 г.).

С XII в. Авраам, как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения Авраама в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов, Лицевого Летописного свода, Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. [54]); и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.).

Авраам и три ангела, 16 в., Афины, Музей Бенаки
Авраам и три ангела, 16 в., Афины, Музей Бенаки
Другой сюжет - Явление трех ангелов Аврааму, или Гостеприимство Авраама (см. Святая Троица). Самое раннее из дошедших до нас изображений сохранилось в катакомбах на Виа-Латина, IV в.: к сидящему под деревом Аврааму подходят трое юношей в туниках с клавами и паллиумах; около Авраама - телец. В мозаиках нефа Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440 гг., где подробно иллюстрируется история Авраама, явление ангелов и трапеза изображены в 2 сценах. В Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г., Гостеприимство Авраама и жертвоприношение объединены в одну композицию, расположенную на стене вимы напротив жертвоприношения Авеля и Мелхиседека, т. о. подчеркнуто символическое значение события как прообраза Евхаристии. Тот же смысл имеют гостеприимство и жертвоприношение Авраама во фресках ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в., и собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в. Различные эпизоды из жизни Авраама представлены в миниатюрах рукописей (Венский Генезис (VI в. Vien. gr. 31); Коттон Генезис (Кон. V - нач. VI в. [55]); Пятикнижие Ашбурнхама (VII в. [56]) и др.), а также в иллюстрациях Псалтирей IX-XVII вв. В ряду сцен библейского цикла явление ангелов и трапеза представлены в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, 1143-1146 гг., собора в Монреале, 1180-1190 гг., Сан-Марко в Венеции, XII - нач. ХIII в. С XVI в. ветхозаветные события, в т. ч. история Авраама, изображаются в рус. монументальных росписях (ц. Св. Троицы в Вязёмах, кон. XVI в.), а также в клеймах икон Св. Троицы с деянием.

Наряду с ветхозаветными сценами в визант. искусстве разрабатывается иконография, основанная на евангельской притче о богаче и бедном Лазаре (Лк 16, 22), получившая название «Лоно Авраамово». Самое раннее из известных изображений - миниатюра Гомилий Григория Назианзина (880-882 гг. [57]), где сидящий на престоле Авраам держит на коленях фигурку Лазаря, символизирующую его душу. В Псалтири Барберини (1092 г. [58]) А. с фигуркой в руках сидит под деревьями. В иллюстрациях Псалтирей встречаются многочисленные изображения Авраама, иллюстрирующие различные тексты о праведниках, рае, праведной жертве. Композиция «Лоно Авраамово», символизирующая рай, входит как один из элементов в цикл «Страшного Суда» (Евангелие. XI в. [59]). Вместе с Авраамом в раю изображаются сидящие на престоле ветхозаветные патриархи Исаак и Иаков, за пазухами которых находятся детские фигурки - души праведных (напр., фрески Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). В XVI в. в рус. храмовых росписях «Лоно Авраамово» помещается в диаконнике (Архангельский собор Московского Кремля, ц. Св. Троицы в Вязёмах), что связано с традицией совершения здесь заупокойных служб (Стоглав. Гл. 13). В палеологовском искусстве изображение Авраама в числе ветхозаветных праведников встречается в храмовых росписях монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг., ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-е гг. XIVв.

Авраам в иудаизме

Как в дохристианской еврейской традиции, так и в более поздней подчеркивается исключительное достоинство Авраама среди праотцев.

Один из наиболее ярких примеров этому - в трактате Бамидбар Рабба 2, где появление Авраама «после двадцати поколений, от которых не было никакой пользы», сравнивается с тем, как на пути странника в пустыне встречается плодоносное и раскидистое дерево с источником. Здесь же отмечены и основные заслуги Авраама, которые практически очерчивают всю тематику аггадических повествований об Аврааме: Авраам самоотверженно служил Господу (выдержал испытание, будучи брошен в огненную печь); отличался особым гостеприимством (содержал гостиницу, где давал пропитание всякому путнику); Авраам - наставник истинной веры («приводил людей под крылья Шехины»); возвещал славу Господа всему миру. Сообщается, что Авраам вырос среди идолопоклонников (на основании Нав 24, 2).

Его отец Фарра зарабатывал на жизнь изготовлением и продажей идолов [60]. Созерцая земные и небесные явления, смену светил, Авраам самостоятельно пришел к пониманию истинного, Единого Бога, Творца и Управителя вселенной. В видении Бог Сам открыл Себя новообращенному Аврааму [61].

Придя к истинной вере, Авраам стал проповедовать Единого Бога и бороться с идолослужением. Поначалу он пытался убедить отца, братьев и покупателей идолов в бессмысленности поклонения им, затем разбил и сжег изготовленные отцом идолы [62]. За это он был схвачен [63], из которой его спас Сам Бог. Испытание огнем - одно из 10 испытаний (бесплодие Сары, война с царями, обрезание, жертвоприношение Исаака и др.), выпавших на долю Авраама [64].

Особая праведность Авраама заключалась в том, что он соблюдал все заповеди и установления Торы еще до того, как они были даны на горе Синай [65]. При обращении Авраама получил от Бога кн. Закона [66] и установил порядок произнесения утренней молитвы и некоторые правила [67]. Особая близость Авраама к Богу («друг Божий» [68]) отражена и в том, что он - Его «первый пророк» [69].

В апокалиптической литературе рассказывается о том, что Авраам довелось увидеть многие тайны, в т.ч. и загробные. Ангел Божий Агари научает Аврааму ивриту, чтобы тот мог разгадать секреты всех древних книг [70].

Иосиф Флавий и др. указывают на широту и разнообразие познаний Авраама: он сведущ в астрономии и арифметике [71]; Аврааму приписывается авторство «Книги Творения», возможно, на основании Берешит Рабба 43 : 7, где говорится, что Авраам благословляется так, «будто участвовал со Мной в творении мира».

Авраам - первый прозелит и прототип всех прозелитов [72], лично обративший многих к истинной вере [73].

В День искупления (Йом-Киппур) Бог смотрит на кровь обрезания Авраама, ради которой Он прощает грехи [74]. Авраам и праотцы считались гарантами спасения их потомков, т. к. Бог заключил с Авраамом завет, который будет существовать вечно [75], поэтому в конце времен Он дарует Израилю спасение [76].

Не только завет с Авраамом, но и его праведность считается гарантией спасения его потомков [77]. Благодаря заслугам Авраама Израиль существует перед Богом [78], искупляются грехи Израиля [79].

Авраам в исламской традиции

Арабы, как и евреи, считают Авраама родоначальником их народа. Предания об Аврааме были распространены среди арабов задолго до проповеди Мухаммеда. В мусульманской традиции он именуется «халил Аллах» (друг Бога), «имам» (предводитель), «ханиф» (исповедующий единобожие).

Коран говорит об особом к нему благоволении Аллаха: «Мы избрали его уже в ближнем мире, а в будущем, он, конечно, среди праведников» (Коран 2. 124). Мусульмане считают его вместе с Исмаилом строителем их главной святыни - Каабы [80].

Авраам считается учредителем хаджа. Центральное место в исламской традиции занимает представление о «религии Авраама» (Миллат Ибрахим), собственно наименование Ислама. Согласно этому представлению, Авраам исповедовал первоначальную, наиболее чистую форму единобожия (Коран III 58, 60-61). Последующие пророки появились именно для того, чтобы исправить те искажения, которые привнесли люди в религию.

Именно первоначальную религию Авраама возрождал Мухаммед, т.о., «религия Авраама», с т. зр. мусульман, явилась источником трех богооткровенных религий: иудаизма, Христианства и ислама.

Литература

  • Origenes. Homiliae in Genesim 3-11 // GCS Origenes. Bd. 6. S. 39-100;
  • Григорий Богослов, св. Слово о Боге Сыне // Творения. Ч. 3. М., 1843;
  • Григорий Нисский, св. О Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму // Творения. Ч. 4. М., 1862;
  • Ambrosius Mediolanensis. In epistula ad Rom. Cap. 4 // PL. 17. Col. 91;
  • Prudentius. Psychomachia. Praefatio // PL. 60. Col. 11-20; Vita Barlaam et Joasaph // PG. 96. Col. 909;
  • Petrus Comestor. Historia Scholastica // PL. 198. Col. 1091-1109;
  • Щеглов Д. Призвание Авраама и историческое значение этого события. К., 1874;
  • Протопопов В. Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей церкви. Каз., 1897. С. 71-88;
  • Александров Н., свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям св. отцов и других писателей. Каз., 1901. С. 14-146;
  • Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 85-150;
  • Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет. СПб., 1889, 1998р. Т. 1. С. 231-351;
  • Зыков В. И., свящ. Библейский патриарх Авраам: библ.-ист. апологет. очерк. Пг., 1914;
  • Noth M. Die israelitischen Personnennamen im Rahmen der gemeinsemitischen Namengebung. B., 1928;
  • Jeremias J. Abraam // ThWNT. Bd. 1. S. 7-9;
  • Wooley L. Abraham: Recent Discoveries and Hebrew Origins. L., 1935;
  • Albright W. F. The Names Shaddai and Abram // JBL. 1935. Vol. 54. P. 173-204;
  • ibid. Abram the Hebrew: A New Archeological Interpretation // BASOR. 1961. Vol. 163. S. 36-54;
  • Lerch D. Isaaks Opferung christlich gedeutet: Eine auslegungsgesch. Untersuchung. B., 1950. (BHTh; 12);
  • Glueck N. The Age of Abraham in the Negeb // BA. 1955. Vol. 18. P. 1-9;
  • Bright J. The History of Israel. L., 1960;
  • Vaux R. de. Die hebräischen Patriarchen und die modernen Entdeckungen. Münch., 1961;
  • ibid. Histoire ancienne d'Israel. P., 1971. T. 1: Des origenes à l'installation en Canaan;
  • Μπρατσιώτης Π. Ι. ̓Αβραάμ // ΘΗΕ. Τ. ῾. Στλ. 59-62;
  • Cazelles H. Patriarches // DBS. 1966. T. 7. P. 81-156;
  • Weidmann H. Die Patriarchen und ihre Religion im Lichte der Forschung seit J. Wellhausen. Gött., 1968. (FRLANT; 98);
  • Lord J. R. Abraham: A Study in Ancient Jewish and Christian Interpretation. Duke, 1968;
  • Clements R. Abraham // ThWAT. Bd. 1. S. 53-62;
  • Светлов Э. [Мень А.] Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. Т. 2. С. 171-193;
  • Thompson T. L. Historisity of the Patriarchal Narratives: The Quest for the Historical Abraham. B.;
  • N.Y., 1974. (BZAW; 133);
  • Martin-Achard R. Abraham I: Im Alten Testament // TRE. Bd. 1. S. 364-372 [библиогр.];
  • Berger K. Abraham II: Im Frühjudentum und Neuen Testament // Idem. S. 372-382 [библиогр.];
  • Leineweber W. Die Patriarchen im Licht der archäologischen Entdeckungen: Die krit. Darstellung einer Forschungsrichtung. B., 1980;
  • Betz O. Abraam // EWNT. Bd. 1;
  • Roldanus J. L'héritage d'Abraham d'après Irénée // Text and Testimony: Essays on New Testament and Apocryphal literature in honour of A. F. J. Klijn / Ed. Baarda T., Hilhorst A., et al. Kampen, 1988. P. 212-224;
  • Berton R. Abraham est'il un modèle? L'opinion des Pères dans les premiers siècles de l'Èglise // Bull. de littérature ecclésiastique. 1996. T. 97. P. 349-373;
  • Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 1: Gen 22, 1-19 im Alten Testament, im Frühjudentum und im Neuen Testament. (WMANT; 78) [библиогр.];
  • Joest Chr. Abraham als Glaubensvorbild in den Pachomianerschriften // ZAW. 1999. Bd. 90, 1/2. S. 98-122;
  • Müller P. Unser Vater Abraham: Die Abrahamrezeption im Neuen Testament - im Spiegel der neueren Literatur // Berliner theol. Ztschr. 1999. Bd. 16. S. 132-143.

К разделу "Иконография"

  • Lucchesi Palli E. // LCI. Bd. 1. Sp. 20-35;
  • Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892. С. 216, 221;
  • Ainalov D. The Hellenistic Origins of Byzantine Art. New Brunswick, 1961. P. 94-100;
  • Speyart van Woerden I. The Iconographie of the Sacrifice of Abraham // VChr. 1961. Vol. 15. Р. 214-255.

Еврейская традиция

  • Талмуд. Мишна и Тосефта / Пер. Н. Переферковича. СПб., 1899-1904. Т. 1-6;
  • Смирнов А. Книга Юбилеев, или Малое Бытие. Каз., 1895;
  • Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / Пер. С. Г. Фруга. Берлин, 1922. М.,1993р;
  • Завещания двенадцати патриархов, сыновей Иакова // Апокрифические апокалипсисы: (Античное христианство: источники). СПб., 2000. С. 46-128;
  • Завещание Авраама // Там же. С. 156-184.
  • Beer B. Das Leben Abrahams nach der Auffassung der jüdischen Sage. Lpz., 1859;
  • Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1873;
  • Корсунский И. Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882;
  • Buber M. Zur Erzählung von Abraham // Monatsschr. f. Geschichte u. Wissenschaft des Judentums. Breslau, 1939. Bd. 83. S. 47-65;
  • Botte B. Abraham dans la liturgie // Cah. Sion. 1951. T. 5/2. P. 88-95;
  • Menasce P. J. Traditions juives sur Abraham // Idem. 1951. T. 5/2. P. 96-103;
  • Glatzer N. N. The Judaic Tradition. Boston, 1969 [ind.];
  • Urbach E. E. The Sages - Their Concepts and Beliefs. Jerusalem, 1969 [ind.];
  • Sandmel S. Philós Place in Judaism - A Study of Conceptions of Abraham in Jewish Literature. N. Y., 1971;
  • Schmitz R. P. Abraham III: Im Judentum // TRE. Bd. 1. S. 382-385 [библиогр.];
  • Billerbeck P. Kommentar. Bd. 3. S. 186-201; Bd. 4. S. 1231 [Reg.];
  • Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 2: Gen 22, 1-19 in frühen rabbibnischen Texten. (WMANT; 79);
  • Gellman J. The figure of Abraham in Hasidic literature // HThR. 1998. Vol. 91. P. 279-300.

Исламская традиция

  • Машанов М. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама. Каз., 1885;
  • Wensinck A. J. Ibrahim // EI. Leyden;
  • L., 1913-1914. Vol. 2. P. 458-460;
  • Beck E. Die Gestalt des Abraham am Wendepunkt der Entwicklung Muhammeds // Muséon. 1952. T. 65. P. 73-94;
  • Moubarac Y. Abraham dans le Coran. P., 1958 [библиогр.];
  • Schützinger H. Ursprung und Entwicklung der arabischen Abraham-Nimrod-Legende. Bonn, 1961;
  • Hjärpe J. Abraham IV: Religionsgeschichtlich // TRE. Bd. 1. S. 385-387 [библиогр.];
  • Пиотровский М. Ибрахим // Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 87-88.

Использованные материалы

  • Э. Н. П., Н. В. Квливидзе, А. К. Лявданский, Р. М. Шукуров "Авраам" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 149-155
  • Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза
  • Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание. - М.: Терра, 1990, стр. 18-20



[1]  Архим. Никифор подмечает, что "доселе некоторые города, в которых он жил, называются по-арабски: El khulil (т.е. друг)"

[2]  ср. Ин 8. 39-40

[3]  Passio Clementis 2. 1ff.

[4]  Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 25. 1-2; IV 5. 5; Иустин Философ, св. Диалог с Трифоном иудеем. 119. 5

[5]  Седален по 1-й кафизме в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 127об.

[6]  Hieronymus. Questiones hebraicae in Genesim. XI 528

[7]  Иоанн Златоуст, св. Беседы на книгу Бытия // Творения. Т. 2. С. 201 след.; Епифаний Кипрский, св. На 80 ересей Панарий, или Ковчег // Творения. Ч. 1. С. 33-34

[8]  Александров. 1901. С. 21-24

[9]  Августин, блж. О Граде Божием. XVI 15

[10]  Григорий Нисский, св. Опровержение Евномия // Творения. Ч. 6. С. 300-302

[11]  Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo // PL. 14. Col. 438-524

[12]  Триодь Постная. Ч. 1. Л. 299.

[13]  Триодь Цветная. Л. 201об.

[14]  Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 35 и др. // Творения. Ч. 2. С. 290-291; Феодорит Кирский, блж. Толкования на Книгу Бытия. Вопрос 65 // Творения. Ч. 1. С. 64; Августин, блж. О Граде Божием. XIV 22; Епифаний Кипрский, св. На 80 ересей Панарий, или Ковчег. LV и др. // Творения. Ч. 2 и др.

[15]  Тропарь 7-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 132

[16]  Ириней Лионский,св. Против ересей. II 190; Кирилл Александрийский,св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия // Творения. Т. 4. С. 116; ср.: Августин, блж. О Граде Божием. XVI 23; Иоанн Златоуст,св. Беседы на Послание к Римлянам. Гл. 4. Беседа 8. С. 155 след; Толкование на Послание к Галатам. Гл. 3. С. 95-121. М., 1842

[17]  Иустин Мученик, св. Апология. I 46. 3; 63. 17; Климент Александрийский. Строматы. I 32. 2; Hippolytus. Commentarium in Danielem. II 37, 5

[18]  Кирилл Александрийский, св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия // Творения. Т. 4. С. 138-139; Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. II 11. 79

[19]  Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. I 5. 33; De Spiritu Sancto II; Athanasius Alexandrinus. De Trinitate. 3

[20]  Augustin. De tempore. Serm. 67, n. 2; 70, n. 4; ср.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 169

[21]  Тропарь 5-й песни канона в Неделю св. праотцев // Минея (СТ). Декабрь. Л. 79об.

[22]  Тропарь 1-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 128об.

[23]  Иустин Мученик, св. Разговор с Трифоном иудеем; Тертуллиан. Против Маркиона. III 2. 27; 5. 9; О плоти Христа. 17; Против иудеев. 9; Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 23; Евсевий Кесарийский. Церк. ист. I 2; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 42 и др.

[24]  Тропарь 8-й песни канона Божией Матери в воскресенье 4-го гласа // Октоих. Т. 1. С. 523

[25]  Августин, блж. О Граде Божием. XVI 29; Contra Maximin. III 27; О Троице. II 11. 12 и др.; Hieronymus. Commentarium in epistula ad Galatas. II 4 и др.

[26]  т.е. угостив.- Ред.

[27]  Тропарь 3-й песни Великого канона Андрея Критского // Триодь Постная. Ч. 1. Л. 299

[28]  Тропарь 7-й песни канона в день св. архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, 8 ноября // Минея (СТ). Ноябрь. Л. 62

[29]  Fr. in Genesim. Cap. 1 // PG. 5. Col. 1216

[30]  Против ересей. IV 5. 4

[31]  см. Ефрем Сирин, св. Слово об Аврааме и Исааке // Творения. Ч. 4. С. 342; Песнопение на Рождество Христово. 6 // Творения. Ч. 8. С. 350; Толкование на Книгу Бытия. 22 // Творения. Ч. 8; Августин, блж. О Граде Божием. XVI 32; Григорий Нисский, свт. Слово на день Светов // Творения. Ч. 8. С. 27-28; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 47 и др. // Творения. Ч. 3. С. 122; Феодорит Кирский, блж. Толкования на Книгу Бытия. Вопрос 74 // Творения. Ч. 1. и др.

[32]  Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 5; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII 56 // Творения. Ч. 2. С. 258; Ефрем Сирин, св. Слово об Аврааме и Исааке; Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник. Толкование на св. Евангелие от Иоанна. VIII 56. Ч. 4. С. 229

[33]  Икос кондака сщмч. Игнатия Богоносца, 20 дек. // Минея (СТ). Декабрь. Л. 144об.

[34]  Тропарь 8-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 132об.

[35]  Тропарь 6-й песни канона в Неделю св. праотец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 80

[36]  Cuming G. The Liturgy of St. Mark. R., 1990. P. 31-32. (OCA; 234); СДЛ. Т. 3. С. 35

[37]  Чин мессы. Пессано, 1993. С. 38, 120; СДЛ. С. 131

[38]  анафора литургии ап. Иакова: СДЛ. Т. 1. С. 182

[39]  Тропарь 9-й песни канона святых 40 мучеников Севастийских. 9 марта // Минея (СТ). Март. Л. 3

[40]  Часослов. С. 199, и т. д. См. Lodi. Enchiridion. P. 21, 63, 664-665, 1044, 1115; Cabrol F. Abraham dans la liturgie // DACL. T. 1. Col. 121-127

[41]  Юнгеров. С. 2-3; Зыков. С. 197-199

[42]  см. Зыков. С. 174-175

[43]  Albright W. Names. P. 193 ff.

[44]  Нот Personennamen. S. 67ff., 145

[45]  H. Weidmann. 1968. S. 11ff.

[46]  W. Albright

[47]  N. Glueck, 1955

[48]  J. Bright, 1960

[49]  R. de Vaux, 1971; H. Cazelles, 1966

[50]  Присциллы, II в.; Каллиста, 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.

[51]  LCI. Bd. 1. Ill. 1

[52]  Гомилии Григория Назианзина. 880-882 гг. Paris. Gr. 510; Христианская топография Косьмы Индикоплова. Посл. четв. IX в. Vat. Gr. 699

[53]  ГИМ. Син. Греч. № 129. Л. 105об.

[54]  ГИМ. Син. Греч. № 210. Л. 91

[55]  London. Otho. B. VI

[56]  Paris. nouv. acq. lat. 2334

[57]  Paris. Gr. 510. Fol. 149

[58]  Vat. Gr. 372. Fol. 39

[59]  Paris. Gr. 74

[60]  Берешит Рабба 38 : 5

[61]  Юб; АпокАвр 8 след.; ср. Philo. De Abrahamo. 70; Маасе Авраам; Берешит Рабба 39. 1 и др.

[62]  Юб 11-12; 20-22; Сэдер Элияху Рабба 5

[63]  Баба Батра 91a) и брошен в огненную печь (Берешит Рабба 38 : 13

[64]  Пирке Авот 5 : 3, ср. Пирке Рабби Натан 33; МидПс 18 : 25; Пирке Рабби Элиезер 26

[65]  Киддушин 4 : 14; Йома 28б и др.

[66]  Юб 25. 5; 36. 9

[67]  Берахот 26б

[68]  Юб 19; Менахот 53б; Сифре Бамидбар 42

[69]  Берешит Рабба 44 : 12

[70]  Юб 11, ср. Берешит Рабба 42

[71]  Иосиф Флавий. Иуд. древн. I 7. 8, ср. Бама Батра 16б

[72]  Philo. De Mutatione Niminum 16

[73]  Берешит Рабба 39 : 14

[74]  Израиля Пирке Рабби Элиезер 29

[75]  Liber Antiquitatum Biblicarum 4. 11; 30. 7

[76]  Зав.Авр. 7. 7

[77]  Иосиф Флавий. Иуд. древн. XI 169; ЗавЛеви 15 : 4

[78]  Берешит Рабба 4 : 6; Шемот Рабба 28 : 1

[79]  Шемот Рабба 44 : 4 и др.

[80]  Коран 2. 119-121; 3. 90-91

Редакция текста от: 03.08.2016 20:22:50

"АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google