БОГ ОТЕЦ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Бог Отец - первое Лицо (Ипостась) Святой Троицы

Как и все Лица Святой Троицы, Бог Отец обладает свойствами присущими только Богу. Бог Отец равночестен в Своем Божественном достоинстве Сыну и Святому Духу, единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Сыном и Святым Духом. Как и всем Лицам Святой Троицы Ему воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Богу Отцу, христиане поклоняются вместе с Ним Сыну и Святому Духу, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Бог Отец предвечно рождает ипостась Сына и предвечно изводит ипостась Святого Духа. Отец служит ипостасной причиной – связью и единением для Лиц Святой Троицы, ибо Сын и Святой Дух, приемля от Него начало, к Нему же единому и возводятся, как Своему Виновнику.

Свт. Григорий Богослов пишет:

«Естество в Трех единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом» [1].

Следуя Святым Отцам, Бог Отец есть Божественный Ум (Разум), порождающий в вечности Слово и изводящий Святого Духа.

Св. Иоанн Дамаскин:

«Он – Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает» [2].

Св. Никита Студийский:

«Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» [3]

Именем Отец Божественный Ум наименовал Себя желая раскрыть Свое родительское отношение к Своему Сыну – Слову. Это отношение человек постигает из отношения своего ума к к внутреннему слову (мысли), поскольку является Образом Божьим – Образом Святой Троицы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов):

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа. Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума» [4].

Учение Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в Священном Писании:

  • Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит:
    • "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (Ин. 5, 26)
  • Он называется Отцом по отношению к Сыну:
    • "никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11, 27)
    • "дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Ин. 5, 23)
    • "Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс. 2, 7)
    • "из чрева прежде денницы родих тя" (Пс. 109, 3)
  • Отец представлен началом по отношению и к Св. Духу:
    • "когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 15, 26)
    • "но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога" (1 Кор. 2, 12)

Использованные материалы



[1]  Собрание сочинений святителя Григория Богослова, том 4, стр. 30. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской - http://www.bogoslov.ru/data/2009/12/10/1234303869/gri_4tom.pdf

[2]  Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава XII. О том же. Еще о божественных именах подробнее - http://www.pagez.ru/lsn/0230.php#012

[3]  Цит. по статье энциклопедии "Азбука веры"

[4]  Аскетические опыты, том II. 8. О образе и подобии Божиих в человеке - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=192

Редакция текста от: 17.08.2013 18:51:51

"БОГ ОТЕЦ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google