Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Евфросиния Полоцкая
Прп. Евфросиния Полоцкая
Евфросиния Полоцкая (ок. 1104 - 1173), игумения, преподобная

Память 23 мая (преставление), 24 мая (перенесение мощей из Киева в Полоцк в 1910 году [1]; Белорус.), 7 июня (Греч. [2]) и в Соборе Белорусских святых

В миру Предслава, родилась около 1104 года [3], дочь князя Святослава-Георгия, внучка владетельного князя полоцкого Всеслава Брячиславича. С детства Предслава любила учение, много читала, особенно Свящ. Писание, усвоила навыки каллиграфического письма.

Согласно Житию, она была "лепа лицем", умна, многие женихи добивались ее руки. Однако, утвердившись во мнении о бренности земной жизни, святая в 12 лет решила оставить "красоту и славу мира сего" и посвятить себя служению Богу. Около 1116 года, когда умер ее дядя кн. Роман Всеславич, а его вдова стала настоятельницей женского монастыря, Предслава умолила игумению постричь ее в монашество. Княжна получила в иночестве имя в честь прп. Евфросинии Александрийской.

По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить в келье при Софийском соборе, имевшем богатую библиотеку. Преподобная переписывала книги по заказам горожан, вырученные деньги раздавала нищим.

Однажды во сне Евфросинии явился ангел и указал новое место для подвигов - загородное Сельцо, подворье Полоцких епископов, с деревянной церковью Спасителя. Еп. Илия, получивший такое же откровение свыше, благословил создание в Сельце Спасо-Преображенского женского монастыря и назначил Евфросинию его игуменией. Свидетелями этого акта явились полоцкий кн. Рогволод (Борис) Всеславич, отец Евфросинии кн. Святослав Всеславич, бояре и «честные мужи». Незыблемость монастырского владения была подтверждена грамотой епископа: "Се отдаваю Еуфросинии место святого Спаса при вас, да по моем животе никто же не посудит моего даяния" [4]. Монастырь был основан в 1127-1128 годах, поскольку в этот короткий период кн. Борис Всеславич сидел на полоцком столе.

Отправляясь в Сельцо, подвижница взяла только святые книги – «все свое имение». Почти сразу же после основания обители при ней открылась школа для девочек, в которой, в частности, обучалась младшая сестра Евфросинии Городислава, принявшая в обители постриг с именем Евдокия. Затем в монастырь пришла двоюродная сестра Евфросинии княжна Звенислава Борисовна, принявшая здесь иночество с именем Евпраксия (княжны приняли монашество вопреки воле родителей). Евфросиния, Евдокия и Евпраксия были в числе первых насельниц Спасского монастыря. Позднее к ним присоединились племянницы Евфросинии Кироанна (в иночестве Агафия) и Ольга (в иночестве Евфимия), в монастырь также поступали многие жительницы Полоцка и окрестностей. Насельницы жили "яко едина душа" и выражали "едину мысль в молитвах к Богу".

Преподобная Евфросиния учила монахинь терпению и воздержанию, душевной чистоте и смирению. В Житии приведены два фрагмента поучений полоцкой игумении. Их основной темой является преображение внутреннего человека ради приближения к Богу: "Нивы ваша во едину меру стоят, не растуще, ни поступающе горе, а год приспевает во свершение... Потьщитеся, чада моя... сотворитеся пьшенице и смелетеси в жерновах смирением, и молитвами, и постом, да хлеб чист принесетеся на трапезу Христову" [5].

Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского монастыря, что позволило игумении приступить к его обустройству. Под руководством зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Житие преподобной Евфросинии сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Евфросиния обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нем был водружен крест.

Позднее прп. Евфросиния задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресвятой Богородицы. При этом храме был основан мужской Богородицкий монастырь. Преподобная решила поместить здесь находившуюся в Эфесе икону Божией Матери, по преданию написанную евангелистом Лукой. Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу "дары многоценные" с просьбой "отпустить" Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до Константинополя, где она была передана полоцким послам. Преподобная поставила икону в церкви Пресв. Богородицы, украсив ее "златом и каменьем многоценным". Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Евфросинии крест, в который были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского, частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась [6]. По-видимому, успешным контактам Евфросинии с константинопольским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с византийской аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в Константинополь [7].

Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество на Святую Землю. Близ Константинополя они встретили императора, шедшего «на Угры». Правитель с великою честью отправил паломников в столицу. Преподобная Евфросиния молилась в константинопольском храме Св. Софии и других церквах.

Получив благословение патриарха, преподобная отправилась в Иерусалим, находившийся тогда под властью латинян. В Иерусалиме св. Евфросиния остановилась в русском монастыре Пресвятой Богородицы. Полоцкая игумения поклонилась Гробу Господню и пожертвовала для него "злата много", золотую кадильницу и "многоразличные фимианы".

Вскоре святая заболела. Скончалась 23 мая [8] 1173 года в иерусалимском русском монастыре Пресвятой Богородицы. Предчувствуя кончину, она пожелала быть похороненной в лавре св. Саввы. Однако это было невозможно для женщины, поэтому ее тело было погребено в монастыре прп. Феодосия Великого под Иерусалимом.

Год кончины преподобной в Житии не указан. В западнорусских публикациях первой половины XVII в. (виленское (1640) и киевское (1643) издания «Полуустава») в качестве даты смерти указывается 1173 год, эта же дата принята большинством агиографов. Правдоподобность данной версии подтверждается тем обстоятельством, что в 1173 году скончался венгерский король Стефан и имп. Мануил I двинулся с войсками в Венгрию с целью посадить на трон своего ставленника Белу III, император остановился в Софии, ожидая прибытия венгерских послов. Во время этого похода император, по-видимому, повстречался с Евфросинией и ее спутниками, направлявшимися в Константинополь. Впрочем, также вероятной представляется гипотеза, относящая кончину прп. Евфросинии к 1167 году, когда имп. Мануил I Комнин предпринял масштабный поход на Венгрию. Император некоторое время стоял лагерем на берегу Дуная, куда прибыли послы русских князей и митрополита.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/ учившему во святилищи Божию слову,/ последовала еси, Евфросиние./ Славу временную и земнаго обручника оставльши/ и вся мирская презревши,/ краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/ крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/ и многия к Нему наставляющи,/ во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси,/ идеже моли, Егоже возлюбила еси,/ о чтущих благочестно память твою.

Ин тропарь, глас 4

Богатство свое нищим расточивши/ и славу княжескую ни во что же вменивши,/ обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси/ и, уневестившися Жениху Христу,/ Тому, якоже вено, чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние./ Емуже ныне в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою.

Кондак, глас 8

Избранней Богом от самаго рождения/ и признанней на служение Ему,/ в чине ангельстем Господеви послужившей свято,/ и преподобно пожившей,/ и ныне с Небесными силами Господа восхваляющей,/ о нас же, грешных, пред Господем ходатайствующей,/ с радостию и любовию воззовем:/ радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Ин кондак, глас 8

Чистое свое девство и честное/ милостынею, яко светильник елеем, украсившую/ и с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вшедшую,/ Евфросинию славную ублажим/ и, припадше к честным ея мощем, насладимся ея благоухания/ и умильне к ней возопием:/ яко имея дерзновение ко Христу Богу/ моли избавитися зловония страстей и спастися душам нашим.

Почитание

Почитание Евфросинии Полоцкой началось, по-видимому, вскоре после кончины преподобной: в конце XII - начале XIII в. Стихира "всечестней Еуфросине", характеризуемой как "осеняющее древо и некопаное корение Русьстей земли", содержится в Стихираре кон. XII - нач. XIII в. [9]. Вариант ее (с указанием «Полоцка града») включен во все известные списки службы преподобной. Полная служба преподобной встречается в рукописях гораздо реже, чем пространное Житие, она известна в ряде списков XVI-XVII вв., старший из которых, как установил Клосс, находится в сборнике нач. XVI в. [10]. В ряде списков [11] в заглавии имеется указание: "творение кир, имеяй разум да разумеет", однако акростих по тропарям не читается [12].

О раннем возникновении почитания преподобной свидетельствуют подробности в пространном Житии святой, сохранившиеся в предании. Этому утверждению не противоречит достаточно поздняя датировка списков пространного Жития и службы Е., поскольку аналогичная ситуация наблюдается в отношении большинства русских святых XI-XIII вв., за исключением св. князей Бориса и Глеба. Почитание св. княжны долгое время носило местный характер, ограничиваясь Полоцкой епархией (если не собственно городом), где особый статус имел Спасо-Евфросиниев монастырь.

Около рубежа XV и XVI веков тексты, посвященные преподобной Евфросинии Полоцкой, появляются в западнорусских рукописях не полоцкого происхождения. Включение памяти преподобной в месяцесловы при печатных Часословах («Полууставах»), изданных в 1640 г. в Вильно и в 1643 г. в Киево-Печерском монастыре (а также в более поздние издания), следует связывать с деятельностью митр. Петра (Могилы) по обустройству и упорядочению церковной жизни митрополии. Преподобная Евфросиния (называемая «радование полоцкое и девам сияние») вспоминается в 8-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константинопольского патриарха Мелетием Сиригом [13].

В XVI веке под влиянием почитания прп. Евфросинии Полоцкой и в значительной мере в противовес ему возникает, первоначально, вероятно, среди полоцких католиков, легенда о «двойнике» Евфросинии - католичке Параскеве-Пракседе, совершившей паломничество в Рим, построившей там храм и в нем погребенной [14]. Первые упоминания о ней содержатся в пространных («младших») белорусско-литовских летописях XVI в. [15].

Много неясного остается в истории почитания прп. Евфросинии Полоцкой в Московской Руси. Память святой до середины XVII века не была включена в рукописные и печатные месяцесловы (как в самостоятельные издания святцев, так и в помещаемые при богослужебных книгах). Взятие в 1563 году русскими войсками Полоцка, несмотря на то что в походе армию сопровождал чудотворный крест Евфросинии Полоцкой, не оказало заметного воздействия на распространение ее почитания, либо оно было кратковременным. В Московской Руси служба преподобной Евфросинии Полоцкой отсутствует в служебных и праздничных Минеях, нет ее в «Минеях новым чудотворцам» сер. XVI-XVII в., включающих преимущественно службы и жития святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. и в более раннее время [16]. А. В. Горский и К. И. Невоструев констатируют отсутствие этой службы как в современной им, так и в старопечатных Минеях. Редкое исключение составляют праздничные Минеи русским святым [17], отличающиеся исключительной полнотой набора памятей русских святых и праздников [18]. Память прп. Евфросинии Полоцкой приведена в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) сер. 1650-х годов [19], в некоторых списках «Описания о российских святых» [20]. В качестве дней ее памяти иногда указываются 22 и 24 мая.

В 1847 году в Спасо-Евфросиниевом монастыре был освящен храм во имя прп. Евфросинии Полоцкой. В 1900 г. по просьбе настоятельницы обители игум. Евгении (Говорович) иером. Никодим (Кононов) написал акафист святой. Современная служба на преставление прп. Евфросинии утверждена Синодом в 1893 году, в 1911 году была составлена и издана служба на перенесение мощей преподобной из Киева в Полоцк. Канонизация прп. Евфросинии подтверждена включением ее имени в Собор Белорусских святых. В 2007 году решением Синода Белорусского Экзархата 24 мая установлено празднование в честь перенесения мощей преподобной из Киева в Полоцк и введена в церковное употребление служба, составленная в 1911 году. Посвященные преподобной храмы действуют в Минске, Вильнюсе, Карсаве (Латвия), Новосибирске и др. городах.

В начале XX века в Полоцке существовало Евфросиниевское братство, членами которого были служащие кадетского корпуса и полоцкое городское духовенство, братство содержало приют для беспризорных детей на девять человек. В начале 1990-х в Минске в приходе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начало работу Свято-Евфросиниевское сестричество, члены которого помогают детям-сиротам, больным и немощным людям, работают в домах инвалидов. В современной Белоруссии существует несколько общественных организаций, носящих имя Евфросинии: с 1993 года действует Всебелорусский женский фонд прп. Евфросинии Полоцкой, в конце XX века был создан Центр православного просвещения имени прп. Евфросинии Полоцкой.

Житие

Житие прп. Евфросинии Полоцкой сохранилось в большом количестве (не менее 130) списков XVI-XVII веков в составе сборников и Миней четьих, списки подразделяются на неск. редакций [21]. Исследователи (архиеп. Филарет (Гумилевский), В. О. Ключевский, Е. Е. Голубинский, А. И. Соболевский) единодушны во мнении, что первоначальный текст Жития, изобилующий многочисленными историческими реалиями, был создан в домонгольское время, однако в дошедших списках представлен вариант, испытавший сильное влияние стиля «плетения словес», который получил известность в русской литературе не ранее рубежа XIV и XV вв. Наиболее ранний список пространной редакции Жития был найден Б. М. Клоссом [10] и относится к началу XVI в. Данная рукопись, содержащая также службу преподобной, происходит из западнорусских земель, создана не в Полоцке. С уверенностью можно говорить о редактировании Жития в 1530-х годах при составлении в Новгороде Великих Четьих-Миней (этот вариант представлен и во всех позднейших списках Миней четьих) и при включении Жития в 1560-х годах в «Книгу степенную царского родословия». В 1700 году новая редакция пространного Жития преподобной, основанная на версии Великих Четьих-Миней, вышла в свет в составе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского [22]. Пространные редакции Жития создавались в XIX-XX вв.

В ограниченном числе списков XV-XVI веков известно проложное Житие прп. Евфросинии, созданное, вероятно, во второй половине XV в. в Западнорусской митрополии. Древнейший список краткого Жития преподобной обнаружил Клосс в Прологе последней четверти XV века [23]. Два других списка данной редакции входят в Прологи из бывш. собрания Виленской публичной библиотеки [24], в их основе (судя по наличию в обоих списках Жития свт. Игнатия, еп. Ростовского), вероятно, лежит рукопись ростовского происхождения. Новое проложное Житие, отличное от встречающегося в более ранних рукописях, составлено для издания 1662 г. на основе текста в Степенной книге [25]. Истории Жития прп. Евфросинии в великорусской рукописной и старопечатной традиции (кроме его включения в Великие Минеи-Четьи) присущ определенный политический оттенок. Вполне вероятно, что создание новой редакции пространного Жития для Степенной книги связано со взятием Полоцка русскими войсками в 1563 г., а появление проложной редакции 1662 г.- со сдачей Полоцка в 1654 г. и последовавшим за этим включением в царский титул Алексея Михайловича термина «Белая Русь».

Мощи

О времени и об обстоятельствах перенесения мощей преподобной Евфросинии из Палестины в Киев, и положении их в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря ничего не известно. В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 году в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). О мощах преподобной Евфросинии в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Факт нахождения мощей преподобной в нише Благовещенской церкви Дальних пещер получает известность со второй половины XVII века.

В XIX - нач. XX века жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. В 1832 году такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков), в 1840 году - Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский), в 1858 году - православные жители Полоцка, в 1864 году - 13 волостей Полоцкого уезда, в 1867 году - Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров), которого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов). В 1870 году по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской церкви). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, которое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 года обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором.

20 апреля 1910 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую церковь, 22 апреля после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской церкви в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах принимали участие вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. Елисавета Феодоровна, греч. кор. Ольга.

В 1915 году, когда нем. войска приближались к Полоцку, мощи преподобной в числе других святынь были эвакуированы в Ростов и помещены в Авраамиевом ростовском Богоявленском монастыре.

В апреле 1920 года мощи преподобной подверглись вскрытию, но вскоре насельницам обители удалось вернуть святыню в Полоцк.

13 мая 1922 года гробница преподобной была вскрыта в Спасо-Евфросиниевом монастыре, раку власти реквизировали, впоследствии она была утрачена. Мощи преподобной были отправлены на атеистическую выставку в Москву, оттуда - в краеведческий музей Витебска. В 1924 году Спасо-Евфросиниев монастырь был закрыт, его здания переданы военным.

В 1941 году, во время нем. оккупации, верующие витебчане перенесли мощи преподобной в витебскую Покровскую церковь, 23 октября 1943 года они вернулись в полоцкую Спасо-Евфросиниеву обитель, в которой возобновилась монашеская жизнь.

В 1960 году монастырь вновь закрыли, мощи преподобной Евфросинии находились на попечении приходской общины, созданной при монастырских храмах, до открытия обители в 1990 году.

Серебряная рака для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Работа художника-ювелира Н. П. Кузьмича, 2007
Серебряная рака для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Работа художника-ювелира Н. П. Кузьмича, 2007
В 2003 году началось изготовление новой серебряной раки для мощей преподобной по образцу утраченной. 3 июня 2007 году в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниева монастыря было совершено частичное переоблачение мощей прп. Евфросинии, помещенных в новый кипарисовый гроб (полное переоблачение св. останков совершалось в 2006 году). 5 июня 2007 году митр. Минский и всея Белоруссии Филарет (Вахромеев) освятил в Крестовоздвиженском соборе новую раку, в которой упокоились мощи преподобной. Гроб с частицей мощей святой находится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Литература

  • Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Т. 4. С. 172-179;
  • Дубровский М., свящ. Житие прп. Евфросинии, кнж. Полоцкой, с кратким описанием основанного ею в г. Полоцке жен. мон-ря. Полоцк, 1885;
  • Сапунов А. Житие Евфросинии Полоцкой. Витебск, 1889;
  • [Никодим, иером.]. Акафист преподобней матери нашей Евфросинии, княжне Полоцтей. Б. м., [1911];
  • Служба на перенесение честных мощей преподобной матерее нашея Евфросинии, княжны Полотския от града Киева во град Полотск. СПб., 1911;
  • Кайгородов Н. О. О достопамятных Свято-Ефросиниевских днях в Полоцке 20-23 мая 1910 г.: Восп. паломников // Полоцко-Витебская старина. Витебск, 1912;
  • Житие прп. Евфросинии, игум. Полоцкой. Перенесение мощей. Совр. чудеса. Минск, 1998;
  • Житие Евфросинии Полоцкой / Подгот. текста: Е. Дорохова // Жития и чудеса святых в древнерус. письменности: Тексты. Исслед. Мат-лы / Сост., ст.: М. С. Крутова. М., 2000. С. 153-173;
  • Прп. Евфросиния, игум. Полоцкая: Житие и акафист. Минск, 2000
  • Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар полоцкой Спасской обители. СПб., 1841;
  • Ключевский. Древнерусские жития. С. 262;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 176-179;
  • Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 130-134;
  • Голубинский. История РЦ. Т. 1/2. С. 597-601;
  • он же. Канонизация святых. С. 223-233;
  • Поселянин Е. Прп. Евфросиния, кнж. Полоцкая. СПб., 1910, 1996;
  • Титов Ф. И., прот. Прп. Евфросиния, княжна Полоцкая: Ист. справка к предстоящему перенесению мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. К., 1910;
  • Антоний (Мельников), архиеп. Прп. Евфросиния Полоцкая // БТ. М., 1972. Сб. 9. С. 5-14;
  • Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой // СККДР. Вып. 1. С. 147-148;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 315-316;
  • Орлов В. А. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1992;
  • Серёгина Н. С. Песнопения рус. святым. СПб., 1994. С. 122-133, 340-349;
  • Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - хранитель всея вселенная: История создания и воссоздания креста прп. Евфросинии, игум. полоцкой. Минск, 1996;
  • Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.) / Пер. с нем. СПб., 1996. С. 239-240;
  • Шалина И. А. Богоматерь Эфесская - Полоцкая - Корсунская - Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236;
  • Мельников А. А. Прп. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1997;
  • Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 41, 127;
  • Монастырь у ц. Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь с древности до наших дней. Минск, 2000;
  • Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культ., торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001 (по указ.);
  • Клосс Б. М. Евфросиния Полоцкая (1104-1173): Преподобная, основательница 2 монастырей // Ист. лексикон: История в лицах и событиях V-XIII в. М., 2006. Кн. 1. С. 479-484;
  • Евфросиния Полоцкая. Минск, 2007;
  • Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Минск, 2007. С. 3-34, 56, 75, 76

Использованные материалы



[1]  "Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. К 100-летию перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк" // Сайт Полоцкого Свято-евфросиниевского монастыря, http://spas-monastery.by/history/articles/?id=3973

[2]  "Ἡ Ὁσία Εὐφροσύνη ἡ ἐν Πολώκ", страница греческого сайта Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/3660/sxsaintinfo.aspx.

[3]  По Брокгаузу - родилась в 1101 году

[4]  ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 210

[5]  ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 214

[6]  С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была сделана копия, которая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест преподобной Евфросинии, реликвия находится в Спасском монастыре.

[7]  ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293

[8]  Дата кончины по ПЭ. В жизнеописании на официальном сайте РПЦ указана дата 24 мая.

[9]  РНБ. Соф. № 96

[10]  ГИМ. Епарх. № 406

[11]  напр., ГИМ. Син. № 677. Л. 654

[12]  Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 185

[13]  Дива печер лаврьских. С. 148; впервые канон опубликован в киево-печерском издании 1693 г. «Акафисты со стихирами и канонами»

[14]  Сапунов А. Католическая легенда о Параскеве, княжне полоцкой. Витебск, 1888; Пуцко В. Г. Славянская надпись на кресте-реликварии из Полоцка // Slovo. Zagreb, 1980. Br. 30. S. 101-122

[15]  ПСРЛ. М., 1975. Т. 32 (по указ.); М., 1980. Т. 35 (по указ.)

[16]  см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2 (= ЧОИДР. Кн. 4). С. 185, 194-235; № 486-490; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 460-495

[17]  ГИМ. Син. № 677 (сер.? XVI в.); Там же. Увар. № 681-F и РГБ. Егор. № 914 (обе рукописи написаны по заказу Строгановых для их вотчинных церквей ок. 1591/92 и восходят, вероятно, к одному оригиналу); Варшава, Нац. б-ка. Akc. 2715 (1-я пол. XVII в.)

[18]  см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 172-194; № 485; Калиганов. Георгий Новый. 2000. С. 467-473; № 4, 5; Naumow, Kaszlej. Rękopisy cerkiewnosłowianskie w Polsce. 2004. S. 282-284; N 592

[19]  РГБ. МДА. № 201. Л. 318 об.

[20]  С. 259-260; сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.

[21]  Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой. С. 147-148; существующие классификации текста не учитывают всех особенностей рукописной традиции и нуждаются в уточнениях

[22]  К., 1700. Т. 3. Л. 638-642 об.

[23]  БАН. 33.19.8

[24]  ныне ф. 19 БАН Литвы: № 98 (переписан в 1530 для Луцкой кафедры) и № 99 (кон. XV (?) - 1-я четв. XVI в.)

[25]  см.: Кучкин В. А. Первые издания рус. Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 143, 145, 151

Редакция текста от: 29.06.2021 01:18:44

"ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google