СЕРАФИМ (МЕЩЕРЯКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Серафим (Мещеряков)
Митр. Серафим (Мещеряков)
Серафим (Мещеряков) (1860 - 1933), митрополит Ставропольский и Кавказский

В миру Мещеряков Яков Михайлович, родился 18 марта 1860 года в селе Хлыстовке Краснослободского уезда Пензенской губернии в семье крестьянина.

В 1881 году окончил Пензенскую классическую гимназию, в 1885 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1899 году удостоен степени магистра богословия, тема диссертации: «Прорицатель Валаам. Книга Числ XXII-XXV главы».

13 октября 1884 года пострижен в монашество, 28 октября того же года рукоположен во иеродиакона, а 8 мая [1] 1885 года - в сан иеромонаха.

С 15 сентября 1885 года – смотритель Холмского духовного училища.

В 1888 году назначен инспектором Холмской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита.

С 1890 года – ректор Самарской духовной семинарии, архимандрит.

С 1893 – ректор Тифлисской духовной семинарии и член Грузинской Имеретинской синодальной конторы. Именно в это время (1894-1899) в семинарии обучался Иосиф Джугашвили.

23 августа 1898 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии.

Еп. Полоцкий и Витебский Серафим (Мещеряков)
Еп. Полоцкий и Витебский Серафим (Мещеряков)
4 июня 1902 года назначен епископом Полоцким и Витебским.

Под руководством епископа Серафима на Полоцко-Витебской земле постоянно открывались новые приходы, бурно развивалось духовное образование, состоялось историческое перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк.

С 25 июля 1911 года - архиепископ Иркутский и Верхоленский.

При нем закончено строительство в Иркутске церквей: каменной Александринской и деревянной Иннокентьевской в Глазковском предместье и деревянной Иннокентьевской при Кузнецовской больнице. Возведены крупные каменные храмы – Николаевский в селе Голуметском, Покровский в селе Тулун и Предтеченский в селе Кутулик.

Всего за четыре года его управления епархией построено более 40 храмов, большая часть из них в новых переселенческих поселках.

11 декабря 1915 года уволен на покой после ревизии Тобольской епархии, оказавшейся неблагоприятной для царского любимца епископа Варнавы (Накропина). Местопребывание назначено в Красноярском Успенском монастыре.

С 1916 года – управляющий на правах настоятеля Николо-Бабаевского монастыря Костромской епархии.

В 1922 году назначен архиепископом Костромским и Галичским, сменив ушедшего в раскол Севастиана (Вести).

В обновленчестве

16 июля 1922 года присоединился к обновленческому движению, подписав вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) и архиепископом Евдокимом (Мещерским) заявление о том, что они признают единственной канонической верховной властью в церкви обновленческое Высшее церковное управление. Впоследствии он так объяснил причины этого шага:

"Сделал это я, во-первых, в силу тягостных для меня обстоятельств жизни и по независящим от меня причинам и, во-вторых, надеялись таким образом спасти общее положение Церкви, причем мы особенно рассчитывали на Собор, но наши надежды не оправдались. Вместо ожидаемых мира и блага церковного, самозваные управители только посеяли раздор и смуту, как бы на руку безбожия, словно они взяли у него подряд на разруху Церкви, а на самом деле только добивались тяжелой ценой церковных разделений стяжать себе славу и, поистине прославились…".

В том же 1922 году назначен обновленческим митрополитом Могилевским. Созвал обновленческий Белорусский собор.

В начала 1924 года – обновленческий митрополит Нижегородский.

Покаяние и возвращение в Патриаршую церковь

11 сентября 1924 года принес публичное покаяние в расколе на патриаршем служении в храме Иоанна Предтечи в Москве. Был принят в патриаршую Церковь в сане архиепископа.

25 сентября 1925 года был арестован, приговорен к заключению в Соловецком лагере, где находился до 1927 года. Служил сторожем лагерных складов и написал доклад о догмате искупления, который он читал на воскресных собраниях духовенства. До Соловков владыка любил пышные выезды и приемы высокопоставленных посетителей, и, казалось, ему трудно будет примириться с новой жизнью. Однако в обстановке лагеря заключенных, этот маленького роста старик был розовым, здоровым, покойным и довольным. На обычный вопрос: "Как Вы поживаете?" он отвечал улыбаясь: "Только теперь я и живу".

С 29 июня 1927 года – архиепископ Тамбовский.

С 28 января 1928 года – архиепископ Ставропольский.

С 19 апреля 1932 года – митрополит Ставропольский и Кавказский.

17 января 1933 года арестован в городе Кропоткине. Сразу после ареста все арестанты были отправлены в г. Ростов-на-Дону и во время следствия до момента расстрела содержались в ДПЗ ПП ОГПУ по групповому делу "Дело "Южно-Русского Синода", под руководством митрополита Серафима (Мещерякова), г. Ростов-на-Дону, 1933г."

Из обвинительного заключения:

"В январе 1933 г. Полномочным представительством ОГПУ на Северном Кавказе [якобы была] вскрыта и ликвидирована широкоразветвленная церковно-монархическая организация, действовавшая в ряде районов Кубани, Ставрополья, Черноморья и других районов СКК и руководимая из-за границы известным монархистом Антонием Храповицким... Руководство организации осуществлялось нелегальным "Южно-Русским Синодом", фактически преемником Временного Высшего Церковного Управления на Юге России, во главе которого стоял Антоний Храповицкий. Лицом возглавляющим нелегальный синод и фактическим руководителем организации, был тайный митрополит [митрополит Серафим был действительным управляющим РПЦ на Кавказе] по СКК Серафим Мещеряков, он же бывший князь Мещерский", который осуществлял связь с заграницей якобы через греческого подданного архимандрита Евгения Жукова и епископа Павла Вильковского, которые использовали греческую миссию в Москве, через которую "Мещерский регулярно отправлял информацию Антонию Храповицкому о политическом положении на СКК и деятельности руководимой им организации, регулярно получая денежные суммы, литературу и указания на дальнейшую работу".

Далее в обвинительном заключении излагается история некой "строго законспирированной" организации, которая "ставила своей целью "освободить русский народ от безбожной власти и восстановить в России монархический строй во главе с помазанником Божием царем", организации приписывались деятельность, направленная "на террористические акты, на террор против совпартактива, подготовка вооруженной борьбы с соввластью" и т.д. и т.п. В организации имелись "базы и убежища, которые носили характер тайных пещерных церквей и монашеских скитов, где концентрировался весь беглый, поповско-белогвардейский, монашеский элемент и маршрутная агентура, которые вели активную работу по сколачиванию к/р повстанческих кадров".

Надо сказать, что от действовавшего на юге России при Деникине Южно-Русского Синода ничего не осталось, одни его члены уехали за границу, другие были еще до 1920г. расстреляны. Почти вся церковная жизнь на юге России была захвачена обновленцами. До 1933г. на юге были ликвидированы монастыри и тайные скиты, к тому времени было расстреляно и арестовано большая часть кавказского духовенства и монашества (не даром в деле упоминались лица уже расстрелянные). Оставшиеся монахи, вынуждены были вести тайные богослужения. Вся жизнь православных фактически сосредотачивалась в молельных домах и пещерных храмах, которых было обнаружено более 21, "где было найдено много нелегальной монархической литературы, церковной утвари, облачений". Большинство обвиняемых даже и не имели представления о неком Южно-Русском Синоде, и хотя вещественных доказательств у следствия не было, вероятно, жесточайшие допросы (или просто фальсификация следствия) вынудили большинство арестованных признать после повторных допросов обвинения, предъявленные следствием. Об этом говорит хотя бы тот факт, что сам митрополит Серафим (Мещеряков) признался в том, что он выходец из княжеской семьи (следователь, по всей видимости спутал его с князем Мещерским, а сам митрополит Серафим был выходец из простой крестьянской семьи). Хотя он не принимал никакого участия в деяниях Южно-Русского Синода, находясь далеко от юга России в то время, признался он и в этом. Его деятельность в рядах обновленчества ни разу в следствии не была помянута.

Митрополиту Серафиму предъявлялось следующие обвинение:

"Мещеряков, Яков Михайлович, он же князь Мещерский, тайный митрополит на СКК... Обвиняется в том, что:
а) Будучи руководителем-председателем нелегального "Южно-Русского Синода" - центра всего церковно-монархического к/р движения на СКК, создал к/р церковно-монархическую повстанческую организацию, руководимую из-за рубежа "Братством Русской Правды" — Антонием Храповицким.
б) Под его непосредственным руководством была создана повстанческая база для вооруженной борьбы с советской властью и филиалы названной организации на Черноморском побережье, Майкопскопском, Краснодарском, Армавирском, Шахтинском, Пятигорском районах и ДССР;
в) под его непосредственным руководством велась активная подготовка к террористическим диверсионным актам;
г) под его руководством организацией велась активная к/р работа по развалу колхозов, организации саботажа, хлебозаготовок и сева;
д) им, как руководителем организации, были созданы тайные пещерные церкви, монашеские скиты в определенных стратегических пунктах по линии ж.д. магистрали, которые являлись убежищем для беглого к/р поповского, монашеского, белогвардейского элемента и повстанческими базами организации"

2 апреля 1933 года Тройкой при ПП ОГПУ приговорен к высшей мере наказания.

Расстрелян 7 мая 1933 года. Справки о приведении приговора в исполнение ни у кого из проходивших по делу в архивно-следственном деле нет, но в справке о реабилитации у всех стоит дата приведения приговора в исполнение.

31 мая 1990 года реабилитирован прокурором Краснодарского края по 1933 году репрессий

Литература

  • ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.87.
  • Архив УКГБ Краснодарского края. Д.П-48721.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.106.
  • Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.180–181.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.990.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.6. С.60–62.

Использованные материалы



[1]  По БД ПСТГУ, с 8 марта

Редакция текста от: 29.07.2016 16:53:36

"СЕРАФИМ (МЕЩЕРЯКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google