Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГОЛУБИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ ЕВСИГНЕЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Голубинский Евгений Евсигнеевич, проф.
Голубинский Евгений Евсигнеевич, проф.
Голубинский Евгений Евсигнеевич [1] (1834 - 1912), историк русской церкви, профессор Московской духовной академии

Родился 28 февраля 1834 года в семье священника Рождество-Богородицкого храма села Матвеева Костромской губернии о. Евсигнея Федоровича Пескова (+ 1885). Священники, как указывал в своих "Воспоминаниях" сам историк, были "в то же время и крестьянами, обрабатывающими принадлежащую церквам пахотную землю совершенно так же как и их крестьяне-прихожане".

Неожиданная кончина матери в 1842 году тяжело повлияла на Евгения. Из живого и резвого мальчика он превратился в замкнутого, чуждающегося сверстников. Второй причиной его замкнутости стала необычайная тяга к учению. Все свое свободное время он проводил исключительно за книгами.

Фамилию "Голубинский" сам отец дал своему сыну при определении его в 1843 году в Солигаличское духовное училище, в честь знаменитого земляка протоиерея Ф.А. Голубинского - основателя русской теистической философии. Окончил училище в 1848 году.

В 1854 году окончил Костромскую духовную семинарию. Как лучший ученик, был зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1858 году. В Академии большое влияние на него оказал профессор А.В. Горский. В своих "Воспоминаниях" Голубинский писал:

"мы с Александром Васильевичем были два человека разных направлений: он был консерватор, девизом которому служил девиз митрополита Филарета: "благоразумие и осторожность". Я, напротив, был либералом, который все подвергал строгой критике - принимал только то, что выдерживало критику, и отвергал то, что ее не выдерживало, без всяких рассуждений о том благоразумно это или нет".[2]

С 1858 года преподавал в Вифанской семинарии риторику, позднее - историю раскола; исполнял обязанности библиотекаря.

10 февраля 1859 года получил степень магистра богословия за сочинение «Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников».

С 1861 года работал в МДА на кафедре истории Русской Церкви со степенью бакалавра, с 1870 года— профессора. Преподавал немецкий язык.

По словам коллеги П. Цветкова, Голубинский "уже в половине шестидесятых годов имел твердо установивишуюся репутацию независимого и незаурядного профессора". [2]

В 1867 написал работу "Святые Константин и Мефодий, апостолы славянские", которая так и не была напечатана по тогдашним цензурным условиям. Академик И.И. Срезневский охарактеризовал работу как "труд в своем роде полный и вызывающий других на дальнейшие исследования по тому же предмету".

В 1870 году предложил создать музей при Московской духовной академии.

В 1872-1873 годах предпринял заграничную научную командировку "для ближайшего ознакомления с внутренним бытом современной и памятниками исторической жизни православных церквей греческих и славянских". Историк посетил Австро-Венгрию, Сербию, Иерусалим, Афон, Афины и Италию. Работал в крупнейших местных книгохранилищах, составил каталоги неизданных славянских и греческих рукописей [3]. Кроме этого сделал краткие заметки об истории местных церквей, особенностях их традиций.

К началу 80-х годов получил известность и признание в научных кругах.

"История русской церкви"

Еще в дни своей юности Голубинский дал обет написать не позднее, чем через 35 лет научной деятельности, Историю Русской Церкви до учреждения Синода. К этой цели он шел всю свою последующую жизнь.

В 1874 году он принялся усиленно работать над I томом "Истории русской церкви", I часть которого ("Христианство до Владимира и крещение Руси") была издана в 1880 году при моральном и материальном содействии митрополита Московского Макария (Булгакова), в то время, когда владыка сам печатал свою 12-томную "Историю Русской Церкви".

16 декабря 1880 года состоялась защита Голубинским своего сочинения, которое он выдвинул в качестве докторской диссертации. Оппонентами его на защите на степень доктора богословия были В.О. Ключевский и Н.И. Субботин.

В Синодальном определении было поставлено на вид Совету Академии, что "общее направление "Истории" Голубинского не вполне соответствует духу учения и достоинству Православной Церкви" из-за критики Голубинского, наносящей удары по:

  • сказанию о путешествии апостола Андрея;
  • летописной повести о крещении Владимира;
  • Карамзинской теории о просвещении домонгольской Руси;
  • подлинности княжеских уставов.

И все-таки, несмотря на то, что Св. Синод всячески затягивал утверждение Голубинского в степени доктора богословия, после настоятельных хлопот митрополита Макария, эта степень была ему присвоена 5 июня 1881 года.

14 июня 1881 года был избран ординарным профессором.

С января 1884 по апрель 1893 года Голубинский - помощник ректора по церковно-историческому отделению и член правления Московской духовной академии.

В конце 1880 года вышла вторая половина I-го тома "Истории Русской Церкви" (о храмах, богослужении, монашестве, религиозном состоянии народа Киевского периода).

Однако вскоре обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев наложил свой интердикт на "Историю". Она была запрещена к приобретению во все библиотеки, кроме духовных академий.

Голубинский становится опальным профессором, в Академии вокруг него складывается атмосфера недоверия, созданию которой немало способствует проф. Н.И. Субботин, чей труд о расколе около десяти лет назад был подвергнут Голубинским серьезной критике.

В 1886 году историк все же получил звание заслуженного профессора, но основной труд его жизни не печатался.

Лишь в 1900 году К.П. Победоносцев, человек хотя и высокопросвещенный, но отказавшийся в 80-х годах прочитать труд Голубинского, после личного ознакомления с I половиной II тома "Истории" (период Московский: от нашествия монголов до митрополита Макария, т.е. до половины XVI века), благодаря содействию Общества Истории и Древностей Российских, а также лично С.А. Белокурову, снял цензуру с публикации "Истории" и даже неожиданно стал защитником историка. Так, он писал Е.В. Барсову об "Истории": "читаю с удовольствием и интересом".

После переиздания новой редакции I-го тома (в 1901 и 1904 годах), Голубинский принялся за создание 2-ой части II-го тома. Но было уже поздно, силы не те, о чем свидетельствует запись в черновике рукописи:

"В мае 1904-го года, по приезде домой из Петербурга, я принялся было за приготовление к печати 2-й половины II тома Истории Русской Церкви... Но вскоре увидел свое старческое безсилие сделать дело, и оставил его. Да простит меня Бог и да простят меня люди, которых интересует дело!" [4].

После смерти Голубинского были опубликованы следующие главы 2-ой части II-го тома: управление, просвещение, богослужение в Московский период. Не были завершены главы: о миссионерстве, монастырях, нравственности, отношении к инославным вероисповеданиям.

По своему отношению к прошлому Руси Голубинский был западником. Идея, что "грамотность, а не просвещение - в этих словах вся наша история огромного периода, обнимающего время от Владимира до Петра Великого" [5] - является красной нитью всей работы историка. Несмотря на любовь к родному прошлому, Голубинский утверждал взгляд на невысокое историческое достоинство русского народа, и даже на неспособность его к просвещению.

Не все его положения подтвердились современной исторической наукой. Иногда он проводил не вполне корректные параллели между историческими и современными ему реалиями, был излишне прямолинеен в методике и выводах, несправедливо оспаривал текстологические наблюдения предшественников.

"Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра"

В 1892 году был напечатан труд "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра". Работа вызвала резкий отклик в печати. Голубинский вынужден был отвечать своему оппоненту, напечатавшему пасквиль на его труд в журнале "Странник" под псевдонимом И.

Аноним обвинял историка в "скептическом и докторально-пренибрежительном отношении к родному прошлому". На вопрос анонима "какой науке он служит?" - Голубинский ответил так:

"История бывает трех родов: тупая, принимающая все, что оставило нам прошлое время с именем исторического материала, за чистую монету...лгущая, которая не обманывается сама, но обманывает других, которая из разных практических побуждений представляет белое черным и черное белым, хулит достойное похвалы и хвалит достойное порицание и т.д., и настоящая, которая стремится к тому, чтобы по возможности верно и по возможности обстоятельно узнавать прошлое и потом старается также верно и обстоятельно воспроизводить его".

Отставка. Взгляды на церковную реформу

В июле 1895 года в силу сложившихся обстоятельств Голубинский был вынужден подать в отставку. Прекратив чтение лекций, не оставил научной деятельности.

В марте 1906 году входил в Предсоборное присутствие, участвовал в работе отдела, занимавшегося решением вопроса о преобразовании центрального и местного церковного управления.

В 1906 году написал работу "К вопросу о церковной реформе", предлагая провести ряд мер, направленных на восстановление и укрепление соборного начала, "которое есть высшее созидающее начало в жизни Церкви". Объединение епархий в более крупные митрополичьи округа, укрепление и расширение института епископов, что позволило бы облегчить административную нагрузку архиереев и приблизить их к пастве на местах - все эти меры призваны были оживить церковную жизнь, положить конец епархиальной разрозненности.

Однако при всем стремлении к восстановлению соборности, Голубинский был против выборов Патриарха, считая, что "без государственной власти Церковь не может обходиться".

В 1906 году полностью потерял зрение.

Однако, он сумел с помощью своего ученика С.А. Белокурова опубликовать новое издание книги "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра" (1909), а также продиктовал начатые еще в конце 1880-х гг. свои "Воспоминания", ярко описывающие быт провинциального духовенства середины XIX века, духовное училище и семинарию, бытовую и научную атмосферу Московской духовной академии на протяжении нескольких десятилетий, родственнику и преемнику по кафедре профессору С.И. Смирнову.

Скончался 7 января 1912 года в Сергиевом Посаде. Умирая, просил положить себе под голову книгу «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра».

Похоронен на кладбище Московской духовной академии, рядом с могилой своего учителя протоиерея А.В. Горского.

Член ученых обществ

  • с 1870 - действительный член Общества Древне-Русского искусства при Московском публичном музее;
  • с 1878 - действительный член Общества Истории и Древностей Российских;
  • с 1882 - член-корреспондент Императорской Академии Наук по разряду историко-политических наук;
  • с 1883 - почетный член Киевского Общества Нестора Летописца;
  • с 1884 - почетный член Болгарского книжного Дружества в Софии;
  • с 1903 - академик по Отделению Русского языка и Словесности Императорской Академии Наук.

Оценки

  • Архиеп. Аверкий (Таушев), 1949: "Наш выдающийся церковный историк [...] отличавшийся безудержным скептицизмом, доходящим до крайнего болезненно пристрастного огульно-отрицательного отношения ко всему древнему периоду нашей отечественной истории [6].

Сочинения

Книги

  • Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников, 1859
  • Святые Константин и Мефодий, апостолы славянские, 1867 (в 1869 году труд удостоен полной Уваровской премии)
  • Краткий очерк истории православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской, 1871
  • Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия, 1872
  • Христианство в России до Владимира Святого, 1876
  • История Русской Церкви, 1880 (?)(в 1881 году труд удостоен полной Уваровской премии)
  • Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра, 1892 (в 1893 году труд удостоен премии митрополита Макария)
  • История канонизации святых в Русской Церкви, 1894
  • Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представлявшей собою у последних высший курс грамотности, СПб., 1904
  • К вопросу о церковной реформе, М., 1906
  • О реформе в быте Русской Церкви, М., 1913
  • История Русской Церкви. М., 1880—1911
  • Воспоминания Е.Е. Голубинского, Кострома, 1923

Статьи

  • Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия: I. Школы. II. Писатели. // Православное обозрение, 1872, №№ 5,6,7
  • История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах // Православное обозрение, 1872, № 11
  • Христианство в России до Владимира Святого // Журнал Министерства народного просвещения, 1876, №№ 9, 10
  • Обращение всей Руси в христианство Владимиром и совершенное утверждение в ней христианской веры при его преемниках // Журнал Министерства народного просвещения, 1877, №№ 3, 5
  • Памяти заслуженного профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского // Православное обозрение, 1878, №3
  • К нашей полемике со старообрядцами. // Богословский вестник, 1892, №№ 1,2,3,4,5
  • Речь о значении Преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г. // Богословский вестник, 1892, № 11
  • Митрополит всея России св. Петр // Богословский вестник, 1893, № 1
  • Митрополит всея России Феогност // Богословский вестник, 1893, № 2
  • Порабощение Руси монголами и отношение ханов монгольских к Русской Церкви или к вере русских и к их духовенству// Богословский вестник, 1893, № 6
  • Ответ на статью: И. Московский академический историк о житии преподобного Сергия// Богословский вестник, 1893, №№ 10,11
  • Митрополит всея России Кирилл III (первый после нашествия монголов) // Богословский вестник, 1894, №№ 1,2
  • Митрополит всея России Максим // Богословский вестник, 1894, № 5
  • История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник, 1894, №№ 4,6,7,8,9
  • Заметка о слове «канонизация» // Богословский вестник, 1895, № 1
  • К вопросу о начале книгопечатания в Москве // Богословский вестник, 1895, № 2

Евгений Евсигнеевич также был привлечен к написанию статей для Православной богословской энциклопедии.

Использованные материалы

  • Биография на сайте МДА
  • Данилушкина М.Б. Историк Русской Православной Церкви академик Е.Е. Голубинский и его личный архивный фонд (доп. к репр. изд. СПб, 2007: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра, М.,1909)



[1]  В некоторых источниках отчество указывают как Евстигнеевич.

[2]  Воспоминания Е.Е. Голубинского, Кострома, 1923, с.44

[3]  Рукописи этих каталогов хранятся в РГИА (Санкт-Петербург)

[4]  Смирнов С.И.Е.Е.Голубинский. Некролог // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1912, № 5, с.31

[5]  История Русской Церкви. Изд. 2. М., 1901, Т.I. С.270

[6]  Аверкий (Таушев), архиеп., "Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу," из кн.: Аверкий (Таушев), архиеп., Всему свое время (серия "Духовное наследие русского зарубежья"), М.: Сретенский монастырь, 2006, опуб. на сайте Православие.Ru, 7 февраля 2007, http://www.pravoslavie.ru/put/2903.htm

Редакция текста от: 19.04.2015 08:17:02

"ГОЛУБИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ ЕВСИГНЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google