![]() |
Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский, 1930-е гг. Фотография |
Память 9 сентября [1], в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и Российских, в Соборах Воронежских и Липецких святых
В миру Лобов Захар Петрович, родился 23 марта 1865 года в слободе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье в семье мелкого чиновника Петра Прокофьевича Лобова [2].
Поступил в Павловское духовное училище, а затем в Донскую духовную семинарию в Новочеркасске, которую окончил в 1888 году по I разряду [3].
Женился, в его семье родилось восемь детей:
- Гавриил (1890 г.р.), преподаватель Донского университета, инспектор Епархиального училища в Чернигове
- Прокопий (1892 г.р.), кандидат экономических наук
- Алексей (1894 - 1942), архимандрит Киево-Печерской Лавры Антоний, умер в Устьлаге
- Симеон (1895 г.р.), военнослужащий
- Вера (1896 г.р.), окончила Бестужевские высшие женские курсы
- Арсений (1899 г.р.), военнослужащий
- Ольга (1900 г.р.), закончила епархиальное женское училище
- Антонина.
8 сентября 1888 года был рукоположен во священника Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) и назначен к Архангельскому храму слободы Сариновой (Нагольной) Голодаевки.
14 февраля 1890 г. переведен в Рождественский храм хутора Ажинов, 23 марта того же года - в Петропавловский храм г. Александровска-Грушевского (ныне г. Шахты Ростовской обл.). Был законоучителем городских одноклассных мужских (1890-1894) и женских школ (1894-1900), заведовал школой грамотности Азовской компании (1896-1900), был духовным следователем Александровского благочиния (1895-1900).
16 мая 1900 г. был переведен в Новочеркасск. Служил в Михаило-Архангельском храме, а затем, с декабря того же года, - в Троицком храме.
С 1900 г. был заведующим новочеркасской Михайловской женской школой, преподавал в ней Закон Божий.
В 1901 году назначен делопроизводителем Донского епархиального училищного совета. Сверхштатный (1901-1903) и штатный (1903-1908) член Донской духовной консистории. Один из ближайших сотрудников Донского архиепископа Афанасия (Пархомовича).
В 1903 г. перемещен на должность ключаря Новочеркасского кафедрального собора.
С 1905 года - член епархиального Миссионерского комитета.
11 мая 1906 г. возведен в сан протоиерея.
С 1906 года - член Донского епархиального совета.
С 1909 года - законоучитель частного Коммерческого училища Абраменкова, с 1910 года - законоучитель Новочеркасской военно-фельдшерской школы.
С 1910 года - казначей Донского епархиального Богородичного братства, член строительной комиссии, член Донского епархиального училищного совета.
С 1915 года - член совета епархиального женского училища. В том же году организовал при Вознесенском соборе Миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия, став его председателем.
В марте 1921 года был переведен из Новочеркасского собора в церковь монастырского подворья [5].
В 1922 г. проявил себя активным борцом с обновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митр. Митрофана (Симашкевича) прот. З. Лобов, по мнению сотрудников ГПУ, стал его «правой рукой» в организации сопротивления обновленцам. Привлекался к следствию по обвинению в «халатном хранении церковного имущества» (очевидно, за попытку пассивного сопротивления во время кампании по изъятию церковных ценностей). После ареста митр. Митрофана (Симашкевича) в 1923 году церковный совет Троицкого храма Новочеркасска обратился к патриарху Тихону (Беллавину) с просьбой о епископской хиротонии протоиерея Захарии Лобова.
![]() |
Сщмч. Захария (Лобов) |
14 октября того же года, в связи с арестом еп. Митрофана (Гринёва), назначен епископом Аксайским. По некоторым данным, продолжал одновременно числиться и управляющим Нижнечирским викариатством.
Руководствовался духовными советами своего духовника - протоиерея Иоанна Домовского [5].
В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К началу 1924 года практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь.
С октября 1923 года состоял под следствием по обвинению в «дискредитации советской власти» и «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям». Находился под подпиской о невыезде. На допросах отрицал предъявленные обвинения, подтвердил, что признает главой Церкви Патриарха Тихона, а обновленческий «поместный собор» считает неканоничным.
28 февраля 1924 года был вызван повесткой в полномочное представительство ОГПУ в Ростове-на-Дону и арестован. Содержался в ростовской тюрьме. Обвинялся в том, что стал «нелегальным правителем епархии», отобрав административные функции у признаваемого советскими властями «законным» обновленческого епархиального управления. 26 сентября 1924 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 2 годам концлагеря.
Отбывал заключение на Соловках, где тогда находилось большое число архиереев. В заключении владыка Захария в числе двадцати четырех православных иерархов 7 июня 1926 года подписал известную «Памятную записку Соловецких епископов, представленную на усмотрение правительства». Запомнился соузникам как строгий постник и молитвенник.
3 сентября 1926 года особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать епископа Захарию после отбытия срока заключения на Соловках в Марийскую автономную область на 3 года. Находясь в ссылке, поддержал «Декларацию митрополита Сергия». Резко осудил от имени отбывавших с ним ссылку архиереев и священнослужителей прекращение церковного общения с митр. Сергием Глазовского еп. Виктора (Островидова). Еп. Захария писал в письме обратившемуся к нему в связи с выступлением еп. Виктора священника Вятской епархии: «Всё канонично и разумно в действиях митрополита Сергия и его Синода и всё направляется на пользу Церкви» [6]. Когда к нему обратился с письмом еп. Виктор, Захария пытался убедить его покаяться в грехе отступления.
27 января 1928 года был досрочно освобожден решением особого совещания при Коллегии ОГПУ. В конце февраля отбыл в Тверь, был назначен епископом Новоторжским, викарием Тверской епархии. С 24 апреля того же года - епископ Бежецкий, викарий той же епархии [7].
24 апреля 1929 года возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Воронежской и Задонской епархией.
В Воронеж он прибыл в пасхальные дни того же года. Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенском Адмиралтейском храме, совершая богослужения сначала в Троицком Смоленском кафедральном соборе, а по его закрытии в марте 1932 года — в Успенском храме.
В июне 1930 года организовал в Воронеже свечной завод, который был закрыт в начале 1931 года из-за непосильных государственных налогов.
Своей аскетичной жизнью, отзывчивостью и подлинным христианским смирением будущий священномученик заслужил немалую любовь своей паствы. На богослужения святителя собиралось множество верующих со всех районов города и близлежащих деревень.
30 сентября 1931 года был вызван на зимнюю сессию Временного Священного Синода. 14 апреля 1932 года уволен от присутствия в Синоде. Вернулся в Воронежскую епархию. С марта 1933 года, во время отбывания ареста Курским владыкой Онуфрием (Гагалюком), по совместительству управлял Старооскольской епархией [8].
![]() |
Священномученик Захария (Лобов), икона |
23 мая 1935 года архиеп. Захария был арестован и помещен в воронежскую тюрьму, в его квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и более 22 тысяч рублей церковных денег. 19 июля владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс» и в распускании провокационных слухов. Архиепископу вменялось в вину, что он, якобы враждебно относясь к советской власти, публично высказывался о бедственном положении крестьян, в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает храмы и репрессирует священнослужителей и что в проповеди в канун Пасхи 1935 года он сравнивал современную Россию и первые века христианства в плане гонения на верующих и пастырей. Виновным себя не признал.
В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября владыке вынесли обвинительный приговор по ст. 58-10 УК РСФСР — пять лет ИТЛ и денежный штраф 25 тыс. руб. за неполную выплату налогов за закрытый свечной завод. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария был отправлен в лагерь, и в тот же день митрополитом Сергием уволен на покой.
Был отправлен в Чурубай-Нуринское отделение Карагандинского лагеря (Карлага). От невыносимых тягот и лишений во время пребывания в лагере тяжело заболел, ослеп.
Особой тройкой УНКВД по Карагандинской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 21 сентября 1937 года, в 24 часа, вместе со священником Иосифом Архаровым [9], погребен в безвестной могиле.
30 июня 1992 года реабилитирован прокуратурой Воронежской области на основании статей 3 и 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года [База данных о жертвах репрессий Воронежской области] [10].
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Митрополит Мануил (Лемешевский) привел такую характеристику Захарии: “Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшенный суп постный и то только после всенощного бдения. В Великий Пост в первую, четвертую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и пошутить”.
Награды
- набедренник (1892)
- скуфья (1897)
- камилавка (1901)
- наперсный крест (1904), палица (1919)
- орден св. Анны 3-й степени (1913)
- орден св. Анны 2-й степени (1916)
- крест на клобук (19 апреля 1932)
Документы, литература
- ГА РФ, ф. 6343, оп.1, д. 263, л. 80.
- ЖМП, 1932, № 11-12, 4; № 7-8, 5.
- ФПС I, № 181, 7; II, 4; IV, 3; V, № 79.
- ФАМ I, № 102, 8.
- Von 1935 an befand er sich auf den Solovki-Inseln.
- Польский, М., Новые мученики, т. I, 168.
- Regel’son, 448: Verbannung in die Mari ASSR (Januar 1928), 543: Solovki.
- Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 3, 167.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [Сост. М.Е. Губонин], М., 1994, 568, 702, 862, 972.
- Резникова, И., )Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря_, СПб., 1994 (Исторические сборники. 2), 143.
- Польский, М., протопр., Новые мученики Российские, М., 1994 (Репринт изд. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 1, 168.
- Дамаскин (Орловский), иером., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним, Тверь, 1992, кн. 1, 222.
- "Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века," Москва, 12-16 августа 2000.
- Лобов, Олег, "Святая правда архиепископа Захария," Новочеркасские ведомости, 28 января 1994, 5-6.
- "Соловецкий мартиролог," Православный церковный календарь 2001 г., издание Соловецкого монастыря.
Использованные материалы
- Д. Н. Никитин. Захария (Лобов Захар Петрович). Православная энциклопедия, т. 19, с. 690-691
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Жизнеописания на официальном сайте Воронежской епархии:
- http://www.vob.ru/saints/shmc/zah_lob/main.htm
- http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/32_zaharija/zaharija.htm
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Амплеев Роман, прот., Историко - краеведческая конференция в честь священномученика Захарии (Лобова). Жизненный путь и страдания священномученика Захарии, архиепископа Воронежского. Служение в Новочеркасске 1900 - 1924 г.г:
[1] На следующий день после дня кончины, ввиду праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
[2] Так по Базе данных ПСТГУ, http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_239. По данным Лобова Олега, "Святая правда архиепископа Захария," Новочеркасские ведомости, 28 января 1994, 5-6 - родился 27 января 1864 года в семье донского казака, в станице Митякинской Донецкого округа Области Войска Донского. Эта версия не подтверждается известными архивными документами. Клировые ведомости из Фонда Донской Духовной Консистории и документы следственного дела - анкеты и протокол допроса однозначно утверждают, что место рождения - слоб. Петровка.
[3] Был на 5-ом курсе - "Разрядный список студентов Донской духовной семинарии на 1886-87 г.г" // Донские епархиальные ведомости, 1887, № 14, с. 494
[4] Так по данным ПЭ, по мн. др. - овдовел в 1923 году.
[5] http://www.nmdt.ru/performance/100/
[6] Акты свт. Тихона. С. 568
[7] http://eparhia.kz/node/129
[8] Русин Владимир, свящ., Виноградник владыки Онуфрия. Судьбы священников, которых призвал к пастырскому служению владыка Онуфрий (Гагалюк), Кунье: Издание Покровского храма села Кунье Горшеченского р-на Курской области, 2012, 225.
[9] По данным ПСТГУ, ПЭ - 22 сентября.
[10] "Лобов Захарий Петрович", сайт Центра генеалогических исследований, - http://rosgenea.ru/?alf=12&page=2&serchcatal=?????&radiobutton=1