Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НОВОЧЕРКАССКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Новочеркасский Вознесенский собор.  Фото 14 октября 2011 г. с сайта pohodd.ru
Новочеркасский Вознесенский собор. Фото 14 октября 2011 г. с сайта pohodd.ru
Патриарший войсковой всеказачий собор в честь Вознесения Господня в г. Новочеркасске, второй кафедральный храм Ростовской-на-Дону епархии

Cобор стоит на возвышенном месте города и виден в ясную погоду за 30 верст.

Новочеркасский Вознесенский собор.  Первый проект.
Новочеркасский Вознесенский собор. Первый проект.

Работы по первому проекту

18 мая 1805 года было торжественно освящены место закладки Новочеркасска и его кафедрального собора. Торжество было проведено во временном деревянном соборном храма Вознесения Господня, который являлся часовней с пристроенным алтарём, построенной за полтора месяца по проекту донского инженер-капитана Ефимова под присмотром протоиерея из Черкасска Алексея Оридовского. Временный храм на 4-х столбах был обшит внутри досками, окрашенными в белый цвет; тесовая крыша и деревянный забор были окрашены в зеленый цвет. В течение следующих 99 лет этот временный храм-часовня служил собором. До 1809 года он оставался единственной церковью в строящемся городе. 8 октября того года временный Вознесенский храм был вновь освящен, так как в нем устроили и освятили придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии.

1 октября 1811 года близ временного был заложен постоянный каменный войсковой собор. По ошибке допущенной в Петербурге его нарекли во имя благоверного Александра Невского [1], но впоследствии ошибка была исправлена и собор вновь был определен Вознесенским. Проект собора по просьбе Донского атамана М. И. Платова сделал придворный петербургский архитектор Алоизий Иванович Русско (Руска). В основу проекта был положен куб со сторонами 34 х 34 м. Главный купол обрамляли четыре небольших купола. Парадные входы были украшены шестиколонными портиками с фронтонами. Собор по проекту должен был иметь высоту в 26 саженей (более 50 м). Возглавлял работы по строительству собора до своего увольнения в отставку в 1818 году родной брат архитектора Иероним Иванович Русско. Строительные работы проводились в основном в 1816-1817 годах. В 1818-1819 годах собор из-за нехватки строительных материалов не строился. В 1820 году работы возобновились. Рядом со строящимся собором был устроен фамильный склеп-усыпальницу праха основателя Новочеркасска и собора атамана М. И. Платова.

С уходом И. И. Русско здание было освидетельствовано комиссией, которая признала постройку прочной и сделала прогноз, что с заменой мягкого приморского камня на твердый "грушевский" крепость собора только увеличится. Свой вклад в укрепление собора внес войсковой архитектор М. А. Амвросимов, заменивший Русско как производитель работ. По его предложениям мастера подрядчика урядника Шейкина в 1820 году заменили в окнах и дверях собора деревянные рамы на железные решетки. К 1822 году здание возвели на высоту в 7 сажень и работы вновь остановились.

Тем временем в действуйщем поблизости временном деревянном кафедральном храме-часовне в 1810 году была сооружена деревянная колокольня, на которую в 1813 году из Старочеркасского Воскресенского (бывшего войскового) собора перенесли башенные часы. Опорные столбы Вознесенского храма, ввиду ветхости, в 1822 году были заменены на новые, а деревянная крыша была перекрыта. В 1826 году при деревянном соборе была построена деревянная караулка. В том же году было решено произвести ремонт храма на 6.357 руб. 90 коп., что и было сделано.

В 1828 году в строящемся каменном храме под окном заметили трещину. Последовали проверки, и в 1830 году симферопольский архитектор Колодин доложил, что для продолжения постройки собора необходимо разобрать четыре подкупольных столба и уже построенные стены до погребного фундамента, иначе зданию угрожает "величайшая опасность." Строительный комитет при Министерстве внутренних дел согласился с мнением, но войсковая канцелярия пожалела уже вложенные 900 тыс. рублей. Она запросила повторного освидетельствования, которое в 1832 году дало противоречивые заключения. Был также поднят вопрос о переносе всего Новочеркасска на новое место, но император Николай I пресёк эти предложения в 1837 году. В то время, во время посещения города, он повелел продолжить строительство собора не позднее следующего года. Это сделано не было, и только осенью 1843 года, после монаршьего напоминания, работы продолжились.

Одновременно, с открытием в 1829 году Новочеркасской епархии, временный деревянный войсковой собор был определен кафедральным. Высочайшим указом от 23 августа 1830 года собор был представлен "в полное ведение" первого Новочеркасского владыки Афанасия. Тот, получив в свое управление Вознесенский собор, распорядился освидетельствовать его, благодаря чему известно что в том году собор имел купол, покрытый листовым железом; нижний корпус из соснового теса; кровля и кресты были окрашены зеленой краской, а стены - белой. В 1833 году мастеровой Зиновий Иванов получил на городских торгах (аукционе) право "исправить соборную Новочеркасскую церковь Божию в повреждениях" на 5.300 рублей. 12 ноября того же года отремонтированный деревянный собор был вновь освящен. В результате ремонта храм внутри оббили парусиной и окрасили; придел и пономарня были покрыты листовым железом; трапезная, алтарь и крыша остались деревянными.

Тем временем для разбирательства по делу возводимого каменного собора создали особую комиссию под председательством начальника штаба генерал-лейтенанта М. Г. Хомутова. Комиссия начала свои действия 27 апреля 1844 года. Архитектором стал И. О. Вальпреда. Вначале сняли поврежденные временем верхние части стеновой кладки, а затем продолжила постройку. В этих работах под наблюдением архитектора Радомского участвовало более тысячи рабочих, не считая казачьего рабочего полка, который заготавливал и доставлял камень. За два года работ здание возвели на 52 аршина от земли. Оставалось только окончить своды куполов, когда вдруг в 9 часов вечера 29 августа 1846 года здание обрушилось. При обрушении обошлось без человеческих жертв. Специальное полицейское расследование и опросы рабочих показали, что "в злом умысле рабочие никого не подозревают."

Получив донесение об обрушении, император повелел назначить комиссию для изучения причин обрушения и разрешил создать новый проект собора. Комиссия причинами обрушения признала: возможную осадку фундамента и нерасчитанную до конца тяжесть собора, нарушившую северные подпорные арки. Используемый для удешевления строительства пористый местный известняк ("грушевский") при сильном давлении общей массы возведенного собора, разрушился, сжался и привёл к обрушению купола. Около 50% фундамента оказались также из "грушевского камня." Царь Николай I наложил резолюцию: "Сломать зимой, буде можно; разобрав материал от обрушения, разложить на годный и негодный, и составить теперь же новый проэкт в византийском вкусе, поручив архитектору Тону" [2].

Новочеркасский Вознесенский собор.  Второй проект
Новочеркасский Вознесенский собор. Второй проект

Работы по второму проекту

Новый план собора, составленный К. А. Тоном, был Высочайше утвержден 4 января 1847 года. Стены предполагалось строить из хорошо обожженого и обработанного кирпича. По плану Тона войсковой архитектор И. О. Вальпреда составил смету более чем на миллион рублей. Государь потребовал спроектировать храм меньший по размерам и стоимости, который был бы “по средствам” Войску Донскому. Тогда Вальпреда спроектировал собор с пятью приделами, длиной в 38,5 сажен, высотой 33 сажен, с колокольней 39,3 сажен высоты. Стоимость оценивалась в 640 тысяч рублей. Новый проект предполагал трехчастный состав здания – храм, притвор и колокольню. Главный купол должен был иметь, как и в первом варианте, луковичную форму, а колокольня проектировалась шатровой. Проект Вальпреда был Высочайше утвержден 16 апреля 1850 года, а проект Тона был использован при строительстве Ростовского-на-Дону Александро-Невского собора.

В те же годы была произведена капитальная перестройка временного деревянного кафедрального собора. В 1848 году работы были начаты, а повторное освящение последовало в 1849 году. Новое здание временного собора обшелевали тесом и покрыли листовым железом, на соборе установили войсковые часы. В обновленном соборе, как и в прежнем, устроили два престола: главный в честь Вознесения Господня, освященный 11 мая 1849 года архиепископом Донским Иоанном и придельный в честь иконы Божией Матери Одигитрии, освященный 12 июня того же года протоиереем С. Салтыковым. При деревянном соборе в эти годы имелись две деревянные колокольни - одна рубленная из брусьев, на которой висело несколько небольших колоколов и другая на столбах, где висел один большой старинный колокол. В 1854 году на средства жены наказного атамана Екатерины Михайловны Хомутовой и других благотворителей к деревянному собору пристроили третий северный придел в честь Воскресения Христова, освященный архиепископом Донским Иоанном 16 августа того же года.

В повторной закладке каменного собора 2 ноября 1850 года принял участие цесаревич Александр Николаевич, чин освящения места строительства совершил архиепископ Донской Иоанн. В 1851 году была утверждена смета на строительство, работы начались в 1852 году. Поставлял кирпич по договору подполковник Николай Рубашкин, а работы, согласно контракта, производил отставной подпоручик Садомцев. В 1853 году возникли сомнения в прочности строящегося собора из-за недостаточного качества уложенного в фундамент и стены кирпича Рубашкина. В этой связи подряд на поставку кирпича и камня отдали тому же Садомцеву, который привозил камень из Белой Калитвы и с берега Азовского моря. Тревога о прочности заставила провести ряд обследований, после чего работы приостановились до 1857 года. Затем вновь пошло строительство. Работы уже практически оканчивались, когда в полночь с 10 на 11 июля 1863 года главный купол обрушился внутрь собора и увлек за собой часть одного из малых куполов и 5 боковых сводов.

Комиссия не нашла явных предварительных нарушений и повреждений, отметив что "работы выполнены тщательно, искусно и осмотрительно." Единственную причину обрушения усмотрели в поспешном устройстве барабана главного купола. Архитектору Вальпреда поручалось достроить собор с новым куполом за два года.

В соборе восстановили строительные леса, устроили временную деревянную крышу, и работы снова остановились. По разработке сметы, 15 января 1866 года объявили торги на достройку, но на них никто не явился. Только в 1868 году была выработана смета, которая устроила императора, и он подписал ее 1 августа того года. Работы по достройке начались в 1869 году, но за недостатком средств велись вяло, только на колокольне. В августе 1872 годе обе колокольни при временном деревянном соборе разобрали, а колокола перенесли на строящуюся постоянную колокольню. В те же годы по почину атамана, дорогостоящую комиссию по достройке собора упразднили, а архитектора Вальпреда отстранили от работ. В последующие годы собор вновь осматривали комиссии, а архитектор А. А. Ященко разработал свой проект достройки. 20 апреля 1877 года этот проект послали на утверждение в управление иррегулярных войск. Однако, инженерный комитет признал летом 1878 года возможным "оставить представленный проект без последствий и вместо предполагаемой достройки собора возвести в Новочеркасске новый собор по другому проекту на вновь избранном месте, а неоконченное здание приспособить для каких-либо надобностей города или же войска Донского" [3].

Несмотря на это решение, была сделана еще одна попытка достроить второй вариант собора. Ее предпринял почетный гражданин Новочеркасска, торговый казак Семен Николаевич Кошкин. Он подал 4 января 1879 года докладную записку атаману с предложением достроить собор за свой счет. Но архитектор Ященко раскритиковал его предложение устроить легкий временный деревянный купол над над зданием, на которое уже затратили около 3,5 млн. рублей. После запроса из Военного министерства архитектор Ященко подал туда новый проект собора, который оценивался в 624 тыс. рублей, а разборка старого – еще в 100 тыс. рублей. В этой связи Военный совет решил разобрать собор за счёт войскового капитала войска Донского, и император Александр III утвердил это решение 17 мая 1880 года. 27 августа 1880 году торги на разборку в Новочеркасске выиграл торговый казак Н. И. Лимарев, который к октябрю 1882 года разобрал старый собор за 70 тыс. рублей.

В годы неудачных попыток решить вопрос о достройке второго варианта каменного собора, оживились работы по поддержанию временного деревянного войскового собора неподалёку. В 1881 году возле деревянного собора устроили кирпичную колокольню, построенную из материала от разрушившегося 2-го варианта каменного Вознесенского собора. С 1877 по 1889 год деревянное соборное здание несколько раз перестраивалось. Главный алтарь, приделы и притворы были значительно расширены, а южный придел упразднен и обращен в ризницу. Однако, в 1892 году южный придел восстановили и 15 августа его освятил епископ Аксайский Иоанн. В эти годы деревянный кафедральный собор покрыли листовым железом, окрашенным в зеленый цвет. Храм имел шесть выходов. Над собором возвышалось семь глав с железными шестиконечными крестами. Кресты и главы были вызолочены. Стены собора выкрашены "бланжевою краской" (т.е. телесного цвета). Внутри Вознесенский храм, кроме восточной части, главного алтаря, притвора, приделов и ризницы был ошелеван тесом, обтянут парусиной, окрашен бело-голубой краской. Четыре дубовых столба поддерживали купол собора. Над западными вратами устроили хоры. Но деревянный собор быстро ветшал, был малопоместителен, не имел церковной ограды.

Новочеркасский Вознесенский собор, строительство.  Фото 1889 г.
Новочеркасский Вознесенский собор, строительство. Фото 1889 г.

Работы по третьему проекту

Проект третьего варианта собора, составленный архитектуром А. А. Ященко, был Высочайше утвержден 24 марта 1891 года. В то же время учредили и строительную комиссию, а Военный совет положил финансировать постройку собора из общаго войсковаго капитала сверхсметные кредиты. В августе того же года под наблюдением первого строителя архитектора Ященко начались работы по устройству фундамента, для чего старый был разобран, а котлован углублён. На соборной площади в то же время возводили вспомогательные здания.

В 1892 году котлован подготовили, специально для строительства собора решили построить водопровод, а на площадке у стройки создали лабораторию для испытания кирпича. В следующем 1893 году скоропостижно скончался архитектор Ященко и его место занял войсковой архитектор Илья Петрович Злобин. При нем продолжились работы в котловане, построено машинное здание для подачи воды из цистерны на постройку собора, шла заготовка строительных материалов. 17 октября 1893 года при многочисленном стечении народа состоялась торжественная закладка нового собора. В 1894-1895 годах производилась кладка фундамента и двух нижних подвалов собора. Проектировка по принципу "плавающего фундамента" потребовала закладки фундаментной плиты на глубине от 13,4 до 15 м. Для изготовления кирпича на строительство собора, решением Военного совета от 28 апреля 1894 года было определено построить специальный кирпичный завод. Лучший цемент привозился из ряда городов России, а также из Англии.

В 1896 году строительная комиссия обнаружила на соборной площади 600 тыс. штук неиспользованного кирпича, которые по проекту уже должны были быть заложены в основание фундамента. Проверка показала ошибки в размерах, в плане, в глубине заложения фундаментов. По докладной инженер-полковника К. Х. Лимаренко Военный министр принял решение поручить ему переработку проекта и возглавить строительство собора. Лимаренко перепроектировал собор не нарушая внешнего облика, предложенного архитектором Ященко: кладка фундаментов, стен и опор была подвержена реконструкции, надземная часть была облегчена примерно на 1/10 своего веса за счёт замены кирпичных сводов железобетонными по системе Монье.

В 1897 году работы продолжились. В 1898-1899 годах производилась кладка кирпичных стен, в 1900 году - главного купола. При его сооружении велась беспрерывная работа в течение 36 часов, не допускавшая ни минуты простоя, чтобы не обрушился главный купольный свод. Верхняя часть главного барабана складывалась из пустотелого кирпича, который специально изготовлялся на заводе гончарных изделий Торецкого Общества Екатеринославской губернии. Цемент для их связки заготавливал французско-русский завод "Союз" под Ростовом-на-Дону. Главный купол и пять других покрыли листовой медью в шашечном порядке, а остальные полукупола - железом. Впоследствии, при отделке внутренних росписей собора сусальным золотом, таким же золотом покрыли и купола.

23 июля 1900 года на собор подняли 9 колоколов: кроме четырех колоколов из временного деревянного собора, поднял пять новых, изготовленных на заводе Финляндского. Самым большим и мелодичным был старинный колокол весом в 700 или 750 пудов, отлитый 20 октября 1744 года для Воскресенского собора в Черкасске (ныне ст. Старочеркасская) мастером Михаилом Шаториным, старанием войскового атамана Даниила Ефремова [4]. В связи с перенесением колоколов на постоянную колокольню прежняя временная кирпичная колокольня была разобрана. 3 сентября того же года на главы собора установили железные позолоченные восьмиконечные кресты. Самый большой крест на главный купол был изготовлен в Богемии, весил 80 пудов, и был высотой в 16 футов. В его перекрестие вставили 80 монолитов из горного хрусталя, граненых под алмазную грань и оправленных каждый в медную посеребренную оправу, что давало огромный световой эффект и заслужило собору наименование "второго солнца Дона." В том же году Северное стекольное общество остеклило все окна.

В 1901 году были окончены штукатурные и скульптурные работы, а также вставлены железные переплеты во всех 136 окнах собора. Ростовская фирма Зигель и ее представительство в Новочеркасске выполнили все работы по отоплению и вентиляции. В этом же году устроили три гранитных крыльца с западной стороны, а в цокольной части собора устроили пять дверей.

В 1902 году пошла заготовка и укладка мраморных плит для полов и внутренних ступеней, а также для иконостаса. Белый мрамор из Италии поставила ростовская фирма итальянца Сильверста Тонитто, а розовый (для колонн), привозили из Франции. Всего уложили 5600 штук мраморных плит четырех цветов: серого, белого, розового и зеленого. Полы на хорах соорудили из метлахской плитки Харьковского завода Бергенгейма. Все бетонные работы произвела Новочеркасская фирма Торлецкого. В том же году в соборе новочеркасской фирмой "Фертиг и Богатырёв" было устроено электрическое освещение. Вокруг собора построили тротуар их метлахской цветной плитки на бетонном основании шириной около 3 м. и длиной около 300 м. Также в том году фирма "Альтшвагер" установила на фасаде собора часы диаметром около 2-х метров, а рядом выставили два образа на позолоченной меди под стеклом размером свыше 2-х квадратных метров каждый работы новочеркасского художника Елисея Григорьевича Черепахина - Донской иконы Божией Матери и Благословляющего Христа. Также под началом Черепахина в соборе изготовили всю церковную мебель и провели многие деревянные работы. Когда собор вчерне построили, из Петербурга приехала комиссия под председательством профессора Инженерной академии генерал-лейтенанта Веденяпина, которая признала выполненные работы правильными и подписала акт о приемке здания собора.

По результатам всероссийского конкурса на лучшее живописное оформление собора победил проект художников Стаборовского и Гружевского из общества Русских художников, утвержденный комиссией при Святейшем Синоде 27 мая 1902 года с незначительными изменениями. Под началом профессора А. В. Пряхова в 1903 году начали монтировать мраморный иконостас, отличающийся великолепной кружевной вязью. Непосредственный эскиз-проект по оформлению собора выполнил художник Грязнов. В Новочеркасск прибыла большая группа живописцев из общества Русских художников, включавшая: Ивана Федоровича Попова, Владимира Михайловича Лопатина, Николая Георгиевича Масленникова, Аполлона Васильевича Троицкого, Владимира Александровича Пояркова, Дмитрия Николаевича Кардовского, Ивана Федоровича Порфирова, Вениамина Николаевича Попова, Александра Михайловича Грушина, а также Г. В. Белащенко, А. В. Троицкого, А. П. Хотулева, Г. Мясоедова, В. А. Иващенко, А. С. Петухова, В. А. Плотникова, Т. К. Петрусевича, Т. П. Шинкаренко, М. Е. Ватутина, Ф. С. Казачинского, С. Е. Девяткина. Всех живописных работ художники выполнили на 100 тыс. руб. (не считая стоимости использованного сусального золота на 17 тыс. руб.) - всего до 200 художественных работ. Самая большая - Страшный суд, площадью более 35 квадратных сажень. Были картины всех Двунадесятых праздников. На центральном куполе - огромное погрудное изображение Христа Вседержителя выполненное художником И. Ф. Порфировым. Над алтарем в апсиде золотистого цвета художником М. Е. Ватутиным по эскизу И. Ф. Попова написана Святая Троица. Ниже, в алтарной части, в открытые царские врата была видна огромная 13-метровая картина художника Вениамина Попова Тайная вечеря, также выполненная по эскизу Попова. Сам же Иван Федорович Попов, оставшийся после росписи собора жить в Новочеркасске, написал четыре картины в притворе собора: Исцеление дочери Хананеянки, Притча о Блудном Сыне, Отрок Иисус во храме и Благословение детей. На хорах, расположенных на втором этаже колокольни, были вывешены картины исторической живописи, которые отразили основные вехи становления и развития Донского казачества. Здесь расположены картины: "Сборы Ермака в поход на Сибирь в 1580 году" художника Ф. С. Казачинского, "Пожалование царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году" художника Д. Н. Кардовского, "Азовское сидение в 1641 году" художника Петрусевича, "Сборы Петра Великаго под Азов в 1696 году" художника Максимова по эскизу Д. Н. Кардовского, "Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году " художника И. Ф. Попова, "Встреча атамана Платова в 1814 году близ г. Новочеркасска" художника Петухова, "Вручение пернача 6 мая 1887 года наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу," художника Д. Н. Кардовского. Внешнее скульптурное оформление собора по эскизам художника Грязнова было выполнено скульптором Возницким. Собор был украшен многими священными надписями: "Дом Мой, дом молитвы есть," "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему," "Господь во дворе святем Своем," "Молитвы мая Господеви воздам пред всеми людьми Его."

В начале 1903 года соборостроительная комиссия определила штат служащих в соборе: 1 смотритель (720 руб. в год), 1 машинист (540 руб.), 1 кочегар (140 руб. за 7 зимних месяцев), 9 сторожей по 180 руб. и 1 сторож при помещении котлов (192 руб.) - всего на содержание служащих при соборе утвердили сумму в 3.212 руб. в год.

В 1904 году проводились столярные работы Новочеркасской фирмой Желтикова и частично фирмой художника Е. Г. Черепахина. В этом же году производилось мощение площади вокруг собора и устройство скверов. Московская мастерская А. М. Постникова изготовила церковную утварь, трое царских врат и 6 боковых дверей из литой чеканной бронзы (лицевые части вызолочены, задние - посеребрены) для иконостасов. Весной все оформительские и мраморные работы закончились. Была также оформлена соборная площадь: замощенная полностью камнем, она имела три сквера с дорожками, электрическое освещение на столбах, чугунный фонтан резной работы. Нижний подвал храма приспособили для хранения свечей, лампадного масла и т.д., а верхний - для несгораемого войскового архива в северном крыле, а в центре - под усыпальницу великих людей Дона, состоящую из 24 мраморных саркофагов. Рядом была сооружена однопрестольная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая символизировала первые деревянные церкви на Дону. В соборе был устроен подземный ход из южной подалтарной части в здание Архиерейского дома. Для обогрева и принудительной вентиляции собора рядом на соборной площади построили "паровичное здание," также соединенное с собором особым тоннелем длиной около 30 м. Предусматривалась паровоздушная колориферная система отопления.

В 1904 году, в связи с достройкой постоянного собора, временный деревянный кафедральный собор неподалёку был закрыт, разобран и перенесен в богоугодные заведения города - на место, где на рубеже XX-XXI веков было двухэтажное кирпичное здание кожно-венерологической больницы.

Завершенный каменный собор стал одним из самых величественных церковных зданий России, уступая по вместимости (5 тысяч человек) только Московскому храму Христа Спасителя (10 тыс. чел.) и Санкт-Петербургскому Исаакиевскому собору (7 тыс. чел.). Строительство третьего варианта в итоге обошлось казакам в 2 миллиона рублей. 9 мая 1904 года состоялось освящение нижней церкви собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы возглавленное архиепископом Донским Афанасием и епископом Аксайским Иоанном, в присутствии многих высоких мирских начальников и других почетных лиц. 25 июня того года в соборе было совершено благодарственное молебствие, возглавленное теми же владыками, по случаю полного окончания работ по сооружению и отделке. Освящение главного престола в честь Вознесения Господня было отложено до 6 мая 1905 года, т.к. ожидали прибытия императора Николая II - в итоге царь не смог прибыть, но прислал телеграмму на следующий день. Освящение, при огромном стечении народа, возглавили те же два архиерея, причём престол был освящен на соборной площади, а затем внесён в алтарь собора. Освящение придела во имя Воскресения Христова возглавил архиепископ Афанасий 22 мая того же года, а придела в честь иконы Божией Матери Одигитрии - 12 июня того же года. В память об освящении и открытии собора многие потрудившиеся в деле его возведения были награждены специально изготовленными памятными медалями, некоторые - орденами Российской империи.

Новочеркасский Вознесенский собор.  Фото нач. XX в.
Новочеркасский Вознесенский собор. Фото нач. XX в.

До закрытия

4 октября 1911 года в усыпальницу собора были перезахоронены тела четырех Донских генералов-героев и владыки Иоанна (Доброзракова), обретенного при этом нетленным. На другой день с южной стороны собора при огромном стечении народа открыли памятник герою Кавказских войн генералу Я. П. Бакланову [5]. 5 декабря 1914 года собор посетил император страстотерпец Николай Александрович [6].

Во время Первой Мировой войны в соборе часто шли службы с просьбами к Богу о даровании победы русскому оружию и здравия воинам России; с соборной площади уходили на фронт после молебна многие казачьи части; в собор возвращались тела павших казаков; отсюда в гробах они направлялись на городские кладбища.

В ходе гражданской войны в соборе получали благословение на труды выборные атаманы Войска Донского - Алексей Максимович Каледин и Алексей Михайлович Назаров. В 1918 году купол собора из матросского поезда прострелили революционеры [7]. Вскоре после захвата города красными в соборе появились красногвардейцы с требованием показать колокольню, на которой по их сведениям казаки, якобы, спрятали пулемет. Не найдя пулемет красногвардейцы "в шапках, с ружьями на перевес... вошли в храм, проникли в алтарь, штыками сорвали облачения с престолов главного и в первом приделе, приподняли и повредили мраморную доску главного престола: «искали казаков»..." [8]. Летом 1918 года на площади у собора проходил смотр боевых подразделений молодой Донской армии, формируемой атаманом П. Н. Красновым для борьбы с большевиками. Здесь же 16 сентября того года после молебна в соборе Донской атаман Краснов принес клятву на верность службы Войску Донскому. В соборе в начале февраля 1919 года произносились благодарственные молитвы и в честь нового Донского атамана А. П. Богаевского. В феврале-марте и апреле того года в соборе отпевали множество погибших тогда от холеры; не раз возносились молитвы о даровании победы Донской армии над Красной армией.

В начале 1920 года Новочеркасск заняла Красная армия. В первые годы советской власти собор работал по прежнему, но новые городские власти объявили собор орудием враждебной белоказачьей пропаганды, средоточием "поповского мракобесия," балластом на пути социалистического строительства; велась активная пропаганда для очернения посещающих собор и отрыва народа от Церкви. Число посещающих собор стало резко падать, а проблемы по его содержанию - резко возрастать. Большим ударом для собора стало хищение из храма икон, церковной утвари и драгоценностей на сумму более 2 млн. руб. Похитителей не нашли, а собор найти средства на возмещение ущерба не мог. Вскоре большинство оставшихся после гражданской войны священно и церковнослужителей собора были арестованы и содержались в подвалах Окружного и городского ВЧК на Александровской ул.; большая группа - в том числе и бывший соборный протоиерей священномученик Захария Лобов - были высланы на Соловки, где многие закончили свою земную жизнь.

Новочеркасский Вознесенский собор.  Фото 1934 г.
Новочеркасский Вознесенский собор. Фото 1934 г.

Закрытие и возобновление в советский период

Когда начались процессы по сбору цветных и драгоценных металлов на нужды коллективизации и индустриализации, в 1934 году в местной газете появилась заметка о том, что "крыша б. городского собора снимается для использования меди и других цветных металлов, новая крыша будет сделана из железа" [9]. Листы позолоченной меди сняли, а железные листы по различным причинам несколько лет не ставили. Собор закрыли. Длительное время он подвергался природной стихии - заливался дождями, заносился снегом, обжигался палящим солнцем и т.д. В подвалах собора стали хранить вначале керосин, а потом зерно для солодового (пивоваренного) завода. Вероятно в этот период, а возможно и ранее, саркофаги в усыпальнице собора были вскрыты и осквернены.

В первые дни оккупации Новочеркасска немецкими захватчиками летом 1942 года по просьбе городских казаков собор был открыт для богослужения. В послевоенные годы в подвалах собора хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, но наверху шли церковные службы. В 1950 году разобрали фонтан на соборной площади, в котором до этого освящали воду. В 1950-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска.

В 1960-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды, но собор выстоял. В среде церковнослужителей собора в 1970-80-е годы не раз возникали различного рода жалобы на неправильные действия отдельных священников, дьяконов, старост - последних сменилось немало. В конце 1970-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации, но средств не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада. Работы проводились подвернувшимися с улицы "мастерами," - "шабаями," - а не дорогостоящими реставрационными мастерскими, поэтому попытки хотя бы частично восстановить разрушающуюся внутреннюю роспись давали печальные результаты.

При советской власти была нарушена дренажная система, отводящая подпочвенные воды от собора в сторону ж/д вокзала по бывшему Крещенскому (затем Красному) спуску, поэтому южную часть подвала собора стала затапливать вода. Многие попытки ее откачки серьезных результатов не давали, и по мнению авторитетных ученых сложившийся водный баланс лучше было не трогать, а воду не откачивать, так как при ее отсутствии разрушительные процессы в нижней части собора могли стать необратимыми.

Новочеркасский Вознесенский собор.  Фото 1990 г.
Новочеркасский Вознесенский собор. Фото 1990 г.

Возрождение в новейший период

С середины 1980-х годов стал обсуждаться вопрос о возможном покрытии куполов и крестов собора сусальным золотом. В связи с этим были предприняты серьезные шаги к обновлению покрытия, но т.к. средств на золочение не было, удалось позолотить только некоторые наружные кресты.

С процессом возрождения казачества, начавшегося на Дону в 1989 году, собор не раз становился средоточием различного рода войсковых церемоний. С осени 1990 года понемногу стали реставрировать нижний подвал собора, где находится усыпальница великих людей Дона. После вскрытия оскверненных останков 1 марта 1992 года, усыпальница была приведена в порядок, после чего 15 мая 1993 года последовало торжественное перезахоронение. На другой день 16 мая духовенство собора участвовало в торжествах по открытию воссозданного и установленного на прежнем пьедестале у собора памятника основателю города атаману Матвею Ивановичу Платову.

В начале 1990-х годов группа ученых во главе с профессором Ю. Мурзенко в составе кооператива "Изыскатель" провела всестороннее обследование состояния собора, и выяснила что собор стоит на "глиняном плывуне," обезвоживание которого может привести к осадке фундамента и нарушению общего стабильного положения собора. При этом собор начал крениться с южной стороны - на то время на 9 см.

В конце 1991 года городская библиотека им. А. С. Пушкина безвозмездно передала для организации соборной библиотеки 1.539 книг и 801 экземпляр журналов религиозного содержания, а также стеллажи, витрины, столы и стулья; была оказана помощь кадрами.

11 июня 1996 года, при посещении Новочеркасска, президент России Б. Н. Ельцин пообещал городским властям и населению что средства на реставрацию собора будут выделены из федерального бюджета. Был создан Фонд возрождения Вознесенского собора. Постановлением мэра Новочеркасска Н. И. Присяжнюка № 166 от 4 февраля 1997 года "О регистрации права собственности на недвижимое имущество за приходами Русской Православной Церкви Ростовской-на-Дону епархии Московской Патриархии" здание собора было закреплено за его приходом.

Благодаря поддержке руководства страны с 2000 года на реставрацию храма стали выделяться средства. К 2011 году велись масштабные работы под надзором губернатора Ростовской области, но освоение средств и качественное выполнение работ по восстановлению живописи с соблюдением необходимого температурного режима находилось под угрозой срыва из-за отсутствия в соборе отопления: проектно-сметная документация на монтаж оборудования котельной и инженерных сетей имелась, но т.к. статус здания котельной оставался неопределённым, выделить на него бюджетные средства не представлялось возможным. Для решения проблемы губернатор распорядился оперативно завершить оформление здания в муниципальную собственность.

20 апреля 2014 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, за Пасхальной великой вечерней митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий зачитал указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о присвоении Вознесенскому соборному храму статуса Патриаршего и именовании его Патриаршим Вознесенским войсковым всеказачьим собором [10].

Архитектура

Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный шестиглавый собор построен в ново-византийском стиле. Выполнен из кирпича. Его технические характеристики составляют: полная высота внутри храма - 51,2 м., полная высота снаружи с крестом - 74,7 м., длина внутри - 72,5 м., длина снаружи - 76,8 м., ширина внутри - 57,6 м., ширина снаружи - 62 м., диаметр купола внутри - 18 м., диаметр снаружи - 21,5 м. В одну службу вмещает 5 тысяч молящихся. Собор имеет два подвала - нижний и верхний общей глубиной около 15 м. Вес бетонного свода, созданного по системе "Монье" (без веса главного креста) - более 182 тонн.

В помещения нижнего подвала ведут две чугунные лестницы: одна винтовая с 70-ю ступенями и 3-мя площадками, другая с 51-й ступенькой и 5-ю маршами. На хоры ведет чугунная лестница, имеющая 9 маршей из 62 ступеней и 9 площадок. А на колокольню - лестница из 4-х маршей с 48 ступенями и 5 площадками, а затем винтовая лестница с 56 ступенями. Всего же на колокольню ведет до 200 ступеней.

Великолепная стенная роспись храма сохранилась частично.

Настоятели, ключари

Святыни и реликвии

На начало XX века:

  • икона Успения Божией Матери со святыми мощами - преподано Войску Донскому митрополитом Киевским Платоном
  • Напрестольное Евангелие - времен Петра I, весом больше пуда
  • Cеребряное блюдо - поднесено Донским дворянством первому Донскому архиепископу Афанасию
  • Кресты, Евангелия и сосуды - пожертвованы в собор в разное время войсковыми атаманами Платовым, Иловайским, Власовым, а также другими благочестивыми прихожанами

Некрополь

После продолжительного обсуждения, определением Святейшего Синода за № 6340 от 14-24 августа 1910 года было решено захоронить в саркофагах соборной усыпальницы прах героев Донского войска: генерал-лейтенанта И. Е. Ефремова, генерал-адьютанта графа В. В. Орлова-Денисова и генерал-лейтенанта Я. П. Бакланова. Синодальным определением от 17-19 августа 1911 года было разрешено также захоронить в усыпальнице останки атамана войска Донского графа М. И. Платова. Перезахоронение всех четырех героев последовало 4 октября того года. Тогда же сюда был помещен прах особолюбимого горожанами архиепископа Донского Иоанна (Доброзракова), тело и одежды которого были найдены при этом нетленными.

В советский период ходили слухи о том, что захоронения были раскрыты и осквернены в первые годы советской власти. Когда 1 марта 1992 года комиссия, сформированная по указанию Донского атамана С. А. Мещерякова из представителей казачества, вскрыла древние захоронения, там обнаружили как части останков, так и строительный мусор, обломки иконостаса и др. Казаки приняли решение привести в порядок донские святыни и торжественно перезахоронить останки знаменитых людей Дона, что и последовало 15 мая 1993 года.

Использованные материалы



[1]  Донская церковная старина, ч. 1, 81, г. Новочеркасск, 1906.

[2]  Донские Епархиальные Ведомости, № 15 от 21 мая 1905, 333-334.

[3]  Донская церковная старина, ч. 111, отд. 1, 1911, 89.

[4]  Подробнее о колоколах собора см. Донские Епархиальные Ведомости, 1900, №22, неоф. отд., 503-504; №32, неоф. отд., 726.

[5]  О торжественной церемонии перезахоронения подробнее см. Попов П. Х., Герои Дона, Новочеркасск, 1911.

[6]  См. Новочеркасск и Платовская гимназия в воспоминаниях и документах, вып. 3, М., 1997, 61.

[7]  Пантюхов Михаил, Красная линия, 1973, 208.

[8]  Донской Край, № 18 от 11(24) мая 1918.

[9]  Знамя Коммуны, № 72 от 22 мая 1934.

[10]  Соборному храму Вознесения Господня г. Новочеркасска присвоен статус Патриаршего войскового всеказачьего собора, сайт Московской Патриархии, - http://patriarchia.ru/db/text/3635419

[11]  Был назначен, но отказался

[12]  "Общее описание хода работ по сооружению Вознесенского Кафедрального Собора", страница сайта Храмы Новочеркасска, http://vsobor.narod.ru/index1.htm

[13]  Лавринов В.В., прот., Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945) // Общество любителей церковной истории, екатеринбург, 2018, c. 363.

[14]  Шадрина А.В., Храмы Азовского района Ростовской области: справочник. – Ростов н/Д, 2014. - 208 С., с. 26.

[15]  Шадрина А.В., Храмы Азовского района Ростовской области: справочник. – Ростов н/Д, 2014. - 208 С., с. 86.

Редакция текста от: 07.05.2022 13:56:03

"НОВОЧЕРКАССКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google