Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МИТРОФАН (СИМАШКЕВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Митрофан (Симашкевич)
Еп. Митрофан (Симашкевич)
Митрофан (Симашкевич) (1845 - 1933), б. митрополит Донской и Новочеркасский, григорианский митрополит Новочеркасский и Северо-Кавказский, управляющий Северо-Кавказской церковной областью

В миру Митрофан Васильевич Симашкевич, родился 23 ноября 1845 года в Подольской губернии в семье священника.

В 1867 году окончил Подольскую духовную семинарию, в 1871 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия [1] и 21 октября назначен преподавателем Подольской духовной семинарии по истории Русской Церкви и французского языка.

15 октября 1875 года утверждён в степени магистра богословия.

Вступил в брак с Иулиттой Ивановной (1855 - 1900), дочерью священника Подольской епархии. Из известных детей - Иулиан (08.01.1886 - 1938).

15 февраля 1877 года назначен ректором Подольской духовной семинарии.

25 февраля 1877 года рукоположен во иерея и 6 марта возведён в сан протоиерея.

С 23 февраля 1879 по 18 октября 1884 года - цензор неофициальной части журнала Подольские епархиальные ведомости.

18 октября 1884 года переведён ректором Донской духовной семинарии в Новочеркасске [2].

6 декабря 1900 года овдовел [3].

С 22 августа 1901 года - редактор журнала Донские епархиальные ведомости.

5 августа 1904 года был пострижен в монашество с оставлением прежнего имени и 6 августа возведён в сан архимандрита.

С 3 сентября 1905 года - председатель комиссии для подготовительных работ по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном соборе.

25 ноября 1905 года был назначен, а 29 января 1906 года - хиротонисан во епископа Чебоксарского, второго викария Казанской епархии. Хиротонию совершали: архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин), епископ Симбирский Гурий (Буртасовский), епископ Нижегородский Назарий (Кириллов) и епископ Чистопольский Алексий (Дородницын).

С 25 июля 1907 года - епископ Пензенский и Саранский.

С 13 февраля 1910 года - почетный член Санкт-Петербургской духовной академии.

6 мая 1914 года возведен в сан архиепископа.

10 января 1915 года назначен архиепископом Донским и Новочеркасским.

10 декабря 1915 года избран почетным членом Казанской духовной академии.

Был председателем отдела личного состава при Святейшем Синоде.

Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917/1918 годов в Москве.

13 февраля 1918 года был арестован, 22 февраля - освобождён.

В мае 1919 года - участник Юго-Восточного Русского Церковного Собора, когда связь с патриархом Тихоном из-за гражданской войны была потеряна, архиепископ Митрофан организовал на Юго-Востоке России Временное Высшее Церковное Управление, объединившее под своим руководством несколько епархий, оказавшихся в стане генерала Деникина, и стал его председателем.

В декабре 1919 года был арестован и этапирован в Новочеркасск. В начале 1920 года освобождён по ходатайству прихожан.

7 апреля 1920 года был возведен в сан митрополита [4].

По приводимым митрополитом Сергием (Петровым) воспоминаниям священника Алексия Пояркова (не подтверждаются другими источниками), в 1922 году митрополит Митрофан непродолжительное время был первым Задонским епископом, будучи "переведенным из Донской епархии, но вскоре перебравшийся в Москву" [5].

19 июля 1922 года обновленческим ВЦУ за неподчинение уволен на покой. Некоторое время проживал в Старочеркасском Ефремовском женском монастыре.

По одним данным, в том же 1922 году был сослан в Нарымский край, где оставался до 1925 года. По другим сведениям, в 1923 году продолжил управление Донской епархией с титулом Донского и Новочеркасского. Кафедра располагалась в Вознесенском кафедральном соборе г. Новочеркасска.

В январе 1926 года уклонился в григорианский раскол (ВВЦС), оставаясь на той же кафедре.

18 ноября 1927 года избран членом пленума ВВЦС (Малого собора епископов).

С декабря 1928 года - григорианский митрополит Новочеркасский и Северо-Кавказский, управляющий Северо-Кавказской церковной областью.

Скончался 28 июля 1933 года [6], не примирившись с Православной Церковью. Причина смерти - старческое истощение [7]. Был погребён на городском кладбище.

24 ноября 2004 года торжественно перезахоронен в ограде Михайло-Архангельской церкви Новочеркасска [8].

Человек умный, справедливый, хороший проповедник и духовный писатель.

Награды

  • набедренник (6 марта 1877)
  • скуфья
  • камилавка (18 апреля 1881)
  • наперсный крест от Синода (22 марта 1886)
  • палица (9 апреля 1899)
  • звание пожизненного действительного члена Императорского православного палестинского общества (3 декабря 1899)
  • орден св. Анны 3-й степени (9 апреля 1889), 2-й степени (15 мая 1893), 1-й степени (6 мая 1907)
  • орден св. Владимира 4-й степени (14 мая 1896), 3-й степени (6 мая 1903), 2-й степени (6 мая 1911)
  • крест на клобук (25 апреля 1918)

Сочинения

Из-под его пера за 34-летний период учено-воспитательной и административной службы вышло много учено-литургических трудов.

Труды эти разнообразны по содержанию. Много трудов по вопросам историко-археологическим, по церковно-литургическим, а также биографического характера, историко-этнографического исследования о Подолии.

Капитальным трудом является его магистерская диссертация "Пророчество Наума о Ниневии". Диссертация отличается высоким научным уровнем: в ней использованы все имевшиеся в то время археологические данные об ассирийцах, относящиеся к Книге пророка Наума, дан очерк истории Ассирии, исследуются исагогические вопросы происхождения Книги пророка Наума. В русской библеистике это самый обширный и обстоятельный труд на данную тему.

Им составлен акафист "Св. Симону, еп. Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу".

Много слов и речей на разные случаи напечатаны в различных изданиях.

  • "Историко-статистическое описание заштатного города Хмельника, Подольской губернии, Литинского уезда". "Под. Еп. Вед.", 1869, № 10-13, "Вест. Зап. Рос." 1870.
  • "Черченская пещера". "Вест. Зап. Рос.", 1879.
  • "Кое-что из жизни Преосв. Иоанникия, первого архп. Подольского". "Под. Еп. Вед.", 1879, № 16.
  • "Римское католичество и его иерархия в Подолии". Каменец-Подольск, 1872. "Под. Еп. Вед.", 1871, 1872.
  • "Истор. стат. описание прихода и церкви в Погапинец". Труд Комитет. для ист. стат. опис. Подольской еп. Вып. I.
  • "Подольский архиерейский дом". "Под. Еп. Вед.", № 2-5, 1874.
  • "Пророчество Наума о Ниневии". Экзегетическое исследование с очерком истории Ассирийского государства и историко-критическим решением вопроса о происхождении книги пророка Наума. Магистерская диссертация. СПБ, 1875.
  • "Историко-географический очерк Подолии". Каменец-Подольск, 1875, вып. I, . 1876, вып. II, Сборник сведений о Подольской губернии.
  • "Об открытии Подольского семинарского Свято-Иоанновского Братства". "Под. Еп. Вед.", 1881, № 27.
  • "Историческая заметка об одном из древнейших обычаев при погребении". "Под. Еп. Вед.", 1881, № 32.
  • "По поводу вновь возникающего женского обычая стричь волосы". Историко-этнографические заметки. "Под. Еп. Вед.", 1881, № 32.
  • "Яков-Иосиф Лейбович Франк". "Под. Еп. Вед.", 1881, № 33.
  • "По поводу нового обвинения евреев в употреблении христианской крови". "Под. Еп. Вед.", 1881, №№ 34, 35, 37.
  • "К вопросу об улучшении материального быта Подольского духовенства". "Под. Еп. Вед.", 1881, №№ 40, 41.
  • "Рахманьский великдень и его происхождение". "Подольский листок", 1881, № 41.
  • "Обычай сжигать "Дидуха". "Подольский листок", 1881, № 46.
  • "Несколько заметок для будущего епархиального съезда Подольского духовенства". "Под. Еп. Вед.", 1881, № 51-52.
  • "Заметка о христианском обычае носить кресты на персях". "Под. Еп. Вед.", 1883, № 29.
  • "Заметка об одном из местных религиозных обычаев". "Под. Еп. Вед.", 1883, № 31.
  • "Об иконостасной иконе, именуемой "Деисус". "Под. Еп. Вед.", 1883, № 33.
  • "Местный религиозный обычай - "лежать крыжем" с замечаниями о некоторых других обычаях". "Под. Еп. Вед.", 1883, № 34, 35, 37.
  • "Поверие о понедельнике". "Под. Еп. Вед.", 1883, № 40.
  • "Анафема и разрешение от нее по чинопоследованиям униатской церкви". "Под. Еп. Вед.", 1883, № 41, 42.
  • "Заметка о разнообразии и изысканности пасхальных яств". "Под. Еп. Вед.", 1884, № 14.
  • "Местный народный праздник "Рахманьский великдень". "Под. Еп. Вед.", 1884, №№ 18, 19, 22.
  • "Местный народный праздник, именуемый "Розгри". "Под. Еп. Вед.", 1884, № 23, 24.
  • "Местный религиозный обычай на второй день Рождества Христова". "Под. Еп. Вед.", 1884, № 25.
  • "Обычай жертвовать к чудотворным иконам, так называемые "вотумы" и офирки". "Под. Еп. Вед.", 1884, № 33.
  • "Высокопреосвященный Леонтий, архп. Холмский и Варшавский". Библиографическая заметка о сочинении свящ. Н. Стрешкевича. "Под. Еп. Вед.", 1884, № 42.
  • "Одно из народных поверий о святителе Николае, Марликийском Чудотворце". "Под. Еп. Вед.", 1884, № 49.
  • "Указатель историко-археологических достопримечательностей Подолии". Каменец-Подольск, 1884.
  • "Исторические сведения о крестном знамении". "Под. Еп. Вед.", 1883, № 46, 47, "Дон. Еп. Вед.", 1885.
  • "О некоторых местных особенностях в церковных обычаях и обрядах при погребении и поминовении усопших". "Под. Еп. Вед.", 1886, № 7.
  • "Одно из древнейших народных поверий". "Под. Еп. Вед.", 1886, № 7.
  • "Много статей помещено в "Подольском Листке" под псевдонимом"
  • "К вопросу об обычаях гадать на книгах Священного Писания". "Под. Еп. Вед.", 1890, № 22, "Дон. Еп. Вед.", 1890, № 6, "Воскр. день", 1890, № 16.
  • "Крестный путь старца-архиепископа". "Приб к "ЦВ", 1918, № 17, 18, с. 587.
  • "Акафист иже во святых Отцу нашему Симону, епископу Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу". Москва, 1892.

Литература

  • "Церк. Вед." 1905, № 51, с. 562.
  • -"- 1907, № 31, с. 295.
  • -"- 1908, № 21, с. 179.
  • -"- 1914, № 18-19, с. 135.
  • -"- 1915, № 3, с. 22.
  • -"- 1918, № 17-18, с. 104.
  • "Приб. к "ЦВ" 1906, № 11, с. 595.
  • -"- 1918, № 17-18, с. 587, 590.
  • "Мисс. Календ." 1907, с. 135.
  • "Под. Еп. Вед." 1896, № 43.
  • "Русск. Паломн." 1912, № 11, с. 175-176.
  • "Прав. Собес." 1907, январь, с. 79.
  • "Церк. Вестн." 1908, № 2, с. 53.
  • -"- 1908, № 11, с. 680.
  • -"- 1908, № 35, с. 1098.
  • -"- 1908, № 39, с. 1222.
  • -"- 1910, № 7, с. 215.
  • "Изв. Каз. Еп." 1907, № 31, с. 937.
  • -"- 1908, № 3, с. 103.
  • "Состав Св. Прав. Всерос. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 130-131.
  • Булгаков, с. 1401, 1408.
  • Двадцатипятилетие службы М.В.Симашкевича. Новочеркасск, 1896.
  • БЭС т.II, стб. 1575, 1790-1791, 2055.
  • БЭЛ т.VII, стб. 729-732.
  • НЭС т.XXVI, стб. 722.
  • ФПС I, № 99.
  • ФАМ II, № 7, с. 4.
  • Памятная книжка Петроград. Дух. Акад. на 1915/1916 уч./год. Петроград, 1915, с. 9.
  • Елевферий митр. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 137.
  • G. Lacombe, Chronique des Eglises orientales, in: Echos d'Orient 1929, Nr. 154.
  • N. Rklickij, Zizneopisanie IV, 293, 298.

Использованные материалы



[1]  "Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг., страница генеалогического сайта А.А. Бовкало: "http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

[2]  Определение Святейшего Синода № 078, Донские епархиальные ведомости, № 22, с. 831.

[3]  Некролог. (+ Иулитта Ивановна Симашкевич), Донские епархиальные ведомости, 1900, № 36 неофиц. отдел, с. 816.

[4]  Так по Лавринову В.В., по другим данным - в 1922 году.

[5]  Сергий (Петров), История Воронежской епархии, ч. 4, с. 722.

[6]  Запись акта о смерти № 1910 от 29 июля 1933 г. // Отдел ЗАГС г. Новочеркасска Ростовской обл.

[7]  Щербак Д.А., Любящий отец // Ростов-н/Д., 2018, с. 157-158.

[8]  Чибисова С. П., История Новочеркасской Михаило-Архангельской церкви: в советское время (1920 - 1990), сноска 86: http://www.pravnovoch.ru/index.phpoption=com_content&view=ar...l=1

Редакция текста от: 24.05.2021 07:29:25

"МИТРОФАН (СИМАШКЕВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google