Калужская духовная семинария, учреждение высшего профессионального православного религиозного образования Калужской епархии Русской Православной Церкви, призванное готовить священнослужителей, богословов, преподавателей духовных учебных заведений, других работников учреждений Московского Патриархата, специалистов в области преподавания Закона Божия в нерелигиозных учебных заведениях.
- Адрес: Россия, 248000, г. Калуга, ул. Набережная, д. 4
- Телефоны: канцелярия/факс (4842) 56-27-00, вахта (4842) 57-72-71
- Официальный сайт: http://kalugads.ru/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Срок обучения - 5 лет. Семинария имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования, выданную Министерством общего и среднего образования Российской Федерации.
При семинарии действует трехгодичная вечерняя богословская школа для взрослых. Занятия здесь ведут как преподаватели КДС, так и лекторы из некоторых вузов Калужской области (например, по предметам Психология и Философия). Также в богословской школе преподают выпускники духовных академий, определенные в КДС после окончания учебы в академии для прохождения преподавательской практики.
С 2003 года семинария издает регулярный "Богословско-исторический сборник", в котором публикуются научно-богословские труды преподавателей и студентов семинарии, а также сторонних авторов, желающих высказаться на страницах сборника по тем или иным вопросам богословия, истории, традиций Церкви, а также современным проблемам церковной и общественной жизни.
История
Первым регулярным духовным учебным заведением в самом Калужском крае было открытое в 1775 году Калужское духовное училище, сразу именовавшееся семинарией.
Первоначально училище помещалось в Калуге, на Жировке, в казенном доме. Официальное же его открытие в Лаврентьевом монастыре состоялось в 1776 году, при участии митрополита Платона, прибывшего в Калугу по случаю открытия Калужского наместничества. Митрополит Платон лично заботился о материальном обеспечении новооткрытой семинарии. Кроме испрошенных у императрицы 300 рублей в год, он сам несколько раз высылал дополнительные средства.
В 1800 году семинария из Лаврентьева монастыря была переведена в здание возле Троицкого собора, в котором до 1880 года помещался и архиерейский дом. В том же году были открыты риторический и философский классы, а в 1802 году - богословский.
При еп. Евлампии (Введенском) было открыто и семинарское общежитие, но к 1809 году в нем проживало лишь 20 человек, остальные - на частных квартирах.
Несмотря на большое общее количество учащихся, выпускников старших классов было мало, так как почти никто до окончания полного курса и не доучивался. Потому еще долго даже священнические места не могли замещаться людьми с образованием, и преосвященным приходилось рукополагать полуграмотных наследников мест, не знавших даже основных догматов веры. Даже в самой Калуге до 1820-х годов не было образованных клириков, за исключением нескольких человек. Так, в 1826 году один диакон на экзамене у еп. Григория (Постникова) отвечал, что "Сын Божий не рожден", а один городской священник смешивал Сына Божия с Духом Святым и не имел понятия о Священном Писании, сознавшись, что "не знает истин христианских за обрабатыванием земли". Положение переменилось лишь после того, как семинария была отделена в Калуге от училища, и лишь окончившие ее могли надеяться на получение достойного места.
Еп. Евлампий (Введенский) отправил комиссию по монастырям епархии, чтобы выяснить, где возможно разместить духовное училище, которое разгрузило бы семинарию. Комиссия, посетив Пафнутьев-Боровский монастырь, Лихвинский, Покровский-Добрый, Мещовский Георгиевский для устроения училища избрала первый. Духовное училище было открыто после Пасхи 1810 года. Преподавать в нем должны были городские клирики, причем плату (200 руб) получал только префект, остальные же должны были исполнять свои обязанности "без жалования, а награду за сие ожидать от высшего духовного начальства епархии".
В 1811 году в калужском семинарском корпусе была устроена церковь во имя Иоанна Богослова. Ко времени построения церкви учащихся в семинарии было уже до 900 человек.
В 1812 году семинария была эвакуирована в Орел, а в ее здании размещался военный лазарет.
В 1814 году епископом Евгением (Болховитиновым) было начато отделение Калужской семинарии от училища. С этой целью за 71 тыс. руб. был куплен дом Билибина, переделка которого длилась до 1840 года, переселение же училища в новое здание длилось еще пять лет.
В 1900 году в семинарии была проведена ревизия, которая обнаружила большие недостатки в управлении семинарией, которые привели к беспорядкам среди учащихся и неподчинению их начальству. В результате ревизии были уволены ректор семинарии и поставлено на вид дурное поведение учащимся, но такие строгие меры, как увольнение, не были к ним применены. Многие годы неправильного управления семинарией давали о себе знать и впоследствии. Среди учащихся были весьма популярны кружки, по большей части социалистической направленности [1].
По декрету от 2 декабря 1917 года о переходе духовно-учебных заведений в ведение бывшего министерства народного просвещения все духовные учебные заведения, в том числе и Калужские духовные семинария и училище, были закрыты, а их имущество передано Наркомпросу.
В 1992 году в Калуге было вновь открыто духовное училище.
В 1996 году училище преобразовано в семинарию, с переходом на четырехлетний курс обучения. Учебные программы ориентированны на курс Московской духовной семинарии.
В 2000 году был осуществлен переход к пятилетнему курсу обучения, учебный процесс построен на основе разработанной Учебным комитетом программы семинарии с пятилетним сроком обучения.
Ректоры
- Венедикт (Григорович) (сентябрь 1821 - 31 августа 1829)
- Владимир (Алявдин) (25 сентября 1829 - 5 декабря 1834)
- Израиль (Лукин) (1835 - 1843 [2])
- Феофилакт (Губин) (3 мая 1850 - 11 декабря 1857)
- Агапит (Лопатин) (1858 - 1860)
- Герасим (Добросердов) (1860 - 1863)
- Иосиф (Баженов) (10 июля 1870 - 18 декабря 1873)
- Мисаил (Крылов) (9 апреля 1878 - 23 октября 1879) и/о
- Авраамий (Летницкий) (23 декабря 1879 - 8 сентября 1880)
- Димитрий Лужецкий (1881 - упом. 1896)
- Александр (Трапицын) (28 июля 1901 - 12 декабря 1904)
- Никодим (Кононов) (1904 - 1909)
- Алексий Преображенский (1909 - упом. 1917)
- Климент (Капалин) (1996 - 29 мая 2013) и/о
- Климент (Капалин) (с 29 мая 2013)
Инспекторы
- Сергий (Назаретский) (23 июля 1843 - 20 сентября 1843)
Известные выпускники
- ок. 1800-1805 - Иасон (Никольский), архим.
- 1840 - Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Угличский
- 1851 - Вениамин (Смирнов), еп. Воронежский
- 1852 - Поликарп (Виноградов), архим.
- 1858 - Иоанн (Митропольский), еп. б. Аксайский
- 1864 - Николай Беляев, проф. КазДА [3]
- 1879 - Никодим (Преображенский), еп. Забайкальский
- 1882 - Никифор (Никольский), архиеп. б. Калининский
- 1894 - сщмч. Георгий Извеков, прот.
- 1900 - Лебедев Николай Михайлович, проф. МДА
- 1904 - сщмч. Сергий Покровский, прот.; Глеб (Покровский), архиеп. Пермский
- 1998 - Антоний (Пухкан), еп. Корсунь-Шевченковский; Феодосий (Снигирёв), архиеп. Черкасский
- 2000 - Игорь Нагайцев, свящ.
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Калужской епархии
- http://eparhia-kaluga.ru/duhovnaja-seminarija/istorija-seminarii.html
- http://eparhia-kaluga.ru/duhovnaja-seminarija/o-seminarii.html
- Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1896, 1917 год // Синодальная типография, СПб, 1896, с. 54; 1917, c. 69.
[1] Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7» Тверь. 2002. С. 152-157 - http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...042
[2] Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К-П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 232.
[3] А.В. Журавский Беляев Николай Яковлевич, "Православная Энциклопедия", Т. 4, сс. 591-592 от 3 мая 2009 г., http://www.pravenc.ru/text/78006.html