Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТУРЧАНИНОВ ПЕТР ИВАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протоиерей Петр Турчанинов
Протоиерей Петр Турчанинов
Турчанинов Петр Иванович (1779 - 1856), протоиерей, один из самых видных русских духовных композиторов, первый гармонизатор древнерусских церковных напевов

Родился 20 ноября 1779 года в Санкт-Петербурге в семье дворянина.

Около 1787 года переехал с семьей в Киев. Воспитывался в киевском народном училище. Мальчиком был взят за прекрасный голос в хор генерала Леванидова.

Князь Потемкин слышал в Киеве леванидовский хор, был восхищен голосом Турчанинова и взял его в Яссы, поручив руководству Джузеппе Сарти.

Однако вскоре Потемкин умер, и в 1792 году Турчанинов вернулся в Киев в тот же хор генерала Леванидова. Участвовал в польском походе в составе корпуса Леванидова, дошел до Люблина, в 1794 году вернулся в Киев. В том же году хор возглавил прибывший из Москвы Артемий Лукьянович Ведель. Вместе с ним был и в Харькове, где и закончил свое образование.

Был регентом разных хоров в Киеве и Севске.

В феврале 1803 года женился на Олимпиаде Зайцевой. В семье родились дети: Николай (1803 г.р.), Варвара (1805 г.р.), Андрей (1807 г.р.).

12 марта 1803 года рукоположен во священника

В 1809 году вызван в Петербург и назначен регентом митрополичьего хора.

8 июля 1814 года был возведен в сан протоиерея к Кексгольмскому собору.

В 1818 году переведен в Петропавловскую церковь при Мариинской больнице для бедных.

С 1827 года - учитель пения в Придворной капелле.

В 1833 году назначен к придворному собору.

В 1835 году определен к церкви Мраморного дворца, а вскоре за тем переведен в Стрелинскую придворную церковь.

В конце 1841 года вышел в отставку по расстроенному здоровью.

Скончался 4 марта 1856 года.

Ему принадлежат как свободные сочинения, так и переложения церковных напевов. Оригинальные сочинения по своему значению ниже его же обработок и не получили меньше распространение, - пожалуй, только "Да исправится" и "Воскресни, Боже". Главная же заслуга - в гармонизации церковных мелодий; здесь он создал новое направление, отличительными чертами которого являются:

  • частое предпочтение широкого голосоведения,
  • передача церковной мелодии как правило альту,
  • сохранение подлинных интервалов мелодического движения (если не считать альтераций).

Широкое голосоведение не только особенность, но и камень преткновения в переложениях Турчанинова, - за исключением баса, остальные голоса он большей частью заставляет петь в высших регистрах, что не всем хорам доступно.

Прот. Димитрий Разумовский писал:

"Широкое голосоведение составляет главный недостаток в произведениях Турчанинова. Трудно и почти невозможно найти такой хор, который бы мог легко и свободно исполнять их. Но он, кажется, писал свои произведения собственно для своего хора, а не для всех хоров русских, чрезвычайно разнообразных по своему составу и качеству".

Из переложений наиболее распространены догматики, задостойники, ирмосы Вел. Четвертка, Пятка и Субботы, "Тебе одеющагося", "Да молчит", воск. тропари по славословии, херувимские и др.

Использованные материалы

  • Аскоченский В. И. Протоиерей Петр Иванович Турчанинов: [Автобиография]. - СПб - 1863.

Редакция текста от: 05.07.2019 13:31:44

"ТУРЧАНИНОВ ПЕТР ИВАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google