Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЛЕКСАНДР (ПАУЛУС)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Александр (Паулус)
Митр. Александр (Паулус)
Александр (Паулус) (1872 - 1953), митрополит бывш. Таллинский и всей Эстонии

В миру Паулус Александр Карлович, родился 2 февраля 1872 года в м. Орикюла-Хауамяэ Перновского уезда Лифляндской губ., в крестьянской семье. Родители - эстонцы Карл (в Православии Кирилл) и Лийза (в Православии Елисавета, урожд. Киркманн).

Учился в саалемской вспомогательной школе (1881/82), феннернской приходской школе (1883/84). Как лучший ученик был направлен в Рижское духовное училище (1884-1888), продолжал обучение в Рижской духовной семинарии (1888-1894). По окончании семинарии зачислен в клир Рижской епархии и определен на должность псаломщика-учителя на приход в Леэзи, в 1897 году переведен в Колга-Яани, в 1900 г.- в Феллин (Вильянди).

В 1901 году вступил в брак с Зинаидой Ахтманн (+ 1909).

29 августа 1901 года рукоположен во священника еп. Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским) и служил на эстонских приходах Рижской епархии - в Кыргессааре на острове Даго (Хийумаа) (1901-1903), в Каркси (1903-1908), в Лайузе (1908-1916) и в Пярну (1916-1920).

21 марта 1919 году на первом Соборе Эстонской Православной Церкви в Таллине прот. Александр Паулус был избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания прот. Александр отказался от предложенной ему хиротонии, формально сославшись на плохое состояние здоровья; другой причиной отказа было полное отсутствие поддержки со стороны представителей русских приходов, желавших для себя избрания русского викарного епископа и воздержавшихся при голосовании. На том же Соборе при единодушном одобрении собравшихся клириков и мирян кандидатом на кафедру правящего архиерея заочно был избран другой эстонец - проф. Московского университета и член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 Александр Каэлас.

Архиепископ Таллинский, предстоятель автономной Эстонской Церкви Московского Патриархата

После внезапной смерти в Иркутске проф. Каэласа в апреле 1920 года и ввиду того что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского государства, получила от патриарха Московского и всея России Тихона 10 мая 1920 года согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эстонского храма в Пярну прот. Александр Паулус был в сентябре 1920 года Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено патриархом Тихоном.

5 декабря 1920 года хиротонисан во епископа Таллинского и всей Эстонии с возведением в сан архиепископа. Хиротонию в Александро-Невском соборе Таллина совершили бывш. архиеп. Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) и архиеп. Финляндский и Выборгский Серафим (Лукьянов). Накануне хиротонии прот. Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность предстоятеля автономной Эстонской Церкви архиеп. Александр осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа - Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал эстонский Преображенский собор в Таллине.

Митрополит Таллинский, предстоятель Эстонской Апостольской Православной Церкви в составе Константинопольского Патриархата

Митр. Александр (Паулус)
Митр. Александр (Паулус)
Под настойчивым давлением эстонских властей и радикальной части эстонского духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от Константинопольского Патриарха, 23 сентября 1922 года Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к патриарху Константинопольскому и Священному Синоду Константинопольской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 года в Стамбуле прошли переговоры между патриархом Константинопольским Мелетием IV (Метаксакисом), провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей православной диаспоры, к которой Константинополь относил также и епархии Русской Церкви, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой архиеп. Александром. 7 июля 1923 года патриарх Мелетий вручил главе эстонской делегации томос, которым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе Константинопольского Патриархата под названием "Эстонская Православная Митрополия". Правящему Таллинскому епископу присваивался титул митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, совершившийся в то время, когда патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 года Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ).

В состав ЭАПЦ в годы возглавления ее митр. Александром входило 147 приходов, из которых 30 были русскими или смешанными. Общее количество православных в Эстонии достигало 210 тыс. (130 тыс. эстонцев и 80 тыс. русских). В 1924 году митр. Александр содействовал образованию в ее составе Нарвской епархии, состоявшей исключительно из русских приходов. К управлению этой епархией он привлек проживавшего в Эстонии бывш. Псковского и Порховского архиеп. Евсевия (Гроздова), принявшего титул архиепископа Нарвского и Изборского. После кончины архиеп. Евсевия в 1929 году и периода временного управления Нарвской епархией еп. Печерским Иоанном (Булиным) митр. Александр сам управлял Нарвской русской епархией с 1932 по 1937 год, вплоть до избрания епископом Нарвским и Изборским Павла (Дмитровского).

Среди русских жителей Эстонии митр. Александр имел непререкаемый нравственный авторитет и пользовался всеобщей любовью. Во многом благодаря его усилиям авторитет правосл. Церкви в Эстонской Республике возрастал из года в год. В 1934 году приходы получили от государства компенсацию за национализированную в начале 1920-х годов церковную землю, им были предоставлены права юридического лица. В 1935 году под руководством митр. Александра был подготовлен и принят Собором Церкви новый устав ЭАПЦ, сохранивший свое значение до наст. времени. В 1937 году, согласно новой Конституции Эстонской Республики, глава ЭАПЦ стал членом Государственного совета. В 1923-1939 годах в Эстонии было построено 15 новых православных храмов: в Венекюла (1923), в Нымме и Лайксааре (1924), в Сурью (1925), в Левала и на о-ве Пийриссаар (1927), в Лухамаа и Мыйзакюла (1932), на православном кладбище в Выру (1933), в Копли (1935), в Мыла (1937), в Кохтла-Ярве (1938) и в Треймани, Саатсе и Элва (1939). Во многом благодаря митр. Александру удалось отстоять от угрозы закрытия и сноса лучший православный храм Эстонии - Александро-Невский собор в Таллине. В 1936 году туда была перенесена кафедра главы Церкви. В 1933 году при Псково-Печерском мужском монастыре открылась духовная семинария, высшее богословское образование можно было получить на теологическом факультете Тартуского университета, где существовала православная кафедра. В 1938 году в Таллине были открыты русскоязычные богословско-пастырские курсы. За годы пребывания на своей кафедре митр. Александр рукоположил более ста священнослужителей, в т. ч. таких известных, как прот. Михаил Ридигер (отец патриарха Алексия II), протопресв. Александр Киселёв, прот. Ростислав Лозинский, буд. Таллинские архипастыри протоиереи Георгий Алексеев и Роман Танг и др.

Возвращение в Русскую Церковь

В июле 1940 года в пределы Эстонской Республики вступили войска Советской армии, 6 августа 1940 года Эстония была включена в состав СССР. 10 ноября 1940 года Синод ЭАПЦ во главе с митр. Александром обратился к митр. Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому), патриаршему местоблюстителю, с прошением о воссоединении с РПЦ. Определением митр. Сергия от 24 февраля 1941 года просьба Синода была удовлетворена. 30 марта 1941 года митр. Александр в резиденции митр. Сергия в Москве принес покаяние в грехе раскола, совершенного, как он заявил, "под давлением бывшего эстонского правительства", и был принят в каноническое общение с Матерью-Церковью. Митр. Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) был назначен экзархом Латвии и Эстонии. За митр. Александром было оставлено право управления Таллинской епархией, еп. Павел (Дмитровский) управлял Нарвской епархией. Незадолго до начала войны митр. Сергий посетил Таллин, вместе с еп. Нарвским Павлом и митр. Александром он совершил литургию в одном из храмов Нарвской русской епархии - таллинской Симеоновской церкви. Между экзархом митр. Сергием и митр. Александром не сложились отношения взаимопонимания и сотрудничества.

Новый разрыв с Московским Патриархатом и восстановление ЭАПЦ

После оккупации летом 1941 года Эстонии немецко-фашистскими войсками митр. Александр заявил о восстановлении им ЭАПЦ. В сентябре 1941 года он сообщил об этом в официальной инстанции и 19 сентября 1941 года получил регистрацию как митрополит Таллинский и всей Эстонии, восстановлена была и деятельность Синода. 14 октября 1941 года митр. Александр обратился к причтам Таллинской и Нарвской епархий с циркулярным письмом, в котором говорилось: 

"Со стороны властей я признан единственным ответственным главою Эстонской Православной Церкви, на каковую должность я избран и рукоположен в 1920 г. Все приходы и церковные учреждения, входящие в состав Эстонской Православной Церкви до захвата власти большевиками, т. е. до 21 июня 1940 года, а также их деятели и члены, обязаны точно, строго и беспрекословно исполнять мои распоряжения и указы. Деятельность Церкви и приходов будет продолжаться согласно соответственным государственным законам, общецерковным установлениям и Уставу Эстонской Православной Церкви, каковой устав был в силе до 21 июня 1940 г. и до сего времени не отменен и не изменен".

В том же письме митр. Александр известил свою паству о прекращении им поминовения за богослужением патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и патриаршего экзарха Латвии и Эстонии митр. Сергия (Воскресенского). Указом от 5 ноября 1942 года за разрыв канонических отношений с Матерью-Церковью, а также "за клятвопреступление во святом Причастии и за самочинное отделение от законного церковного священноначалия" митр. Сергий (Воскресенский) уволил митр. Александра от управления "Эстляндской" епархией, запретив в священнослужении и предав суду архиереев. В связи с трагической кончиной митр. Виленского Сергия (28 апреля 1944) и эмиграцией митр. Александра суд не состоялся. Все эстонские приходы и часть русских приходов продолжали считать митр. Александра главой Церкви до самого конца его пребывания в Эстонии. Оккупационные власти не препятствовали его деятельности, однако запретили поддерживать связь с Константинопольским Патриархатом. Еп. Нарвский Павел из переписки с митр. Александром к маю 1942 года сделал вывод, что митр. Александр "циркуляром от 14 октября порывает всякую связь с Матерью-Церковью" и даже "идет по пути разрыва со Вселенской Церковью". Он и большинство русских приходов сохранили каноническую верность экзарху Латвии и Эстонии митр. Сергию.

В изгнании

20 сентября 1944 года немецкими оккупационными властями митр. Александр был насильственно эвакуирован в Сев. Германию в лагерь Омштеде под г. Ольденбургом. Там во временной лагерной церкви-бараке митр. Александр открыл первый зарубежный эстонский приход. С волной беженцев Эстонию покинули 22 клирика и часть мирян ЭАПЦ. В других лагерях Германии также появились временные храмы, в которых богослужение совершалось на родном для эстонцев языке.

В марте 1947 года митр. Александр получил разрешение поселиться в Швеции и до своей смерти проживал в Стокгольме. 15 января 1948 года им был учрежден Синод для управления 17 эстонскими приходами в разных странах: Швеции (7), США (4), Канаде (3), Англии (1), Германии (1) и Австралии (1). В эмиграции митр. Александр по-прежнему считал себя главой автономной Церкви, продолжая до самой смерти именоваться митрополитом Таллинским и всей Эстонии, несмотря на то что Таллинскую кафедру в это время уже занимали канонические архипастыри, находившиеся в юрисдикции Русской Церкви. 

Скончался 18 октября 1953 года в Стокгольме. 25 октября был похоронен на православном Лесном кладбище в Стокгольме. В его отпевании не принял участия никто из официальных представителей Константинопольского Патриархата. После его кончины приходы эстонской диаспоры по их просьбе были включены в местные епархиальные структуры Константинопольского Патриархата.

Литература

  • Isa Aleksandri Paulus pühitsemine esimeseks Eesti iseseiswa kiriku peapiiskopiks // Uus Elu. Tallinn, 1920. N 4. Lk. 7-10;
  • Laar A. Ülevaade Eesti Ap.-Õigeusu Kiriku elukäigust - Eesti abipiiskopist kuni iseseisvuseni // Ibid. Tallinn, 1923. N 7-8;
  • Samon S. ülempr., Salasoo S. M. Kiriku ajalugu. Tallinn, 1990 (ümbertrükk);
  • Kaljukosk A. üpr. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik. 1995 Pãevastik. Tallinn, 1994. Lk. 29-37;
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви. М., 1997. С. 218-219, 290-292;
  • Нарвский архиерей: Мат-лы к биографии епископа Нарвского и Изборского Павла (Дмитровского), впосл. архиепископа Таллинского и Эстонского. Нарва, 1997. С. 41-49;
  • Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 377, 378, 385-390, 393, 401-405.

Использованные материалы

  • Свящ. Александр Вершинин. "Александр (Паулус)" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 499-501

Редакция текста от: 24.01.2021 18:43:50

"АЛЕКСАНДР (ПАУЛУС)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google