Архиеп. Павел (Дмитровский) |
В миру Дмитровский Павел Григорьевич, родился 15 января 1872 года в селе Большая Белозерка Мелитопольского уезда Таврической губернии в семье псаломщика. Окончил начальную школу.
Поступил в Симферопольское духовное училище, в 1894 году окончил Таврическую духовную семинарию по первому разряду.
Был назначен на псаломщиком Михаило-Архангельской церкви села Михайловки Мелитопольского уезда и учителем местной школы.
В сентябре 1895 года переведен заведующим училища в село Большая Белозерка Мелитопольского уезда.
В апреле 1896 года женился на Анастасии и 5 мая того же года был рукоположен во диакона, а на следующий день - во священника и назначен настоятелем Борисо-Глебской церкви села Астраханка, известного существованием различных сект.
В 1899 году из-за болезни жены перевелся в Крым, в село Зуя Симферопольского уезда, где также состоял членом Симферопольского училищного совета и был законоучителем нескольких школ прихода.
В 1901 году овдовел. Служил на приходах Таврической и Петербургской епархий, был следователем консистории.
С 1908 по 1911 год был вольнослушателем Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1911 году вновь поступил на епархиальную службу в селе Ивановском Ямбургского уезда.
В 1915 году, во время первой мировой войны, поступил священником на учебное судно минного отряда Балтийского флота «Народоволец». По увольнении с корабля получил следующее удостоверение:
Поскольку корабль в это время находился в Финском заливе, отец Павел остался в Эстонии и с таким "красным" документом прибыл в Нарву, вызвав недоверие местного духовенства.
С июля 1919 года служил вторым священником вначале в Кренгольмской Воскресенской церкви (ныне это Нарвский Воскресенский собор), а с 1 сентября - в Нарвском Спасо-Преображенском соборе. Также состоял законоучителем Нарвских гимназий и членом Нарвского епархиального совета.
Летом 1937 года общецерковным собранием был избран, а 3 октября 1937 года хиротонисан во епископа Нарвского и Изборского.
Только что прошедшая война много чего нарушила. Был заброшен и обычай ходить крестным ходом на могилу «северо-западников» (воинов армии Юденича). Владыка Павел его возрождает. "Память о русских воинах не должна умереть", – говорил он. И скромно совершал на братской могиле панихиды. Позже, не без его участия, под холмом, увенчанным чугунным крестом, были захоронены и умершие от ран и тифа советские военнопленные.
С появлением в 1941 году немецких оккупационных войск ему пришлось выдержать тяжелую борьбу за право единения с Матерью-Церковью не только с ними, но и с митрополитом Александром (Паулусом) и эстонской полицией и администрацией. Благодаря принятию решительных мер, ему удалось сохранить в этом единении почти все русское духовенство, а также все русские приходы. И, несмотря ни на что, остаться верным Матери – Русской Православной Церкви, подчиняясь экзарху Сергию (Воскресенскому), когда митрополит Таллинский и Эстонский Александр перешел в Константинопольскую юрисдикцию, а затем и вовсе покинул Эстонию.
Дважды по доносу владыку вызывали в гестапо. Уходя на допрос, он говорил своему секретарю: "Если я не вернусь, пакет с книгами сожги или выброси в Нарову".
Везде, где только мало-мальски позволяли условия оккупации, на помощь людям, оказавшимся в трудных обстоятельствах, направлялось духовенство. Священники и церковнослужители посещали лагеря советских военнопленных, трудовые лагеря пересыльных из России, совершали богослужения, крестили, отпевали. С собой привозили одежду и продукты. Добивались от немецкого командования сносных условий содержания заключенных.
Посещал в Нарве так называемые "красные амбары" на берегу Наровы, где в жутких условиях содержались советские военнопленные. В "амбарах" свирепствовал тиф. Жители города за много верст обходили эти места. Только архиепископ мужественно входил в эту юдоль смерти.
В бывшем здании Нарвского городского общественного собрания и в здании городского лазарета находились раненые и больные пленные красноармейцы. В феврале 1942 года он совершил в фойе клуба воскресную Литургию, сам обошел здания, причащая больных. Полуголодные, больные люди лежали на полу, на грязной соломе. Несмотря на тяжелое время, ко второму посещению нарвитяне собрали две подводы продуктов и одежды. Все было роздано пленным.
Он был добрым духовным отцом и воспитателем. Дети любили его до обожания. О доброте и строгости владыки по отношению к детям рассказы живы до сих пор. Только после его смерти многие гимназисты Нарвской русской эмигрантской гимназии узнали, что плату за их учение вносил их учитель Закона Божия. Кошелек его был постоянно пуст, т.к. все, что он имел, он постоянно раздавал либо бедным, либо детям. Сам же жил очень скромно. Однажды Комитет по избранию его на епископскую кафедру решил обставить архиерейскую квартиру соответствующим образом. Привезли первую вещь. Когда рабочие, установив буфет, уходили, владыка сказал секретарю Комитета: "Ко мне придет нищий, и у меня для него не окажется и пяти центов. Тогда он, осмотрев мои хоромы, скажет, что я – лжец!" Так и остался роскошный буфет стоять одиноко среди скромной мебели.
21 декабря 1942 года был возведен в сан архиепископа указом экзарха митрополита Сергия.
Участник Псковской православной миссии.
В январе-феврале 1945 года принимал участие в заседаниях Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором был избран патриархом Московским и всея Руси митрополит Алексий (Симанский). Во время Собора архиеп. Павел был госпитализирован в клинику Склифосовского с тяжелейшим инфарктом. Вернувшись в Таллин, он часто болел.
16 апреля 1945 года был назначен архиепископом Таллинским и Эстонским.
В 1945 году владыка вновь открыл Александро-Невский кафедральный собор в Таллине, закрытый во время немецкой оккупации в 1941 году. Праздник Победы по распоряжению владыки был отмечен радостным трезвоном колоколов в течение всего дня.
Скончался 2 февраля 1946 года. Отпевание было совершено 6 февраля митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) в сослужении почти всего духовенства Эстонской епархии. Похоронен на православном кладбище в Таллине.
Литература
- "ЖМП" 1945, № 9, с. 45-46, 1946, № 7, с. 4.
- "Русск. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война". (сборник церковных документов) 1941 г. с. 33-35.
- Irenikon 14(1937)438.
- D. Pospielovsky, The Russian Church 229.
- H. Fireside, Icon and Swastika 137.
- W. Alexeev — Th. G. Stavrou, The Great Revival 88.
- W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum, in: Kirche im Osten 21/22(1978/79)104, 107.
- Nauka i Religija 1969, 2, 31.
Использованные материалы
- Архиепископ Павел (Дмитровский), Ежемесячная газета "Мир Православия" №1 (46) январь 2002
- "Нарвсий архипастырь", газета Молодежь Эстонии, 6 февраля 2001
- Страница сайта "Русское Православие":