Болландисты (лат. bollandistes; франц. Société des Bollandistes), общество ученых-иезуитов, издателей собрания житий святых "Acta Sanctorum", публикация которых была предпринята в XVII веке и продолжается до настоящего времени. Называются по имени основателя общества Ж. Болланда (1596-1665).
Проект публикации житий святых в 18 томах с аннотациями и индексами был предложен ученым-эрудитом бельгийским иезуитом Г. Росвейде (1569-1629). Он начал поиск материалов - рукописей житий святых - преимущественно в монастырях Бельгии и Сев. Франции. Им были изданы "Fasti sanctorum quorum Vitae in Belgicis bibliothecis manuscriptae" (Календарь святых, рукописи житий которых содержатся в бельгийских библиотеках. 1607) и "Vitae Patrum" (Жития отцов-пустынников. 1615).
После смерти Росвейде материалы были переданы Болланду, изменившему как план, так и метод работы с ними. В его полном издании житий агиографический материал был организован по календарному принципу, в порядке следования дней памяти святых; тексту жития предшествовал исторический комментарий, посвященный как самому святому, так и критическому анализу текста (выявление автора, история переводов и т. д.), а также традициям почитания святого, перенесению мощей. Каждый том содержал несколько индексов: алфавитный и хронологический перечни святых, списки упоминавшихся имен, географических названий.
Иезуитская община Антверпена освободила Болланда от пастырских обязанностей, его помощниками и преемниками стали иезуиты Г. Хеншен (1601-1681) и Д. Папеброх (1628-1714). Болланд стал инициатором переписки со многими европейскими учеными-эрудитами; поиск материалов проводился во всех монастырских библиотеках (прежде всего Бельгии, Франции, Англии), зачастую на собственные средства издателей. Помимо собственно житий святых были изданы небольшие монографии, посвященные отдельным житиям, вопросам дипломатики, историческим событиям или епархиям [1]. Первые два тома "Acta sanctorum" (ActaSS. Ian.- Жития святых января) появились в 1643 году. Папа Римский Александр VII обратился к Болланду с поздравительным письмом, в котором выразил убеждение о важности для Церкви подобного издания, и пригласил болландистов в Рим для работы с архивами Ватиканской библиотеки. Также Болланд выступил с идеей публикации юбилейного тома, посвященного 100-летию ордена иезуитов [2]. Позднее преемники "первого поколения" болландистов собирали сведения в библиотеках Германии, Австрии, Чехии, Франции, Венгрии и т. д. Полученные материалы впоследствии были помещены в специально созданный музей болландистов в Антверпене.
Критический анализ текстов житий и скептическое отношение к признанным средневековым легендам вызывали ожесточенную полемику, напр. Папеброха, с представителями ордена кармелитов в связи с тем, что как недостоверная была отвергнута легенда об основании ордена прор. Илией; инквизиции Рима и Испании обвинили Папеброха в ереси, а в 1695 году 14 опубликованных к тому времени томов "Acta sanctorum" были внесены в Индекс запрещенных книг. Папеброх подверг также сомнению подлинность хартий меровингской эпохи, результатом чего стала его полемика с ученым и палеографом, членом конгрегации мавристов Ж. Мабильоном, который опубликовал трактат "О дипломатике" (De re diplomatica. 1681), заложивший основы дипломатики как науки.
До 1773 года, когда орден иезуитов был расформирован, болландисты издали 50 томов "Acta sanctorum". После 1788 года, когда на деятельность болландистов был наложен запрет австрийским правительством и монастырь в Антверпене был превращен в военную школу, им пришлось перебраться в монастырь Кауденберг в Брюсселе, а затем в аббатство Тонгерло. Во время Французской революции библиотеки болландистов были разграблены, они прекратили свою деятельность и возобновили ее только в 1837 году в Брюсселе, первая новая публикация вышла в 1845 году. К 1000-летнему юбилею (1863) начала просвещения славян святыми равноап. Кириллом и Мефодием болландисты издали отдельный том "Annus Ecclesiasticus Graeco-Slavicus", составленный русским иезуитом, историком и агиографом И. Мартыновым. В этот том, переизданный в 1870 году. в качестве 11-го тома "Acta sanctorum Octobris", вошли имена святых, которые почитаются в славянских Восточных католических Церквах, а также имена многих православных святых.
С 1882 года болландисты начали издавать ежеквартальное обозрение "Analecta Bollandiana", посвященное исследованиям в области агиографии и публикациям неизвестных ранее документов. Другое издание - "Subsidia hagiographica" (с 1886) включает списки всех агиографических источников: "Bibliotheca hagiographica latina" (BHL, с 1911), "Bibliotheca hagiographica graeca" (BHG), "Bibliotheca hariographica orientalis" (BHO). Кроме того, болландистами был издан ряд работ по хронологии Римских пап, Константинопольских Патриархов, о списках епископов Александрии, Иерусалима, Милана. В 1940 году под руководством И. Делайе (+ 1941) предпринято критическое издание Римского мартиролога (Martyrologium Romanum). К 1940 году "Acta sanctorum" состояли из 68 томов in folio (от 1 января до 10 ноября), включая "Комментарий к Мартирологу св. Иеронима" (1931) и "Введение к житиям святых декабря" (Propylaeum ad acta sanctorum Decembris / Ed. H. Delehaye. Brux.; 1940). В 1966-1971 годам было предпринято репринтное издание первых 60 томов.
На 2009 год болландисты насчитывали восемь человек, их резиденция находится в Брюсселе.
Литература
- Deleheye H. À travers trois siècles l'œuvre des Bollandistes: 1615-1915. Brux., 1920, 19592;
- Peeters P. L'Œuvre des Bollandistes. Brux., 1961;
- Knowles D. Great Historical Enterprises: Problems in Monastic History. L., 1963. P. 3-32;
- Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского Средневековья. М., 1987. С. 54-59.
Использованные материалы
- А. Ю. Серёгина. "Болландисты" // Православная энциклопедия, т. 5, с. 651-652
[1] напр. De episcopatu traiectensi. 1653; De tribus Dagobertis. 1656
[2] Imago primi saeculu Societatis Jesu. Antw., 1640