Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИННОКЕНТИЙ I РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иннокентий I, папа Римский. Роспись церкви Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме. V в.
Иннокентий I, папа Римский. Роспись церкви Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме. V в.
Иннокентий I (лат. Innocentius; + 417), папа Римский, святитель, исповедник

Память 28 июля (Антиох.-зап. [1])

Согласно Liber Pontificalis, родился в семье Иннокентия из города Альба близ Рима. Блаженный Иероним Стридонский называл Иннокентия I сыном Римского святителя Анастасия I [2], подразумевая, что Иннокентий был его духовным сыном, однако слова можно истолковать и как указание на кровное родство. Косвенным подтверждением этого может служить и то обстоятельство, что Иннокентий I, как и его предшественник, был похоронен в катакомбах Понтиана на Портовой дороге [3], где, вероятно, находилась родовая усыпальница Анастасия I.

О деятельности Иннокентия I до возведения на кафедру сведений нет. 22 декабря 401 года он был поставлен епископом Римским.

В конце 403 или начале 404 года папа Иннокентий был оповещён о низложении святителя Иоанна Златоуста и о гонениях на его сторонников. Иннокентий I не ответил на послание епископа Феофила Александрийского, инициатора осуждения святителя Иоанна. Однако, получив более точные сведения о событиях в Константинополе от диакона Евсевия и от делегации, вручившей ему послания от самого Иоанна Златоуста и от его сторонников - 40 епископов и константинопольского клира, Иннокентий I отправил конфликтующим сторонам послания, в которых извещал, что сохраняет общение со сторонниками как святителя Иоанна Златоуста, так и епископа Феофила, однако считает осуждение Константинопольского епископа незаконным и предлагает пересмотреть дело на Соборе западных и восточных епископов [4]. Епископ Феофил направил в Рим посольство с целью доказать справедливость суда над Иоанном Златоустом; из представленных документов (вероятно, актов Собора "при Дубе" 403 г.) Иннокентий I узнал, что святитель был осуждён заочно, без предъявления весомых обвинений. В послании к Феофилу (лето 404) Иннокентий I настаивал на пересмотре дела Златоуста, вновь выразив надежду на примирение враждующих партий на особом Соборе. Тогда же в Рим было доставлено послание от 25 епископов, сторонников святителя Иоанна, в котором сообщалось о его ссылке в Кукус и о беспорядках в Константинополе. В ответном послании Иннокентий I призывал Иоанна Златоуста запастись терпением и надеяться на благополучный исход дела [5].

Феофил I Александрийский, отказавшись от пересмотра дела, пытался не допустить активного вмешательства Иннокентия I. Противники святителя Иоанна организовали избрание на Антиохийскую кафедру Порфирия (404), в Константинополь был поставлен новый епископ Арсакий, продолживший преследования сторонников Златоуста, многие из которых бежали в Рим. Иннокентий I получил жалобы на притеснения от епископов Карии, от антиохийского и константинопольского клира, от месопотамских монахов и от префекта Константинополя Оптатия, о чём сообщается в послании к епископу Аврелию Карфагенскому и блаженному Августину [6].

Весной 405 года Иннокентий I отправил послание, адресованное клиру и народу Константинополя, в котором, утверждая, что святитель Иоанн был осуждён и изгнан вопреки канонам, он отказывался считать сменившего его на Константинопольской кафедре Арсакия законным епископом. В послании вновь говорилось о необходимости пересмотреть дело на новом Соборе. Иннокентий I обратился за поддержкой к императору Гонорию, который поручил ему обсудить вопрос на Соборе италийских епископов (сам Гонорий неоднократно обращался к императору Аркадию с просьбой прекратить гонения и рассмотреть дело на Соборе епископов). В конце 405 года в Константинополь была направлена делегация, однако посольство окончилось неудачей - римских легатов заключили в крепость, а затем выслали на Запад.

Весной 406 года Иннокентий I получил послание от Иоанна Златоуста с жалобами на тяжёлые условия жизни, где святитель выражал надежду на помощь из Рима. К этому времени император Гонорий, оказавшись в сложном политическом положении, уже не мог влиять на императора Аркадия. На личные обращения Иннокентия I Аркадий и предстоятели Восточных Церквей (Феофил I Александрийский, Порфирий Антиохийский, Аттик Константинопольский) не отвечали, поэтому Римский епископ был вынужден разорвать с ними общение. Кончина святителя Иоанна Златоуста (сентябрь 407) не привела к прекращению конфликта: его сторонники в Антиохии и Константинополе отказались признать епископов Порфирия и Аттика (т. н. иоаннитский раскол). Лишь в 415 году епископ Александр I Антиохийский, а за ним и епископ Аттик Константинопольский, смогли восстановить общение с Римом после внесения имени святителя Иоанна Златоуста в диптихи. Несмотря на то, что Антиохийская и Константинопольская кафедры примирились с Римом, святитель Кирилл Александрийский не желал идти на уступки.

Понтификат Иннокентия I пришёлся на период кризиса в Западной Римской империи, приведшего впоследствии к упразднению императорской власти на Западе. Ухудшению ситуации при императоре Гонории (395-423) способствовали частая смена высших гражданских и военных чиновников после казни магистра армии Стилихона (408), борьба партий при дворе, вторжения варваров и мятежи узурпаторов в провинциях. В октябре 408 года вождь вестготов Аларих осадил Рим. Население осажденного города страдало от голода и эпидемий. Римский префект Помпеян получил от языческих жрецов (гаруспиков) "откровение" о том, что бедствия обрушились на римлян за то, что те перестали служить языческим богам; после восстановления прежнего культа боги направят гнев на врагов римского народа. Префект выступил в сенате с предложением совершить языческие жертвоприношения на Капитолии. Историк Зосим пишет, что Иннокентий I не стал возражать против этого [7]. Созомен, сообщая об этих событиях, дипломатично умалчивал о согласии Иннокентия I на проведение языческих ритуалов в Риме [8].

После переговоров Аларих получил выкуп и отвёл войска в Тусцию (Этрурию, совр. обл. Тоскана), однако для заключения официального договора с готами требовалось согласие императора. В 409 году в Равенну последовательно были направлены два посольства. Первое из них, во главе с сенаторами Цецилианом, Приском Атталом и Максимином, не было успешным. Во втором посольстве в Равенну принимал участие Иннокентий I. Послам удалось добиться согласия императора Гонория на переговоры с Аларихом, которые, однако, не привели к согласию.

24 августа 410 года готы захватили город и в течение трёх дней разоряли его. Не пострадала лишь базилика святого Петра, которую вождь готов взял под охрану [9]. После ухода готов из Италии наместник Африки Гераклиан провозгласил себя императором (413) и предпринял поход на Рим, однако потерпел поражение от войска комита Марина. Иннокентий I, с 409 года находившийся в Равенне, вернулся в Рим не ранее 412 или 413 года. В связи с отсутствием в самый тяжёлый для города период епископа в Риме историк Павел Орозий, прибегая к библейским образам, писал, что Господь вывел Иннокентия I из Рима перед его разрушением, как некогда праведного Лота из Содома, чтобы он не видел гибели грешного города [10].

После вступления на Римскую кафедру Иннокентий I обратил особое внимание на церковно-политическое положение Восточного Иллирика (В. Мёзии). После 379 года диоцез отошел Восточной Римской империи, однако Иннокентий I стремился сохранить над ним церковную власть, наделив особыми правами епископа Фессалоникийского, представителя Римского престола в Иллирике. Статус Фессалоникийского епископа определялся как "первенствующий среди первенствующих" (inter ipsos primatos primus). Впоследствии епископы Македонии обращались к Иннокентию I за консультациями по общеканоническим и частным дисциплинарным вопросам. Результатом этой политики стало формирование особого Фессалоникийского викариата Римского престола при Вонифатии I (418-422).

Иннокентий I часто вмешивался в дела местных Церквей под предлогом рассмотрения богослужебных и дисциплинарных вопросов. Он стремился утвердить римские литургические обычаи в Галлии и Италии, унифицировать дисциплинарную и богослужебную практику по римскому образцу. Он сформулировал теорию о преимуществе римские традиции как наиболее древней и сохранившей чистое учение апостолов. Согласно Иннокентию I, Римская Церковь, приняв апостольское предание, сохранила его неповрежденным и передала Церквам в Италии, Галлии, Африке, Испании и т. д. Только Римская кафедра является апостольской, именно от нее получили благодать местные Церкви. Особые литургические и канонические обычаи в различных Церквах Запада возникли в ходе исторического развития и, т. о., являются искажением изначального, принесенного из Рима апостольского предания.

При Иннокентии I была предпринята первая на Западе попытка кодификации церковного права. В Рим была привезена составленная в IV в. в Антиохии т. н. Синтагма канонов. Кроме известных ранее в различных переводах канонов I Вселенского Собора, к которым были добавлены постановления Сардикийского Собора (под именем Никейского), сюда вошли правила ряда Поместных восточных Соборов (Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского). Эта первая лат. коллекция канонов сохранилась в разных редакциях в составе позднейших собраний - собрания Дионисия Малого, "Hispana" и т. п.

В Liber Pontificalis упоминается о борьбе Иннокентия I с иудеями и язычниками, а также с монтанистами (Catafrigae), которых он изгнал из Рима и разослал по монастырям. Эти действия были обусловлены законом имп. Гонория (от 22 февраля 407), в котором предусматривались суровые меры не только против монтанистов, но и против присциллиан и манихеев [11]. Сохранилось послание Иннокентия I к еп. Лаврентию с требованием принять меры против фотиниан (последователей Фотина Сирмийского), для чего были посланы дефенсоры Римской Церкви (defensores Ecclesiae nostrae). Лаврентий занимал кафедру г. Сения (Senia) или Сена (Sena), который, по мнению ряда исследователей (Ф. Жаффе и др.), можно отождествить с г. Сения в Юж. Далмации (ныне г. Сень, Хорватия) или, что более вероятно, с г. Сена Юлия (ныне Сиена, Италия).

Иннокентий I принимал участие в разбирательствах по делам ереси присциллиан в Испании и сторонников пелагианства в Африке. К концу IV века центром присциллианства в Испании стала пров. Галлеция, местные епископы Симфозий и Диктиний искали воссоединения с православной Церковью. Иннокентий I не поддержал иерархов, которые отказались вступать в общение с раскаявшимися присциллианскими клириками и спровоцировали церковный раскол.

Иннокентий I поддерживал связь с Карфагенским еп. Аврелием и блж. Августином [12]. Особенно тесными контакты между Римом и Церковью в Африке стали во время дела Пелагия. В 416 году Карфагенский и Милевский Соборы направили послания Иннокентию I с просьбой осудить основные положения ереси пелагианства. Воспользовавшись трудным положением африканских епископов, Иннокентий I в ответном послании указал им на особый авторитет Римской кафедры в области вероучения и представил обращение епископов как признание ими "древнего отеческого обычая" передавать важнейшие церковные дела на рассмотрение Римского епископа. Иннокентий I выдвинул тезис о том, что Римская Церковь является единственным источником истинной апостольской веры. Иннокентий I поддержал осуждение Пелагия и Целестия, повторив основные аргументы, предложенные африканскими епископами.

Антиохийский еп. Александр использовал дружественные отношения с Иннокентием I для укрепления положения своей кафедры на Востоке. Иннокентий I утверждал, что юрисдикция Антиохийской Церкви распространяется на диоцез Восток, включавший 15 провинций от Синайского полуострова до Киликии, понимая первенство Антиохийского епископа как право утверждать избрание не только митрополитов, но и всех епископов в любой провинции диоцеза Восток. Т. о. Иннокентий I отверг притязания епархий острова Кипр на автономию, которая, по его мнению, была оправданной только в период господства в Антиохии ариан. В порядке скрытой полемики с Константинополем Иннокентий I объяснял особый статус Антиохии не столько значимостью города, сколько древностью местной Церкви: в Антиохии находилась первая кафедра ап. Петра и проходил один из апостольских Соборов. По мнению Иннокентия I, Антиохия уступала Риму потому, что была одним из мест проповеди апостолов, тогда как в Риме их проповедь завершилась.

При Иннокентии I на средства знатной матроны Вестины в Риме была основана церковь св. мучеников Гервасия и Протасия (впосл. Сан-Витале), именовавшаяся также "титул Вестины". В Liber Pontificalis содержится подробное описание пожертвований, сделанных Вестиной для церкви, строителями которой были пресвитеры Урсицин и Леопард и диакон Ливиан. Пресвитеры Леопард и Павлин восстановили пригородную базилику св. Агнессы, которая с этого времени была приписана к "титулу Вестины".

Иннокентий I скончался 12 марта 417 года, согласно Мартирологу Иеронима. По Liber Pontificalis, дата кончины 28 июля, однако она не соотносится с общим расчетом хронологии его понтификата. В ряде рукописей Мартиролога память Иннокентия I значится 14 марта (возможно, дата погребения). В Малмсберийском и Зальцбургском итинерариях (VII-VIII вв.) сохранились сведения о захоронении Иннокентия I в катакомбах Понтиана, однако др. сведения об Иннокентии I в итинерариях являются ошибочными.

Память Иннокентия I под 28 июля содержится в каролингских "исторических" мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда), а также в "Перечне святых" Петра Наталиса (XIV в.- Petr. Natal. CatSS. VI 149) и в Римском мартирологе (XVI в.). Других свидетельств почитания Иннокентия I в средние века не сохранилось.

Сочинения

От понтификата Иннокентия I сохранились 44 послания, многие из которых в качестве декреталий были включены в позднейшие канонические собрания ("Hispana", собрание Дионисия Малого и т. д.), а также в сборники посланий Римских пап ("Collectio Avellana", "Collectio Thessalonicensis" и др.). Ряд писем сохранился только в переводе на греческий в сочинениях историков Зосима и Созомена. В арабской катене сохранился фрагмент послания Иннокентия I к Севериану Габальскому, посвященный учению о нераздельном соединении двух природ и едином Лице Христа [13]. Послание направлено против монархианства, в рамках которого утверждалось, что божественная природа соединилась с человеческой лишь при Крещении Христа, а тело Спасителя имело "как бы небесную" природу. В опровержение этих учений папа приводит православную точку зрения: божественное и человеческое, соединившись в момент зачатия, пребывают нераздельно во Христе.

В переписке Иннокентия I затронуты разнообразные темы, в т. ч. канонические и литургические. Он сыграл решающую роль в осуждении пелагианства, активно выступал в защиту свт. Иоанна Златоуста. В ряде посланий Иннокентий I сформулировал концепцию особого статуса Римского престола как хранителя апостольского предания и истинной веры.

Среди корреспондентов Иннокентия I были частные лица - представители римской аристократии, напр. Аниция Юлиана Старшая и Проб, церковные деятели и видные богословы (блж. Иероним Стридонский, блж. Августин Гиппонский), провинциальные епископы (Децентий, еп. г. Эвгубий (ныне Губбио, Италия), Эксуперий, еп. г. Толоза (ныне Тулуза, Франция), Мартиниан (Мартиан, Маркиан), еп. г. Наисс (ныне Ниш, Сербия)), предстоятели важнейших кафедр (святители Иоанн Златоуст, Феофил I Александрийский, Александр I Антиохийский, Аврелий Карфагенский). Переписка Иннокентия I с восточноримским имп. Аркадием (два послания папы, в которых Иннокентий I якобы объявил об отлучении от Церкви Аркадия и его супруги Евдоксии, и два ответных письма императора [14]) является подделкой VI века, возможно созданной защитниками "Трех Глав" в окружении папы Вигилия с целью борьбы против имп. Юстиниана I и его супруги Феодоры. В корпусе Лжеисидоровых декреталий Иннокентию I приписывается подложная декреталия к Аврелию Карфагенскому о недопустимости возведения в высшие степени священства лиц, не прошедших низшие степени [[Innocent. I, papa. Ep. 44).

Публикации:

  • CPL, N 1641-1643;
  • PL. 20. Col. 463-636.

Литература

  • BHL. P. 634 (sine num.);
  • LP. Vol. 1. P. 220-224;
  • ActaSS. Iul. T. 6. P. 548-561;
  • Anastasius Bibliothecarius. Historia de vitis Romanorum Pontificum // PL. 128. Col. 145-172;
  • Mansi. T. 3. Col. 1020 sq.; Coll. Avel. T. 2. P. 92-98; La lettre du pape Innocent I à Décentius de Gubbio (19 mars 416) / Éd. R. Cabié. Louvain, 1973;
  • Ioan. Chrysost. Ep. // PG. 52. Col. 529-542;
  • Palladios. Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome / Éd. A.-M. Malingrey. P., 1988. T. 2. (SC; 342);
  • Древние жития свт. Иоанна Златоуста / Пер.: А. Балаховская. М., 2007. С. 63-70, 511-516;
  • MartHieron. Comment. P. 138-139, 143-144;
  • MartRom. Comment. P. 310.
  • Gebhardt H. E. Die Bedeutung Innozenzs I. für die Entwicklung der päpstlichen Gewalt. Lpz., 1901;
  • Amman E. Innocent I // DTC. T. 7. Col. 1941-1950;
  • Connolly R. H. Pope Innocent I «de nominibus recitandis» // JThSt. 1919. Vol. 20. P. 215-226;
  • Malchiodi G. La lettera di S. Innocenzo I a Decenzio vescovo di Gubbio. R., 1921;
  • Baur C. Der hl. Johannes Chrysostomus und seine Zeit. Münch., 1929-1930. 2 Bde;
  • Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 296-346;
  • Ellard G. How 5th-Cent. Rome Administered Sacraments: St. Innocent I Advises an Umbrian Bishop // Theol. Stud. 1948. Vol. 9. P. 3-19;
  • Vighetti O. I sacramenti della penitenza e dell'ordine della dottrina giuridica de S. Innocenzo I // Miscellanea Franciscana. R., 1951. Vol. 51. P. 39-61; 1952. Vol. 52. P. 92-112;
  • Demougeot É. À propos des interventions du pape Innocent I dans la politique séculière // RH. 1954. Vol. 212. P. 23-38;
  • Seppelt. Geschichte. 1954 2. Bd. 1. S. 135-145, 303;
  • Faccenda A. S. Giovanni Crisostomo. Asti, 1961. P. 234-241, 255-266;
  • Griffe É. La Gaule chrétienne à l'époque romaine. P., 1966 2. T. 2;
  • Proia G.-B., Carpano C. M. Innocenzo I // BiblSS. Vol. 7. Col. 840-844;
  • Marschall W. Karthago und Rom. Stuttg., 1971. S. 127-150;
  • Vogel C. Vulneratum caput: Position d'Innocent I (402-417) sur la validité de la chirotonie presbytérial conferée par un évêque hérétique // RACr. 1973. Vol. 49. P. 375-384;
  • Wermelinger O. Rom und Pelagius. Stuttg., 1975. S. 116-133;
  • Sotomayor y Muro M. La Iglesia en la España romana // Historia de la Iglesia en España. Madrid, 1979. T. 1. P. 108, 125-126, 153-154, 233, 245, 251-252, 268, 275, 304-305, 309, 342;
  • Malazzo A. M. Le epistole di Giovanni Crisostomo ad Innocenzo I e le epistole 1-4 di Demostene // Orpheus. Catania, 1982. Vol. 3. P. 200-223;
  • Studer B. Écrivains d'Italie jusqúau pape Leon le Grand // Quasten. Initiation. 1986. T. 4. P. 741-744;
  • Mathisen R. W. Ecclesiastical Factionalism and Religious Controversy in 5th-Cent. Gaul. Wash., 1989. P. 22-23, 44-48;
  • Montero S. El papa Inocencio I ante las tradiciones paganas // Antigüedad y Cristianismo. Murcia, 1990. Vol. 7. P. 405-412;
  • Delmaire R. Les «lettres d'exile» de Jean Chrystome: Études de chronologie et de prosopographie // Rech. Augustiniennes. 1991. Vol. 25. P. 71-180;
  • Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 199-205;
  • Kelly J. N. D. Golden Mouth: The Story of John Chysostom - Ascetic, Preacher, Bishop. N. Y., 1995;
  • Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. 1: 395-518 гг.;
  • Hunter D. G. Vigilantius of Calagurris and Victricius of Rouen: Ascetics, Relics, and Clerics in Late Roman Gaul // JECS. 1999. Vol. 7. N 3. P. 401-430;
  • Dunn G. D. Roman Primacy in the Correspondence between Innocent I and John Chrysostom // Giovanni Chrisostomo, oriente e occidente tra IV e V secolo: XXXIII Incontro di studiosi dell'antichità cristiana (Roma, 6-8 maggio 2004). R., 2005. P. 687-698;
  • idem. The Date of Innocent Ís Epistula 12 and the Second Exile of John Chrysostom // GRBS. 2005. Vol. 45. N 2. P. 155-170;
  • Schima S. Innozenz I: Ein Zeitgenosse de Johannes Chrysostomus und sein Kirchenbild // Giovanni Chrisostomo, oriente e occidente... R., 2005. P. 665-686.

Использованные материалы

  • Д. В. Зайцев. "Иннокентий I" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 35-41 (использовано частично)



[1]  "JULY 28 Innocent, Bishop & Confessor" // Ordo 2017 for reciting the Divine Office and Celebrating the Mass according to the calendar of The Universal Church and the use of the Western Rite Vicariate General of the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America. Pro Anno Domini MMXVII. - St. Luke’s Priory Press, p. 85, https://files.acrobat.com/a/preview/e98621ac-25e4-4b71-9cc5-...abf.

[2]  Hieron. Ep. 130. 16

[3]  coemeterium ad Ursum piliatum - LP. Vol. 1. P. 119

[4]  Pallad. Dial. de vita Ioan. Chrysost. 3

[5]  греч. версия послания сохр. у Созомена - Sozom. Hist. eccl. VIII 26

[6]  Innocent. I, papa. Ep. 10

[7]  Zosim. Hist. V 40

[8]  Sozom. Hist. eccl. IX 6

[9]  Sozom. Hist. eccl. IX 9; Olympiod. 16; Zosim. Hist. VI 13

[10]  Oros. Hist. adv. pag. VII 39

[11]  CTh. XVI 5. 40

[12]  сохр. послание Иннокентия I к Аврелию и Августину 405/6 г.- Innocent. I, papa. Ep. 10 = Aug. Ep. 184

[13]  CPL, N 1643; Innocent. I, papa. Ep. 43

[14]  PL. 20. Col. 629-636; PG. 146. Col. 1037-1040; 158. Col. 485-487

Редакция текста от: 06.09.2020 15:37:08

"ИННОКЕНТИЙ I РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google