Мраморная статуя императора Аркадия. Изваяна между 383 и 407 годами. |
Память 27 августа (Греч. [1])
Родился в 377 или 378 году в Константинополе [2], был старшим сыном Феодосия I Великого и Элии Флавии Флакциллы.
Образование Аркадия было доверено сперва его матери, потом священнику Арсению и, наконец, знаменитому языческому писателю Фемистию.
С 16 августа 383 года - август и соправитель императора Феодосия I Великого.
Когда Феодосий I в 394 году выступил против узурпатора Евгения, он оставил Аркадия за номинального главу правительства в Константинополе.
В 395 году Аркадий сменил отца на троне Восточной Римской империи, в то время как его брат Гонорий стал номинальным правителем Западной Римской империи. Это разделение оказалось решающим событием. Территория римского государства и раньше, бывало, разделялась на две части, но один из императоров обычно считался старшим по отношению к другому, поэтому сохранялась хоть какая-то видимость единства. Давление политических и военных обстоятельств новой эпохи означало, что такое положение более невозможно: к тому времени оба правительства склонялись к тому, чтобы идти каждое своим путем. Это правда, что законодательство, провозглашаемое восточным и западным императорами, относилось ко всей Империи, и каждый из них чеканил монеты с именем и портретом своего коллеги. И все же это новое разделение было более ощутимым, чем любой предыдущий раздел власти, и в самом деле политические отношения между двумя администрациями часто бывали весьма напряженными. Существуют разные точки зрения относительно того, с каких пор "Восточную Римскую империю" можно считать "Византийской империей", тем не менее многие считают Аркадия первым византийским правителем.
Император Аркадий отличался слабым здоровьем и нетвердостью духа. Всеми делами в его правление ведали всесильные временщики: префект претория Руфин (392-395), препозит священной опочивальни Евтропий (395-399), главнокомандующий Гайна (399-400), префекты претория Востока Аврелиан (399-400) и Анфимий (405-414). Большое влияние на Аркадия имела также его жена императрица Евдоксия, дочь знатного франка Бауто. У императорской четы было 3 дочери и сын, будущий император Феодосий II Младший.
Для эпохи Аркадия характерно обострение отношений Константинополя с Западом, вызванное соперничеством временщиков при дворах Аркадия и Гонория. Претензии Стилихона, опекуна Гонория, на право распоряжаться делами всей империи вызвали в Константинополе упорное сопротивление.
Одной из главных проблем, которые пришлось решать правительству Аркадия, было усиление влияния готов. Это многочисленное и воинственное германское племя в 370-х годах было допущено на Балканы имп. Валентом II, погибшим в 378 году при попытке решить разгоревшийся вскоре конфликт с готами военным путем. Его преемнику, императору Феодосию I, не удалось окончательно примирить империю с иноплеменниками-готами, и Аркадий получил в наследство чрезвычайно сложную проблему. В начале его правления вестготы (визиготы) под предводительством Алариха вторглись в Мёзию, Фракию и Македонию, угрожая Константинополю, который был спасен от разграбления лишь благодаря дипломатическому искусству Руфина. Аларих направился в Грецию и при попустительстве Стилихона, мечтавшего присоединить к Зап. империи всю префектуру Иллирик, опустошил и разграбил эту страну вплоть до Пелопоннеса. Лишь после присвоения Алариху должности главнокомандующего в Иллирике (magister militum per Illyricum) готская угроза для Балкан была устранена.
Помимо опасности для провинций присутствие варваров влияло и на жизнь в столице, где многие высокие посты, особенно в армии, со времени Феодосия I находились в их руках. В имперской элите сложились 2 противостоящие партии: готская, во главе которой стоял военачальник (magister militum) Гайна, и партия противников «варварского засилья», возглавленная префектом претория Востока Аврелианом. В 399-400 гг. между партиями произошло открытое противостояние, вылившееся в «мятеж Гайны» - попытку готского войска поставить под свой контроль Константинополь и управление империей. Хотя Гайна вошел в столицу во главе подчиненных ему войск, население было настроено враждебно к арианам-готам; энергичный протест свт. Иоанна Златоуста не позволил Гайне передать своим воинам одну из главных церквей Константинополя. 12 июля 400 г., когда Гайны не было в Константинополе, толпа бросилась на готов и перебила около 7 тыс. чел. Гайна бежал на Дунай, где в декабре 400 года погиб в одном из сражений с гуннами. После этих событий влияние германцев в Византийской империи было существенно ослаблено.
В честь победы над готами при Аркадии было начато строительство нового форума в Константинополе, завершенного при Феодосии II. В центре форума Аркадия была поставлена колонна, украшенная барельефами; конная статуя Аркадия в 421 г. была водружена на ее вершине. В программе барельефов колонны Аркадия нашли отражение изменения в офиц. идеологии имп. власти: победу императора отныне связывали не с его военной доблестью правителя, а прежде всего с его христианским благочестием. Статуя упала при землетрясении в 740 г., а сама колонна простояла до 1715 г. В настоящее время сохранились остатки постамента колонны.
Религиозная политика
Аркадий продолжал деятельность Феодосия I по укреплению Православия в империи после окончательного осуждения арианства на II Вселенском Соборе (381) и запрета языческих жертвоприношений эдиктом 391 г. Во время «мятежа Гайны» ариане попытались восстановить свое влияние в столице. Позднее, несмотря на усилия правительства Аркадия, число ариан было достаточно велико. В самом Константинополе арианское богослужение было запрещено, однако за чертой города благодаря покровительству высокопоставленных чиновников накануне великих праздников совершались пышные шествия ариан, во время которых пелись религиозные песнопения. Свт. Иоанн Златоуст организовал подобные шествия православных в городе, в результате чего арианские церемонии были запрещены. Германцы в Константинополе были в основном арианами, но среди них были и православные - выходцы из Крыма. Из их среды свт. Иоанн выбрал еп. Унилу и предоставил им церковь св. Павла в Константинополе, разрешив служить на готском языке.
Язычество, еще достаточно сильное в Египте, Сирии и Греции, преследовалось. В Греции в результате нашествия готов были разрушены города, где существовали наиболее значительные языческие культы,- Элевсин, Олимпия (396). Афинская школа платонизма оставалась центром языческой культуры. В 401 г. еп. Порфирий Газский, воспользовавшись прибытием в Палестину императрицы Евдоксии, добился закрытия знаменитого святилища бога Марны. В Газу были посланы войска, языческие храмы были разрушены, а на месте Марниона была воздвигнута церковь, расходы на строительство которой взяла на себя Евдоксия. Местная община христиан составляла тогда не более 280 человек. В это же время свт. Иоанн Златоуст направил в Финикию монахов, которые предали разрушению языческие храмы в Сидоне и Библе, несмотря на протесты жителей.
Сам Аркадий и богатые люди империи начали возводить на свои средства величественные христианские храмы. Аркадий построил в Константинополе церковь св. Иоанна; в егип. пустыне, в окрестностях Мареотиды, он воздвиг в честь св. Мины базилику, руины которой были обнаружены в нач. XX в. (см. Абу-Мина). Руфин, которому принадлежал дворец в предместье Халкидона, построил здесь храм и монастырь в честь святых апостолов, куда были перевезены из Рима многочисленные реликвии и призваны египетские монахи.
Перенесения мощей тех или иных святых в Константинополь и его окрестности, представлявшие собой грандиозные церемонии с участием императора и двора, стали важной частью общественной жизни столицы. Так, в 398 г. свт. Иоанн Златоуст присутствовал при перенесении мощей св. Фоки, в 406 г. состоялось перенесение мощей прор. Самуила. Среди инициатив по распространению Христианства за пределы империи в эпоху Аркадия была миссия Маруфы, еп. Майферкатского (Мартиропольского), проповедовавшего в Месопотамии, принадлежавшей Сасанидскому Ирану. По поручению Аркадия он прибыл ко двору шаханшаха Йездигерда I, у которого он добился такого доверия, что смог восстановить Персидскую Церковь, почти уничтоженную в гонения при Шапуре II. Маруфа собрал мощи многочисленных мучеников в своем Майферкате, названном им «городом мучеников» (греч. Μαρτυρόπολις).
В отношениях двора со свт. Иоанном Златоустом произошел разлад, поскольку святитель, обличавший нравы знати, задевал юную императрицу, вызывал недовольство столичных клириков и зависть Александрийского патриарха Феофила I. Аркадий не препятствовал осуждению и низложению свт. Иоанна с Константинопольской кафедры, утвердив решения Собора «при Дубе», созванного в 403 году по инициативе императрицы Евдоксии и возглавленного Феофилом Александрийским. После происшедшего из-за удаления Иоанна народного возмущения Аркадий был вынужден пригласить его обратно в столицу, однако вскоре Иоанн вновь оказался в ссоре с двором и был осужден новым Собором. 20 июня 404 г. Иоанн добровольно предался властям и был отправлен в ссылку. Епископом Константинополя стал Арсакий. Приверженцы Иоанна не признали его, и против них власти проводили репрессивные меры, несмотря на то что императрица Евдоксия вскоре умерла.
Скончался 1 мая 408 года в Константинополе. Ему наследовал его семилетний сын, Феодосий II Младший.
Император Аркадий шесть раз был консулом: в 385, 392, 394, 396, 402, 406 годах.
Аркадий сделал слишком мало, чтобы стать известным народу, хотя, согласно церковному историку Сократу Схоластику, в одном из редких случаев, когда он появился на улице, собралась огромная толпа, желавшая увидеть его. Другой церковный летописец, Филосторгий, упоминает его смуглый цвет лица и описывает его как невысокого и худого молодого человека с невпечатляющей внешностью.
Почитание
Император Аркадий упоминается как святой в древних календарях Иерусалимской Церкви и вслед за ними в грузинских и армянских литургических памятниках под 27 августа [3].
Литература
- Thierry A. Nouveaux récits de l'histoire aux IVe et Ve siècles: Trois ministres des fils de Théodose, Rufin, Eutrope, Stilicon. P., 1865;
- idem. St Jean Chrysostome et les mœurs de son temps. P., 1905;
- Güldenpennig A. Geschichte des oströmischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II. Halle, 1885. Amst., 1965r;
- Kaufmann С. Menastempel. Fr./M., 1909; Кулаковский. История. Т. 1. С. 157-226; Demougeot E. De l'unité à la division de l'empire romain, 395-410. P., 1951;
- Strub J. Parens principum: Stilichos Reichspolitik und das Testament des Kaisers Theodosius // La Nouvelle Clio. 1952. T. 4. P. 94-115;
- Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 250-253;
- Козлов A. C. Основные черты политической оппозиции правительству Византии в 399-400 гг. // АДСВ. 1979. Сб. 16. С. 23-31;
- Liebeschuetz J. H. W. G. Barbarians and Bishops: Army, Church, and State in the Age of Arcadius and Chrysostom. Oxf., 1990.
- Cameron Al., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkely; Los Ang.; Oxf., 1993.
Использованные материалы
- А. А. Чекалова, П. Б. Михайлов. "Аркадий". // Православная энциклопедия, т. 3, с. 264-266:
- Грант. М. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт — М.; ТЕРРА — Книжный клуб, 1998
[1] "Ὁ Ἅγιος Ἀρκάδιος ὁ βασιλιὰς" // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/474/sxsaintinfo.aspx.
[2] Версия Православной энциклопедии. По М. Гранту, родился в Испании
[3] Кекелидзе. Канонарь. С. 126; Garitte G. Calendrier Palestino-Georgien. P. 86; Tarchnischvili M. Grande Lectionnaire. P. 31.