Свт. Гавриил, архиепископ Рязанский и Зарайский. Прижизненный портрет. Автор Николай Шумов |
Память 7 апреля (Рязан.), в Соборах Белорусских, Липецких, Нижегородских и Рязанских святых
В миру Городковский [1] Григорий Иванович, родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Ивана Яковлевича и жены его Евдокии Филипповны.
Семья была бедной и многочисленной: пять сыновей и пять дочерей. Георгий был вторым сыном. С детства часто недомогал, особенно страдал от грудных болей, но никто никогда не видел его унывающим. "Родитель мой, - пишет в своей автобиографии архиепископ Гавриил, - не учился в школах семинарских, но учился школе Христовой - благоверию и благочестию, за которое от Преосвященного Симона, архиепископа Рязанского, был рукоположен во священника того же села Городковичи, к церкви Успения Пресвятой Богородицы". Кротким родителям Святителя пришлось испытать много жестоких гонений со стороны лишенного сана священника Григория Иванова. "Жизнь их, - пишет сам владыка в своих записках, - в трехлетнее время разбойничества сына этого бывшего священника Марка (в просторечии Марука) с 1795 г. была самая горестная и страха исполненная".
В 1808 году окончил Рязанскую семинарию, получил священническое место при Касимовском соборе, познакомился с тамошним протоиереем Поликарповым и собирался жениться на его дочери.
В 1809 году был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую духовную академию. С разрешения семинарского правления при поступлении в Академию изменил фамилию на Победоносцев, однако к концу академической учебы стал называться Городковым.
Обучался при ректоре архим. Филарете (Дроздове) и инспекторе архим. Филарете (Амфитеатрове). Общность духовных идеалов трех святителей стала основой их дружбы, до конца жизни они состояли в переписке.
Пока Георгий учился в Академии, его невеста по воле отца вышла замуж за другого.
13 августа 1814 года окончил курс академии со степенью магистра богословия и 24 августа назначен преподавателем в Рязанскую духовную семинарию.
10 октября 1815 года пострижен в монашество с именем в честь архангела Гавриила. Постриг в Рязанском Спасском монастыре совершил архимандрит Иероним (Алякринский).
16 октября 1815 года рукоположен во иеродиакона, 22 октября - во иеромонаха епископом Феофилактом (Русановым).
27 декабря 1815 года назначен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря.
27 февраля 1816 года возведен в сан архимандрита.
17 мая 1817 года определен инспектором Рязанской духовной семинарии.
22 августа 1817 года назначен ректором Орловской духовной семинарии для преобразования ее согласно с новым положением о духовных школах и архимандритом Успенского монастыря в Орле.
В апреле 1818 года назначен ректором Нижегородской духовной семинарии и настоятелем Макарьевского Желтоводского монастыря.
С 21 августа 1821 года - настоятель Нижегородского Печерского монастыря.
Епископ Калужский
20 мая 1828 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Хиротонию в Казанском соборе Санкт-Петербурга возглавил митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (Глаголевский) в сослужении Григория (Постникова), архиеп. Рязанского и Зарайского, Владимира (Ужинского), еп. Курского и Белгородского, Никанора (Клементьевского), еп. Ревельского, греч. митр. Макария (Суццо).
В Калуге еп. Гавриил после тяжелой формы лихорадки получил исцеление от иконы Божией Матери "Милостивая", которой его благословили при постриге. В его келье перед этим образом всегда теплилась лампада.
На Калужской кафедре отношения новопоставленного архипастыря с клириками не сложились. Особенно они осложнились в 1830-31 годах, когда был проведен по всем епархиям последний в истории "разбор" духовенства, когда "разбираемые избыточные дети духовного сословия" отдавались в солдаты. Будучи членом комиссии, епископ Гавриил не только не смягчил жестоких действий представителей секулярной власти, но и всячески содействовал ей - паче всякой необходимости, чем и вызвал повсеместное недовольство клира. По поводу этого "разбора" среди калужского духовенства до 1860-х годов существовала жалостливая песня, оплакивавшая печальную участь тех, кто попал под "нелегкую архипастырскую руку".
На Могилевской кафедре
26 августа 1831 года назначен епископом Могилевским и Витебским для подготовки воссоединения западно-русских униатов.
Трудами еп. Гавриила в 1832 году православным был передан полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Владыка составил программу мероприятий по униатскому вопросу, не отвергал частное присоединение униатов к православной Церкви, но постепенно готовил почву для всеобщего воссоединения. В 1834 году подал записку с изложением своих взглядов обер-прокурору Святейшего Синода С. Д. Нечаеву. Своей миролюбивой политикой еп. Гавриил заслужил уважение многих униатов и католиков. За годы его управления епархией 59.785 чел. вернулись в лоно православной Церкви, униатский Литовский еп. Иосиф (Семашко) подал прошение о присоединении к православной Церкви. Ф. В. Булгарин писал о святителе: "Многие униаты обратились к православию из уважения к нему... Это - олицетворенная кротость".
С 30 апреля 1833 года именуется Могилевским и Мстиславским.
26 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа.
Разработал положение о доме призрения для вдов и сирот духовного звания (открыт в 1838 году близ Могилёва).
В 1836 году был избран почетным членом Киевской духовной академии.
После пятилетнего служения в Могилеве Святейший Синод предполагал назначить его экзархом Грузии, но принимая во внимание слабость здоровья, ему поручили управление Рязанской кафедрой.
Рязанский архиепископ
Гавриил (Городков), архиеп. Рязанский. Гравюра Браунга. Сер. XIX в. (РГИА) |
Устранял последствия недавнего пожара, уничтожившего большую часть города, укреплял дух пострадавших, отстроил новые и отремонтировал старые храмы. На собранные пожертвования архиерей восстановил обветшавшее архиерейское подворье в Рязанском кремле, кафедральный Успенский собор (освящен 15 августа 1857), крестовую церковь, достроил соборную колокольню (1840).
Во время сильного голода 1840 года при архиерейском доме велась раздача хлеба и денег нуждающимся. По настоянию архиеп. Гавриила губернатор В. М. Прокопович-Антонский обратился с ходатайством к министру внутренних дел об оказании помощи голодающим. Особое внимание архиерей уделил вдовам и сиротам духовного сословия, распорядился удвоить получаемое ими пособие, поручил консистории выдать священнослужителям необходимое количество денег из церковных сумм с возвращением в течение трех благополучных лет.
В родном селе Городковичи вместо обветшавшей церкви построил на свои средства новую деревянную церковь, снабдил ее ризницей, сосудами, крестами и колоколом почти в 60 пудов. По его завещанию в храм перешли две древние, греческого письма, в серебряных позолоченных ризах иконы: Казанский образ Божией Матери и икона Владычицы Милостивой.
В апреле 1841 года был назначен членом Святейшего Синода. Неоднократно выражал несогласие с распоряжениями обер-прокурора Н. А. Протасова, в 1843 году был исключен из членов Синода, вернулся в Рязанскую епархию.
1 апреля 1847 года "по вниманию к нестяжательности" архипастыря имп. указом ему было увеличено жалованье на 1 тыс. руб. серебром в год. Для укрепления материального положения рязанских архиереев Синод определил Гавриилу и его преемникам быть настоятелями Радовицкого Никольского монастыря.
В связи с эпидемией холеры в Рязанской губ. в июле-сентябре 1848 года архиеп. Гавриил призвал паству к общей молитве, организовал крестный ход из кафедрального собора Рязани вокруг города. Чтимая рязанцами чудотворная икона Божией Матери "Знамение" (Корчемная) по благословению святителя была перенесена в церковь прп. Симеона Столпника, а затем в новую часовню. Люди носили икону по домам, получая избавление от болезни.
Последствия холеры были ужасны. Она унесла 155 человек только священнослужителей епархии, многие дети остались сиротами. Архиерей приступил к устройству в Архиерейской Слободке в Рязани училища для девочек-сирот на 90 мест. Пожертвовал 1 тыс. руб. и создал неприкосновенный фонд для содержания воспитанниц. Книги для библиотеки училища приобретались на средства архипастыря, на праздники архиеп. Гавриил присылал учащимся подарки и деньги.
В Рязани организовал церковно-исторический комитет, собрал обширную библиотеку древних рукописей и впоследствии передал ее в Ольгов Успенский монастырь, по просьбе губернатора собрал сведения о рязанских храмах и монастырях. Благословил построить часовню на городище Старая Рязань, на месте обнаружения фундамента одного из храмов с честными останками рязанских князей и княгинь, погибших в 1237 году во время нашествия хана Батыя. В 1849 году украсил усыпальницу рязанских архиереев в Архангельском соборе Рязанского кремля киотом с крестом из кости.
Особо почитал чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, благословил устроить в ее честь придел в Сергиевской церкви Рязанского Троицкого монастыря, 24 октября 1852 года собственноручно перенес икону в храм из Борисоглебской церкви Рязани. В 1856 году подготовил церковное торжество присоединения к православной Церкви старообрядцев г. Зарайска. По его благословению в дар единоверческой церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя была передана старинная утварь из архиерейской ризницы и крестовой церкви.
Увольнение на покой
Уход на покой архиеп. Гавриила был вызван нелепым случаем, имевшим место во время посещения преосвященным Казанского девичьего монастыря. 22 октября 1857 года в игуменских покоях Рязанского Явленского девичьего монастыря во время трапезы у игуменьи монастыря в горницу вошел неизвестный человек. Он направился в сторону владыки, как бы за благословением. Преосвященный сам встал навстречу ему. Как только владыка хотел благословить незнакомца, тот сильно ударил святителя по голове, так что последний упал на пол. Этим "незнакомцем" был умалишенный иеродиакон Невской лавры Варлаам. Архиерей, получив неожиданный удар, "тихо и кротко сказал ему: "Что ты, Бог с тобою".
Этот случай оставил у преосв. Гавриила тяжелое впечатление. Московский митр. Филарет, выражая преосвященному свое сочувствие написал: "По рассуждению древнего философа, ударом от осла не должно тревожиться". Однако тяжелое чувство не покидало архиеп. Гавриила. Лично простив обидчика, преосвященный Гавриил был вынужден участвовать в следствии по этому делу. Приходилось давать показания, накладывать резолюции на рапорты Консистории и Святейшего Синода. Архиеп. Гавриил написал прошение об увольнении на покой.
5 июня 1858 года уволен на покой в Ольгов монастырь Рязанского уезда с правом управления этим монастырем.
Незадолго до приезда святителя в обитель в монастырской часовне явилась чудотворная Иверская икона Божией Матери. По благословению архиеп. Гавриила ее перенесли в Успенскую церковь монастыря, святитель любил молиться перед этим образом. При нем в монастыре была построена каменная ограда, настоятельские деревянные кельи, гостиница для паломников, к алтарю Троицкой церкви пристроена каменная ризница. На пожертвования рязанцев был куплен крупный колокол для монастырской звонницы.
Архиеп. Гавриил активно занимался благотворительностью, жертвуя деньги на монастыри, на содержание причта ряда храмов, на Рязанскую духовную семинарию и др.
Он сам избрал место погребения, повелев рабочим вырыть могилу и выложить кирпичом своды склепа возле правого клироса южного придела Троицкого храма. Во время работ Владыка пришел осмотреть место своего упокоения и долго стоял над ним в задумчивости. Затем сказал работникам: "Вы видели, православные, какую честь отдают Архиерею в храме Божием? - и, указав на могилу, продолжил, - Вот чем оканчивается всякая почесть земная! Помните, любезные мои, что за гробом, там, - указывая на небо, - встречены будут с почестию одни только добрые дела наши, и уже никогда не будут зарыты в землю!"
Кончина и почитание
Рака с мощами свт. Гавриила в Рождественском соборе в Рязани, 2004 год |
Скончался 7 апреля 1862 года, накануне Пасхи, при пении стиха чина погребения "Животе, како умираеши?". Погребен 13 апреля в Троицкой церкви Ольгова монастыря.
16 июля 1999 прославлен в лике месточтимых святых, в том же году были составлены житие святителя и акафист ему. Мощи святителя обретены 26 октября 1999 года и перенесены в Рязанский Троицкий монастырь. 3 января 2000 года в этой обители состоялось торжество прославления мощей. 31 января 2002 года свт. Гавриил был включен в состав Собора Белорусских святых.
Оценки и воспоминания
Икона свт. Гавриила Рязанского |
Сама внешность архиеп. Гавриила - "благообразное лицо с большими голубыми глазами, худощавость, тихая походка" - располагали в его пользу всякого. С особенной лаской относился преосв. Гавриил к детям. Во времена суровой педагогики он провозглашал, что "дети любят ласковое с ними обхождение, ласковость смягчает сердца и загрубелые".
Служил архиеп. Гавриил всегда благоговейно.
Бывали случаи, когда преосв. Гавриил допускал мнительность и излишнюю привязанность к родным. При всяком переводе его "смущало неустройство места", казалась "искушением" разлука с родными; ему казалось, что его переводят в наказание... И такому уравновешенному человеку, как митрополит Московский Филарет, стоило немалого труда успокаивать мятущийся дух Гавриила, ставя ему на вид убедительные истины, вроде того, что "близость родных более стесняет, нежели облегчает архиерея, или, что архиерею брать к себе брата - значит брать искушение".
Архиеп. Гавриил всегда интересовался наукой. Его ученик Иннокентий (Борисов) снабжал архиеп. Гавриила всеми новинками богословской литературы. Был большим любителем рязанской старины. Именно он обнаружил среди документов духовной консистории в 1837 году древние записи, свидетельствующие об основании города Переяславля Рязанского (современной Рязани в 1095 году (в лето 6603). К современным вопросам Церкви преосвященный подходил путем историческим, "с осторожностью и осведомленностью ученого".
Занимался поэзией, переложил ряд псалмов и составил духовные канты.
Сочинения
- Слово в Комитете Библейского Общества. П., 1822.
- Слово покаянное, говоренное в кафедральном Калужском соборе. М., 1830.
- Слово, говоренное в Могилевском кафедральном соборе епископом Гавриилом 4 окт. 1831 г. при вступлении в управление Могилевской епархией. СПб., 1831.
- Беседа на Рождество Христово. СПб., 1844.
- Слова и речи. М., 1860.
- Слова и речи на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. М., 1860.
- Собственноручные автобиографические записки преосв. Гавриила. // Странник. 1864.
- Послания и надписи. // Странник. 1864.
- Шесть писем к обер-прокурору С.Д. Нечаеву. // Старина и новизна. 1905. кн. 9. с. 239.
- Речь в Библейском обществе. Отчет общ. за 1821 г.
- Переложение 29-го псалма (в рукописи).
Награды
- орден св. Анны II степени (1821)
- серебряная медаль (10 октября 1826, от митрополита Филарета (Дроздова))
- орден св. равноапостольного князя Владимира III степени (28 января 1828, "в воздаяние отлично ревностного служения")
- орден св. Анны I степени (1 января 1832, "за ревностное служение по управлению епархией" от имп. Николая I)
- орден св. Анны I степени, украшенный императорской короной (4 апреля 1836, от имп. Николая I)
- орден равноап. князя Владимира II степени (1840)
- орден св. блгв. князя Александра Невского (1848)
- алмазные знаки ордена святого благоверного князя Александра Невского (1852, от имп. Александра II)
Литература
- Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М.,1896-1918. - Т. "Гааг - Гербель". - С. 34
- Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, 1913. т. I. с. 86, 106, 231-233.
- Титов А.А. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. М., 1910.
- Леонид, иером. История церкви Калужской губернии и Калужской иерархии. Калуга, 1876.
- Родосский А. с. 93-95.
- Никанор, архиеп. Биографические материалы. т. I. с. 293.
- Булгаков. с. 1401, 1405, 1411.
- Толстой Ю. № 261.
- Строев. стб. 417, 495, 569, 612, 613, 911.
- Юбилейный сборник. с. 38.
- Письма к Гавриилу архиеп. Рязанскому и Зарайскому. М., 1869.
- Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18-19 веков. июль. с. 223-264.
- Сборник имп. Рус. истор. общ. ч. I. с. 84-85.
- Чтен. общ. истории и древн. Рос., отдел "смесь". 1863. кн. I. с. 215; кн. III. с. 188-192;
- -"- -"- 1868. кн. II. с. 114-207.
- -"- -"- 1869. кн. I. с. 57-158; кн. III. с. 223-235.
- -"- -"- 1870. кн. II. с. 211, 213-218; кн. III. с. 150-157.
- -"- -"- 1873. кн. III. с. 165-168.
- -"- -"- 1875. кн. III. с. 160, 169-179.
- Обзор русской духовной литературы. ч. II. с. 297.
- Нижегородские епархиальные ведомости. 1905. № 1.
- Странник. 1862. № 2 (биография)
- -"- 1863. № 2 и 3.
- Приб. к "ЦВ". 1889. № 17. с. 457.
- Православный собеседник. 1901. март. с. 320.
- Исторический вестник. 1885. февр. с. 467.
- -"- -"- 1889. авг. с. 446.
- -"- -"- 1869. апр. с. 182.
- -"- -"- 1905. апр. с. 101, п/с. 1.
- Русская старина. 1881. авг. с. 578, 586.
- -"- -"- 1885. окт. с. 159 п/с.
- -"- -"- 1907. июль. с. 119.
- Записки гр. М.Д. Бутурлина. // Русский архив. 1898. кн. 1. с. 13, 392-393; кн. 2. с. 563-564.
- Русский архив. 1900. кн. 3. № 11. с. 426-428.
- -"- -"- 1904. кн. 2. № 5. с. 49.
- Н.Д. с. 36, 55, 69.
- ЖПБ. т. IV. с. 126-160.
- БЭЛ. т. IV. с. 13-15; т. VIII. с. 112.
- БЭС. т. I. с. 602; т. II. с. 1164, 1582, 1974.
- РБС. т. IV. с. 36.
- Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.
Использованные материалы
- Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова). "Гавриил (Городков)" // Православная энциклопедия, т. 10, с. 193-195
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] По сведениям ПЭ, фамилия дана в семинарии по названию родного села