Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ШАРЛЕРУАНСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ (БЕЛЬГИЯ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свято-Троицкий храм в Шарлеруа, Бельгия
Свято-Троицкий храм в Шарлеруа, Бельгия
Троицкий храм в Шарлеруа Брюссельской епархии Русской Православной Церкви

До 1923 года в Шарлеруа проживали только отдельные семьи русских эмигрантов, приехавшие в Бельгию после революции в России. Переломным был 1923 год, когда бельгийские власти стали принимать на работу на шахтах эмигрантов. В Шарлеруа стали прибывать в основном из Болгарии бывшие солдаты и офицеры Корниловского полка, группами по 10-15 человек. Всего прибывших было более ста человек. Этому переселению много способствовала дочь генерала Корнилова, Н. Л. Шапрон, которая вошла в соглашение с дирекцией одного из рудников, и получила согласие на принятие новой рабочей силы. Её же стараниями русские эмигранты получали от бельгийского правительства визы и некоторый кредит на переезд в Бельгию. Все эти корниловцы были почти без исключения холостяки и одинокие люди, уйдя воевать, они либо не успели завести семью, либо оставили её в России.

Тогда же, в 1923 году среди них была высказана мысль о необходимости нанять помещение и устроить свою церковь, так как ездить в Брюссель в церковь Святителя Николая, при Российской Миссии для бедных эмигрантов было далеко и дорого.

В середине 1924 года собралась группа в 50-60 человек, работавших на одной шахте в Монтини ле Тиелль (Montigny-de-Tilleul), которая на Пасху, Рождество и в день своего полкового праздника пригласила священника Владимира Фёдорова из Брюсселя. Первые богослужения проходили при шахте в рабочей столовой или в протестантском храме в Марсинелли. Постепенно среди рабочих организовалась община.

Организация храма в школе при католическом монастыре

В 1925 году создалась инициативная группа, в которую помимо корниловцев А. Г. Трилевского, Дисскаго, Жукова, Чернявского вошли представители гражданской эмиграции, - директор стекольного треста А. В. Данилов, инженеры Д. Л. Кудрицкий и А. Г. Лаура, и другие. Они обратилась с просьбой о содействии в поисках храма к местному католическому духовенству. Всеми уважаемый благочинный округа Heprigny весьма охотно пошёл на встречу русских эмигрантов и бесплатно предоставил в их пользование класс на верхнем этаже школы при женском католическом монастыре. Был образован фонд обустройства храма, который складывался из добровольных самообложений верующих. Все решили, - ежемесячно каждый член прихода будет отдавать на содержание храма один свой дневной заработок. Строительным техником К. Я. Фадеевым был поставлен иконостас и клиросы, а всё остальное: престол, аналои, подсвечники, резные царские врата, а также покраска «храма» были исполнены самими корниловцами. Иконы были написаны своими же иконописцами: Альтовым, Белозубовым и Мехед. Корниловцы выделили также из своих рядов и прекрасный многочисленный хор, во главе с регентом Королёвым.

Впервые богослужение было совершено в праздник Рождества Христова, присланным митрополитом Евлогием (Георгиевским) первым настоятелем прихода протоиереем Иаковом Ктитаревым, прибывшим незадолго до этого из Чехии. Отец Иаков прослужил в этом классном «храме» 2 года. С приездом священника постепенно наладилась церковная жизнь прихода, был образован Приходской Совет.

В августе 1927 года отец Иаков был переведён митрополитом Евлогием в Париж, а в Шарлеруа назначен священник из Эстонии протоиерей Александр Ванчаков. Этот священник прослужил в Шарлеруа только десять месяцев и был переведён в Вену. Приход некоторое время вновь остался без священника, но в том же помещении. Священнику из Брюсселя, когда он приезжал, всё же было легче, так как было место для совершения богослужений.

Изгнание. Аренда заброшенного склада

Вслед за этим Парижское Епархиальное Управление весьма неудачно назначило в Шарлеруа священника Иоанна Д., незадолго до этого перешедшего в православие из католиков. Отец Иоанн совершил только одно богослужение, после которого Приходскому Совету было указано сестрами монастыря немедленно освободить помещение класса. Службы прекратились. Отец Иоанн уехал. Помещение храма было утеряно. Разобранный иконостас монахини согласились временно поместить в подвале монастыря.

Снова возобновились поиски помещения. После долгих усилий община арендовала заброшенный склад в городе Шарлеруа по адресу рю де Л’Анкр дом 1, куда общими усилиями и была перевезена церковь. Священником был назначен протоиерей Димитрий Владыков, приехавший из Прикарпатской Руси. С ним приехал и псаломщик-регент хора Валентин Николаевич Войдёнов. Это было как раз кстати, так как регент Королёв к тому времени уехал в Америку. С этого времени начались регулярные богослужения. Жизнь прихода наладилась. Число прихожан на богослужениях всегда было более ста человек.

Отец Димитрий прослужил в Троицком храме Шарлеруа 11 лет, до 1938 года. За эти годы в жизни прихода произошло немало изменений. Регент В. Н. Войдёнов, который исполнял свои обязанности более 25 лет (умер в 1956 году), устроил прекрасных хор, который городские власти неоднократно приглашали на различные фестивали духовной и светской музыки. В эти годы неоднократно приход посещали архиепископ Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский), митрополиты Евлогий (Георгиевский) и Владимир (Тихоницкий). В храме молились генералы Деникин, Кутепов и Миллер. На престоле храма до сих пор лежит святой антиминс, выданный митрополитом Владимиром.

Несмотря на многочисленность прихожан, бюджет храма всегда сводился с трудом, так как основная масса людей была весьма бедной. Большую часть расходовали на аренду помещения. Отец Димитрий, понимая тяжёлое положение прихода, постепенно сам снизил своё жалование, от 1200 франков, в начале своего назначения, до 600 франков в 1935 году. Причиной этому был начавшийся в 1930 году экономический кризис, который спровоцировал потерю рабочих мест среди русских эмигрантов. Безработным иностранцам не выдавалось тогда от государства никаких пособий. Люди были в очень бедственном положении, многие просто жили впроголодь и не могли платить никаких взносов на содержание храма. Это положение продолжалось до 1940 года.

В поисках работы люди уезжали в Брюссель и другие города. В 1936 году в Брюссель уехали церковный староста, а след за ним и Председатель Приходского Совета. В начале 1938 года попросился на покой настоятель храма отец Димитрий Владыков. Он остался доживать свой век в Шарлеруа.

Епархиальное Управление назначило нового настоятеля протоиерея Андрея Насальского. Этот священник пробыл в Шарлеруа всего несколько месяцев [1] и в том же 1938 году был переведён в Брюссель.

В августе 1938 года в Шарлеруа приехал новый настоятель иеромонах Кирилл (Шимский).

Помещение храма за истекшие годы пришло в такое плачевное состояние, что от опасности обрушения потолка было почти невозможно совершать богослужения. Прихожан оставалось всего 40-50 человек. Все же было найдено новое, значительно меньшее помещение храма, при котором были две комнаты для священника в доме на Рю дю Форт. В него была перенесена вся церковная утварь и на Вербное Воскресенье 1939 года совершено первое богослужение.

Фашистская оккупация и раскол прихода

В мае 1940 года началась германская оккупация Бельгии, которая принесла общине Троицкого храма много горя и нестроений. В день захвата немцами Шарлеруа, иеромонах Кирилл (Шимский) вышел на улицу и приветствовал оккупантов, приплясывая с радостными криками. Затем, не скрывая своих германофильских симпатий, отец Кирилл с немногочисленными единомышленниками порывает с юрисдикцией митрополита Евлогия (Георгиевского) и, самолично переводит приход в ведение «карловацкого» Берлинского архиепископа Серафима (Ляде). С этого времени в течение двух лет в приходе водворяется весьма тяжёлая атмосфера.

Община поредела и молчаливо не соглашалась с мнением священника. Отец Кирилл неоднократно говорил в храме о своих симпатиях к Гитлеру. В конце концов, произошёл открытый раскол прихожан, все разделились на две группировки. Преобладающее большинство осталось верной Парижской Архиепископии. Тогда иеромонах Кирилл под угрозой немецких репрессий самовольно отстраняет старосту П. Ф. Малышева, отстраняет Приходской Совет, отбирает у казначея приходскую кассу и назначает на все эти должности своих немногочисленных единомышленников.

Возмущённые люди покидают храм и чтобы только не ходить в «кирилловский» карловацкий, решают открыть новый. В декабре 1940 года люди арендовали небольшой гараж, который приспособили под храм и в феврале 1941 года для его освящения пригласили из Брюсселя игумена Георгия (Тарасова).

Старый храм, где служил иеромонах Кирилл, опустел. Тогда он обратился к немецким оккупационным властям с требованием закрыть этот новый «бесконтрольный, самоопределившийся приход». Начались репрессии Гестапо. Людей вызывали и настоятельно рекомендовали вернуться в «кирилловскую» церковь. Выявляли самых активных прихожан и под угрозой всяческих неприятностей требовали покориться Кириллу. Начались аресты и сажания в тюрьму. Всех дольше в заключении провёл инженер Ушаков, его даже направили в тюремный лагерь в Брендок, откуда он вышел совершенно разбитый и больной. Оккупационные власти заявили, что по их указанию приход должен подчиняться карловатскому архиепископу Берлинскому Серафиму. Община глухо протестовала и так никогда и не приняла этого.

В 1942 году иеромонах Кирилл был переведён в Лейпциг. Однако священника искать никто не собирался, так как все знали, что таковой уже есть. Все годы противостояния с Кириллом, люди тайно обращались к престарелому отцу Димитрию Владыкову, который продолжал жить в Шарлеруа. Теперь, дабы от Берлинской архиепископии не был прислан новый настоятель, община упросила его вновь занять место священника их Троицкой церкви.

Отец Димитрий не взирая на старческую немощь, вновь принимает на себя трудные пастырские обязанности, заявив, «оплачивайте помещенье, а если что останется – дадите мне, а если нет – и так хорошо». Немецкие власти повторно уведомили приход, что по оккупационным законам все православные общины должны повиноваться Берлинскому архиепископу Серафиму. Выборное начало совершенно отменялось, отменялись староста и Приходской Совет. Кроме священника в приходе оставался только казначей, которым был в это время И. Ф. Малиновский. Казна храма тогда составляла всего 300 франков.

До самого конца войны отец Димитрий вынужден был оставаться в карловацкой юрисдикции. Не смотря на преклонный возраст, он всю оккупацию неукоснительно совершал субботние всенощные и воскресные литургии.

После войны

Сразу после окончания войны отец Димитрий вошёл в связь с Парижской архиепископией и восстановил приход в законной юрисдикции. В начале 1946 года был снова выбран Приходской Совет, старостой был избран Иван Михайлович Морозов.

После окончания войны в Бельгию стали прибывать депортированные из России пленные, бывшие на работах в Германии. Люди приезжали семьями. Значительная часть их осела в районе Шарлеруа, так как здесь их принимали работать на шахты по контрактам на 2-3 года. Храм вновь переполнился молящимися. Много было треб и, особенно, крещений. Люди приезжали не только из провинции но и их других районов страны. В эти годы в Бельгии начинают массово возникать православные русские приходы.

Отец Димитрий, которому в это время было уже девяносто лет, просил архиепископию отпустить его на покой. Епархиальное управление направило ему помогающего священника Иоанна Плаксина. Наконец в 1949 году назначило нового настоятеля в Шарлеруа – протоиерея Иоанна Бекиша.

Священник Дмитрий Владыков с прихожанами Свято-Троицкого храма в Шарлеруа
Священник Дмитрий Владыков с прихожанами Свято-Троицкого храма в Шарлеруа
На фото: священник Дмитрий Владыков с прихожанами Свято-Троицкого храма в Шарлеруа. Слева - направо: 1. отец Дмитрий - настоятель 2. Ковалени Анатолий Прокопьевич 3. Попов Михаил Яковлевич 4. Родаменко 5. нет информации 6. Малиновский 7. Войденов Валентин Николаевич - регент 8. нет информации 9. Позняков Аунин 10. Позняков Федор Павлович 11. нет информации 12. Яковлев Александр Петрович

В этот период приход насчитывал 400 прихожан. Всего же в районе Шарлеруа проживало до тысячи православных русских семей. По месту наиболее плотного их проживания были образованы новые приходы: в Монсе, Фленю, Форши ле Марш, Ла Лювьер и Шателино.

Покупка собственного здания храма

После приезда отца Иоанна Бекиша возникла проблема с помещением для храма. Хозяин здания, в котором был храм, неожиданно поднял цену за аренду. У прихода опять появилась перспектива остаться на улице. Одновременно с этим в приходе стал наблюдаться отток верующих. Люди стали эмигрировать в Америку. Перед Приходским Советом встал вопрос, либо арендовать новое помещение, либо пока ещё есть люди, попытаться собрать деньги на покупку собственного дома или земли для строительства храма. В связи с этим в 1949 году было создано общество без коммерческих целей, «Конференция Святой Троицы», которое 31 декабря того же года было легально признанное в Бельгии как юридическое лицо. В январе 1950 года был создан Строительный Комитет, который обратился ко всем верующим с инициативой строительства собственного храма.

Был создан фонд, который постепенно собрал 100 тысяч бельгийских франков. Безусловно, с такими деньгами было трудно говорить о строительстве храма, однако у прихода появилась небольшая уверенность не оказаться сразу банкротом.

В 1952 году отец Иоанн Бекиш уехал в Америку где принял постриг с именем Ириней и вскоре был рукоположен во епископа Токийского. Новым настоятелем в Шарлеруа был назначен отец Иоанн Плаксин.

В это время приход заметно опустел. Оставалось около сотни прихожан. Уже никто не думал о покупке помещения, кроме двух лиц: старосты и казначея. А тут ещё в 1953 году отец Иоанн очень тяжело разбивается на мотоцикле и надолго выходит из строя. Для его замены в Шарлеруа попеременно каждые две недели приезжали служить священники: Фёдор Устюченко и Евдоким Горбунов. В октябре 1954 года в Шарлеруа был прислан только что рукоположенный священник Владислав Куликов из Парижа. Однако он не нашёл общего языка с Приходским Советом и в мае 1957 года был переведён в Льеж.

На фоне этих административных нестроений Строительный Комитет продолжал сбор пожертвований. К 1955 году фонд насчитывал уже 140 тысяч бельгийских франков. Доходы храма падали, пожертвования уменьшались. Однажды прочитывая объявления о продаже недвижимости, староста И. М. Морозов увидел, что продаётся то же самое помещение - гараж, которое настоятель, приходской совет и строительный комитет осматривали в 1950 году и тогда сочли непригодным. Староста немедленно отправился к казначею, тот коротко ответил: «Покупаем! У меня ещё хватит денег на покупку». Попросили настоятеля созвать экстренное Приходское Собрание на котором хотели поставить вопрос о необходимости покупки этого гаража. Настоятель, священник Владислав Куликов, будучи мало популярным в Приходском Совете, заявил: «Собирайте собрание, но я человек нейтральный, воздержусь от голосования».

К счастью Приходское Собрание приняло решение о покупке здания. Было решено произвести денежный заём, но храм купить. Была взята ссуда в 30 тысяч бельгийских франков, которую община обязалась погашать с тремя годовыми процентами.

Здание было куплено 13 ноября 1955 года. Купчую на имя «Конференции Святой Троицы» подписали настоятель, староста и казначей.

В это время прихожан, способных материально содержать храм насчитывалось только 65 человек. Общими усилиями гараж был переоборудован под храм. Большую часть работ в храме сделал на свои личные средства член Приходского Совета Г. Т. Карташев. На втором этаже храма, была устроена квартира для священника, состоящая их двух комнат. Кроме этого при храме была сделана комната для библиотеки. В марте 1957 года настоятель отец Владислав Куликов был переведён в Льеж. К этому времени поправился отец Иоанн Плаксин и вновь заступил должность настоятеля.

Гаражное помещение было полностью перестроено под храм и освящено епископом Георгием (Тарасовым) 25 декабря 1957 года.

В 1957 году было составлено первое историческое повествование о храме. Автор А. Дисский заканчивает свою историю следующими размышлениями:

«Приход хотя теперь и имеет собственное помещение и свою церковь, всё же переживает острый кризис и духовный и материальный. За последнее время численность прихожан резко пала, а вместе с этим и доходность церкви. Из основоположников прихода корниловцев осталось всего человек десять, остальные... ушли в лучший мир или выехали в другие места, но оставшиеся в живых и ныне принимают активное участие в жизни прихода. Из представителей эмиграции насчитывается тоже не больше двух-трёх десятков человек. Вот на этих трёх-четырёх десятках, собственно говоря, и держится приход. Послевоенная эмиграция, к сожалению, выделила из своей среды самый ничтожный процент постоянных прихожан...

Этот прискорбный факт таяния прихода чреват тяжёлыми последствиями для местной церкви. В скором времени приход может остаться вовсе без прихожан, а, следовательно, и без средств, чтобы содержать постоянного священника. Помимо того, приход в настоящее время переживает и внутренний тяжёлый кризис: нет ни псаломщика, ни регента, ни хора. Вечерние богослужения священник совершает в пустом храме один, а на литургии весь хор составляют один-два человека при нескольких молящихся. Некоторое облегчение приход имел с приездом на работы в район Шарлеруа греков, он последние уже имеют свою греческую церковь и, таким образом, их посещение нашего храма является случайным и немногочисленным...

Очень трудные времена переживает приход... Ежегодно приход трудами и заботами местных дам устраивает рождественскую ёлку для детей русской колонии... К сожалению, хотя на ёлках бывает до 60-70 детей, в церкви их почти никогда не бывает, и многие из них не говорят по-русски. Чья в этом вина?»

В эти годы доходы храма были небольшими, но стабильными, что позволяло содержать в порядке все церковные помещения.

В 1968 году протоиерей Иоанн Плаксин по старости лет ушел на покой. С этого времени по воскресным дням в храме служили по очереди протоиерей Иаков Дойль и отец Евгений Сморщёк, которые приезжали из Брюсселя. В конце 1968 года отец Евгений был назначен временным священником храма.

В 1984 году скончался протоиерей Евгений Сморщёк. Настоятелем Свято-Пантелеимоновского храма в Брюсселе был назначен священник Сергий Коновалов. С этого времени храм в Шарлеруа становится приписным к брюссельскому Свято-Пантелеимоновскому храму. Всякий настоятель брюссельского храма автоматически становился настоятелем и церкви в Шарлеруа.

Приход в наши дни

Свято-Троицкий храм в Шарлеруа, Бельгия
Свято-Троицкий храм в Шарлеруа, Бельгия
В 1993 году отец Сергий (Коновалов), уже в сане архимандрита, был избран на архиепископскую кафедру в Париж. В виду того, что в Шарлеруа не было священника, новопоставленный архиепископ Сергий попросил совершать в Шарлеруа единожды в месяц литургию протоиерея Павла Недосекина, который был настоятелем Свято-Никольского собора Московского Патриархата в Брюсселе и с которым у владыки Сергия сложились очень близкие, доверительные отношения.

С этого времени протоиерей Павел Недосекин дважды в месяц стал совершать Божественную Литургию в Свято-Троицком храме города Шарлеруа.

Юридический статус общины Святой Троицы следующий: здание принадлежит коллегии собственников из четырёх человек. Эта коллегия была создана 31 декабря 1949 года и тогда же была зарегистрирована министерством Юстиции Бельгии под номером 2934.

6 февраля 2002 года в Свято-Троицком храме было проведено Общее Приходское Собрание, которое избрало новый состав коллегии собственников. 3 октября 2002 года, пройдя королевскую конфирмацию, новый состав коллегии был утверждён в качестве полноправных владельцев церковного здания.

В течение последних лет в храме производился сбор средств на капитальный ремонт здания. В конце 2002 года этот ремонт начался. По проекту предполагалось покрыть новую крышу, на втором этаже здания сделать небольшую квартиру для священника, полы в храме покрыть мрамором, расписать алтарную стену (горнее место), надстроить колокольню и реконструировать иконостас. Эти работы нынче завершены.

4 февраля 2003 года, на общем приходском собрании единогласно было принято решение просить патриарха Московского и всея Руси Алексия II принять ее в юрисдикцию Московского Патриархата. Решением Священного Синода от 26 декабря 2003 года приход был принят в состав Русской Православной Церкви, a постановлeнием Священного Синода от 25 марта 2004 года Троицкий приход был включен в состав Брюссельской епархии.

Настоятели

Использованные материалы

  • Протоиерей Павел Недосекин. История прихода на сайте храма
  • Нивьер Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник./ Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007 – с. 111-112.



[1]  по данным А.Нивьера с 22.05.1938 по 30.05.1939

[2]  По другим данным - с 1 марта 1927.

[3]  По другим данным - с 1944.

Редакция текста от: 16.01.2013 10:54:17

"ШАРЛЕРУАНСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ (БЕЛЬГИЯ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google