Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕЛЕНГИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Селенгинский Троицкий монастырь.  Фото ок. 2011-2012 гг.
Селенгинский Троицкий монастырь. Фото ок. 2011-2012 гг.
Селенгинский мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы в с. Троицком Улан-Удэнской епархии

  • Адрес: Россия, 671253, респ. Бурятия, Прибайкальский р-н, с. Троицкое, ул. 60 лет Октября, 74
  • Тел.: 8(30144) 59-8-62 (общий), 89243988233 (наместник), 89247575413 (эконом), 8(30144) 59-8-68 (канцелярия и бухгалтерия)
  • Сайт: http://selenginskii-monastery.cerkov.ru/
  • Проезд: маршрутным такси до с. Троицкое; электричкой до ост. Троицк или Таловка
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Расположен на левом берегу реки Селенги, между параллельно идущими лесистыми хребтами гор, на довольно ровном и возвышенном месте, на берегу мельничной речки Пьяной (названной так за ее извилистое течение), в 80 верстах (ок. 85 км) от озера Байкал.

    Центр Даурской миссии

    В указе царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима от 22 февраля 1680 года об учреждении Даурской духовной миссии ей поручалось построить на реке Селенге монастырь и сделать его средоточием своей деятельности [1]. Для этого членов миссии во главе с игуменом Феодосием снабдили денежными средствами и церковной утварью. Наказ митрополита Тобольского Павла также благословлял миссию на основание обители во имя Святой Троицы.

    По прибытии в Забайкалье весной 1681 года миссия решила создать обитель при храме во имя святителя Николая Чудотворца, возведенном нерчинскими служилыми людьми в селе Средняя Заимка (ныне Троицкое) в 1675 году. Датой основания новой обители называют 11 мая 1681 года. Монахи сразу же приступили к работе. 31 января 1684 года в обители был освящен главный деревянный храм во имя Святой Троицы, 9 мая следующего года - храм во имя святителя Николая Чудотворца. К 1690 году монастырь был устроен окончательно. В 1710-х годах был выстроен также храм во имя Всех святых. Первое время все постройки были монастыря деревянными, имелись мощные защитные стены. Оборонные укрепления поначалу играли значительную роль - в 1690 году монахи купили у казны 1 пуд 15 фунтов пороха; есть сведения, что в 1690-х годах монастырь находился на военном положении. В синодике первоначальных насельников-миссионеров иеромонах Серафим и монах Иоасаф значатся убиенными.

    Одновременно с устройством новой обители было основано её первое подворье, вскоре выросшее в самостоятельный Посольский Преображенский монастырь. Возможно также в XVII веке был устроен монастырский скит на озере Котокель. Настоятель Селенгинской обители, будучи начальником миссии, был благочинным (заказчиком) всей округи - городов Иркутска, Селенгинска (ныне Новоселенгинск), и Нерчинска с уездами.

    Обитель была сразу хорошо снабжена. Кроме первоначальных казённых средств, в неё поступили вклады деньгами, утварью, книгами и облачениями от царя Феодора Алексеевича, царицы Марфы Матвеевны, тобольского воеводы и стольника Ф. А. Головина, который побывал монастыре в августе 1687 года. С 1683 года Селенгинскому и Посольскому монастырям принадлежало устье Селенги с богатыми рыбными ловлями; в 1688 году Троицкому монастырю была пожалована Темлюйская деревня; а летом 1689 года монастырь получил "заречешные по Селенге покосы." В 1704 году монастырь стал владельцем богатой Хилоцкой вотчины в нижнем течении реки Хилок, где были сосредоточены основные бурятские кочевья. В 1708 году к вотчине присоединили земли в устье Хилка, а в 1720 году - деревню Буй. В 1724 году во владение монастыря перешло Котокельское озеро со всеми впадающими в него реками, с сенокосными угодьями. В 1729 году монастырь также получил обширные сенные покосы по реке Кирети, между реками Чика и Хилок; через год - ещё пахотные земли и выгоны для скота по левобережью Хилка до Бичуры и до Кирети. Вследствии этих пожалований монастырскими стали деревни и заимки Хилоцкой вотчины: Еланская, Сухой Ручей, Бичура, Узкий Луг, Буй, Красная Слобода и Куналей. Дворы, земельные участки, промышленные заведения, принадлежавшие монастырю появились в Иркутске, Кяхте, Селенгинске (ныне в составе Новоселенгинска. Обитель вела активную торговлю: на первых порах в Иркутске, позже в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ), Кяхте, на Преображенской ярмарке у Селенги.

    Получая от правительства земли, обитель пользовалась позволением селить на своих землях "беспаспортных" и беглых людей и основывала для новых поселенцев новые заимки и деревни. Так, с конца XVII-XVIII века непосредственно около монастыря возникло небольшое село Троицк. Жизнь крестьян в монастырских владениях во многом регулировалась монастырским уставом. На монастырских землях образовывались и селения крещеных бурят, стремившихся устроить свой быт на новых основаниях. Обитель была одним из ведущих насадителей нового для Забайкалья земледельческого хозяйственного уклада. Монастырские мельницы обслуживали не только приписных крестьян, но и посадских людей, а также земледельцев всего Западного Забайкалья. Количество принадлежавших обители крестьян достигало около 600 человек.

    Являясь форпостом Православия и России за Байкалом, расположенный на перекрестке дорог, монастырь быстро стал крупнейшей обителью своего времени к востоку от Байкала. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. Некоторое время в 1720-х, во время "Селенгинского сидения," в обители и на её землях проживал святитель Иннокентий (Кульчицкий) с другими членами Пекинской духовной миссии, которые вели отсюда проповедь Православия. На территории обители сохранился источник, освященный, по преданию, святителем Иннокентием. Бывали здесь и другие Иркутские владыки, начиная с владыки Варлаама (Коссовского), освятившего храм во имя Всех Святых. В 1719 году монастырь посетил Тобольский святитель Феодор (Лещинский). В обители в то время останавливались также все русские дипломатические и торговые деятели, направлявшиеся в Китай или в Восточное Забайкалье: Федор Алексеевич Головин, Эберхард Избрандт, Лев Васильевич Измайлов, Лоренц Ланг, Савва Лукич Владиславич-Рагузинский, Иван Дмитриевич Бухгольц, Абрам Петрович Ганнибал, и другие.

    Монастырь изначально находился в ведении Тобольских митрополитов. После учреждения Иркутской епархии, обитель оказалась на её территории, но подчинялась непосредственно Святейшему Синоду, подобно ставропигии.

    На 1732 год в обители имелась библиотека в 105 книг; в составе "алтиллерии оружейной": 3 пушки, 65 самопалов, 2 палаша, 4 бочки с порохом (12 пудов 38 фунтов) и 2 пуда 30 фунтов свинца [2].

    В 1734 году из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем правительство России запретило миссионерскую деятельность в Восточной Сибири. Это привело к закрытию Даурской духовной миссии и сильному сужению деятельности монастыря.

    Селенгинский Троицкий монастырь.  Фото ок. кон. XIX-нач. XX вв.
    Селенгинский Троицкий монастырь. Фото ок. кон. XIX-нач. XX вв.

    От секуляризации до конца Синодального периода

    Ввиду своего выдающегося значения, обитель избежала закрытия в ходе массового упразднения монастырей и изъятия их владений в 1764 году. Обитель лишилась основных земельных и рыболовных угодий, за ней оставлена лишь небольшая часть, но монастырь был определен штатным по третьему классу и стал получать ежегодное денежное содержание от государства. К концу Синодального периода общежительный мужской монастырь оставался третьеклассным.

    По мере развития обители, в ней были воздвигнуты новые храмы. В 1785 году усердием майора Карпова главный Троицкий храм был отстроен в камне, чем было положено начало каменному зодчеству в обители. В 1797 году Никольский храм был замещен Петропавловским. В 1831-1876 годах вокруг обители была возведена новая каменная стена, в которой в 1835 году был сооружен надвратный каменный храм во имя Архистратига Михаила. К концу XIX века на монастырской территории располагались 2 каменных и 2 деревянных храма, настоятельский жилой дом, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баня, сад и огород [3]. Последние значительные строительные работы были проведены при архимандрите Иринархе уже в начале XX века - в 1900-1904 годах в камне был возведен Никольский храм; появились новые дома.

    В обители не угасала подвижническая жизнь. В 1828 году здесь принял монашеский постриг преподобный Варлаам Чикойский, который положил начало Чикойскому скиту обители, а впоследствии - самостоятельному Чикойскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. В июле 1914 года братия монастыря была сменена - прежний игумен Павел с насельниками были переведены в Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь, а со Святой Горы Афона прибыл иеромонах Дорофей с новыми монахами.

    В конце XVIII века монастырь лишился особого прямого подчинения Синоду, но продолжал оставаться важным центром, посещаемым видными людьми Церкви и государства. Проезжали через монастырь святители Софроний (Кристаллевский) в 1755 году и Иннокентий (Вениаминов) в 1868 году. Неоднократно бывали Иркутские владыки, а также все члены Российской духовной миссии в Китае вплоть до 17-й миссии. В конце июня 1891 года монастырь посетил цесаревич будущий император страстотерпец Николай Александрович, подарив сребропозлащенный эмалированный напрестольный крест и пожертвовав 300 рублей [4].

    К середине XIX века в монастырской библиотеке было более 500 книг.

    Свято-Троицкий храм Троице-Селенгинской обители.  Фото 2006 г.
    Свято-Троицкий храм Троице-Селенгинской обители. Фото 2006 г.

    Закрытие

    В 1920 или 1921 году монастырь был закрыт. После ликвидации монастыря Троицкий храм продолжал действовать как приходской, но в конце 1920-х годов был закрыт и он.

    После того как монастырь был разорен, там была размещена исправительная колония, находившаяся в монастырских стенах до 1926 года. По другим данным здания были вначале переданы детскому дому, который занимал их до 1929 года, а после этого строения монастыря пустовали до периода 1932-1936 годов, когда в нём размещался Восточно-Сибирский санаторий юных пионеров, а затем, до 1938 года, помещалась детская психоколония Облздрава [5]. Так или иначе, в послевоенные десятилетия в бывшем монастыре было устроено психиатрическая больница для взрослых.

    После ликвидации монастыря монастырские постройки претерпели значительные утраты и изменения. С конца XX века некоторые из строений не использовались вообще (Никольская церковь, западная башня ограды и др.) или занимались лишь частично (Троицкий собор и др.), а какая-то их часть превратилась в руины. На территории монастыря были построенные в последующие десятилетия, а также заброшенные и недостроенные капитальные здания. Большая часть территории была предельно захламлена - появилось большое количество выгребных ям, туалетов, мусорных отвалов, куч строительного мусора, остатков разрушенных зданий и их стен.

    В 1961 году монастырский комплекс получил статус исторического и архитектурного памятника. Однако, за более чем 60-летний период нахождения ансамбля монастыря в ведении Министерства здравоохранения Бурятии, последнее не предпринимало никаких мер по поддержанию, сохранению и реставрации, а произвольно, в нарушение законодательства об охране памятников, меняло облик древних строений. В 1979-1984 годах Министерством культуры Бурятии финансировались работы по обследованию и проектировке реставрации строений, но на деле для реставрации не было сделано ничего.

    Троицкий собор (слева спереди) и Никольский храм (справа сзади) Селенгинского Троицкого монастыря.  Фото Аркадия Зарубина от 26 сентября 2012 г.
    Троицкий собор (слева спереди) и Никольский храм (справа сзади) Селенгинского Троицкого монастыря. Фото Аркадия Зарубина от 26 сентября 2012 г.

    Возрождение

    В середине 1990-х годов в селе Троицком был зарегистрирован приход, и верующим была передана часть надвратного Михайло-Архангельского храма обители. Богослужение совершалось периодически приезжавшими священниками. С 1998года по заказу Научно-производственного центра охраны памятников Минкультуры Бурятии и Бурятского благочиния Читинской епархии пошло инженерное обследование сохранившихся исторических строений.

    По ходатайству епископа Читинского Евстафия в декабре 2000 года глава Бурятии Л. В. Потапов подписал распоряжение о проведении мероприятий по освобождению исторического комплекса Свято-Троицкого Селенгинского монастыря от занимавшей его Троицкой психиатрической больницы. В течении шести лет в селе Новая Брянь шла реконструкция здания под больницу. Тем временем больница передавала Бурятскому благочинию одно за другим здания обители. Охрану этих зданий осуществляли один-два монаха или послушника Посольского Спасо-Преображенского монастыря. С осени 2005 года до конца июля 2006 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении несколько монахов и послушников под началом иеромонаха Николая (Кривенко). В октябре 2005 года в обитель проездом были доставлены мощи святителя Иннокентия Иркутского, перед которыми был совершен торжественный молебен с крестным ходом вокруг обители.

    Указом епископа Евстафия в июле 2006 года был назначен первый исполняющий обязанности наместника возрождаемого Селенгинского монастыря. Ядром новой монастырской общины стали монахи Посольского монастыря. 1 августа того года новоприбывшая братия совершила первую Божественную литургию в восстанавливаемом Михайло-Архангельском храме. Задачами первостепенной важности перед новыми братьями обители стали окончательная приемка зданий монастырского комплекса и минимальная внутренняя реставрация старейшего Троицкого храма обители. Состояние храма было в крайнем запустении, пришлось разбирать два пристроенных к зданию храма туалета. 11 сентября того же года, в день крестного хода в память о чудесном явлении иконы Иоанна Крестителя у села Ильинки, впервые за восемьдесят с лишним лет в Троицком соборе была отслужена Божественная литургия. Следующими задачами были ремонт фасада Михаило-Архангельского храма и решение бытовых вопросов.

    4 декабря 2006 года последние больные были переведены из обители в специально подготовленное учреждение. При этом монастырю удалось оставить у себя электрическую подстанцию, скважину, оснащенную глубинным насосом; удалось предотвратить разборку одного из вновь построенных зданий, которое послужило основой келейного корпуса монастыря. 26 декабря того же года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря.

    На начало 2010-х годов в возрождаемом монастыре совершался полный круг суточного богослужения, таинства, ежедневные крестные ходы; проводятся различные праздничные мероприятия в сотрудничестве с местными культурными и детскими учреждениями, экскурсии для паломников. Три раза в год (7 июня, 7 июля, 11 сентября) организовывался многолюдный крестный ход от обители до села Ильинки к месту чудесного явления иконы Иоанна Предтечи. Силами братии был произведен частичный ремонт фасадной части Михайло-Архангельской церкви, двух южных башен ограды; внутренний ремонт в храме Святой Троицы; были оборудованы временные трапезная, канцелярия, келейный корпус, гараж. Монастырь обзавёлся небольшой пасекой, курами, столярной мастерской. Для постепенно растущего числа паломников была устроена гостиница. Монастырь принял под духовное окормление православные общины сёл Ильинки, Татаурова, Таловки и других прилегающих населенных пунктов.

    Статистика

    • лето 2006 - 1 иеромонах, 1 иеродиакон, 1 послушник, 7 трудников [6]
    • ок. нач. 2010-х - 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 послушников; постоянно проживают от 15 до 20 трудников [7]

    Троицкий соборный храм (посередине) и Михаило-Архангельский храм (справа) Селенгинского Троицкого монастыря.  Рис. ок. XIX в.
    Троицкий соборный храм (посередине) и Михаило-Архангельский храм (справа) Селенгинского Троицкого монастыря. Рис. ок. XIX в.

    Храмы, архитектура

    Монастырь охватывает обширную территорию, обнесенную стенами. Внутри на начало XXI века сохранялось три полуразрушенных храма - Троицкий, Михаило-Архангельский, Никольский, - а также различные постройки построенные в период хозяйства в обители психиатрической больницы.

    Развитие архитектурного ансамбля монастыря до закрытия можно условно разделить на три периода: До 1724 года - период основания и постройки первоначального комплекса зданий, господство острожно-клетского стиля со значительными элементами шатрового зодчества; середина XVIII века - период перестройки части зданий, придания им в основном шатрового характера; после 1785 года - период значительного сдвига в архитектурном облике, господство каменного зодчества.

    Троицкий собор

    Соборный храм во имя Святой Троицы расположен в центре территории обители.

    Первоначальный храм строился с 1681 года, был освящен 31 января 1684 года, и стал первой новой церковью обители. В описании 1732 года об этой церкви говорилось, что она:

    "с трапезою с западну и северну стороны, с папертью," имеет "верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной стороны образ Господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной."

    Внутри храм был обильно украшен иконами - на досках и на "холстах живописью." Царские врата иконостаса были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Иконостас высился над царскими вратами в четырех ярусах. В центре храма свисало огромное двухпудовое медное паникадило. Некоторые приборы церковной утвари представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства весьма тонкой работы XVII-XVIII веков.

    В 1785 году на месте прежней Троицкой церкви усердием майора Карпова был сооружен новый каменный храм в стиле барокко. Кирпичный собор на бутовом фундаменте был одноэтажным, трехпрестольным. Толщина стен трапезной и храма 150 см, колокольни - 180 см. Полы деревянные, крашеные; крыши первоначально также деревянные, из теса и лемеха. Главный престол во имя Живоначальной Троицы занимал двухсветную часть и был "холодным." Обе части соединялись нешироким арочным переходом с двумя створчатыми дверями. "Тёплые" приделы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца, которые строились вплоть до 1800 года, размещались в широкой одноэтажной трапезной впереди. К теплой части была присоединена каменная колокольня, к которой примыкали два одноэтажных здания, в одном из которых разместилась монастырская библиотека. Новая церковь была сравнительно небольшой: длина чуть более 14 саженей (ок. 30 м), ширина холодной части - 4,5 сажени (ок. 10 м.), теплой - 7 саженей (более 15 м), высота - 11 саженей ( 23,4 м), колокольня поднималась на 16 саженей (34 м).

    Внутреннее убранство обеих частей Троицкой церкви отличалось большим вкусом. Сплошной позолоченный иконостас был украшен искусной резьбой, иконостас холодной части был пятиярусным. В одном из приделов в 1847 году внутренние стены окрасили зеленой краской, а на своде изобразили светлое небо с плывущими облаками. Свод холодной части был выкрашен в виде голубого неба осыпанного звездами. Окна, карнизы и панели разделены бордюрами. Снаружи фасады украшены плоскими вертикальными выступами под вид колонн - пилястрами. Каждое окно украшено картушем.

    В 1863-1875 годах крыши были покрыты железом. В 1900 году Никольский придел, в связи с закладкой церкви того же посвящения, был переосвящен во имя апостолов Петра и Павла. На колокольне в конце XIX века висели семь колоколов, вес большого 55 пудов, всех прочих - до 65 пудов. В 1901 году был повешен новый большой колокол весом 147 пудов и "внутренность колокольни перестроена."

    Ко времени возрождения обители со здания были сняты верхние ярусы колокольни и купол двухсветного храма, убрана алтарная часть, оконные проемы первого этажа расширены за счет обрамления.

    Никольский храм

    Расположен в центре территории обители.

    Первоначальный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведен на месте будущей обители еще в 1675 году. Впоследствии, новая Никольская церковь стала второй в обители, её освящение последовало 9 мая 1685 года. По описанию 1732 года церковь была:

    "низменная, с северну сторону с перерубом, с трапезой и с папертью. На той церкви верх четырехгранной небольшой четвероклинчатой без главы, крест обит белым железом. А в церкви царские двери писаны краской..."

    В отличии от Троицкой церкви, Никольский храм отапливался зимой. Был сломан в 1763 году "за ветхостью."

    В 1797 году на месте Никольского храма построили новую деревянную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1875 году покрыли железом крышу. По свидетельству И. Токмакова, в конце XIX века в церкви полностью сохранялся пятиярусный иконостас XVII века с образами, привезенными при основании монастыря. В 1893 году была закончена реставрация церкви: подведен каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Храм сделали отапливаемым, однако 31 декабря 1897 году он сгорел.

    В 1900-1904 годах на месте сгоревшей деревянной Петро-Павловской церкви построили каменную во имя святителя Николая Чудотворца, которую освятили в июне 1905 года. Вместе с пристроем алтаря длина храма составила 33 метра. Архитектура Никольской церкви своеобразно вобрала в себя различные элементы, характерные для времени строительства и более раннего периода. Храм был пятиглавым, стены обработаны немногими вертикальными и горизонтальными членениями. Характерной частью фасадов церкви являлся криволинейный деревянный карниз большого выноса, часто употреблявшийся в строительстве городских жилых зданий. Важным элементом архитектуры были монументальные обрамления дверных проемов на южном и северном фасадах.

    Ко времени начала возрождения монастыря надстройки выше главного карниза были сняты, строение имело обычную крышу. К 2012 году храм вновь украсился луковичным пятиглавием.

    Михаило-Архангельский храм Троице-Селенгинского монастыря.  Рис. по фото 1900-х гг., Минерт Л. К., Памятники архитектуры Бурятии.
    Михаило-Архангельский храм Троице-Селенгинского монастыря. Рис. по фото 1900-х гг., Минерт Л. К., Памятники архитектуры Бурятии.

    Михаило-Архангельский храм

    Надвратная церковь во имя Михаила Архангела и прочих бесплотных сил была сооружена в 1835 году, в стиле зрелого классицизма. В мае 1849 года она была освящена архиепископом Иркутским Нилом.

    Прямоугольный в плане (7,07х22,0 м) двухэтажный корпус с большим четырехколонным портиком, приставленным к стене, и арочным проемом ворот по оси трактуется как основание для храма. Храм скомпонован как центрическое сооружение с квадратным планом, перекрестными крышами и четырьмя фронтонами, к которому с запада и востока примыкают дополнительные объемы паперти и алтаря. Над всем - массивный цилиндрический барабан под полусферическим куполом с небольшим глухим фонариком, крупным золоченым шаром и крестом. Поверхность барабана расчленена чередующимся рядом из арочных проемов и таких же декоративных ниш. Здание возведено из кирпича на бутовом фундаменте. Стены оштукатурены и побелены. Железные крыши были покрашены в голубой. В новой церкви устроили иконостас сплошной столярной работы, куда собрали старые монастырские иконы XVII-XVIII веков.

    Во время внутреннего ремонта 1891 года иконостас был "разделан масляными красками, а стены клеевыми - благолепно," а над массивными деревянными воротами "написан во всю арку образ Св. Троицы." Ко времени возрождения монастыря здание храма сохранилось, но цилиндрического барабан был утрачен, крыша покрыта асбошифером, изменено заполнение проемов.

    Святые врата Селенгинского Троицкого монастыря.  Фото 2008 г. с сайта kambib.narod.ru
    Святые врата Селенгинского Троицкого монастыря. Фото 2008 г. с сайта kambib.narod.ru

    Монастырские стены

    Монастырь был сразу по основании, с конца XVII века, был окружен оборонной крепостной стеной, по типу сибирского "стоячего" острога. Ограда была деревянной, "забранной" в столбы; по углам были прочные рубленые четырехугольные башни с шатровым верхом с бойницами на разных уровнях. Стена была довольно высока и имела длину в 400 саженей (852 м), охватывая большую площадь нежели любой из 14 главных острогов Сибири в XVII века. В каждой из четырех башен стены было по три яруса ("моста") в виде этажей с бойницами. Первоначально въезжие ворота были расположены с северной стороны, обращенной в сторону Селенги. По бокам ворот высились еще две боевые башни, укрепляя самое слабое место в системе защиты. Одна из этих башен, как "остаток древнего зодчества XVII века," сохранялась еще на 1847 год.

    При этом, начиная с 1831 года вокруг монастыря стали возводить каменную ограду, а главный въезд - "святые ворота" - были перенесены на южную сторону и устроены в виде арки. Новую стену, в стиле зрелого классицизма, к 1851 году возвели с трёх сторон, а северная сторона была закончена лишь к 1876 году. Общая длина ее составила 330 саженей (703 м) и имела форму близкую к квадрату. Пятиметровые кирпичные стены с глухими арками были построены в метр шириной на бутовом фундаменте. Сначала на углах были построены три двухъярусные каменные башни с деревянными куполами крытыми железной кровлей и увенчанными крестами (высота до верхушки креста - 12 м). В 1849 году начали возводить северо-восточную башню, для постройки которой крестьянин Федор Кащеев привез 1000 кирпичей. В северо-восточной башне в середине XIX века находилась кузница. Другие башни, тоже использовались под хозяйственные нужды.

    На начало XXI века стены сохранились в относительно хорошем состоянии, если не считать перекосы некоторых участков от неравномерной осадки.

    Скиты, подворья, приписные храмы

    Утраченные постройки

    Всехсвятский храм

    Был расположен у западной стены.

    Храм во имя Всех святых был заложен рядом с западными воротами в апреле 1710 года по челобитью архимандрита Мисаила, "по самой нужде." Вероятно, ее закончили в 1715 или 1717 году. По другим данным, она была освящена в 1713 году. Церковь отличалось красотой: "с папертью брусчатая, верх осьмиугольный, бочки крестовые о пяти главах, кресты деревянные простые. А главы и бочки обиты чешуйчатым лемехом." На одной из "бочек" был изображен образ Спасителя, Сидящего во облаце - картина была видима далеко за монастырской оградой. По богатству и убранству эта церковь не уступала Троицкой.

    В конце 1730-х годов церковь перестроили. Был возведен весьма стройный трехэтажный деревянный храм с восьмигранными объемами в виде террас, уменьшающимися по мере их подъема, что дало зданию пирамидальный вид. Над каждым этажом по всему периметру восьмигранника выступали карнизы. "Бочки" были убраны. Вместо них над верхним объемом возвышался восьмигранный полусферический купол с глухим фонариком, несущий маленькую изящную маковку с тонким ажурным железным крестом. У основания церкви, вдоль северной и западной сторон, была устроена крытая галерея на каменных колоннах дорического стиля. В таком виде Всесвятская церковь сохранялась до 1920-х годов нашего столетия.

    Деревянный надвратный храм

    После возведения в 1830-х годах новой каменной ограды и "святых ворот" старое деревянное сооружение надвратной церкви оказалось на территории монастыря. В нем бывший проезд превратили в помещение для библиотеки и монастырского архива. В 1877 года крышу покрыли кровельным железом.

    Часовня

    На улице, справа от ворот, "по большому тракту," на начало XX века стояла маленькая часовня.

    Колокольня

    Колокольня обители первоначально была отдельным сооружением, стоявшим рядом Троицкой церковью. Ее шатровый верх нес на себе луковичную главку, обитую чешуйчатым лемехом, с большим деревянным крестом. В описи 1690 года сказано, что:

    "колокольница круг брусчатая. А на ней пять колоколов Государева жалованья, шестой малый колокол прикладной, да на ней же часы боевые железные в станке с кампасом указательным." Эти первые в Забайкалье башенные часы позже были перенесены в Иркутский Вознесенский монастырь. Впоследствии количество колоколов в колокольне выросло до 9. В конце XVIII века старая колокольня была заменена колокольней Троицкой церкви.

    Прочие постройки

    До закрытия монастыря, кроме церквей в монастырской ограде находились жилые помещения, хозяйственные постройки, огороды и прочее, необходимое для повседневной жизни его обитателей. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья: вначале довольно большой деревянный дом "о двух партаментах," в одном из которых была часовня-молельня; после пожара 1841 года вновь отстроен в камне с деревянным мезонином, кухней, погребом и кладовыми. Рядом с настоятельским домом, огороженные палисадом, находились три небольших огорода и сад. Монахи обитали в 10-12 кельях. С XVIII века одна келья была приспособлена для "больнишных монахов," где порой лечились и миряне. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами, находились хлебные амбары, мастерская-изба. В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, "экипажный сарай," каменные кладовые. Над колодцем возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом.

    В XVIII веке в монастыре также имелась своя тюрьма, в которой содержались преступники против веры, государственные преступники, провинившиеся монахи и прочие.

    За оградой монастырю принадлежали различные постройки: хлебные амбары, зимовье на реке Пьяной, где позже устроили мельницу (перестроена в 1887). В середине XIX века для проезжающих напротив южных ворот монастыря построили деревянную гостиницу. 1 октября 1885 году сельская церковно-приходская школа, расположенная ранее внутри обители, была перенесена во вновь отстроенное здание в селе Троицком. Была и богадельня для новокрещеных инородцев.

    Святые

    Настоятели

    Святыни

    В начале XX века среди чтимых святынь обители были [8]:

      • чудотворный Можайский образ свт. Николая Мир Ликийских - чудесно явлен на острове озера Котокель во 2-й половине XVIII в., его особо почитали жители и по Баргузинскому тракту и всему округу, его часто приглашали в селения и на поля для совершения пред ним молебного пения
      • образ вмч. Пантелеимона Целителя - точный список с чудотворнаго образа со Святой Афонской горы, откуда был прислан по просьбе бывшаго настоятеля Селенгинской обители - афонскаго постриженника архимандрита Михаила в 1883 г.
      • образ Святого Животворящего Креста - сребропозлащенный, напрестольный эмалированный, высоко-художественной работы, дар обители от святого государя Николая Александровича 21 июня 1891 г.
      • образ Святого Животворящего Креста - сребропозлащенный, старинный, со многими частицами Животворящаго древа и мощей святых, дар обители государя Феодора Алексеевича, со Святым Евангелием и сосудами и проч. вещами
      • Два напрестольных образа Святого Креста - старинные серебрянные, с частицами мощей (ветхие)
      • список иконы Богородицы Всех скорбящих Радость - выделялся благолепностью среди образов в Троицком храме; в 2009-2010 году одна из жительниц Ильинки передала храму почерневшую икону Божией Матери Всех скорбящих Радость - возможно ту самую; вскоре образ обновился в обители [9]
      • Два старых сосуда и два Евангелия (одно из Евангелий лежало на особой подставке в Троицком храме: праздничное, на александрийской бумаге, обложки и защипы из кованого серебра с позолотой, несколько листов в середине тоже были серебряными; вес серебра составлял 537 граммов); дарохранительница серебрянная, весом 6 фунтов; одна митра, замечательная старинною простотою (по всей вероятности, о. архимандрита Мисаила); из риз первого времени замечательна одна - шитая золотом, парчой и серебром - подаренная самой царицей Марфой Матвеевной первому игумену Феодосию

    Литература

    • Токмаков И. Ф., Ист.-стат. и археол. описание Свято-Троицкого Селенгинского муж. мон-ря Забайкальской обл., М., 1895.

    Использованные материалы



    [1]  РГАДА, ф. 199, Портфели Г. Ф. Миллера, оп. 2, № 481, ч. 1, л. 121, цит. по Жалсараев А. Д., "ДАУРСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ," Православная энциклопедия, т. 14, 217-219, http://www.pravenc.ru/text/171434.html

    [2]  В отчёте от того года. См. http://селенгинский-монастырь.рф/stoika

    [3]  http://www.novosibirskgid.ru/architecture/guides/svyato-troi...tml

    [4]  См. Путешествие на Восток (Государя императора Николая II), Спб., 1897.

    [5]  Первая версия более распространена. Вторая - по данным заметки Демин Эдуард, Панов Александр, "Селенгинский монастырь в ХХ веке," официальный сайт Читинской епархии, http://www.chita-eparhia.ru/enapx/hist/nov/sel/

    [6]  Страница официального сайта Селенгинского Троицкого монастыря, http://селенгинский-монастырь.рф/process

    [7]  Страница официального сайта Селенгинского Троицкого монастыря, http://селенгинский-монастырь.рф/история-монастыря

    [8]  См. Токмаков И. Ф., Ист.-стат. и археол. описание Свято-Троицкого Селенгинского муж. мон-ря Забайкальской обл., М., 1895, 13-15.

    [9]  Фадеева Антонина, "О несметных богатствах Свято-Троицкого Селенгинского монастыря," федеральный информационный портал SakhaNews, 14 мая 2012, http://www.1sn.ru/58948.html

    Редакция текста от: 20.09.2017 07:20:05

    "СЕЛЕНГИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
    в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
    в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google